Подготовка курсантов высших военно-учебных заведений СВ к проведению операций по поддержанию мира
(Поляков В. В.)
(«Военно-юридический журнал», 2010, N 1)
ПОДГОТОВКА КУРСАНТОВ ВЫСШИХ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ СВ
К ПРОВЕДЕНИЮ ОПЕРАЦИЙ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ МИРА
В. В. ПОЛЯКОВ
Поляков В. В., профессор Казанского ВВКУ, кандидат исторических наук.
В процессе апробации нового Наставления по международному гуманитарному праву для Вооруженных Сил Российской Федерации большое внимание уделено деятельности частей и подразделений, выполняющих задачи по поддержанию мира в зонах вооруженных конфликтов после их окончания.
Вместе с вопросами боевой подготовки личного состава этих подразделений к выполнению задачи на первый план выступает вопрос поддержания в них высокого уровня дисциплинированности и правопорядка. Он приобретает еще большее значение и потому, что правонарушение, совершенное военнослужащим миротворческих сил, не только подрывает боевую готовность подразделения, ставит под угрозу срыва выполнение боевой задачи, но и дискредитирует всю группировку миротворческих сил в глазах местного населения как представителей международных органов по установлению и поддержанию мира и правопорядка.
Работу по поддержанию и укреплению воинской дисциплины в подразделениях миротворческих сил можно условно разделить на три основных этапа.
1-й этап — работа в ходе формирования подразделений и их подготовка к выполнению миротворческих задач в пункте постоянной дислокации:
— профессионально-психологический отбор;
— доведение и изучение норм международного гуманитарного права, регламентирующих деятельность миротворческих сил в зоне конфликта;
— изучение местных особенностей и истории возникновения, хода и завершения конфликта;
— доведение законов об ответственности за военные преступления и другие правонарушения;
— изучение прав и обязанностей военнослужащих при выполнении различных задач;
— назначение актива подразделения, обеспечение его всем необходимым для проведения воспитательной работы и др.
2-й этап — работа в ходе смены подразделений и размещения в зоне ответственности, выполнение задачи на начальном этапе:
— уточнение задач личному составу в соответствии с конкретной обстановкой в зоне ответственности;
— налаживание контактов командования с местными властями, населением, партнерами по коллективным миротворческим силам;
— налаживание особого режима службы и быта личного состава в зоне ответственности и временном пункте дислокации;
— обеспечение всеми видами довольствия, в том числе на постах и заставах;
— организация постоянного информирования об изменениях в обстановке в зоне ответственности и районе выполнения боевой задачи;
— налаживание режима службы на 2-, 3-сторонних постах, когда на одном посту несут службу одновременно военнослужащие различных государств.
3-й этап — работа в ходе продолжения выполнения задачи в зоне безопасности и ответственности:
— совершенствование организации службы и быта во временном пункте дислокации, на односторонних и совместных постах;
— проведение досуговых мероприятий, в том числе совместно с местными органами власти, населением;
— усиление контроля за деятельностью личного состава;
— проведение занятий по боевой и общественно-государственной подготовке в промежутках между несением службы на постах и заставах;
— взаимодействие с местными органами власти по вопросам обеспечения службы, жизни и быта военнослужащих миротворческих сил;
— взаимодействие с местными правоохранительными органами.
Вся работа должна проводиться с первого и до последнего дня в целях недопущения правонарушений, наносящих ущерб как боевой готовности подразделения, так и престижу миротворческих сил.
——————————————————————