Вопросы взаимосвязи административно-правового регулирования и использования информационных технологий в трудах профессора В. М. Манохина

(Ковалева Н. Н.) («Административное право и процесс», 2013, N 11)

ВОПРОСЫ ВЗАИМОСВЯЗИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ТРУДАХ ПРОФЕССОРА В. М. МАНОХИНА

Н. Н. КОВАЛЕВА

Ковалева Наталия Николаевна, доцент кафедры административного и муниципального права Саратовской государственной юридической академии, кандидат юридических наук.

Статья посвящена выявлению связей между категориями административно-правового регулирования и использования информационных технологий, а также обоснованию необходимости административно-правового воздействия на сферу использования информационных технологий, особенно в государственном управлении.

Ключевые слова: административно-правовое регулирование, использование информационных технологий, информационная сфера.

Issues of interconnection of administrative-law regulation and use of information technologies in works of professor of V. M. Manokhin N. N. Kovaleva

Kovaleva Natalia Nikolaevna, assistant professor of the Chair of Administrative and Municipal Law of Saratov State Law Academy, candidate of juridical sciences.

The article is devoted to the identification of relationships between the categories of administrative and legal management and use of information technology, as well as justifying the need for administrative and legal impact on the scope of the use of information technology, especially in government.

Key words: administrative and legal regulation, the use of information technology, information sphere.

Научная категория «административно-правовое регулирование» достаточно давно и подробно исследуется в юридической науке. Наиболее полное и глубокое толкование данного понятия, на наш взгляд, представлено в работах В. М. Манохина. Например, В. М. Манохин указывает, что «все многочисленные определения административно-правового регулирования в практической деятельности можно вместить в три понятия: государственное управление, государственно-административное регулирование и государственные услуги» <1>. ——————————— <1> Манохин В. М. Административное право России: Учебник. Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2011. С. 12 — 13.

Именно такой подход позволяет обосновать не просто связь понятий «административно-правовое регулирование» и «использование информационных технологий», но и перспективы развития административно-правового регулирования с учетом современных тенденций. Определив предмет административного права как социальные отношения по государственному управлению, государственному регулированию и по государственным услугам <2>, В. М. Манохин, предоставляет возможность обозначить информационные технологии как фактор, нуждающийся в государственной регламентации, причем регламентации административного типа. ——————————— <2> Там же. С. 17.

Если учесть, что во многих странах в деятельность государственных органов власти активно внедряется использование информационных технологий, а в реализацию этих целей вкладывается большие финансовые ресурсы, то закономерным последствием является образование специальных структур в сфере разработки, внедрения и сопровождения государственных информационных систем и сетей в органах государственного управления. При этом необходимо отметить, что в настоящей статье выбран именно термин «использование информационных технологий», а не какой-либо другой, «применение», например. Связано это с тем, что термин «использование» в лексикологическом смысле содержит указание на пользу, выгоду объекта. В то время как применение предполагает лишь употребление данного объекта в практике, не всегда с пользой для дела. Мы исходим из того, что употребление информационных технологий в государственном управлении должно приносить пользу, т. е. использоваться. В то же время использование информационных технологий в деятельности государственных и муниципальных органов, представляя собой разновидность поведения людей (служащих, должностных лиц государственных органов, граждан и других физических лиц), регламентируется административным правом. К тому же информационные технологии взаимодействуют, преобразуют и организуют движение такого объекта, как информационный ресурс. Информационный ресурс в этом случае выступает в качестве одного из объектов административно-правового регулирования <3>. ——————————— <3> См., напр.: Долгополов А. А., Белоконь А. В. О роли информации в организации деятельности органов внутренних дел // Административное право и процесс. 2008. N 3. С. 14 — 18.

Информационные технологии являются составной частью информационной среды, а использование информационных технологий является средством обеспечения взаимодействия органов власти, организаций и граждан. Отсюда следует, что информационная среда может быть объектом управленческого воздействия со стороны органов государственного управления. Следует отметить, что в научной литературе часто используется термин «информационное пространство» <4>. Однако представляется, что понятие «информационное пространство» в юридическом смысле довольно условная категория, которая не может существовать с точки зрения единых правил регулирования поведения в информационной сфере, а подобное явление более точно было бы определить как «информационная среда». Единство информационной среды должно обеспечиваться в первую очередь административно-правовым регулированием. ——————————— <4> См. подр. о понятии информационного пространства: Глоссарий. ru. URL: http://www. glossary. ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi? RIt(uwsg. outt:l! vwuxywgtxyig (дата обращения: 13.02.2013).

Основными элементами, составляющими структуру информационной среды, являются субъекты и объекты информационного воздействия. А так как информационная среда является базой управленческого воздействия в информационной сфере, то можно выделить объекты и субъекты государственного управления в информационной сфере. Государственные и муниципальные органы, средства массовой информации, общественные и политические объединении могут быть отнесены к субъектам государственного управления в условиях использования информационных технологий. Согласно Доктрине информационной безопасности <5>, как одному из документов, регламентирующих информационную среду, объекты информационной безопасности Российской Федерации включают в себя: ——————————— <5> Российская газета. 2000. 28 сентября.

— информационную инфраструктуру органов государственного управления; — информационный ресурс предприятий; — автоматизированные и автоматические системы управления. Считаем возможным согласиться с А. В. Манойло <6> в том, что объекты государственного управления информационной среды — это все элементы информационных систем, сетей и т. п. Кроме того, он же предложил классификацию таких объектов: во-первых, это объекты материально-технической природы — к ним можно отнести всю информационно-телекоммуникационную инфраструктуру общества. Основными целями государственного управления данных объектов является создание условий, при которых информационная инфраструктура устойчиво развивается и функционирует, является доступной для всех и обеспечивает все возможности для профессиональной и коммуникативной деятельности. Во-вторых, объекты виртуальной/виртуально-материальной природы — это в первую очередь информационный ресурс. Среди основных задач административно-правового регулирования данных объектов можно выделить контроль за информационными потоками, обеспечение информационной безопасности. Наконец, третью группу объектов государственного управления в условиях использования информационных технологий составят объекты человеческой природы — физические и юридические лица. Административно-правовое регулирование данных объектов необходимо строить на основе информационной открытости. ——————————— <6> Манойло А. В. Государственная информационная политика в особых условиях: Монография. М.: МИФИ, 2003. С. 94 — 97.

Таким образом, информационная среда страны одновременно является и сферой реализации государственной информационной политики, и объектом управляющего воздействия. Сложная структура этого явления предполагает возможность оказания управляющего воздействия на отдельные объекты, которые, в свою очередь, являются структурными элементами информационной среды. В то же время именно использование информационных технологий является тем связующим звеном, которое объединяет всю совокупность объектов государственного управления в информационной сфере. Так как использование информационных технологий в деятельности государственных и муниципальных органов обеспечивает не только информационное взаимодействие органов власти, но и повышает уровень качества осуществления государственных услуг в сфере социальных отношений. В. М. Манохин <7>, определяя предмет административно-правовых отношений, указывает, что предметом названных отношений могут быть материально-технические действия, т. е. действия по использованию информационных технологий в деятельности государственных органов, следуя данному тезису, также являются предметом административно-правовых отношений. Кроме того, именно административное законодательство обеспечивает функционирование всего механизма государственно-правового регулирования общественных отношений <8>. ——————————— <7> Манохин В. М. Указ. соч. С. 23. <8> Аникин С. Б., Чмыхало Е. Ю. Земельное законодательство в системе совместного ведения РФ и субъектов РФ: административно-правовой аспект // Административное право и процесс. 2010. N 4. С. 7 — 12.

Отсюда можно сделать вывод о том, что административно-правовое регулирование использования информационных технологий повышает эффективность оказания государственных услуг, причем не только собственно информационных, но и социальной, культурной и другой направленности, а также за счет обеспечения информационной «прозрачности» государственного управления, повышает его эффективность, обеспечивая новое качество внутриорганизационного управления. Таким образом, идеи, высказанные В. М. Манохиным о природе административно-правового регулирования, позволяют нам сделать вывод о том, что использование информационных технологий в государственном управлении является предметом административно-правовых отношений. А сами информационные технологии, являясь элементом информационной среды, наряду с информационным ресурсом, представляют собой один из объектов государственного управления, что также обусловливает их регулирование именно административно-правовыми нормами. Настоящая статья является наглядной демонстрацией того, как современные научные выводы одного из основоположников науки административного права Василия Михайловича Манохина обусловливают развитие научной базы развивающегося информационного общества. Актуальность проводимых В. М. Манохиным исследований особенно впечатляет накануне его 90-летия. Хочется пожелать ему профессиональной востребованности, здоровья и радости еще на долгие годы.

Литература

1. Манохин В. М. Административное право России: Учебник. Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2011. 2. Долгополов А. А. О роли информации в организации деятельности органов внутренних дел / А. А. Долгополов, А. В. Белоконь // Административное право и процесс. 2008. N 3. 3. Манойло А. В. Государственная информационная политика в особых условиях: Монография. М.: МИФИ, 2003.

——————————————————————