Подлежит ли выплате денежная компенсация за поднаем жилья курсантам военно — учебных заведений, проходящим военную службу по контракту?

(Ивашин А. А.)

(«Право в Вооруженных Силах», N 12, 2002)

ПОДЛЕЖИТ ЛИ ВЫПЛАТЕ ДЕНЕЖНАЯ КОМПЕНСАЦИЯ

ЗА ПОДНАЕМ ЖИЛЬЯ КУРСАНТАМ ВОЕННО — УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ,

ПРОХОДЯЩИМ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ?

А. А. ИВАШИН

А. А. Ивашин, подполковник юстиции, кандидат юридических наук, преподаватель Военного университета.

Нормы Федерального закона «О статусе военнослужащих» о денежных компенсациях военнослужащим за наем (поднаем) ими жилых помещений неоднократно комментировались в печати. Тем не менее количество вопросов, которые задают военнослужащие на эту тему, адресуя их нашему журналу, не снижается. Сегодня мы поговорим о реализации данного права относительно узкой, но не малозначительной категорией военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, а именно курсантами военно — учебных заведений (далее — курсанты военно — учебных заведений, проходящие военную службу по контракту, если не указано иное, будут именоваться курсантами).

Долгое время данная категория военнослужащих обеспечивалась жильем в порядке, устанавливаемом Уставом внутренней службы Вооруженных Сил СССР, в соответствии с которым основным способом размещения курсантов являлся казарменный, а для курсантов старших курсов предусматривалось размещение в общежитиях для холостяков. Это и неудивительно с учетом того, что все курсанты военно — учебных заведений, за исключением крайне немногочисленной категории прапорщиков (мичманов) и сверхсрочников, являлись до 1992 г. военнослужащими срочной службы. Однако в последующем, с введением института прохождения военной службы по контракту и распространения его на курсантов военно — учебных заведений старших курсов, изменились и подходы законодательства к вопросам их социальной защиты, в том числе в области обеспечения жильем.

В настоящее время законодательство о статусе военнослужащих не делает принципиальных различий в правовом регулировании реализации права на жилье между курсантами военно — учебных заведений, проходящими военную службу по контракту, и другими категориями военнослужащих, проходящих военную службу на той же основе, имеющих примерно равные с курсантами должности, выслугу лет и пр. Между тем в некоторых случаях практическая реализация курсантами их прав затрудняется, а иногда и вовсе становится невозможной как в связи с неправильными действиями отдельных должностных лиц, так и по причине ошибок ведомственного нормотворчества органов военного управления Вооруженных Сил РФ.

Одной из таких ошибок, по мнению автора настоящей статьи, являются разъяснения Главного управления военного бюджета и финансирования Министерства обороны РФ (далее — ГУВБиФ МО РФ) о праве курсантов военноучебных заведений на получение денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, содержащиеся в абз. 14 указания ГУВБиФ МО РФ от 20 декабря 2000 г. N 180/24/525, исполнение которого обязательно всеми финансовыми органами воинских частей и учреждений Министерства обороны РФ — органами, которые непосредственно и реализуют данное право военнослужащих.

Прежде всего рассмотрим общие вопросы правового регулирования обеспечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (далее — военнослужащие), и совместно проживающих с ними членов их семей денежной компенсацией за наем (поднаем) жилья. Из смысла п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» следует, что основным способом реализации права военнослужащих на жилье является предоставление им для проживания жилых помещений в натуре. При этом статус жилья, на которое может претендовать военнослужащий, различается в зависимости от продолжительности его военной службы: жилые помещения для постоянного проживания, а также принадлежащие воинским частям служебные жилые помещения и общежития. В том случае, если ни одним из названных видов жилых помещений по месту его военной службы военнослужащий не обеспечен, в соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» у него возникает право на получение от воинской части денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, установленных Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 604 (в редакции Постановления от 21 сентября 2000 г. N 700).

В целом согласно названной норме для получения компенсации военнослужащим необходимо наличие следующих обстоятельств:

— необеспеченность военнослужащего и членов его семьи жилым помещением по установленным нормам по месту прохождения военной службы и отсутствие у воинской части пригодных для временного проживания служебных жилых помещений или общежитий для его размещения;

— наем (поднаем) военнослужащим жилого помещения у гражданина — владельца этого помещения;

— желание военнослужащего получить такую компенсацию, выраженное в установленной форме.

Как видно из вышеизложенного, право военнослужащих на получение денежной компенсации вытекает из их права на получение служебного жилого помещения (или общежития) и служит своего рода альтернативой последнему. Таким образом, вопрос о праве какой бы то ни было категории военнослужащих на денежную компенсацию прямо зависит от того, имеет ли данная категория право на получение служебных жилых помещений или нет.

Ответ на вопрос, поставленный в предыдущем абзаце, содержится в п. 1 ст. 15 вышеназванного Закона, абзацы 4 и 7 которого непосредственно касаются курсантов военно — учебных заведений: «На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются: …прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей…». Иными словами, курсанты военно — учебных заведений, без всякого сомнения относящиеся к названным категориям военнослужащих, вправе претендовать на получение служебных жилых помещений. В соответствии с абз. 1 п. 3 ст. 15 они также имеют право на получение общежитий. Следовательно, курсанты военно — учебных заведений вправе рассчитывать на денежную компенсацию за наем (поднаем) жилья в случае, если служебные жилые помещения (или общежития) им не предоставлены.

Может вызывать справедливый вопрос юридический смысл дополнительного требования, предъявляемого к членам семьи военнослужащего, сформулированного в абз. 1 п. 3 рассматриваемой статьи Закона, а именно о необходимости их прибытия на новое место военной службы военнослужащих.

Формально такое требование, взятое без учета других норм законодательства, можно трактовать в том числе и как ограничение названных членов семьи в праве на служебное жилое помещение в первом месте военной службы военнослужащего по контракту, а следовательно, и на денежную компенсацию. Однако такое предположение противоречит содержанию п. 1 ст. 15, в которой право членов семьи военнослужащих на служебное жилое помещение признается без каких-либо ограничений, кроме требования совместного проживания с военнослужащими. Поэтому представляется, что упомянутое требование абз. 1 п. 3 ст. 15 необходимо рассматривать лишь как указание на необходимость сохранения совместного проживания с военнослужащим членов его семьи и после того, как его место военной службы изменилось.

Теперь вернемся к указанию ГУВБиФ МО РФ «О выплате военнослужащим и членам их семей денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений» от 20 декабря 2000 г. N 180/24/525, а именно к его абз. 14. В начале этого абзаца воспроизводится норма п. 11 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» о сохранении за курсантами военно — учебных заведений права на занимаемые ими до призыва (поступления) на военную службу жилые помещения и права на оставление в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий. Однако далее на основе данной нормы делается вывод, с которым нельзя согласиться: «Учитывая, что курсанты военно — учебных заведений не могут быть приняты на учет как нуждающиеся в улучшении жилищных условий по месту военной службы, денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений им не выплачивается». Подобная трактовка положений Федерального закона «О статусе военнослужащих» не может не вызывать сомнений: в ней законодательная норма о порядке реализации права курсантов военно — учебных заведений на постоянное жилье (по прежнему месту жительства, а не по месту военной службы) безоговорочно воспринимается как возможность отказа им в денежной компенсации за наем (поднаем) жилья. Очевидно, что в данном случае игнорируется сама сущность такой денежной компенсации как одного из способов обеспечения военнослужащих временным, а не постоянным жильем, как альтернативы получения служебного жилого помещения или общежития. Временным жильем военнослужащие обеспечиваются в том числе и в случае, если у них имеются жилые помещения для постоянного проживания за пределами населенного пункта, где они проходят военную службу (п. 4 ст. 15 вышеназванного Закона). В нормах же п. п. 1 и 11 ст. 15 Закона говорится о невозможности обеспечения по месту службы курсантов (и других военнослужащих, которые начали прохождение военной службы по контракту после 1 января 1998 г.) постоянным жильем, что не ограничивает их в праве на временное жилье в большей степени, чем это предусмотрено для других категорий военнослужащих.

Далее, разъяснение ГУВБиФ МО РФ гласит: «Курсанты размещаются в казармах или общежитиях в соответствии с требованиями общевоинских уставов». В данном случае следовало бы добавить: в части, в которой эти требования не противоречат положениям Федерального закона «О статусе военнослужащих». Данное замечание основано на том, что ст. 162 Устава внутренней службы ВС РФ предусматривает размещение курсантов 1-го и 2-го курсов военных образовательных учреждений профессионального образования в казармах в порядке, установленном для солдат и сержантов, проходящих военную службу по призыву (за исключением прапорщиков, мичманов, а также лиц, отслуживших военную службу по призыву до поступления в такое заведение, которые освобождаются от размещения в казармах с первого года обучения). Вместе с тем согласно п. 2 ст. 35 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» курсанты военно — учебных заведений, не проходившие военную службу по призыву, заключают контракт о прохождении военной службы уже по окончании 1-го курса обучения. Таким образом, ст. 162 Устава предусматривает размещение в казармах в том числе и военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, что противоречит п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

И, наконец, последнее предложение рассматриваемого абзаца указания ГУВБиФ МО РФ также нуждается в пояснении. Оно гласит: «По желанию курсантов, при наличии соответствующих решений руководства военно — учебных заведений, они могут размещаться вне военных городков и осуществлять наем (поднаем) жилых помещений за счет собственных средств». Разумеется, никто не вправе ограничивать курсантов военно — учебных заведений в их праве тратить собственные средства на любые не противоречащие закону цели. Однако необходимо учесть, что они лишаются права на получение денежной компенсации за наем (поднаем) жилья, если такой наем (поднаем) осуществят при наличии у военно — учебного заведения служебных жилых помещений или общежитий, соответствующих семейному положению курсантов, и при отсутствии отказа руководства военно — учебных заведений на размещение в них. В такую же ситуацию курсанты могут попасть и в том случае, если получат формальное согласие руководства на наем (поднаем) жилья, но при наличии двух вышеупомянутых условий. Таким образом, буквально истолковав процитированное в начале настоящего абзаца предложение и воспользовавшись им, курсанты могут попасть в своеобразную юридическую ловушку.

Следует также заметить, что ГУВБиФ МО РФ не до конца последовательно в своем подходе к выплате указанной денежной компенсации. Так, сохранением права на жилые помещения, а также на оставление в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства до поступления на военную службу пользуются не только курсанты военно — учебных заведений, но и военнослужащие других категорий в первые пять лет военной службы по контракту (абз. 11 п. 1 ст. 15 вышеназванного Закона). Однако наличие у последних права на денежную компенсацию за наем (поднаем) жилья ГУВБиФ МО РФ не ставит под сомнение.

К сожалению, приходится констатировать, что курсанты военно — учебных заведений Министерства обороны РФ, проходящие военную службу по контракту, вряд ли смогут реализовать свое право на денежную компенсацию за наем (поднаем) жилья, избежав при этом отстаивания данного права в судебном порядке. Однако автор надеется, что настоящая статья поможет им в этом правом деле.

——————————————————————