Усыновление детей с участием иностранных граждан
(Стрегло В. Е.) («Цивилист», 2009, N 4)
УСЫНОВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С УЧАСТИЕМ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН
В. Е. СТРЕГЛО
Стрегло В. Е., кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского права юридического факультета, заместитель декана юридического факультета Южного федерального университета.
Конвенция о правах ребенка (преамбула) <1>, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., связывает полное и гармоничное развитие личности ребенка с необходимостью расти в семейном окружении, но в силу различных причин (смерть родителей, лишение родительских прав и т. п.) дети лишаются родительского попечения и заботы. Социальная практика выявляет тревожащую тенденцию к увеличению количества детей, утративших родительское попечение. Так, по сравнению с 1993 г. их количество возросло к 2006 г. на 400% и продолжает увеличиваться <2>. В подобных ситуациях государство берет на себя обязанность обеспечить детей надлежащими условиями для нормальной жизни, учебы, профессиональной подготовки и адаптации к социальной среде. Однако развитие ребенка в рамках соответствующих детских учреждений является все же менее полноценным по сравнению с его воспитанием в семье. Далеко не случайно СК РФ (ст. 124) признает усыновление (здесь и в дальнейшем подразумевается также и удочерение) приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку именно оно в наибольшей степени обеспечивает ребенку условия жизни, аналогичные условиям жизни в родных семьях. Вместе с тем практика очевидно выявляет недостаточность использования института усыновления. В частности, по данным Министерства образования и науки РФ, в 2006 г. выявлено и учтено 127096 детей, оставшихся без родительского попечения, и только 14431, или 11,35%, из них усыновлено <3>. За последние годы возрастает количество детей — российских граждан, усыновленных иностранцами. Согласно имеющейся статистике к 2006 г. количество детей, усыновленных российскими гражданами, только на 8% превышало количество детей, усыновленных иностранными гражданами <4>, что актуализирует теоретические исследования института международного усыновления в целях совершенствования системы его правовой регламентации. ——————————— <1> Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1990. N 45. Ст. 955. <2> http://www. usynovite. ru/statistics/2006/amount/ <3> http://www. usynovite. ru/statistics/2006/amount/ <4> http://www. usynovite. ru/statistics/2006/foreign_adopt/
Процедура международного усыновления <5> требует повышенного внимания, поскольку усыновляемые дети передаются на воспитание в семьи иностранных граждан, проживающих, как правило, за пределами РФ. Это обусловливает необходимость формирования особого порядка международного усыновления и системы мер контроля за усыновленными детьми в целях защиты их прав и законных интересов на территории иностранного государства. ——————————— <5> В настоящей статье ввиду ее ограниченного объема анализируются только проблемы, связанные с усыновлением на территории РФ иностранными гражданами детей, имеющих российское гражданство.
Усилиями международного сообщества разработаны базовые правовые нормы, регламентирующие процедуру международного усыновления. Они содержатся в Декларации о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях, утвержденной Генеральной Ассамблеей ООН 3 декабря 1986 г. <6>; Конвенции ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.; Конвенции о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления, утвержденной Генеральной Ассамблеей ООН 29 мая 1993 г. <7>. Многие их положения отражены в СК РФ. ——————————— <6> СПС «КонсультантПлюс». <7> СПС «КонсультантПлюс».
Усыновление иностранными гражданами ребенка допускается только в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах с обязательным учетом этнического происхождения, религиозной и культурной принадлежности, родного языка, возможности обеспечения преемственности в воспитании и образовании детей. СК РФ содержит принципиальную норму, ограничивающую усыновление детей иностранными гражданами. В соответствии с п. 4 ст. 124 СК РФ последнее допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории страны, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников. Тем самым международное усыновление признается также и российским законодателем в качестве альтернативного способа ухода за ребенком: приоритетным является его усыновление гражданами РФ. Однако ряд законодательно установленных требований к российским кандидатам в усыновители придает данной норме формально декларативный характер. Так, согласно п. 1 ст. 127 СК РФ на момент усыновления они должны иметь доход, обеспечивающий усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте РФ, на территории которого проживают усыновители (усыновитель), а также проживать в жилых помещениях, отвечающих санитарным и техническим правилам и нормам. Соответствовать данным достаточно высоким требованиям могут далеко не все российские граждане, например, бюджетники. Стремление законодателя обеспечить усыновляемому ребенку должные материальные и жилищные условия является вполне объяснимым. Но материально-бытовые факторы при усыновлении не должны доминировать над морально-этическими <8>. В этой связи заслуживает быть поддержанным мнение Н. В. Летовой о том, что законодатель создает условия, стимулирующие международное усыновление, а российские граждане могут усыновить ребенка только при условии их состоятельности и обеспеченности. «О каком приоритете, — спрашивает автор, — можно говорить и как можно ориентироваться на международные документы, когда национальное законодательство не работает, не охраняет законные права и интересы российских граждан, в том числе при усыновлении ими детей» <9>. Хотелось бы верить, что этот вопрос утратит свой риторический характер. ——————————— <8> См.: Летова Н. В. Усыновление в Российской Федерации: правовые проблемы. М.: Волтерс Клувер, 2006. С. 191. <9> Летова Н. В. Указ. соч. С. 190 — 191.
Правило, сформулированное п. 4 ст. 124 СК РФ, не только направлено на обеспечение преимуществ российским гражданам при усыновлении, но и должно воспрепятствовать переселению ребенка в страну усыновителя. Именно такую смысловую нагрузку несет, по нашему мнению, разъяснение, содержащееся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. N 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» <10>. Так, в п. 14 Постановления акцентируется внимание на то обстоятельство, что усыновление ребенка, являющегося гражданином РФ, российскими гражданами, постоянно проживающими за пределами территории нашей страны, иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только при отсутствии возможности передать этих детей на воспитание (усыновление, опека, попечительство, приемная семья или иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные законами субъектов РФ) в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на ее территории, или на усыновление родственникам детей независимо от места жительства и гражданства этих родственников. Здесь еще раз подчеркивается общий принцип усыновления: интересам ребенка в наибольшей степени соответствует его оставление в стране происхождения с использованием самых различных форм его воспитания, чем усыновление в другую страну, связанное с переселением в нее. Отсюда — и ограничение усыновления детей российскими гражданами при условии их постоянного проживания за пределами территории РФ. ——————————— <10> Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. N 6.
В этой связи М. В. Антокольская справедливо обращает внимание на то, что Конвенция о правах ребенка (ст. 21, п. «b») подразумевает усыновление именно в другую страну, а не усыновление иностранными гражданами. Поэтому при их постоянном проживании на территории России они не должны подвергаться дискриминации <11>. Следовательно, в таком случае российские граждане не пользуются преимущественным правом на усыновление ребенка. ——————————— <11> См.: Антокольская М. В. Семейное право: Учебник. М.: Юристъ, 1996. С. 316.
Среди условий, допускающих усыновление ребенка в другой стране, Конвенция (ст. 21, п. «b») предусматривает невозможность обеспечения какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка. Аналогичное правило, как показывает сравнительно-правовой анализ, в СК РФ (ст. 124) отсутствует. В п. 4 ст. 15 Конституции РФ закреплено известное правило о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры являются составной частью ее правовой системы. При установлении международным договором РФ иных правил, чем предусмотрены законом, применяются правила международного договора. Соответствующие правила о соотношении норм семейного законодательства РФ и международного права закреплены в ст. 6 СК РФ. Из этого вытекает, что обозначенная правовая коллизия должна разрешаться с учетом приоритета международного договора. Поэтому, несмотря на отсутствие отмеченного условия, допускающего международное усыновление, в отечественном семейном законодательстве, судам необходимо в каждом конкретном случае выяснять и вопрос о возможности обеспечения ребенку подходящего ухода. СК РФ (п. 1 ст. 165) четко определяет право, подлежащее применению при усыновлении детей иностранными гражданами. Согласно ст. 165 Кодекса усыновление, в том числе его отмена, на территории нашей страны ребенка, имеющего российское гражданство, иностранными гражданами осуществляется по законодательству государства, гражданином которого является усыновитель ребенка на момент подачи заявления об усыновлении либо об его отмене. Коллизионной привязкой к этой норме выступает личный закон лица, усыновляющего ребенка. Правило об использовании при международном усыновлении иностранного законодательства имеет целью обеспечение стабильности усыновления в соответствующем государстве. С учетом положений международного договора РФ о межгосударственном сотрудничестве в области усыновления детей дополнительно подлежат применению правила СК РФ, регламентирующие порядок, основания и условия усыновления. В их числе нормы: — о детях, в отношении которых допускается усыновление (ст. 124 СК РФ); — о порядке усыновления ребенка (ст. 125 СК РФ); — об учете детей, подлежащих усыновлению, и лиц, желающих усыновить детей (ст. 126 СК РФ); — о лицах, имеющих право быть усыновителями (ст. 127, кроме абз. 8 п. 1 СК РФ); — о разнице в возрасте между усыновителем и усыновляемым ребенком (ст. 128 СК РФ); — о согласии родителей на усыновление ребенка (ст. 129 СК РФ); — об усыновлении ребенка без согласия родителей (ст. 130, кроме абз. 5 СК РФ); — о согласии на усыновление детей опекунов (попечителей), приемных родителей, руководителей учреждений, в которых находятся дети (ст. 131 СК РФ); — о согласии усыновляемого ребенка на усыновление (ст. 132 СК РФ); — о согласии супруга усыновителя на усыновление ребенка (ст. 133 СК РФ). Итак, в дополнение к законодательству страны усыновителя ребенка обязательно применение, кроме установленных исключений, и российского законодательства в виде указанных конкретных статей СК РФ. Данное правило создает дополнительные гарантии соблюдения на территории соответствующей страны прав и интересов усыновленного ребенка. Следует особо отметить, что одной из целей усыновления, в том числе и международного, является обеспечение прав и законных интересов детей. В данном аспекте актуализируется норма, закрепленная п. 2 ст. 165 СК РФ. Так, установлено, что в случае, если в результате усыновления могут быть нарушены права ребенка, предусмотренные законодательством РФ или международными договорами РФ, усыновление не может быть произведено независимо от гражданства усыновителя, а произведенное усыновление подлежит отмене в судебном порядке. Отмеченная нами ранее отсылка в коллизионной норме ст. 165 СК РФ к иностранному семейному законодательству, подлежащему применению при международном усыновлении, порождает сложные практические проблемы по установлению содержания этого законодательства. СК РФ (п. 1 ст. 166) исходит из того, что содержание норм иностранного семейного права необходимо устанавливать в соответствии с их официальным толкованием, практикой применения и доктриной в соответствующем государстве. Следовательно, иностранное право должно применяться так, как оно понимается и применяется в соответствующем государстве <12>. Для установления требуемого содержания норм иностранного семейного права можно использовать помощь Минюста России, других компетентных органов, в частности, консульских, экспертов, заинтересованных лиц. Правовым последствием неустановления, несмотря на предпринятые меры, содержания норм иностранного семейного права является, как предусмотрено п. 2 ст. 166 СК РФ, применение российского законодательства. Это означает, что не исключена ситуация, когда международное усыновление производится без учета законодательства государства, гражданином которого выступает усыновитель ребенка, только на основе положений СК РФ. Юридические последствия с учетом неунифицированности правил национальных законодательств об усыновлении и наличия вследствие этого порой существенных противоречий между ними очевидны и не требуют дополнительного комментария. ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Учебник «Семейное право» (под ред. П. В. Крашенинникова) включен в информационный банк согласно публикации — Статут, 2008. —————————————————————— <12> Гонгало Б. М., Крашенинников П. В., Михеева Л. Ю., Рузакова О. А. Семейное право: Учебник / Под ред. П. В. Крашенинникова. М.: Статут, 2007. С. 291.
Важно подчеркнуть, что применение данной односторонней коллизионной нормы допустимо, если исчерпаны все предусмотренные п. 1 ст. 166 СК РФ способы установления содержания норм иностранного семейного права. Учитывая, что соответствующие действия должны производиться преимущественно на стадии подготовки дела к судебному разбирательству, сроки которого ГПК РФ не предусмотрены, законодательством не определен срок, по истечении которого при неустановлении содержания иностранного семейного права возможно применение российского законодательства <13>. Думается, что указанные сроки должны быть конкретизированы определенным временным периодом. Целесообразно также формирование в Министерстве юстиции РФ специальной базы правовой информации относительно порядка и условий усыновления в иностранных государствах. Создание такой базы данных с учетом современных информационных технологий реально. Это позволило бы решить проблемы правоприменительной практики по установлению содержания норм иностранного семейного права в довольно короткие сроки, к примеру, в один — два месяца. ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Учебник «Семейное право» (под ред. П. В. Крашенинникова) включен в информационный банк согласно публикации — Статут, 2008. —————————————————————— <13> Там же. С. 294.
В заключение подчеркнем, что международное усыновление не только стало одним из заметных факторов социальной жизни современного российского общества, но и проявляет устойчивую тенденцию к увеличению. Это ставит перед отечественными законодательными, правоприменительными и правоохранительными органами ряд сложных задач по обеспечению и защите прав и законных интересов усыновляемых иностранными гражданами детей.
Пристатейный библиографический список
1. Антокольская М. В. Семейное право: Учебник. М.: Юристъ, 1996. 2. Летова Н. В. Усыновление в Российской Федерации: Правовые проблемы. М.: Волтерс Клувер, 2006. —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Учебник «Семейное право» (под ред. П. В. Крашенинникова) включен в информационный банк согласно публикации — Статут, 2008. —————————————————————— 3. Гонгало Б. М., Крашенинников П. В., Михеева Л. Ю., Рузакова О. А. Семейное право: Учебник / Под ред. П. В. Крашенинникова. М.: Статут, 2007.
——————————————————————