Проблемы гражданско-правовой защиты прав граждан на отдых при проведении Олимпиады-2014

(Асташкина Е. Ю.)

(«Туризм: право и экономика», 2009, N 3)

ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ ГРАЖДАН

НА ОТДЫХ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ОЛИМПИАДЫ-2014

Е. Ю. АСТАШКИНА

Асташкина Е. Ю., доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин ГОУ ВПО «СевКавГТУ», кандидат юридических наук.

Подготовка и проведение Олимпиады-2014 в г. Сочи, а также отдельных спортивных и культурных мероприятий предполагают необходимость решения Российской Федерацией системы экономических, социально-культурных и правовых вопросов.

Привлечение массовых потоков иностранных туристов, а также граждан, проживающих на территории России, требует повышенных правовых гарантий для использования возможностей посещения гражданами мероприятий в рамках проведения Олимпийских игр. Представляется, что законотворческая работа не должна ограничиться принятием ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 01.12.2007 N 310-ФЗ (далее — Олимпийский закон) и иных нормативных актов, регулирующих строительство спортивных сооружений и иных объектов для проведения Олимпиады-2014.

Для повышения интереса отечественных и зарубежных граждан-туристов к посещению массовых мероприятий Олимпиады-2014 Россия должна на внутригосударственном уровне обеспечить наличие эффективных правовых условий и гарантий реализации гражданами-туристами права на благоприятный отдых, а в случае необходимости — возможность защиты такого права в связи с причинением вреда жизни или здоровью, а также имуществу такого гражданина.

Статья 11 Олимпийского закона устанавливает упрощенный режим въезда, пребывания и выезда иностранных граждан, желающих посетить Олимпийские игры. Такие граждане могут иметь правовой статус туристов, а также пребывать в РФ на иных основаниях, предусмотренных законом (например, гостевая виза).

Государственное регулирование туристской деятельности в РФ имеет своей целью обеспечение прав граждан на отдых и осуществляется путем защиты прав и интересов туристов, предоставления им условий для безопасного отдыха (ст. 4 ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» от 24.11.1996 N 132-ФЗ). Такая расстановка приоритетов государственного регулирования туризма во многом определена принятием Модельного закона о туристской деятельности на пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи государств — участников СНГ в ноябре 2006 г. Многочисленные международные нормы свидетельствуют о повышенных требованиях к условиям проведения мероприятий в рамках Олимпиады-2014.

В связи с этим предлагаются следующие теоретические и практические подходы к определению аспектов правового регулирования гражданско-правовой защиты прав граждан-туристов на отдых при проведении Олимпиады-2014.

Представляется целесообразным рассматривать содержание конституционного права на отдых не только через призму трудового законодательства РФ. В системе с культурными правами право на отдых включает такой элемент, как возможность беспрепятственного посещения организованных и общедоступных мест проведения досуга, опосредующих совокупность культурных, спортивных, развлекательных, религиозных или иных мероприятий. Соответственно, гражданину-туристу должны быть предоставлены эффективные гарантии реализации и защиты указанных правомочий.

Российская Федерация имеет определенный правовой потенциал, установленный ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» и Законом РФ «О защите прав потребителей», который предполагает применение судебной защиты в случаях возникновения спорных вопросов при оказании туристических услуг. Однако граждане-туристы, которые будут присутствовать при проведении Олимпийских игр, являются особой категорией туристов, поэтому нецелесообразно рассчитывать на возможность использования иностранным (иногородним) гражданином возможностей российской судебной системы. Высокоэффективная система страхования жизни, здоровья или имущества граждан в зарубежных странах также не может гарантировать защиту от всевозможных негативных ситуаций.

В частности, вопрос оказания медицинской помощи иностранному туристу, пострадавшему в дорожно-транспортном происшествии, может вызвать трудности в связи с отсутствием четко проработанной основы оплаты иностранными страховыми компаниями медицинских услуг, которые ему оказала российская клиника. А в случае возникновения во время Олимпийских игр конфликтов имущественного и неимущественного характера между гражданами различных государств вряд ли они воспользуются юрисдикцией российских судов.

В целях гарантии имущественных интересов иностранных и российских граждан, которые планируют посетить массовые мероприятия Олимпиады-2014, необходимо создать условия для предоставления каждому нуждающемуся разумной компенсации или необходимых благ в упрощенном порядке. Полномочия по выявлению нуждающихся граждан-туристов, устранению последствий конфликтных ситуаций с их участием, подтверждению права на получение компенсации в определенном размере могут быть возложены на специальную структуру, в которую войдут представители государственных органов, общественных структур из среды туристического бизнеса, а также представители иностранных организаций.

Кроме того, должен быть создан специальный компенсационный фонд, в котором будут аккумулированы средства для своевременного обеспечения интересов граждан-туристов в тех ситуациях, когда туроператор (туристическая фирма) не выполнил своих обязательств или у гражданина возникли осложнения с пребыванием на территории РФ или в г. Сочи. В итоге следует отметить, что «предолимпийское» законодательство РФ и нормативные акты Краснодарского края должны равным образом, без каких-либо привилегий, обеспечивать и гарантировать права иностранных туристов и россиян на благоприятный отдых в период проведения Олимпиады-2014.

——————————————————————