Особенности правового регулирования формирования судейского корпуса в Германии

(Акимова Е. Я.) («Российский судья», 2011, N 11)

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СУДЕЙСКОГО КОРПУСА В ГЕРМАНИИ <*>

Е. Я. АКИМОВА

——————————— <*> Akimova E. Ya. Peculiarities of legal regulation of formation of judicial corpus in Germany.

Акимова Екатерина Яковлевна, заместитель начальника Управления международных связей, изучения и обобщения зарубежной практики конституционного контроля Конституционного Суда Российской Федерации.

Автор статьи предлагает читателям журнала оценить особенности правового регулирования формирования судейского корпуса в Германии, показать, как осуществляются отбор и подготовка судей, полномочия в профессиональной деятельности, как оценивается труд судей в Германии.

Ключевые слова: кандидат в судьи, судья, полномочия, денежное содержание.

The author of the article proposes to the readers of the journal to evaluate the peculiarities of legal regulation of formation of judicial corpus in Germany, shows how the selection and training of judges is effectuated, powers in professional activity, how the labor of judges is evaluated in Germany.

Key words: candidate to judge, judge, powers, monetary pay.

Надо совершенствовать процедуры отбора судей, укреплять их независимость и объективность. Одновременно надо повышать ответственность судей, включая возможность наказания за нарушение судебной этики, тем более за любые отступления от принципов справедливости и беспристрастности в отправлении правосудия <1>.

Д. А.Медведев

——————————— <1> См.: Из речи Президента Д. А. Медведева на торжественном собрании, посвященном 85-летию создания Верховного Суда Российской Федерации 20 марта 2008 г.

Профессиональная деятельность судьи в любом государстве отличается повышенной ответственностью перед обществом и гражданами. Первая фаза формирования судейского корпуса — отбор и подготовка кандидатов — весьма значима для формирования добротного качественного состава будущей профессиональной корпорации. Особенно в период нарастающих процессов глобализации мирового экономического и гуманитарного пространства, интенсивных изменений нормативно-правового поля, возникновения новых общественных и социальных конфликтов судьям необходимы не только высокий профессионализм, глубокое знание предмета, но и широкие познания в области международного права, а также профессиональные навыки работы с изобилием подвижной правовой информации, в том числе с использованием современных технологий. Теоретическим проблемам подготовки судей и формирования профессионального судейского сообщества уделяли внимание М. И. Клеандров, В. В. Ершов, В. В. Пейсиков, Н. В. Радутная, Г. Т. Ермошин, И. Б. Михайловская, Е. Б. Абросимова <2> и др. Благодаря усилиям по реализации судебной реформы материальная база судов укрепляется, денежное содержание судей растет, однако профессиональный потенциал судебной системы и ее кадровый резерв оставляют желать лучшего. ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Монография Михайловской И. Б. Суды и судьи: независимость и управляемость включена в информационный банк согласно публикации — Проспект, 2008. —————————————————————— <2> Абросимова Е. Б. Суд в системе разделения властей: российская модель (конституционно-теоретические аспекты). М.: Проспект, 2002; Пейсиков В. В. Судья в России и за рубежом. М: Элит, 2008; Пейсиков В. Обучение судей: международный опыт и российские перспективы / Российская юстиция. 2001. N 6; Ершов В., Халдеев Л. О профессиональной подготовке кандидатов в судьи // Российская юстиция. 1994. N 8; Клеандров М. И. Социально-психологические и морально-этические проблемы формирования судейского корпуса // Журнал российского права. 1999. N 12; Клеандров М. И. Статус судьи: правовой и смежный компоненты. М.: Норма, 2008; Михайловская И. Б. Суды и судьи: независимость и управляемость. М.: Проспект, 2010.

В условиях продолжающейся в нашей стране судебной реформы, изменяющегося законодательства о статусе российских судей, отмены трехлетнего испытательного срока для впервые назначенных судей, возрастающих требований к состоянию судейского корпуса представляется полезным проанализировать особенности формирования судейского корпуса Германии. Возможно, подобный анализ поможет найти пути для эффективной ревизии конституционно-правового статуса судей, оперативного правового оформления института кандидатов на судейскую должность и введения дополнительных фильтров для их отбора, а также создания как следствие стабильных и прозрачных условий для пополнения судейского профессионального сообщества высококвалифицированными кадрами.

Правовое регулирование

Основной закон ФРГ содержит отдельную главу «Правосудие», которая регламентирует основные и общие положения об организации и деятельности немецких судов, устанавливает их систему, основные элементы статуса судей и принципы их деятельности, а также определяет сферу компетенции Федерального конституционного суда. В соответствии с Основным законом Федеративной Республики Германия судоустройство и судопроизводство относятся к сфере так называемой конкурирующей законодательной компетенции (абз. 1 п. 1 ст. 74 Основного закона ФРГ <3>), т. е. земли обладают законодательными полномочиями лишь в том случае, если Федерация, не принимая закон, не реализует свою законодательную компетенцию (абз. 1 ст. 72 Основного закона ФРГ) <4>. В этой сфере Федерация обладает правом законодательного регулирования, поскольку общегосударственные интересы установления равноценных условий жизни на территории Федерации или сохранения правового и экономического единства требуют федерального законодательного регулирования (абз. 2 ст. 72 Основного закона ФРГ). Между тем в силу п. 8 ст. 73 Основного закона правовое положение лиц, состоящих на службе Федерации и в корпорациях публичного права непосредственно федерального подчинения, подлежит сфере исключительной законодательной компетенции Федерации. Правовое положение федеральных судей, а также единство требований к судейскому статусу, уровню и качеству юридического образования для судей на всей территории ФРГ регулируется особым Законом о судьях, принятым еще в 1961 г. (Deutsche Richtergesetz или DRiG <5>) и претерпевшим в последующем множество изменений и дополнений, в том числе в связи с требованиями многочисленных международно-правовых актов (Основные принципы независимости судебных органов — Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 1985 г. N 40/146 <6>; Европейская хартия о статусе судей <7> от 8 — 10 июля 1998 г.; Рекомендация Комитета министров государствам-членам о независимости, эффективности и роли судей от 13 октября 1994 г. N R(94)12; Бангалорские принципы поведения судей — Резолюция Экономического и Социального совета ООН от 27 июля 2006 г. N 2006/23; Заключение Консультативного совета европейских судей для Комитета министров Совета Европы о стандартах независимости судебной власти и несменяемости судей (Рекомендация о независимости, эффективности судей от 23 ноября 2001 г.). ——————————— <3> Основной закон Федеративной Республики Германия. Бонн, 1998. С. 51. <4> Gunter Schmidt-Rantsch. Kommentar zum Deutschen Richtergesetz, 6. Auflage. Munchen, 2009; Jurgen Thomas. Richterrecht. 1986. S. 59 ff. <5> Информационная система Федерального министерства юстиции ФРГ JURIS. URL: http://www. gesetze-im-internet. de (BGBl. I S. 160). <6> См.: Основные принципы независимости судов и судебной власти (приняты седьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в Милане с 26 августа 1985 г. по 6 сентября 1985 г., одобренные резолюциями ГА ООН 40/32 от 29.11.1985 и 40/146 от 13.12.1985 // Советская юстиция. 1991. N 16. <7> Европейская хартия о статусе судей, принята участниками из европейских стран и двумя международными ассоциациями судей на заседании в г. Страсбурге 8 — 10 июля 1998 г., была поддержана на встрече председателей Верховных судов стран Центральной и Восточной Европы в г. Киеве 12 — 14 октября 1998 г., а также судьями и представителями министерств юстиции от 25 европейских стран на заседании в Лиссабоне 8 — 10 апреля 1999 г. // Официальный сайт Совета Европы: http://www. coe. int/legalprof.

Немецкий Закон о судьях практически полностью отвечает требованиям международного права в области регулирования судейского статуса, во многом схож с Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», но отличается характерными особенностями, среди которых интересующее нас детальное регулирование требований к юридическому образованию и профессиональной подготовке судей. Дополнительное регулирование правового положения судей земельных судов содержится также в специальных земельных законах. Но их исследование не входит в рамки выбранной нами темы. На федеральном уровне издаются рамочные предписания, регулирующие оплату и обеспечение лиц, находящихся на государственной службе, состоящих в публично-правовых отношениях и связанных верностью служебному долгу. К примеру, в Германии действуют отдельный Закон о денежном содержании судей (Richterbesoldungsgesetz) и другие нормативно-правовые акты, регулирующие статус и деятельность немецких судей, — Закон о судоустройстве (Gerichtsverfassungsgesetz), Закон о соблюдении единства судебной практики высших судов Федерации (Gesetz zur Wahrung der Einheitlichkeit der Rechtsprechung der obersten Gerichtshofe des Bundes) и пр. <8>. ——————————— <8> Информационная система Федерального министерства юстиции ФРГ JURIS / http://www. gesetze-im-internet. de.

Этапы формирования судейского корпуса

Основные нормативно регламентированные этапы формирования немецкого судейского корпуса в целом совпадают с российскими. Немецкий закон о судьях содержит некоторые отличительные черты и особенности: 1) университетское юридическое образование, продолжительность и содержание которого определено федеральным законом; 2) многопрофильная подготовительная профессиональная подготовка определенной законом продолжительности и содержания; 3) конкурсный отбор кандидатов на подготовительной стадии (рефендариат); 4) процедура наделения судейскими полномочиями (присяга, клятва верности служебному долгу). Итак, основой формирования судейского корпуса Германии является фундаментальное академическое образование, включающее не только теоретическое обучение, но и серьезную практическую подготовку. Опыт Федеративной Республики Германия в сфере организации юридического образования и формирования качественного кадрового состава судейского и профессионального юридического сообщества богат и интересен, к тому же он доказал свою состоятельность, заслужив признание и авторитет и на международном уровне. Основополагающим элементом формирования высокопрофессионального кадрового потенциала для судебной системы Германии является фундаментальное университетское юридическое образование, которое традиционно отличают детальное правовое регулирование, четкая процедура и гибкая организация учебного процесса. Академическое обучение немецких юристов должно обязательно сочетаться с практическим. Самостоятельным этапом подготовки кандидатов на судейские должности является профессиональная стажировка для будущих юристов в различных учреждениях правоприменения. Практический этап не является формальным и заканчивается сдачей второго серьезного государственного экзамена с высочайшими требованиями и решающей для будущей карьеры оценкой. Отбор кандидатов происходит на конкурсной основе по результатам сдачи двух государственных экзаменов. От уровня оценки зависит должность, на которую кандидат может претендовать: чем выше оценка, тем выше судейская должность. Процедура наделения судейскими полномочиями связана с обязательным принесением присяги, причем в случае ее нарушения возникают правовые последствия. Рассмотрим эти стадии и их отличительные особенности подробнее.

Научная и профессиональная подготовка кандидатов

Одной из отличительных особенностей формирования судейского корпуса Германии является детальное правовое регулирование юридического образования для немецких судей, которое создает надежные фильтры для поступления на судейскую службу только самых квалифицированных кандидатов. В силу требований § 5 немецкого Закона о судьях правом претендовать на судейскую должность обладает лицо, которое получило юридическое образование в университете, сдало первый государственный экзамен и успешно прошло подготовительную профессиональную стажировку, закончившуюся сдачей второго государственного экзамена. При этом обучение и стажировка должны быть согласованы по содержанию. Кроме того, право занять судейскую должность имеет любой действующий штатный профессор права в университете независимо от его базового образования. Требования к профессиональной подготовке судей в Германии по объему, содержанию и продолжительности значительно отличаются от российских требований, предъявляемых к образовательному уровню кандидатов на должность судьи. Если в российском законе содержится неразвернутое требование о наличии высшего юридического образования, то в Германии федеральным законом о судьях определяются не только форма, содержание и продолжительность юридического образования, но и закреплена необходимость обязательной профессиональной стажировки. При этом каждая из стадий профессиональной подготовки судей заканчивается серьезным государственным экзаменом. Продолжительность и объем университетского образования закреплены § 5а Закона о судьях: «Время обучения должно составлять четыре года; этот срок может быть сокращен, если студентом будет подтверждено наличие необходимых оснований для допуска к первому государственному экзамену. При этом минимум два года учебы должно обязательно приходиться на учебу в университете» <9>. Практика показывает, что общая продолжительность профессиональной подготовки немецких судей до их назначения на должность составляет минимум восемь лет. Фактически требуется, как правило, 8 — 10 семестров, или 4 — 6 лет, чтобы пройти весь университетский курс и сдать первый государственный экзамен, а затем еще два года подготовительной профессиональной стажировки. Интересно, что в немецком законе отсутствует нижняя граница возрастного ценза для кандидатов на должности судей, поскольку для Германии не характерна российская ситуация с заблаговременным «накоплением» стажа работы по юридической специальности, необходимого для последующего занятия судейской должности. ——————————— <9> Официальный сайт Федерального министерства юстиции ФРГ JURIS: www. gesetze-im-internet. de.

Законом федерального уровня определяется и перечень учебных дисциплин: это обязательные предметы и другие основополагающие предметы с возможностью выбора. Обязательны успешное посещение научных семинаров в области права на иностранном языке или подтвержденное посещение правового курса на иностранном языке. Все читаемые обязательные предметы делятся на гражданское, уголовное, публичное и процессуальное право, включая методологию правовой науки и ее философские, исторические и социальные основы, и факультативные дисциплины, усвоение которых служит дополнению курса и углубленному изучению входящих в него обязательных дисциплин, а также межотраслевые дисциплины и международное право <10>. ——————————— <10> Wittreck F. Die Verwaltung der Dritten Gewalt. 2006. S. 266.

В содержании учебных курсов учитывается практика судопроизводства, управленческой деятельности и консультационно-правовой помощи, включая необходимые квалификационные тесты по таким дисциплинам, как административный менеджмент, ведение переговоров, риторика, конфликтология, медиация, проведение допроса, коммуникация. Помимо лекций организуются практические занятия, длящиеся в общей сложности не менее трех месяцев. Таким образом, в университетах Германии осуществляется подготовка не по специализациям (хотя в судах отраслевая специализация есть), а по всем дисциплинам, будь то криминология, хозяйственное или налоговое право, уголовный процесс или международное право. На государственном устном экзамене у студента спрашивают все. Результатом такого жесткого подхода является значительный отсев студентов: «…примерно по Германии проваливается на самом последнем рубеже около 25% студентов. При этом количество заявок на сдачу экзамена в 2 — 3 раза меньше, чем первоначальная численность первокурсников, пришедших в университет после немецкой гимназии» <11>. ——————————— <11> Александров И. Немецкое юридическое образование: взгляд изнутри. URL: http:// www. lawreview. ru/ gernamlegalend. shtml.

Государственные университетские экзамены должны учитывать судебную и управленческую практику, включая необходимые для этого зачеты, количеством до восьми, которые проводятся в виде контрольных работ, а также знание иностранных языков. Материал для сдачи университетского экзамена по основному предмету и обязательного государственного экзамена должен быть подобран так, чтобы обучение было завершено после четырех с половиной учебных лет. На университетском экзамене по основному предмету проводится минимум одна письменная работа. Государственный экзамен проводится в письменной и устной форме. О сдаче первого экзамена могут свидетельствовать результаты сданных университетских экзаменов по основному предмету и сданного государственного экзамена по обязательному предмету, а также дополнительно к общей оценке по результатам сданных государственных экзаменов по обязательному предмету может добавляться 70 из 100 баллов, а по результатам сданного университетского экзамена по основному предмету — 30 из 100 баллов. Обязательная профессиональная стажировка. Продолжительность обязательной подготовительной профессиональной стажировки для претендентов на судейские должности в соответствии с законом (§ 5b Закона о судьях) составляет два года. Стажировка (Refendariat) проводится в обязательном порядке в следующих учреждениях: — в суде, который рассматривает дела общей гражданской подсудности; — в суде по уголовным делам или прокуратуре; — в органе управления; — при адвокате, а также — в одной или нескольких избирательных комиссиях, где гарантировано профессиональное обучение. Стажировка (сами немцы называют ее рефендариат) может проводиться в наднациональных, межнациональных или иностранных учреждениях либо в иностранной адвокатуре. В качестве стажировки засчитывается работа на юридических факультетах, а также в Немецком институте управления Шпайера. В тех учреждениях, в которых стажировка проводится в обязательном порядке, она длится минимум три месяца; в адвокатской конторе — девять месяцев; земельным законодательством может быть разрешено проведение стажировки при адвокате длительностью не менее трех месяцев, у нотариуса, у предпринимателя или в других организациях, где стажеру гарантирована работа юридической направленности. В отдельных случаях срок подготовительной профессиональной стажировки может быть продлен при наличии веских оснований, однако не из-за недостаточно хороших результатов обучения. Кроме того, в период стажировки может быть предусмотрено преподавание специальных учебных курсов общей продолжительностью до трех месяцев. Рефендарии, проходящие стажировку, считаются государственными служащими и получают за свою работу жалованье <12>. ——————————— <12> Bettermann K. A. Der Richter als Staatsdiener. 1967. S. 10, 21.

Второй государственный экзамен. Второй государственный экзамен, сдаваемый после стажировки выпускника в нескольких учреждениях, принимают специальные комиссии, учрежденные органами юстиции. Письменные экзамены по второму государственному экзамену проводятся не ранее 18-го и не позднее 21-го месяца обучения. Они относятся к обязательной программе стажировки, при этом законом гарантируется единство экзаменационных требований и оценки результатов. С согласия Бундесрата федеральный министр юстиции уполномочен устанавливать своими распоряжениями шкалу оценок для отдельных и общих отметок всех экзаменов (§ 5d Закона о судьях). Закон предоставляет право экзаменационной комиссии при вынесении своего решения отклониться от расчета общей оценки, если общее впечатление об уровне знаний кандидата характеризует его лучше и это отклонение никак не влияет на сдачу экзамена; эти результаты учитываются при сдаче второго государственного экзамена после стажировки. Отклонение не может превышать одной трети среднего балла. Доля результатов устных экзаменов не может превышать в общей оценке 40 баллов из 100 возможных. Зачисление баллов, полученных на стажировке, к общей оценке второго государственного экзамена исключено. Повторная сдача государственного экзамена по обязательному предмету допускается лишь однажды. Законы земель могут предусматривать повторение государственного экзамена для улучшения результата. После сдачи второго государственного экзамена (иногда его называют «большим») прошедший испытания становится универсальным или «полноценным» юристом (Volljurist), который вправе претендовать на занятие судейских должностей в судах как Федерации, так и любой немецкой земли. Такой специалист получает чин (титул) асессора. Причем де-факто условием назначения на должность судьи является хорошая итоговая оценка второго государственного экзамена, которая в настоящее время не должна быть менее девяти баллов, т. е. «полностью удовлетворительной» («vollbefriedigend»). СПРАВКА: По данным Немецкого союза судей (Deutsche Richterbund, DRB), в 2009 г. на юридические факультеты поступили 71612 студентов, что на 1028 больше, чем в прошлом году. Референдарии — служащие земель — получают жалованье в среднем 800 евро в месяц. Начальное содержание назначенных судей варьируется от земли к земле, но незначительно. В Берлине, к примеру, начинающие судьи получают меньше всех — 3173 евро в месяц, а в Баварии — больше всех остальных — 3359 евро <13>. ——————————— <13> Информация с официального сайта Немецкого союза судей. URL: www. drb. de.

Отбор кандидатов

Таким образом, в Германии действует система отбора и подготовки кандидатов на должности судей на нескольких самостоятельных этапах, снабженных надежными фильтрами, характеризующимися как широким спектром объективных оценочных критериев, так и элементами профессионального и психологического отбора. Эти фильтры — не только два государственных экзамена и разноплановая профессиональная стажировка, но и серьезнейшая психологическая и психо-эмоциональная подготовка, по результатам которой не только сам кандидат в условиях реального судопроизводства и правоприменения может субъективно оценить свои возможности, но и независимые эксперты могут дать объективную оценку способностям и подготовленности претендента. Несколько этапов отбора с применением различных фильтров — серьезное отличие немецкой системы отбора кандидатов от российской процедуры, фактически использующей только квалификационный экзамен, который характеризуется лишь выборочной проверкой знаний кандидата и достаточно субъективным оценочным подходом. Использование методов по психодиагностическому обследованию кандидатов на должности судей остается довольно формализованным и факультативным этапом отбора.

Процедура наделения судейскими полномочиями

Процедура наделения судейскими полномочиями в Германии отличается от российской довольно значительно. Назначением судей, их переводом и повышением по должности занимаются соответствующие комитеты по выборам судей, которые являются не органами судейского самоуправления, а специальными органами парламентов и министерств юстиции федерации и земель. Хотя судьи, как правило в отставке, представлены в составе всех комитетов по выборам, везде они составляют меньшинство. Перед принятием любого решения о назначении или выборах судьи должно быть обеспечено участие председательского совета того суда, в котором судья должен будет работать. Такой порядок действует также, если судья должен быть переведен на судейскую должность в суд с другой отраслевой подсудностью (§ 55 Закона о судьях). Председательский совет, который создается при каждом высшем суде сроком на четыре года, состоит из пяти-семи членов и обеспечивает участие судейского сообщества перед назначением или выбором судьи для соответствующего федерального суда. Судьи верховных федеральных судов выбираются Федеральным комитетом по выборам и назначаются Федеральным президентом. Федеральный комитет по выборам судей состоит из министров юстиции федеральных земель и представителей Бундестага. Опасность политически мотивированного решения при таких обстоятельствах гипотетически довольно велика. Именно поэтому, а также ввиду высокого конституционно-правового статуса судьи федерального суда этот суд должен получить возможность дать свое заключение в отношении личной и профессиональной пригодности судьи. Однако комитет по выборам судей не связан заключением председательского совета, которое имеет рекомендательный характер. Этим обеспечивается, в частности, основополагающий для правового государства принцип разделения властей. Данное правовое регулирование является проблематичным хотя бы потому, что в комитет по выборам не входит ни один действующий судья, процедура выборов лишена прозрачности, а также комитет может игнорировать мнение председательского совета. Назначение судьи производится путем вручения ему удостоверения (§ 17 Закона о судьях), необходимого для обоснования и изменения его судейского статуса. Вместе с удостоверением судья принимает на себя определенные обязанности, которые прописаны в особом разделе Немецкого закона о судьях «Особые судейские обязанности», в том числе и обязанность принесения присяги. Этим же разделом урегулированы обязанности судьи: а) сохранять независимость и не подрывать уверенности в его независимости (обращает на себя внимание, что независимость не столько гарантируется, сколько вменяется судье в обязанность); б) возможность осуществлять по совместительству функции третейского судьи или эксперта при соблюдении определенных законом условий; в) другие аспекты совместительства, а также г) обязанность сохранять в тайне сведения о ходе совещания и результатах голосования и после прекращения своей служебной деятельности. Закрепив в законе необходимость принесения судьей присяги, государство вправе ожидать от него надлежащего исполнения обязательств как профессионального, так и морально-этического характера. Особое значение имеют форма и содержание присяги. Важное атрибутивное значение имеют такие элементы процедуры принесения присяги, как обязательность, публичность, церемониальность, персонификация, вербальность. При незначительном отличии текста немецкой присяги от российской их содержательные части имеют идентичную направленность. Присяга немецкого федерального судьи содержит следующий текст: «Я клянусь исполнять судейскую службу, сохраняя верность Основному закону Федеративной Республики Германия и другим законам, выносить решения, используя все свои знания и следуя доброй совести, невзирая на лица, и служить только истине и справедливости, да поможет мне Бог!» <14>. ——————————— <14> Присяга может быть принесена и без слов «Да поможет мне Бог».

Присяга судьи Федерального конституционного суда ФРГ звучит иначе: «Клянусь, что как справедливый судья всегда буду верно блюсти Основной закон Федеративной Республики Германия и добросовестно исполнять мои судейские обязанности по отношению к любому лицу. Да поможет мне Бог». Из самой последовательности слов немецкой присяги следует содержание основных принципов профессиональной деятельности и судейской этики: связанность судьи Конституцией и законом, обязанность внутренней независимости, беспристрастности и готовности служить истине и справедливости <15>. Немецкие судьи, как и другие немецкие чиновники (должностные лица), связаны не только Конституцией и законом, но и долгом исполнять служебные обязанности (верность конституции и служебному долгу (Beamtentreue)). Исходное предположение о верности Конституции, ожидаемое от кандидата при вступлении в должность, должно гарантировать его от беззакония и произвола, а также обеспечивать государственно-правовые убеждения и взгляды <16>. Кроме того, Немецкий закон о судьях в отличие от российского содержит специальную оговорку, что судья подлежит увольнению, если он отказывается от принесения судейской присяги (п. 1 абз. 2 § 21 Закона о судьях). ——————————— <15> См.: Titz A. Ructereid und richterliche Ethik. Официальный сайт Немецкого союза судей. 2009. www. drb. de. <16> Roellecke G., Starck Chr., Scholz R. Vereinigung der Deutschen Staatsrechtslehrer, Eberhard Schmidt-Assmann. Die Bindung des Richters an Gesetz und Verfassung. Verwaltungsverantwortung. 1976. S. 352.

Таким образом, институт судейской присяги в его широком понимании является не просто формальной процедурой, но служит установлению (возложению) осознанной правовой и моральной ответственности представителей судебной власти перед государством, обществом и отдельными гражданами.

Сравнительный анализ

Сравнивая закрепленные в немецком законе требования к образовательному уровню кандидатов с российскими требованиями в области профессиональной подготовки кандидатов, нельзя не отметить существенные отличия, причем не в нашу пользу. Во-первых, в российском законодательстве практически отсутствует самостоятельный правовой институт кандидата в судьи и как следствие отсутствует самостоятельный этап подготовки кандидата с последующим отбором по обособленным критериям (законом фиксируются только формальные требования, которым должен соответствовать кандидат). В Германии референдарии и судьи с испытательным сроком (судьи-стажеры) обладают большим объемом прав, в том числе и процессуальных, и называются «судьями» в смысле Закона о судьях. Во-вторых, отсутствуют требования о необходимости определенного, а именно академического, уровня юридического образования; в-третьих, не предусмотрено требование об обязательном прохождении профессиональной стажировки в учреждениях, применяющих право самых разных отраслей, в том числе в судах. Все это компенсируется широким набором формальных требований: к возрасту, стажу работы, предоставлению необходимого пакета документов и т. д. Возможно, именно это приводит к известным порокам нашего судейского корпуса <17>. ——————————— <17> Например, широчайшее распространение имела в недавнем прошлом практика, когда лица, желающие надеть судейскую мантию, еще учась в вузе, идут работать в суд на младшие должности секретарей, помощников , администраторов, заранее приобретая таким образом необходимый пятилетний стаж работы по юридической профессии, а затем, заручившись поддержкой председателя суда, в котором работали, сдают квалификационный экзамен и становятся судьями как правило в том же суде, где еще недавно были работниками аппарата.

Российское законодательство не содержит специального указания на уровень высшего образования, необходимого кандидату на судейскую должность. В настоящее время юридическое образование можно получить в любом российском вузе, имеющем государственную аккредитацию и лицензию на преподавание юридических специальностей. При этом качество образования от вуза к вузу может серьезно различаться. Большие надежды возлагались на учреждение Российской академии правосудия, которая должна была стать первым шагом к созданию институциональной модели отбора и подготовки судей <18>. Российская академия правосудия — специальное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования, созданное в 1998 г. как национальный центр обучения и подготовки работников судебной системы. Как показала практика деятельности Академии, основными и востребованными задачами остаются повышение квалификации и переподготовка уже действующих судей. ——————————— <18> См.: Пейсиков В. В. Организационные аспекты отбора и подготовки судей в Российской Федерации // Российское правосудие. 2006. N 6. С. 97 — 111.

Напрашивается вывод о необходимости законодательного регулирования на федеральном уровне требований к объему и уровню профессионального образования кандидатов на должности судей, а также об обязательности их подготовительной профессиональной подготовки. Возможно введение двух обязательных этапов отбора: университетского экзамена и экзамена по результатам профессиональной стажировки. Процедура вступления в должность российского судьи, предусматривающая публичное принесение присяги судьи, является обязательным, но формальным ритуалом, хотя и влекущим юридическое последствие в виде наделения судейскими полномочиями. Однако российское законодательство пока не предусматривает ни ответственности, ни необходимых санкций за нарушение присяги судьи.

Необходимость и векторы корректировки правового регулирования

Особую актуальность реализация указанных задач приобрела после решения VI Съезда судей Российской Федерации об «укреплении судебной системы высококвалифицированными кадрами путем подготовки в Российской академии правосудия кандидатов на должности судей и работников аппаратов судов, обучения кандидатов на должности судей федеральных судов в течение одного-двух лет, обязательного повышения в ней квалификации судей федеральных судов (раз в три года), а также судей конституционных, уставных судов и мировых судей в соответствии с гражданско-правовыми договорами между субъектами Российской Федерации и Российской академией правосудия» <19>. ——————————— <19> Постановление VI Всероссийского съезда судей от 2 декабря 2004 г. «О состоянии правосудия в Российской Федерации и перспективах его совершенствования» // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2005. N 2.

Характеризуя меры, которые необходимо реализовать по созданию действенной и эффективной судебной системы, независимого и объективного суда, Д. А. Медведев отметил: «Сегодня есть ряд принципиальных вопросов, которые нам необходимо решить для укрепления судебной системы. Считаю, что это в большей степени вопросы внутренних процедур и статуса судей, нежели совершенствования гражданско-процессуального и уголовно-процессуального законодательств» <20>. ——————————— <20> См.: Вступительное слово Президента Российской Федерации Д. А. Медведева на совещании по вопросам совершенствования судебной системы, 20 мая 2008 г., Москва, Кремль // Новая юстиция. 2008. N 1. С. 17.

Теоретическим исследованиям вопроса введения в России института кандидата на судейскую должность способствует обращение в последние годы к нему ряда авторов, среди которых особое место занимают М. И. Клеандров <21>, В. В. Ершов, В. В. Пейсиков <22> и др. Однако их надлежащее решение затруднено отсутствием достаточной нормативной правовой основы, определяющей систему, направленность, содержание и сроки подготовки кандидатов в судьи. ——————————— <21> Клеандров М. И. Правовые основы статуса судей: Курс лекций. М.: Российская академия правосудия, 2010. С. 62 — 100. <22> Пейсиков В. В. Судья в России и за рубежом. М.: Элит, 2008. С. 95 — 155.

Еще в 2008 г. в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации был внесен проект Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», который как раз направлен на повышение профессионального уровня отечественного судейского корпуса. В пояснительной записке к законопроекту говорилось: «Работа судьи является одной из наиболее сложных и важных юридических специальностей и отличается повышенной ответственностью перед обществом и гражданами, особенно в настоящее время, когда формируются новые экономические и социальные отношения, интенсивно меняется нормативно-правовая система, возникают новые общественные и социальные конфликты, активизируется международный экстремизм. Для адекватной реакции на происходящее, учитывая мировые и национальные правотворческие и правоприменительные процессы, судье необходимы глубокие теоретические познания в области права, умение свободно ориентироваться в международном и российском праве, тенденциях развития юридической, в частности судебной, практики, владение современными технологиями работы с правовой информацией» <23>. ——————————— <23> Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2008 г. N 14 «О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации».

Законопроект предусматривает введение для впервые назначенных судей обязательной профессиональной подготовки в форме обучения в Российской академии правосудия и стажировки в суде продолжительностью до одного года, а для действующих федеральных судей — обязательное повышение квалификации каждые три года. В целях повышения профессионального уровня судейского корпуса предлагается установить, что гражданин, впервые назначенный на должность федерального судьи, проходит профессиональную подготовку для работы в этой должности. Предполагается, что профессиональная подготовка будет состоять из двух этапов. Первый этап — обучение в Российской академии правосудия (до 6 месяцев). Второй этап — практическая стажировка в суде по месту будущей работы судьи и вышестоящих судах (до 6 месяцев). Это практически повторяет опыт Германии, доказавший за долгие годы свою эффективность. Прохождение профессиональной подготовки предусматривается сразу после назначения гражданина на должность судьи. Предполагается, что в этот период судья будет получать установленную заработную плату (денежное содержание). Для работы в суде на период подготовки вновь назначенных судей могут привлекаться судьи, находящиеся в отставке, в порядке ст. 7-1 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации». Законопроект направлен также на формирование системы непрерывного повышения квалификации судей в форме специализированного обучения, различных семинаров, стажировок и в других формах повышения квалификации, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 610 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов», иными нормативными правовыми актами. Обучение предполагается осуществлять в специализированном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российская академия правосудия», созданном в соответствии с Указом Президента РФ от 11 мая 1998 г. N 528 и Постановлением Правительства РФ от 28 октября 1999 г. N 1199. Повышение квалификации может осуществляться также в форме стажировок в судах. Предусмотренное законопроектом требование о повышении профессиональной квалификации действующих судей поможет в том числе сгладить ситуацию после изъятия из Закона о статусе судей нормы об «испытательном» трехлетнем сроке полномочий для впервые назначенных судей, поскольку судейский корпус будет пополняться специалистами, уже прошедшими практическую профессиональную и психологическую подготовку, способными объективно оценивать ситуацию и использовать полученный практический опыт. Европейская хартия о статусе судей, принятая Советом Европы 8 — 10 июля 1998 г., закрепляет, что нормы закона, относящиеся к отбору и набору судей, должны основывать выбор кандидатов на их способности свободно и беспристрастно оценивать правовые вопросы. Закон должен также предусматривать условия, гарантирующие посредством требований, связанных с образовательной квалификацией или предшествующим опытом, конкретную способность исполнять судейские обязанности. Представляется, что законопроект выполняет эти задачи посредством закрепления законодательных гарантий научной и практической подготовки отобранных кандидатов для эффективного осуществления ими судейских обязанностей в результате соответствующей профессиональной подготовки при соответствии учебных программ требованиям открытости мышления, компетентности и беспристрастности, которые необходимы при осуществлении судейских обязанностей. С учетом международного, и в том числе богатого опыта Германии, представляется полезным учитывать его в части повышения уровня профессионального образования и профессиональной подготовки судей с целью усиления качественной составляющей кадрового состава претендентов на должности российских судей.

——————————————————————