Реклама на авто: право и налогообложение
(Винокуров Р., Шапран М.)
(«Юрист», 2007, N 6)
РЕКЛАМА НА АВТО: ПРАВО И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
Р. ВИНОКУРОВ, М. ШАПРАН
Винокуров Р., Департамент налоговой практики.
Шапран М., Департамент корпоративной практики, Группа компаний «Лига».
Правовые отношения в сфере размещения рекламы на автомобилях регулируются Федеральным законом от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон) и Инструкцией о размещении и распространении наружной рекламы на транспортных средствах, утвержденной Приказом МВД РФ от 7 июля 1998 г. N 410.
Оформление документов для размещения автомобильной рекламы
Чтобы разместить рекламу на автомобиле, который находится на балансе предприятия, руководителю необходимо оформить соответствующий приказ.
Если планируется использовать автомобиль, принадлежащий другому лицу (например, сотруднику), то нужно заключить соответствующий договор с его владельцем. В этом договоре должны быть определены срок его действия, права и обязанности сторон, размер оплаты владельцу автомобиля за предоставление права на размещение рекламы и т. д. При этом договор может быть безвозмездным (ст. 423 Гражданского кодекса РФ).
Перед тем как разместить рекламу на автомобиле, его владелец должен пройти процедуру согласования в ГИБДД по месту регистрации машины. Это закреплено в п. 5 Инструкции. Для согласования представляются эскиз предполагаемой рекламы, приказ руководителя, а также договор на ее размещение в случае, когда предприятие не является владельцем автомобиля.
Отметку о согласовании сотрудники ГИБДД вносят в талон о прохождении автомобилем государственного технического осмотра и в журнал учета размещения рекламы на транспортных средствах.
Требования к размещению и оформлению автомобильной рекламы:
1. Использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций запрещается (ст. 20 Закона).
2. Рекламу следует размещать на площади, не превышающей 50 процентов от окрашенной поверхности кузовных деталей транспортных средств, на которых она нанесена (п. 3 Инструкции).
3. Рекламу можно размещать только на определенных частях транспортных средств:
— на крышах транспортных средств;
— на боковых поверхностях кузовов легковых автомобилей, микроавтобусов и автобусов — до линии окон;
— на боковых поверхностях кузовов (в том числе фургонов) грузовых (грузопассажирских) автомобилей, прицепов и полуприцепов к транспортным средствам;
— что касается мотоциклов, то можно разместить рекламные сообщения на их топливных баках, а также на крышках ящиков для инструментов (п. 2 Инструкции).
4. В автомобильной рекламе нельзя использовать покрытия и элементы, обладающие световозвращающим эффектом, которые отражают свет.
5. Нельзя использовать рекламу, которая по цвету имеет сходство с цветографическими схемами окраски транспортных средств специальных и оперативных служб, а также тех, которые предназначены для перевозки опасных грузов.
6. Реклама не должна перекрывать внешние световые приборы, бортовые номера, информационные надписи и символы, а также ограничивать видимость водителю (п. 4 Инструкции, ст. 20 Закона).
7. Распространение звуковой рекламы с использованием транспортных средств, а также звуковое сопровождение рекламы, распространяемой с использованием транспортных средств, не допускается (ст. 20 Закона).
Налогообложение
В соответствии с главой 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» Налогового кодекса РФ и исходя из норм ст. 346.27 НК РФ под предпринимательской деятельностью по распространению и (или) размещению рекламы на автобусах любых типов, трамваях, полуприцепах и прицепах-роспусках, речных судах понимается деятельность организаций или индивидуальных предпринимателей по доведению до потребителей рекламной информации, предназначенной для неопределенного круга лиц и рассчитанной на визуальное восприятие, путем размещения рекламы на крышах, боковых поверхностях кузовов указанных объектов, а также установки на них рекламных щитов, табличек, электронных табло и иных средств рекламы.
В отношении размещаемой на транспортных средствах информации о производителе, продавце, исполнителе работ или услуг (фирменное наименование организации, место ее нахождения, режим работы и т. п.) следует отметить, что исходя из норм ст. 9 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей», устанавливающей обязанность указанных лиц доводить данную информацию до сведения потребителей, а также в соответствии с п. 4 ст. 20 Федерального закона «О рекламе», такая информация не является рекламой.
Кроме того, в целях применения главы 26.3 НК РФ деятельность организаций по самостоятельному распространению и (или) размещению рекламной информации о своих товарах, работах и (или) услугах не может быть признана соответствующей установленному статьей 2 Гражданского кодекса РФ понятию «предпринимательская деятельность».
Таким образом, деятельность по размещению на поверхности используемых в вашей деятельности автомобилей информации о вашей организации не может рассматриваться в качестве предпринимательской деятельности по распространению и (или) размещению рекламы на транспортных средствах и потому не подпадает под действие главы 26.3 НК РФ и не подлежит налогообложению (письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 6 июня 2006 г. N 03-11-04/3/282).
——————————————————————