О некоторых особенностях начального периода военной службы иностранных граждан в Вооруженных Силах Российской Федерации
(Щукин А. В.) («Право в Вооруженных Силах», 2010, N 3)
О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ НАЧАЛЬНОГО ПЕРИОДА ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
А. В. ЩУКИН
Щукин А. В., заместитель руководителя аппарата Комитета Государственной Думы по обороне, полковник юстиции запаса.
В настоящей статье автор остановится на некоторых особенностях начального периода военной службы иностранных граждан, условно понимая под ним время с момента заключения контракта до окончания испытательного срока, т. е. установленного ч. 1 ст. 34.1 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» испытания сроком на три месяца. В качестве небольшого отступления хотел бы напомнить, что ранее в Российской Федерации уже имелся опыт военной службы иностранных граждан не только по контракту, но и по призыву. Прохождение военной службы иностранными гражданами регламентировалось международными договорами Российской Федерации, срок действия которых к настоящему времени истек, и они не были продлены. Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. N 141-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» создал правовые основы для прохождения военной службы в Российской Федерации лицами, не являющимися ее гражданами. Им разрешено служить по контракту на воинских должностях, замещаемых солдатами, матросами, сержантами и старшинами. В то же время особо оговаривается, что иностранный гражданин не может быть членом экипажа военного корабля, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации (подп. 3 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»). Законодатель, исходя из норм международного права, изначально ограничил сферу военной службы иностранных граждан, исключив из нее плавсостав и летный состав. Законодательно закреплено, что в перечнях воинских должностей определяются воинские должности, которые могут замещаться военнослужащими — иностранными гражданами (п. 3 ст. 42 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»). Во исполнение этой нормы Министр обороны Российской Федерации 25 декабря 2003 г. издал Приказ, которым был утвержден Перечень воинских должностей, подлежащих замещению военнослужащими — иностранными гражданами. Иностранные граждане направляются для прохождения военной службы в общевойсковые соединения и воинские части, дислоцированные на территории Российской Федерации. Как сказал на своей пресс-конференции 31 сентября 2004 г. начальник Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации В. В. Смирнов, иностранные граждане проходят службу в соединениях и частях постоянной готовности, переводимых на постоянную основу <1>. ——————————— <1> Материалы пресс-конференции от 31 сентября 2004 г. начальника Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации В. В. Смирнова. С. 13.
Хотелось бы отметить, что за период с момента введения военной службы иностранных граждан в России по 1 апреля 2009 г. обратилось за консультациями о приеме около 900 человек, принято на военную службу чуть более 500. Основной причиной отказа в заключении контракта является желание кандидатов проходить военную службу в соединениях и воинских частях, дислоцированных за пределами Российской Федерации. Ни одна из таких воинских частей в вышеназванный Перечень не входит, что, по мнению автора, представляется правильным. В зависимости от имеющейся специальности и уровня профессиональной подготовки иностранные граждане могут быть назначены на воинские должности: водитель, вычислитель, заместитель командира взвода, заместитель командира боевой машины, наводчик-оператор, заместитель начальника расчета, заряжающий, командир боевой машины, командир гранатомета, командир миномета, командир орудия, командир отделения, командир танка, механик, механик-водитель, мотоциклист, наблюдатель, наводчик, наводчик-оператор, номер расчета, пулеметчик, помощник гранатометчика, снайпер, старший гранатометчик, старший оператор, стрелок, старший механик-водитель <2>. ——————————— <2> Сообщение пресс-службы СибВО от 21 апреля 2004 г. URL: www. mil. ru.
Данные военнослужащие распределяются по подразделениям равномерно на общих основаниях. Требования к кандидатам, перечень необходимых документов, порядок первоначальных действий кандидатов уже неоднократно публиковались в российской периодической печати, и в рамках настоящей статьи на них нет необходимости дополнительно останавливаться. Хотелось бы напомнить, что личные дела кандидатов, прошедших отбор и рекомендованных для поступления на военную службу по контракту, направляются в воинские части в соответствии с имеющимися заявками с учетом наличия вакантных воинских должностей, соответствующих воинским званиям кандидатов, их образованию, подготовке, состоянию здоровья и результатам отбора. Основанием для выдачи военных билетов иностранным гражданам — кандидатам для поступления на военную службу по контракту является уведомление командиров воинских частей о готовности принять их на военную службу. Поступившему на военную службу иностранному гражданину выдается разрешение на временное проживание на срок его военной службы <3>. При этом указанное разрешение выдается без учета квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации. ——————————— <3> См.: подп. 6 п. 3 ст. 6 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Установлено, что форма и содержание контракта с иностранным гражданином, поступающим на военную службу, должны утверждаться Президентом Российской Федерации. В отличие от граждан Российской Федерации иностранные граждане первый контракт вправе заключать в возрасте не до 40, а до 30 лет (ст. 34 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»). Российским законодательством установлены некоторые ограничения для иностранных граждан по сравнению с россиянами; прежде всего, установлены некоторые особенности предоставления социальных гарантий как самим военнослужащим — иностранным гражданам, так и членам их семей. Например, военнослужащим — иностранным гражданам не предоставляется право на выплату на обзаведение имуществом первой необходимости. Процедура поступления на военную службу иностранного гражданина отличается от процедуры поступления на военную службу гражданина России. В отличие от российских граждан, принимающих при поступлении на военную службу Военную присягу, военнослужащий, являющийся иностранным гражданином, впервые поступивший на военную службу в Российской Федерации, дает обязательство, текст которого содержится в ст. 40 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»: «Я, (фамилия, имя, отчество), даю обязательство соблюдать Конституцию Российской Федерации, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников, достойно исполнять воинский долг». По своей сути присяга и обязательство имеют одно общее значение — это официальное обещание. Однако природа этого обещания различна. Присяга — официальное и торжественное (выделено мной. — А. Щ.) обещание <4>. Обязательство — официально данное обещание, обычно в письменной форме, требующее безусловного выполнения <5>. Российская юридическая наука до недавнего времени оперировала понятием «обязательство» исключительно как категорией гражданского права <6>. ——————————— <4> Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1995. С. 590. <5> Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Указ. соч. С. 433. <6> См.: Юридический энциклопедический словарь. М., 1985. С. 211; Энциклопедический юридический словарь. М., 1996. С. 201; Юридическая энциклопедия / Под ред. М. Ю. Тихомирова. М., 1998. С. 285.
Военная присяга — торжественное обещание (клятва), даваемое каждым гражданином при его вступлении в вооруженные силы государства <7>. Приведение к военной присяге — один из самых значимых воинских ритуалов, имеющих как в России, так и в армиях многих других государств многовековую традицию. Смысл этого торжественного акта заключается в том, что, произнося патриотические, эмоционально окрашенные слова Военной присяги, отражающие сущность воинского долга, военнослужащий или гражданин Российской Федерации выражает и подтверждает свою готовность защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество <8>. ——————————— <7> Военный энциклопедический словарь. М., 1983. С. 591. <8> Кудашкин А. В. Военная служба и военнослужащий в Российской Федерации: конституционно-правовое регулирование. М., 2001. С. 46.
Факт принятия присяги имеет не только моральное, но и существенное правовое значение. Только с принятием присяги военнослужащий может быть назначен на должность и приобретает полный объем служебных прав, на него в полном объеме возлагаются служебные обязанности. После принятия обязательства на военнослужащего — иностранного гражданина также в полном объеме возлагаются служебные обязанности. До принесения обязательства, так же как и до приведения к присяге: — военнослужащий не может привлекаться к выполнению боевых задач (участию в боевых действиях, несению боевого дежурства, боевой службы, караульной службы) и задач при введении режима чрезвычайного положения и в условиях вооруженных конфликтов; — за военнослужащим не могут закрепляться оружие и военная техника; — на военнослужащего не может налагаться дисциплинарный арест <9>. ——————————— <9> Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 1495 (ст. 11).
Строгое соблюдение требований Военной присяги считается нравственной и юридической обязанностью. В отличие от присяги обязательство имеет более юридическое, чем нравственное значение. В юридической литературе высказано мнение, что принятие присяги образует служебное правоотношение. По мнению ряда военных ученых, разделяемому автором, моменты приведения военнослужащего к Военной присяге и возникновения военно-служебного правоотношения не совпадают <10>. Военно-служебное правоотношение возникает с началом военной службы, которое для разных категорий военнослужащих дифференцировано (например, для граждан, поступивших на военную службу по контракту, — день вступления в силу контракта <11>), а приведение к Военной присяге проводится по прибытии военнослужащего к первому месту прохождения военной службы после прохождения начальной военной подготовки, срок которой не должен превышать два месяца (п. 1 ст. 41 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»). ——————————— <10> Кудашкин А. В. Указ. соч. С. 177. <11> См. ст. 3 Положения о порядке прохождения военной службы.
Несмотря на то что в соответствии со ст. 41 данного Федерального закона порядок приведения к присяге (принесения обязательства) определяется общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации, законодатель установил требования к процессу приведения к присяге: приведение перед Государственным флагом Российской Федерации и Боевым Знаменем воинской части (п. 1 ст. 40 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»). В то же время Положение о порядке приведения к Военной присяге (принесения обязательства), прилагаемое к Уставу внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, не делает различия между порядком приведения к присяге и принесения обязательства. Нарушение обязательства, так же как и нарушение присяги, влечет за собой привлечение военнослужащего к ответственности. Будучи субъектами воинских отношений, иностранные граждане, проходящие военную службу по контракту в Российской Федерации, являются также и субъектами преступлений против военной службы. Отсутствие в тексте обязательства упоминания о готовности к вооруженной защите Российской Федерации, по мнению автора, может негативно сказаться на боеспособности воинских частей, где проходят службу военнослужащие — иностранные граждане. Нетрудно представить, пусть и гипотетическую, но вполне реальную ситуацию, когда какой-то из воинских частей, где проходят службу иностранные граждане, будет поставлена задача вести боевые действия на территории их государства. Не исключено, что военнослужащие — иностранные граждане могут отказаться от участия в боевых действиях. Военнослужащие, являющиеся иностранными гражданами, участвуют в выполнении задач в условиях военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации (подп. «а» п. 1 ст. 37 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», подп. «а» ст. 8 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации). Несмотря на существующее в настоящее время различие взглядов на военную профессию, первичное ее предназначение остается тем же, что и на протяжении всей истории: обеспечивать военную безопасность государства, одерживать победу в войнах. Если использовать научную терминологию, предназначение военной профессии — организованное применение военной силы в интересах своего государства. В ст. 26 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» сформулированы общие обязанности военнослужащих, в том числе и военнослужащих — иностранных граждан. Защита государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации составляют существо воинского долга, который военнослужащие — иностранные граждане обязуются достойно исполнять. С внесением изменений в законодательные акты, допускающих возможность принятия иностранных граждан на военную службу по контракту, по мнению автора, теряется четкая правовая связь защиты гражданами Российской Федерации своего Отечества. Военнослужащие — иностранные граждане должны быть верными данному обязательству беззаветно служить народу Российской Федерации, мужественно и умело защищать Российскую Федерацию. Таким образом, для военнослужащих — иностранных граждан государственный суверенитет и территориальная целостность Российской Федерации, обеспечение безопасности Российской Федерации должны стать ценностями, которые они готовы и способны защищать, в том числе с риском для жизни. К тому же эти ценности должны носить приоритетный характер по отношению к суверенитету и территориальной целостности своего Отечества. Как уже указывалось выше, иностранных граждан разрешается назначать на воинские должности в мотострелковые, танковые и артиллерийские подразделения, исполнение обязанностей по которым не связано с работой со сведениями, составляющими государственную тайну. При исполнении своих должностных обязанностей в целях обеспечения безопасности государства военнослужащие — иностранные граждане не будут допускаться к сведениям, составляющим государственную тайну. По мнению автора, необходимо учитывать, что эти лица до принятия российского гражданства являются гражданами других стран, а допуск последних к государственной тайне может представлять определенную угрозу для безопасности Российской Федерации. Кроме того, законодательство Российской Федерации допускает возможность допуска иностранных граждан к государственной тайне только на основании международного договора, предусматривающего обязательства иностранного государства по защите передаваемых ему сведений, составляющих государственную тайну <12>. ——————————— <12> Постановление Правительства Российской Федерации от 22 августа 1998 г. N 1003 «Об утверждении Положения о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне».
В случае необходимости допуска военнослужащих иностранных граждан к государственной тайне Российской Федерации его оформление проводится в порядке, определенном законодательством Российской Федерации для иностранных граждан. При этом указанные военнослужащие, по мнению автора, могут допускаться только к сведениям, действительно необходимым им для выполнения функциональных обязанностей. Поступившие на военную службу иностранные граждане в целях проверки их соответствия требованиям федеральных законов, общевоинских уставов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, определяющих общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, проходят испытание сроком в три месяца <13>. Данное испытание также проходят и военнослужащие — граждане Российской Федерации, поступившие на военную службу по контракту на воинские должности, подлежащие замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами. Трудовое законодательство уже давно предусматривает возможность проведения испытания работника при приеме на работу. Однако для законодательства о воинской обязанности и военной службе этот институт является новым. Но если в трудовых отношениях испытание при приеме на работу может иметь место только по соглашению сторон, то Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» содержит императивную норму, устанавливающую обязательность прохождения испытания. ——————————— <13> См. ст. 34.1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ.
Основные положения института испытания применительно к иностранным гражданам заключаются в следующем. 1. В срок испытания не засчитываются периоды, когда военнослужащий фактически отсутствовал в воинской части или на установленном за пределами воинской части месте военной службы. В вышеназванном Законе конкретно не указано, что именно подразумевается под понятием «фактическое отсутствие военнослужащего в воинской части или на месте военной службы». Представляется, что нахождение на лечении, следование к месту лечения и обратно, нахождение в служебной командировке хоть и предполагает отсутствие военнослужащего в воинской части, однако означает, что он находится в установленном за пределами воинской части месте военной службы и исполняет обязанности военной службы (ст. 37 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»). 2. В период испытательного срока военнослужащему не может быть присвоено очередное воинское звание, если даже установленный срок службы в имеющемся у него воинском звании истек. Хотелось бы обратить внимание на то, что, по логике, вновь поступающему на военную службу иностранному гражданину может быть присвоено только звание рядового. Это несмотря на то, что он мог проходить службу в вооруженных силах своего государства и ему могло быть присвоено звание, аналогичное сержантским (старшинским) званиям в Российской Федерации. В связи с этим представляется актуальным решение вопроса о межгосударственных договорах по установлению соотношения воинских званий в государствах — участниках СНГ и об их взаимном признании при смене места жительства и принятии гражданства другого государства — участника СНГ для сохранения полученного звания при постановке на воинский учет и поступлении на военную службу в государстве нового гражданства. 3. Если в течение срока испытания будет установлено, что военнослужащий не соответствует требованиям, установленным законодательством, он признается не прошедшим испытание и подлежит увольнению с военной службы. За 2005 г. 10 человек из числа военнослужащих — иностранных граждан (Украина — 1 человек, Казахстан — 2 человека, Узбекистан — 1 человек, Таджикистан — 1 человек, Молдова — 2 человека, Беларусь — 3 человека) были досрочно уволены по подп. «е» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» как не выдержавшие испытание <14>. Всего по данному основанию было уволено 39 человек <15>. Это при том, что на военную службу за этот период было принято 512 иностранных граждан, а уволено 187. ——————————— <14> Письмо первого заместителя Министра обороны Российской Федерации в Комитет Государственной Думы по обороне от 30 ноября 2005 г. N 205/17157. <15> Приложение N 2 к письму начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации в Комитет Государственной Думы по обороне от 23 июня 2009 г. N 205/307/576.
По истечении срока испытания военнослужащий считается выдержавшим испытание и продолжает военную службу. Начальный этап его военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации переходит в следующий, который также имеет свои особенности, а его законодательная основа — свои недостатки и противоречия. Таким образом, хотелось бы подчеркнуть, что начальный период военной службы в Российской Федерации иностранного гражданина имеет отличия от начального периода военной службы по контракту российского гражданина.
——————————————————————