Рецензия на постатейный комментарий к Федеральному закону от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»
(Ковалева Н. Н.) («Администратор суда», 2011, N 4)
РЕЦЕНЗИЯ НА ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 22 ДЕКАБРЯ 2008 Г. N 262-ФЗ «ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ДОСТУПА К ИНФОРМАЦИИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» <*>
Н. Н. КОВАЛЕВА
——————————— <*> Гришина Я. С. Комментарий к Федеральному закону от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» / Под ред. О. В. Исаенковой. Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2010.
Ковалева Н. Н., доцент кафедры административного и муниципального права ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия», кандидат юридических наук.
Право на информацию, а именно право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, закреплено в ст. 29 Конституции России. Никто не может быть данного права лишен, а ограничения данного права возможны только в законодательно предусмотренных случаях. В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. Президент Российской Федерации Д. А. Медведев обратил внимание на то, что необходимо «добиться прозрачности, четкости и простоты в каждодневных отношениях государства и граждан», крайне важно оптимизировать систему оказания государственных и муниципальных услуг <1>. ——————————— <1> Российская газета. 2010. 1 декабря.
Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» <2> является логическим продолжением концепции судебной реформы, направленной на повышение открытости, прозрачности и в некоторой мере доступности правосудия, поднятие степени доверия граждан к судебной власти. ——————————— <2> Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. N 52. Ч. 1. Ст. 6217; 2010. N 27. Ст. 3407; 2011. N 29. Ст. 4291; N 30. Ч. 1. Ст. 4588.
Комментируемый Я. С. Гришиной Федеральный закон направлен на регулирование отношений, связанных с доступом граждан, организаций, общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления к информации о деятельности судов в Российской Федерации в предусмотренных законом случаях, данный Закон впервые наиболее подробно раскрывает основные понятия и категории по проблеме открытости правосудия. Настоящим Законом устанавливаются основные принципы и способы обеспечения доступа к указанной информации, порядок ее предоставления, в том числе по запросам, а также основания, исключающие возможность предоставления информации о деятельности судов. Отдельная глава посвящена взаимодействию судов, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и его органов, а также органов судейского сообщества с редакциями средств массовой информации. Однако, несмотря на длительную разработку и утверждение Закона, его нормы по-прежнему вызывают много вопросов и споров. Связано это с тем, что введение в действие нового Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» породило много проблем в практической деятельности. Эти проблемы многоаспектны и связаны с недостатками материально-технической базы правоприменителей, нехваткой квалифицированных специалистов, а также с недостаточной проработанностью теоретических моментов информационного обеспечения. В настоящем комментарии автором осмыслены не только теоретические вопросы публичности судебной деятельности, но и нормы права, обеспечивающие практическую реализацию положений Закона. Согласно изложенной позиции автора, основополагающим принципом судопроизводства, способствующим совершенствованию организации и деятельности судебной системы, является гласность, широкая связь судов с представителями средств массовой информации. Такой подход позволяет повысить доступность судебной системы посредством достоверного информирования широкой общественности и укрепить связь судов с населением, повысить уровень доверия к судам РФ, а также поднять уровень информированности граждан о судебной власти и деятельности судов по осуществлению правосудия, делает ее действительно публичной, что способствует повышению доверия к правовым способам разрешения конфликтов и расширению доступа к справедливому правосудию. Главным достоинством данной работы является то, что автор предприняла небезуспешную попытку сконцентрировать внимание юристов на сложных, узловых для практики проблемах обеспечения доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации. Разумным соотношением конституционного права на информацию с принципом доступности правосудия, по мнению Я. С. Гришиной, будет размещение в сети Интернет текстов судебных актов, вынесенных по гражданским делам, рассматриваемым в порядке особого производства, а также по делам, возникающим из семейно-правовых отношений, документов, исходящих от сторон и иных субъектов гражданских процессуальных правоотношений, при условии полного исключения персональных данных, а также полного исключения из текстов положений, содержащих сведения, составляющие охраняемую действующим законодательством тайну. Однако такой вывод, на наш взгляд, является спорным и нуждается в дальнейшей проработке с целью соблюдения законных прав и интересов граждан и организаций, а также наиболее всесторонней защиты прав и интересов обозначенных субъектов. Также нерешенной остается проблема, обязаны ли суды отвечать на запросы, поступившие по электронной почте, если они имеют сведения об адресате и электронный или почтовый адрес для ответа на запрос, но не имеют электронной подписи. Так, в ст. 1 комментируемого Закона под запросом понимается электронный документ, а электронный документ, в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», — это сообщение, подписанное электронной цифровой подписью. В свою очередь, в ст. 18 комментируемого Закона при перечне обязательных реквизитов запроса электронная подпись не указана. И все же то, что в рецензии отмечаются спорные моменты, вряд ли может повлиять на общую положительную оценку работы. Чтобы комментарий получился интересным, автор вполне обоснованно уделяет значительное внимание систематизации, вводя удачные классификации, облегчающие восприятие и применение процессуальных норм. Наряду с этим рецензируемая работа получилась обстоятельной, полной, проблемной и, что очень важно, тяготеющей к объективности. Стиль изложения характеризуется сочетанием высокого теоретического уровня и практических навыков. Работа написана хорошим, понятным языком и характеризуется серьезной глубиной проведенного исследования. Таким образом, издание комментария является заметным событием, достойным внимания юристов в силу теоретической и практической востребованности. Сама работа будет полезной не только представителям научного сообщества, практикующим юристам, в том числе судьям и работникам аппарата суда, но и всем, кто интересуется проблемами обеспечения доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации.
——————————————————————