Семинарские занятия как форма повышения квалификации
(Яковлева С.)
(«Законность», 2006, N 9)
СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ КАК ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
С. ЯКОВЛЕВА
С. Яковлева, старший прокурор отдела прокуратуры Санкт-Петербурга.
Предметно-зональный принцип организации деятельности органов прокуратуры требует постоянного взаимодействия прокуратуры субъекта Федерации и районных прокуратур. Наиболее действенная форма такого взаимодействия — систематическое обучение заместителей и помощников районного прокурора в прокуратуре субъекта РФ.
В целях наиболее полного и детального изучения проблем правоприменительной практики в соответствии с Положением о постоянно действующих семинарах в прокуратуре Санкт-Петербурга, утвержденным Приказом прокурора города от 25 января 2005 г., обучение проходит небольшими группами прокуроров в течение 2 — 3 дней. Занятия проводятся по тематическим планам, включающим наиболее актуальные, проблемные вопросы прокурорской надзорной деятельности.
Темы выбираются с учетом состояния законности на поднадзорной территории, предстоящих плановых заданий, значительных изменений действующего законодательства, а также в связи с выявлением прокуратурой города упущений в работе районных прокуроров.
Например, в прошлом году проведены семинары по вопросам прокурорского надзора за соблюдением налогового законодательства, законодательству в сфере рынка ценных бумаг, в текущем году — в сфере жилищно-коммунального комплекса, земельного законодательства. Вопросы соблюдения бюджетного законодательства, с учетом их актуальности, — постоянная тематика семинарских занятий.
Как правило, по избранной теме формируется два потока по 9 представителей районных прокуратур (в Санкт-Петербурге 18 административно-территориальных районов). Такой подход позволяет обсудить с каждым участником семинара проблемы надзора за исполнением законов и законностью правовых актов по определенному надзорному направлению деятельности и пути их решения.
Каждый семинар включает, как правило, три этапа обучения: теоретический, практический, проверка знаний.
Теоретический этап: изучение законодательства, регулирующего определенную сферу общественных отношений и судебной практики; определение наиболее эффективных форм организации надзора в районных прокуратурах в исследуемой сфере; выработка методики проверок.
Обучение на этом этапе проводится с привлечением преподавателей Санкт-Петербургского юридического института Генеральной прокуратуры РФ и представителей контролирующих органов.
На практическом этапе обсуждаются недостатки при осуществлении надзорной деятельности. Обучаемым предлагается оценить законность, обоснованность и качество актов прокурорского реагирования, примененных другой районной прокуратурой.
В частности, в 2005 г. проанализированы постановления о местных бюджетах (большинства из 111 муниципальных образований) в части наиболее характерных нарушений, допущенных поднадзорными органами, и акты прокурорского реагирования с точки зрения их полноты и эффективности.
На этом этапе проводятся также совместные выходы обучающихся заместителей и помощников районных прокуроров и ответственного сотрудника прокуратуры города на один из поднадзорных объектов.
Так, в текущем году в связи с актуальностью проблем финансирования жилищно-коммунального комплекса осуществлены совместные выходы в ГУ «Жилищное агентство Невского района» и ГУ «Жилищное агентство Красногвардейского района», во время которых ответственным прокурором прокуратуры города оценивалось усвоение полученных теоретических знаний, навыки в выявлении и установлении фактов нарушения действующего законодательства.
В 2005 г. в целях активизации надзора за исполнением налогового законодательства обучение проведено с выходом в инспекции Федеральной налоговой службы России по Кировскому и Московскому районам Санкт-Петербурга.
Этап проверки знаний заключается в проверке качества подготовленных обучаемыми проектов актов прокурорского реагирования по выявленным нарушениям в результате совместной проверки и сдаче устного зачета.
Такая форма повышения квалификации заместителей и помощников районных прокуроров, как показывает практика, помогает им своевременно предупреждать, выявлять и пресекать нарушения законодательства; принимать меры по привлечению виновных к ответственности, восстановлению нарушенного права и возмещению причиненного вреда.
Так, если в 2004 г. прокуратурой города и районными прокурорами внесено 309 представлений об устранении нарушений налогового законодательства, направлено 92 заявления в суд, возбуждено два уголовных дела по признакам преступления, предусмотренного ст. 199 УК РФ, по результатам работы органов прокуратуры в бюджет перечислено 4,2 млн. руб., то после проведения обучения работа значительно активизировалась. В 2005 г. внесено 647 представлений, возбуждено 57 уголовных дел, предъявлено 2800 исков, в бюджет перечислено более 300 млн. руб.
Значимость подобных семинарских занятий отмечается самими прокурорскими работниками районного звена.
——————————————————————