Правовая организация физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации (на примере Саратовской области)
(Братановский С. Н.) («Спорт: экономика, право, управление», 2010, N 2)
ПРАВОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
С. Н. БРАТАНОВСКИЙ
Братановский С. Н., профессор Поволжской академии государственной службы им. П. А. Столыпина, член Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России, доктор юридических наук.
Аналогично органам федерального уровня государственной подсистемы управления физической культурой и спортом организуется соответствующая подсистема управления в субъектах Российской Федерации. При этом законодатель субъекта Федерации выстраивает управленческую концепцию в рассматриваемой области общественных отношений на региональном уровне <1>. ——————————— <1> Зуев В. Н. Законотворчество о физической культуре и спорте на уровне субъекта Российской Федерации // Теория и практика физической культуры. 2001. N 3. С. 41 — 46.
Анализ Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» <2>, в частности ст. 7 и 8, позволяет содержательно определить тот объем функциональных направлений деятельности, который возлагается на органы исполнительной власти в области физической культуры и спорта. Они могут осуществлять: ——————————— <2> СЗ РФ. 2007. N 50. Ст. 6242
— разработку и реализацию программ развития физической культуры и спорта субъектов Российской Федерации; — внедрение физической культуры и спорта в режим учебы, труда и отдыха граждан различных возрастных групп на основе утвержденных нормативов физической подготовленности; — увеличение количества спортивных школ, центров и клубов всех видов и типов и обеспечение подготовки спортивного резерва, спортсменов высокого класса для сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта; — разработку и реализацию календарных планов физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, в том числе организацию всероссийских и международных спортивных соревнований и учебно-тренировочных сборов; — формирование органов управления физической культурой и спортом, координацию их деятельности и их взаимодействие; — обеспечение совместно с федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, Олимпийским комитетом России и общероссийскими федерациями по различным видам спорта подготовки сборных команд Российской Федерации и сборных команд субъектов Российской Федерации и их выступлений на всероссийских и международных спортивных соревнованиях. Проанализируем вышеназванные направления деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта на основе соответствующих правовых актов, принятых в Саратовской области, поскольку, как отмечали специалисты специально уполномоченного органа исполнительной власти Российской Федерации в области физической культуры и спорта, создание правовых и экономических гарантий для функционирования и развития системы физической культуры и спорта всегда ставилось во главу угла деятельности государственных органов настоящего субъекта Российской Федерации <3>. ——————————— <3> См.: Доклад председателя Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму П. А. Рожкова на расширенном заседании коллегии Госкомспорта России 15 марта 2002 г. // Нормативное правовое и программно-методическое обеспечение сферы физической культуры и спорта. Документы и материалы (1999 — 2004 годы) / Авт.-сост. П. А. Рожков, П. А. Виноградов, В. П. Моченов. М.: Советский спорт, 2004. С. 1208.
Закон Саратовской области от 30 июля 2008 г. N 220-ЗСО «О физической культуре и спорте» <4> в ст. 2 «Полномочия Правительства области в сфере физической культуры и спорта». К ним относятся: ——————————— <4> Собрание законодательства Саратовской области. 2008. N 14.
1) определение основных задач и направлений развития физической культуры и спорта в области, принятие и реализация областных целевых программ развития физической культуры и спорта и межмуниципальных программ в области физической культуры и спорта; 2) организация и проведение областных и межмуниципальных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, а именно: — установление порядка проведения областных и межмуниципальных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий на территории области; — утверждение и реализация календарных планов спортивных и физкультурно-массовых мероприятий области; — содействие обеспечению общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий на территории области; — информационное обеспечение областных и межмуниципальных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий; 3) утверждение порядка формирования и обеспечение спортивных сборных команд области по видам спорта, а именно: — наделение статусом «спортивная сборная команда Саратовской области» коллективов по различным видам спорта, включенным во Всероссийский реестр видов спорта; — материально-техническое обеспечение, в том числе обеспечение спортивной экипировкой, финансовое, научно-методическое, медико-биологическое, медицинское и антидопинговое обеспечение спортивных сборных команд области по видам спорта; — обеспечение подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд области по видам спорта; 4) организация развития национальных видов спорта, в том числе установление порядка проведения спортивных мероприятий по национальным видам спорта, развивающимся в области; 5) присвоение спортивных разрядов и квалификационных категорий спортивных судей в порядке, установленном Положением о Единой всероссийской спортивной классификации и Положением о спортивных судьях; 6) реализация мер по развитию физической культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, адаптивной физической культуры и адаптивного спорта в области; 7) организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в области физической культуры и спорта; 8) обеспечение деятельности областных центров спортивной подготовки; 9) осуществление иных установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством области полномочий. Министерство по развитию спорта, физической культуры и туризма Саратовской области является органом исполнительной власти Саратовской области, осуществляющим на территории области функции по управлению и оказанию государственных услуг в сфере спорта, физической культуры и туризма. В соответствии с Положением о нем <5> к задачам данного органа отнесены: ——————————— <5> См.: Постановление Правительства Саратовской области от 14 июня 2007 г. N 231-П «Вопросы Министерства по развитию спорта, физической культуры и туризма Саратовской области» // Саратовская областная газета. 2007. 22 июня.
1) реализация на территории области мер государственной поддержки развития спорта, физической культуры и туризма; 2) взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти области, органами местного самоуправления, спортивными организациями, иными юридическими и физическими лицами по вопросам, входящим в компетенцию Министерства; 3) обеспечение исполнения и обобщение практики применения федеральных законов, законов области и иных нормативных правовых актов в сфере деятельности Министерства, участие в их совершенствовании; 4) разработка и реализация системы мер по вовлечению граждан в активное занятие физической культурой, спортом и туризмом, форм и методов организации с ними физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, содействие доступности пользования объектами спорта и туризма; 5) организация и проведение областных и межмуниципальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий; 6) реализация мер по развитию спорта высших достижений и детско-юношеского спорта, повышению уровня подготовки спортсменов высшей квалификации и спортивного резерва, участие в подготовке, формировании и обеспечении сборных команд области по различным видам спорта; 7) реализация мер по развитию физической культуры и спорта среди инвалидов и других социально незащищенных групп населения; 8) организация, развитие и совершенствование системы образования физкультурно-спортивной и туристской направленности, внедрение в образовательную деятельность передовых форм, методов, учебных программ и технологий физического воспитания, спортивной и туристской подготовки, совершенствование образовательного процесса; 9) организация, развитие и совершенствование системы медицинского обеспечения спортивных мероприятий и лиц, занимающихся физической культурой и спортом; 10) создание, развитие и модернизация материально-технической базы в сфере физической культуры, спорта и туризма области; 11) организация пропаганды и популяризация физической культуры, спорта и туризма, здорового образа жизни, создание и внедрение единой областной системы информационного обеспечения отрасли; 12) обеспечение профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации и социальной защиты спортсменов и специалистов в области физической культуры, спорта и туризма; 13) решение иных задач в пределах компетенции Министерства. Указанным нормативно-правовым актом также утверждена структура и штатная численность Министерства (приложения N 2 — 3). Очевидно, что для реализации Министерством по физической культуре, спорту и туризму Саратовской области своих функций, а также для решения стоящих перед ним задач необходимо прежде всего обратить внимание на комплекс полномочий рассматриваемого регионального органа управления физкультурно-спортивной деятельностью. С целью осуществления поставленных задач и возложенных на него функций данный орган имеет право вносить в установленном порядке предложения губернатору и Правительству области по разработке целевых программ в рассматриваемой области социальной сферы, а также проекты законодательных и иных нормативных актов на обсуждение представительного органа государственной власти области. Помимо этого, указанный специализированный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации имеет право запрашивать у органов сферы управления физкультурой и спортом, администраций муниципальных образований, предприятий и учреждений областного подчинения необходимую информацию о ходе реализации соответствующих областных и муниципальных программ, а также у вышеуказанных органов, юридических и физических лиц информацию о состоянии и использовании спортивных сооружений, размещать в установленном законодательством порядке заказы на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд в сфере физической культуры, спорта и туризма области, привлекать для разработки вопросов, входящих в компетенцию Министерства, научные и иные организации, ученых и специалистов, создавать координационные, совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы), в том числе межведомственные. Важность настоящих положений рассматриваемого нормативно-правового акта очевидна, так как, во-первых, тем самым устанавливаются пределы специализированной деятельности Министерства, а во-вторых, создаются необходимые предпосылки для четкой и полной реализации различных региональных и местных программ, связанных с поддержкой и развитием физической культуры и спорта в области. Министерство по развитию спорта, физической культуры и туризма Саратовской области возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности губернатором области. Министр имеет первого заместителя и двух заместителей министра, назначаемых на должность и освобождаемых от должности губернатором области по представлению министра. Полномочия министра как лица, осуществляющего непосредственное руководство деятельностью органа исполнительной власти Саратовской области в сфере физической культуры и спорта, закреплены в п. 15 анализируемого Положения. Особое внимание следует обратить на включение в рассматриваемое нами Положение специального раздела «Ответственность Министерства», предусматривающего в том числе в п. 18 и персональную ответственность министра за выполнение возложенных на министерство задач и функций, причем не только за целевое использование выделенных в распоряжение министерства бюджетных средств и иную финансово-хозяйственную деятельность, но и за эффективную реализацию областных и федеральных целевых программ. Безусловно, подробная регламентация вопросов ответственности министерства и его работников в нормативном акте, посвященном организации деятельности рассматриваемого органа исполнительной власти субъекта Федерации в сфере физической культуры и спорта, является примером надлежащего подхода правовой организации управления в рассматриваемой сфере общественных отношений на региональном уровне. Законом Саратовской области от 30 июля 2008 г. N 195-ЗСО утверждена Областная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Саратовской области» на 2009 — 2012 гг. <6>. Данная программа представляет собой подробный план развития физической культуры и спорта в области по различным организационно-правовым аспектам, начиная от вовлечения в занятия физической культурой населения области и развития отдельных видов спорта и кончая строительством объектов, составляющих материально-техническую базу организации физической культуры и спорта в области. Наиболее детально был подготовлен раздел программы, касающийся экономического обеспечения физкультурно-спортивной работы. ——————————— <6> Закон Саратовской области от 30 июля 2008 г. N 195-ЗСО «Об Областной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Саратовской области» на 2009 — 2012 годы» // Собрание законодательства Саратовской области. 2008. N 14.
Указанная целевая программа призвана решить следующие основные задачи: — формирование у населения области потребности в физическом совершенствовании, регулярных занятиях физической культурой и спортом; — создание нормативно-правовой базы управления физической культурой и спортом в области; — проведение на территории области единой государственной политики в сфере физкультурно-массовой и спортивной работы; — координация деятельности органов управления физической культурой и спортом муниципальных образований области, а также негосударственных организаций в сфере физической культуры и спорта; — внедрение физической культуры и спорта в режим учебы, труда и отдыха различных социально-демографических групп населения; — строительство, реконструкция и модернизация физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, повышение квалификации работников физической культуры и спорта. Для рассмотрения основных вопросов, касающихся развития физической культуры и спорта в регионе, например таких, как определение приоритетных направлений развития различных видов спорта, а также для подготовки проектов перспективных планов и программ в министерстве образуется коллегия, являющаяся совещательным органом. Председателем настоящей коллегии является министр, в ее состав входят заместители министра, другие руководящие работники рассматриваемого органа, а также представители заинтересованных организаций. Состав коллегии утверждается Правительством Саратовской области по представлению министерства. Создание настоящего коллегиального органа напрямую связано с необходимостью комплексного анализа текущего состояния и развития физической культуры и спорта на региональном уровне. Очевидно, что только на основе материалов, предоставленных различными ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, с обязательным учетом мнения широкого круга специалистов, под руководством министра возможно решение основных проблем в рассматриваемой сфере общественных отношений.
——————————————————————