Формирование позитивного образа России в странах ближнего зарубежья как фактор успешной подготовки и проведения Олимпиады-2014
(Беспалов С. В.)
(«Реклама и право», 2009, N 2)
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОГО ОБРАЗА РОССИИ
В СТРАНАХ БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ
ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ОЛИМПИАДЫ-2014
С. В. БЕСПАЛОВ
Беспалов С. В., кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института научной информации по общественным наукам РАН.
Формирование позитивного образа России признано в последние годы одной из важнейших задач российской внешней политики. Представляется, что приоритетным объектом деятельности российской дипломатии, СМИ, а также неправительственных организаций на данном направлении должны стать страны постсоветского пространства. Эта задача приобретает особую актуальность в преддверии Олимпиады 2014 г. в Сочи, успешная подготовка которой предполагает наличие благоприятного инвестиционного климата, урегулирование или хотя бы смягчение конфликтов с соседними государствами, превращение Сочи в крупный туристический центр международного уровня по возможности еще за несколько лет до Олимпиады. Очевидно, что достижение указанных целей может быть существенно облегчено в том случае, если образ России в странах постсоветского пространства удастся изменить к лучшему.
Отметим, что решать эту задачу предстоит в условиях обостряющейся геополитической конкуренции за влияние на государства постсоветского пространства. Исход этого соперничества, как и характер отношений РФ с государствами ближнего зарубежья, будет определяться не только традиционными геополитическими факторами. Проведение политики, направленной на формирование позитивного образа России, должно стать одной из важнейших составляющих внешнеполитического курса РФ. Ведь, несмотря на то что геополитическая конкуренция уже не носит характера идеологического противостояния двух систем, внешнеполитическая пропаганда и публичная дипломатия играют и теперь далеко не последнюю роль. Значимость этой задачи со временем неизбежно будет возрастать, прежде всего в силу естественного процесса смены поколений и исчезновения фактора общего советского прошлого — значительной ментальной близости как естественного преимущества России (которым она не смогла в должной мере воспользоваться в 1990-х — начале 2000-х годов), это относится как к элитам (политическим и интеллектуальным) государств ближнего зарубежья, так и к простым гражданам этих стран. Кроме того, развитие демократических институтов (хотя и непоследовательное, разноскоростное, сопровождающееся в ряде стран временными откатами) в новых независимых государствах будет означать и повышение значимости общественного мнения при выработке внешнеполитического курса.
В то же время, если формированию позитивного образа России в странах Европы и США уделяется в последние годы значительное внимание, то улучшение имиджа страны в общественном мнении государств ближнего зарубежья пока не осознано и не актуализировано российской элитой в качестве приоритетной задачи. При этом в последние годы все больше представителей российского экспертного сообщества и властных структур призывают выстраивать в дальнейшем отношения с бывшими советскими республиками на основе не просто национальных российских интересов, а даже на основе национального эгоизма. Бесспорно, что по сравнению с проводившейся в предшествующие годы политикой совершенно бессмысленного субсидирования стран СНГ (в том числе и тех, которые практически не скрывали антироссийской доминанты своей внешней политики) экономический (и шире — национальный) эгоизм как основа российского внешнеполитического курса представляется определенным шагом вперед. Однако также очевидно и то, что образ России в странах ближнего зарубежья в последние годы в любом случае не улучшился, скорее, отношение к России в ряде государств стало более негативным, что не в последнюю очередь связано как раз с новыми чертами российской политики по отношению к странам СНГ. Положение России осложняется тем, что, вынужденная конкурировать с США и странами Евросоюза, она в то же время не может позволить противопоставить себя Западу, который по вполне понятным причинам выглядит весьма привлекательно в глазах большей части населения новых независимых государств. Представляется, что в данной ситуации лучшим имиджевым сценарием для России является позиционирование себя не как «моста на Запад» и тем более не как альтернативы Западу, а как «другого Запада» — менее требовательного к готовым сотрудничать с ним странам, свободного от чрезмерной заносчивости в отношениях со своими партнерами и не выдвигающего по отношению к ним столь многочисленных и зачастую невыполнимых требований (таких, как форсированная демократизация). И в то же время Россия должна стремиться предстать в глазах своих партнеров в целом демократической страной.
Не отказываясь от апелляции к общим традициям, общему историческому опыту, наработанному на протяжении десятилетий совместной жизни в рамках единого государства, необходимо позиционировать Россию как мощное и современное, динамично развивающееся государство. Подтверждение тому — победа Сочи в борьбе за право проведения Олимпиады-2014.
——————————————————————