Ответственность за нарушение законодательства о рекламе

(Фокова Е.) («Юрист», N 9, 2002)

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЕКЛАМЕ

Е. ФОКОВА

Фокова Е., кафедра рекламы факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова.

В Федеральном законе «О рекламе» от 18.07.1995, в ред. от 18.06.2001 а также в других федеральных законодательных актах, имеющих отношение к регулированию рекламной деятельности, содержатся нормы ответственности за нарушения в рекламной сфере. Существует гражданско-правовая ответственность, административная и уголовная. Ответственность также дифференцируется по субъектам рекламной деятельности (рекламодатель, рекламопроизводитель, рекламораспространитель). Так, гражданско-правовая ответственность — это установленные нормами гражданского права юридические последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения лицом своих обязанностей, что связано с нарушением субъективных гражданских прав другого лица. Гражданская ответственность заключается в применении к правонарушителю в интересах другого лица либо государства установленных законом или договором мер воздействия, влекущих для него отрицательные последствия имущественного характера — возмещение убытков, уплату неустойки (штрафа), возмещение вреда <*>. ——————————— <*> Большой юридический словарь / Под ред. Сухарева А. Я., Крутских В. Е. М., 2000. С. 130.

Административная ответственность — ответственность физических лиц за совершение административного правонарушения; одна из форм юридической ответственности <*>. ——————————— <*> Там же. С. 16.

Уголовная ответственность — правовое последствие совершенного преступления — государственное принуждение в форме наказания. Привлечение к уголовной ответственности означает возбуждение уголовного дела, последующее расследование и судебное разбирательство. При наличии достаточных доказательств вины следует привлечение к уголовной ответственности. Совершивший преступление несет уголовную ответственность. В главе 5 ФЗ «О рекламе» содержатся нормы контррекламы и ответственности за ненадлежащую рекламу. Рекламодатель несет ответственность за нарушение законодательства РФ о рекламе в части содержания информации, предоставляемой для создания рекламы, если не доказано, что указанное нарушение произошло по вине рекламопроизводителя или рекламораспространителя (ст. 30 ФЗ «О рекламе»). Рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение законодательства РФ о рекламе в части оформления, производства, подготовки рекламы. Рекламораспространитель несет ответственность за нарушение законодательства РФ о рекламе в части, касающейся времени, места и средств размещения рекламы <*>. ——————————— <*> Правовое регулирование рекламной деятельности. Комментарии и законодательство. М.: Спарк, 2001. С. 55 — 56.

Как мы говорили ранее, контролируется соблюдение законодательства РФ о рекламе федеральным антимонопольным органом и его территориальными органами. Они вправе применять различные средства административного воздействия на нарушителей рекламного законодательства. Это выдача предписания о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе, принятие решения об осуществлении контррекламы, привлечение субъектов рекламной деятельности к административной ответственности за ненадлежащую рекламу. Контрреклама (ст. 29 ФЗ «О рекламе») осуществляется нарушителем законодательства РФ о рекламе. Федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) выносит решение об осуществлении контррекламы, назначает срок ее исполнения. Нарушитель несет расходы по контррекламе в полном объеме. Если контрреклама не осуществляется в срок, установленный МАПом, тот вправе принять решение о полном или частичном приостановлении рекламы нарушителя до дня завершения им контррекламы. Контрреклама должна появиться посредством того же средства распространения, с использованием тех же характеристик продолжительности, пространства, места и порядка, что и опровергаемая ненадлежащая реклама. Ее содержание согласовывается с федеральным антимонопольным органом, который установил факт нарушения и принял соответствующее решение о его исправлении. Иногда федеральный антимонопольный орган может допустить замену средства распространения, характеристики продолжительности, пространства, места и порядка. Так эффективно было применение контррекламы в отношении рекламы магазина «Арбат-Престиж». Контрреклама заключалась в том, что вместо рекламных щитов с группой «На-На» со спущенными штанами и грубым слоганом, появились другие: певцы висели одетые, а надпись гласила: «Извините». При осуществлении контррекламы все расходы несет нарушитель. Расходы должны получаться огромными, т. к. контрреклама должна быть опубликована в тех же средствах массовой информации, в том же объеме, в то же время и на той же рекламной площади, на которой была размещена недобросовестная реклама. В п. 1 ст. 31 ФЗ «О рекламе» говорится, что юридические лица или граждане за нарушение законодательства РФ о рекламе несут гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ. Лица, права и интересы которых нарушены в результате ненадлежащей рекламы, вправе обратиться в суд, арбитражный суд с исками, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу, компенсации морального вреда, публичном опровержении ненадлежащей рекламы. В этой связи в прежнем КоАП РСФСР, действовавшем до 1 июля 2002 г., административная ответственность наступала тогда, когда был установлен факт ненадлежащей рекламы или произошел отказ от контррекламы, не были предоставлены в установленный срок сведения по требованию антимонопольного органа (п. 2 ст. 31). Административная ответственность в этих случаях могла быть в виде предупреждения или штрафа в размере 200 минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом. Если ненадлежащая реклама появилась после наложения административного взыскания в течение года, то наступает уголовная ответственность. Также уголовная ответственность наступает в результате заведомо ложной рекламы, совершенной с целью получить прибыль (доход) и причинившей существенный ущерб государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и интересам граждан. МАП налагает штраф на нарушителей за неисполнение в срок предписания о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе и решения об осуществлении контррекламы в размере 5000 минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом. Причем взыскание штрафа производится в судебном порядке, если он не уплачен добровольно. Однако уплата штрафа не освобождает нарушителей от исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе или от исполнения решения об осуществлении контррекламы. Рекламодатель, рекламопроизводитель или рекламораспространитель вправе обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о признании недействительным полностью или частично предписания или решения МАПа в соответствии с законодательством РФ. Не приостанавливаются исполнение предписания или решения МАПа, если суд или арбитражный суд не вынесли определение о приостановлении исполнения этих актов. В актах органов саморегулирования в области рекламы прописаны правила поведения на рекламном рынке. За невыполнение норм морали, нравственности и этики нарушитель несет ответственность — органы саморегулирования выносят рекомендации, а затем, если к ним не прислушиваются, вправе применить такое наказание, как публичная огласка. Это наказание иногда для рекламодателей является большим наказанием, чем наказания МАПа. До принятия Российского рекламного кодекса саморегулирование опиралось на Международный кодекс рекламной практики (МТП). В новом Российском рекламном кодексе отражены положения из МТП, адаптированные на российский рекламный рынок. Так, в п. 1 ст. 14 («Ответственность») сказано: «Ответственность за соблюдение правил, изложенных в настоящем Кодексе, несут рекламодатель, рекламное агентство или компания, занимающаяся рекламной деятельностью (рекламопроизводитель) в части содержания информации для создания рекламы, ее оформления, производства и подготовки, а также рекламораспространитель в части, касающейся времени, места и средства размещения рекламы». Также в п. 2 ст. 14 говорится: «Участники рекламного процесса (включая руководителей и сотрудников компании, фирм и организаций, участвующих в производстве и распространении рекламы) должны руководствоваться общими интересами и доброй волей в стремлении соблюдать Кодекс». В п. 6 ст. 14 указано, что «каждый рекламодатель, рекламное агентство и рекламораспространитель берут на себя обязательство не принимать участие в публикации рекламы, которая была признана неприемлемой РСР или уполномоченными им органами саморегулирования». В ст. 15 РРК «Исполнение» обозначено, что «контроль за исполнением настоящего Кодекса осуществляется Рекламным советом России и уполномоченными им органами саморегулирования». Установив факт появления некорректной или недобросовестной рекламы, структуры саморегулирования могут, не прибегая к законодательной Думе, призвать к ответственности коллег-нарушителей. Средства воздействия — это публичная критика, коллективный бойкот, штрафы и т. д. Обратимся к важнейшим нормативно-правовым актам, в которых предусмотрена также ответственность за нарушение законодательства о рекламе. Так, в прежнем Кодексе РСФСР об административных правонарушениях (редакция от 20 марта 2001 N 26-ФЗ) ст. 157.1, ст. 157.2, ст. 224.4 предусматривалась административная ответственность за непредставление сведений МАПу и неисполнение его предписаний, за что взимался определенный законом штраф. Следует учесть, что и новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, принятый Государственной Думой 20 декабря 2001 г., одобренный Советом Федерации 26 декабря 2001 г., подписанный Президентом РФ В. Путиным 30 декабря 2001 г. за N 196-ФЗ и вступивший в законную силу с 1 июля 2002 г., также предусмотрел административную ответственность за нарушение законодательства о рекламе. Так, в ст. 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама или отказ от контррекламы) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 20 до 25 минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от 400 до 500 минимальных размеров оплаты труда <*>. ——————————— <*> Кодекс РФ об административных правонарушениях. М., 2002. С. 97.

Думается, что практика применения нового Кодекса РФ об административных правонарушениях внесет свои коррективы административной ответственности за нарушение рекламной деятельности не только применительно к институту рекламы вообще, но и в частности — за нарушения законодательства о рекламе применительно к телевидению, радио и иным органам СМИ, т. к. механизм их рекламной деятельности по объектам различен. В ст. 182 Уголовного кодекса РФ (редакция 20 марта 2001 года N 26-ФЗ) установлена уголовная ответственность за заведомо ложную рекламу. «Использование в рекламе заведомо ложной информации относительно товаров, работ или услуг, а также их изготовителей, совершенное из корыстной заинтересованности и причинившее значительный ущерб, наказывается штрафом в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 5 месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо арестом на срок от 3 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 лет». В ст. 60 Закона РФ «О средствах массовой информации» предусмотрена уголовная, административная, дисциплинарная или иная ответственность в соответствии с законодательством РФ, если нарушаются правила распространения обязательных сообщений и рекламы. В ст. 44 ФЗ «О лекарственных средствах» (редакция от 2 января 2000 года N 5-ФЗ) указывается, что если происходит нарушение этого Закона, федеральный орган исполнительной власти в сфере здравоохранения может запретить дальнейшую рекламу лекарственного средства или предупредить рекламодателя о необходимости изменения подхода к рекламе данного лекарственного средства. В Российском рекламном кодексе (ст. 14 «Ответственность») установлено, что «ответственность за соблюдение правил, изложенных в настоящем Кодексе, несут рекламодатель, рекламное агентство или компания, занимающаяся рекламной деятельностью (рекламопроизводитель), в части содержания информации для создания рекламы, ее оформления, производства и подготовки, а также рекламораспространитель в части, касающейся времени, места и средства размещения рекламы». Участники рекламного процесса «должны руководствоваться общими интересами и доброй волей в стремлении соблюдать Кодекс». Если возникают конфликтные ситуации относительно применения Кодекса, то их рассматривают РСР или уполномоченные им органы саморегулирования. В качестве санкций за нарушение Кодекса применяются предупреждения и публичные осуждения. Если впервые нарушен Кодекс, то выносится предупреждение. Если нарушение совершено вторично, то РСР публично обращается к нарушителю с предложением прекратить рекламу, нарушающую Кодекс. Возможно также публичное обращение РСР к рекламораспространителям с предложением прекратить распространение содержащей нарушения Кодекса рекламы и публичное осуждение РСР субъекта рекламного рынка в случае неоднократных нарушений одного и того же положения Кодекса. Думается, что было бы правильно определить, что виды ответственности за нарушение рекламной деятельности физических и юридических лиц вытекают из основополагающих нормативных актов и документов, которые системно выглядят следующим образом: 1. Федеральные законодательные акты. 2. Акты государственных органов исполнительной власти. 3. Разъяснения государственных органов исполнительной власти. 4. Акты органов местного самоуправления. 5. Акты органов самоуправления в области рекламы. 6. Акты антимонопольного органа. 7. Акты судебной и судебно-арбитражной практики. 8. Международные руководящие принципы, рекомендации, конвенции, договоры, соглашения <*>. ——————————— <*> См.: Сборник законодательных и иных правовых актов и документов о рекламе. М., 2001. Вып. 2.

Анализируя действующее законодательство, автор приходит к выводу о том, что с целью более четкой квалификации ответственности конкретных физических и юридических лиц за нарушение рекламной деятельности по объектам предлагается в новом Законе о рекламе выделить самостоятельную главу, где формы ответственности будут систематизированы. Поскольку в рекламе могут быть использованы объекты авторского права, интеллектуальной собственности и иных смежных институтов права, то предполагается, что новый Закон о рекламе учтет и эти исключительные права и предусмотрит ответственность за их нарушение. Кроме того, следует отметить, что ответственность за нарушение рекламной деятельности по российскому законодательству носит не изолированный характер, а опирается и на нормы международного права. Так, ст. 32 Федерального закона «О рекламе» посвящена вопросам регулирования рекламных правоотношений международными договорами, что соответственно вписывается в п. 4 ст. 15 Конституции РФ о том, что нормы международного права и договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Следовательно, международные договоры, подписанные с участием России, имеют преимущество над внутренним законодательством и в области ответственности за нарушение рекламной деятельности. Следует отметить, что специфика международных договоров не всегда адекватно воспринимается российскими органами, призванными осуществлять защиту прав физических и юридических лиц, связанных с нарушением рекламной деятельности и соответствующей юридической ответственности по нормам международного права или на основе и в соответствии с международными договорами. Поэтому вызывают удивление примеры судебной практики, а порой и мнение отдельных ученых о том, что в настоящее время отсутствует международный договор в области рекламы с участием Российской Федерации <*>. ——————————— <*> См.: Ю. Вольдман. Комментарий Закона РФ «О рекламе». М., 1998. С. 102.

Безусловно, международные договоры Российской Федерации применяются к гражданско-правовым отношениям непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта. Резюмируя изложенное, следует прийти к выводу о том, что даже международные нормы права и международные договоры в области рекламных отношений позволяют восполнить пробелы российского законодательства, связанные с регулированием ответственности за нарушения в области рекламной деятельности.

——————————————————————