Основные аспекты существования института присяги

(Чекмарева Л. Ю.)

(«Военно-юридический журнал», 2011, N 2)

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ ИНСТИТУТА ПРИСЯГИ

Л. Ю. ЧЕКМАРЕВА

Неотъемлемой составной статуса судей является институт присяги, благодаря которому назначенный кандидат на судейскую должность торжественно берет на себя долг надлежащим образом исполнять возложенные на него функциональные обязанности, воздерживаться от совершения поступков, порочащих высокое звание судьи.

Институт присяги является для законодательства не новым, поскольку известен еще с древних времен. Широко распространен он в настоящее время и закреплен довольно широким кругом нормативно-правовых актов. Тем не менее в правовой литературе предлагаются разные подходы к юридическому определению присяги. Так, некоторые авторы считают, что присяга — это официальное торжественное обещание придерживаться определенных обязательств, в частности, на подтверждение правдивости свидетельств, верности тому или другому делу, действовать соответственно конституции. Другие убеждены, что присяга — это клятва на верность конституции и служению народа, которую в обязательном порядке дает должностное лицо, вступающее на высокую государственную должность.

Особенность принесения присяги лицами, которые назначены Президентом государства впервые на должность судьи, состоит в том, что назначенные судьи приобретают в полном объеме права и обязанности представителя судебной власти лишь в момент официального принесения и подписания присяги. И это является одной из важных причин для изучения данной темы.

Целью данной работы является исследование правовых категорий присяги в деятельности судей, проблемных моментов ее принятия, а также меры юридической ответственности за нарушение судьей обязательств, принятых на себя при принятии присяги судьями в Украине, Российской Федерации и Республике Беларусь.

При рассмотрении присяги судьи Украины, Российской Федерации и Республики Беларусь мы можем проанализировать, что основными правовыми категориями в присяге судьи этих трех стран являются обязанности судьи и подчинение закону. Такие же категории, как честность, добросовестность, объективность, справедливость, беспристрастность, являются оценочными. Они играют вспомогательную роль и приобретают содержание лишь за счет основных категорий.

Такая правовая категория в присяге судьи Республики Беларусь, как клятва перед народом, на наш взгляд, является важной составной, так как судьи предназначены для урегулирования общественных отношений, т. е. разрешения общественных дел. А в присягах судьи Украины и Российской Федерации об этом не сказано. А также мы можем увидеть, что в присяге судьи Украины, в отличие от Российской Федерации и Республики Беларусь, фигурирует еще одна важная правовая категория — руководство верховенством права, ведь в наше время этот вопрос являет важным. Это могло бы послужить примером для законодательств Российской Федерации и Республики Беларусь.

Ныне процесс принятия присяги судей Украины, Российской Федерации и Республики Беларусь урегулирован соответствующим законом, где точно указан перечень лиц, которые должны присутствовать на процедуре принятия присяги судьи на должность впервые, а именно этот процесс осуществляется высшими государственными деятелями и главой государства.

Сомнительным является принятие присяги в Украине перед главами местных государственных администраций, поскольку негативно воспринимается судейским сообществом, а также при этом теряется надлежащее этическое значение провозглашения вновь назначенных судей публичной присяги.

Позитивным в данном случае может быть опыт Российской Федерации, где судьи приносят присягу на съездах либо на собраниях судей соответствующего суда. А также опыт Республики Беларусь, где о порядке принесения присяги судьями общих и хозяйственных судов Республики Беларусь закреплено, что судьи приносят присягу на заседаниях судей соответствующего суда. Что дает возможность в более короткий срок осуществить этот процесс. В законодательстве Республики Беларусь есть статья о том, что отказ от принятия присяги является одним из условий для прекращения его полномочий. Этого не наблюдается в законодательствах Украины и Российской Федерации, но оно имеет важное значение, требующее более внимательного рассмотрения. А также отказ от принятия присяги должен быть зафиксирован, т. е. иметь письменное объяснение причины своего отказа.

Законодательство Российской Федерации не связывает с принятием присяги судьи каких-либо юридических последствий. Присяга налагает на судью моральное обязательство честно и добросовестно исполнять долг носителя судебной власти, быть беспристрастным и справедливым.

Отдельного внимания заслуживает норма украинского законодательства относительно такого основания, как прекращение полномочий судьи за нарушение присяги. В таком случае присяга носит не чисто этическое значение, а наполненное юридическим смыслом (правовым содержанием).

А из этого следует, что присяга как правовое явление занимает важное положение в законодательстве многих стран, в частности Украине, Российской Федерации и Республике Беларусь, требующее дальнейшего изучения и усовершенствования.

——————————————————————