О развитии правового регулирования в области использования информационно-коммуникационных технологий
(Куняев Н. Н.) («Юридический мир», 2010, N 7)
О РАЗВИТИИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ <*>
Н. Н. КУНЯЕВ
——————————— <*> Kunyaev N. N. On development of legal regulation in the sphere of use of informational-communication technologies.
Куняев Н. Н., заместитель начальника Управления — начальник Департамента информационного документационного обеспечения Управления Президента Российской Федерации по кадровым вопросам и государственным наградам Администрации Президента Российской Федерации, заведующий кафедрой Московской финансово-юридической академии, кандидат исторических наук, доцент.
В статье рассмотрены основные этапы развития правового регулирования в области использования информационно-коммуникационных технологий. Рассмотрена терминологическая база понятия «информационно-коммуникационные технологии». Выводы автора могут быть использованы в научной деятельности.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, информационные технологии, коммуникация, информационная безопасность.
The article considers basic stages of development of legal regulation in the sphere of use of informational-communication technologies; considers terminological base of the concept of informational-communication technologies. The author’s conclusions may be used in scientific activity.
Key words: informational-communication technologies, informational technologies, communication, informational security.
Огромное влияние на развитие современного общества и внутриобщественной коммуникации оказало создание современных информационно-коммуникационных технологий, посредством которых происходит хранение, передача, распространение огромного количества данных (информации). Информационно-коммуникационные технологии способствуют росту всех отраслей экономики, в основном за счет оптимизации процесса управления. В настоящее время они повсеместно используются как в коммерческой сфере, так и в сфере государственного управления. Развитие данных технологий является приоритетной задачей государства и общества, что отражено в соответствующих нормативных правовых актах. Целями государственной политики в области развития информационно-коммуникационных технологий являются создание и развитие информационного общества, повышение качества жизни граждан, развитие экономической, социально-политической, культурной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления, обеспечение конкурентоспособности продукции и услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий. Для этого требуется решение различных проблем в технической, экономической, социальной и других сферах общества. Главным же регулятором указанных сфер является право, и соответственно без надлежащего нормативного правового обеспечения невозможны динамичное развитие и внедрение информационно-коммуникационных технологий. В современном обществе информационно-коммуникационные технологии зачастую принимаются как само собой разумеющееся явление, и определение данного термина, необходимое для создания единой нормативной правовой базы, в научных кругах не обсуждается. Информационно-коммуникационные технологии и информационные технологии — вот два основных термина, обозначающих современные технологии коммуникации и обработки информации. В отечественном законодательстве информационные технологии определяются как процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов <1>. Учитывая сферу действия Закона, формулирующего данное определение, его и можно взять за основу, рассмотрев при этом другие варианты толкования рассматриваемого термина. ——————————— <1> Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3448.
Несмотря на большое количество нормативных правовых актов, в тексте которых содержится термин «информационные технологии», определения данного термина в них не содержится. Аналогичное законодательному определение информационных технологий содержится лишь в ГОСТ Р 52653-2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения» <2>. ——————————— <2> Москва: Стандартинформ, 2007.
Также определения этого термина можно встретить в различных отраслевых словарях, например: — информационная технология (англ. information technology, фр. technologie d’information) — «совокупность методов, производственных и программно-технологических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации. Информационные технологии предназначены для снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов» <3>; ——————————— <3> Glossary Commander: служба тематических электронных словарей // URL: http://www. glossary. ru.
— информационные технологии — «технологии обработки информации, в том числе с использованием электронной техники. Информационная технология (англ. information technology, IT) охватывает всю вычислительную технику и технику связи, бытовую электронику, теле — и радиовещание. Создаются крупномасштабные информационно-технологические системы. Информационные технологии применяют в управлении и образовании, в различных отраслях науки и экономики» <4>; ——————————— <4> Российская энциклопедия по охране труда: В 3 т. М., 2007.
— технологии информационные — «процессы накопления, хранения, передачи, обработки, контроля информации, основанные на использовании средств компьютерной техники, коммуникаций и новейших технологий преобразования информации» <5>; ——————————— <5> Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М., 2007.
— информационные технологии — «способы создания, фиксации, переработки и распространения информации. В словосочетании «информационные технологии» выражена определяющая роль, которую в современном обществе играет не информация сама по себе, а именно конкретные способы и механизмы оперирования ею» <6>. ——————————— <6> Социология: Энциклопедия. М., 2003.
Для целей настоящего исследования будет интересным рассмотрение Стратегии сотрудничества государств — участников Содружества Независимых Государств (СНГ) в сфере информатизации <7>, в которой содержатся определения ряда терминов в сфере информатизации, среди которых внимания заслуживают следующие: ——————————— <7> Решение Экономического совета СНГ «О проекте Стратегии сотрудничества государств — участников СНГ в сфере информатизации и проекте Плана действий по реализации Стратегии сотрудничества государств — участников СНГ в сфере информатизации на период до 2010 года» (Москва, 30.06.2006) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
информационные технологии — методы и способы поиска, сбора, хранения, обработки и передачи (распространения) информации на основе использования компьютерных и других технических устройств, программ для электронных вычислительных машин; информационно-коммуникационная инфраструктура — совокупность территориально распределенных государственных и корпоративных информационных систем, сетей связи, средств коммутации и управления информационными потоками, а также организационных структур, нормативно-правовых механизмов регулирования, обеспечивающих их эффективное функционирование. На основании данных определений делается вывод о том, что информационные технологии сами по себе не являются средством распространения и передачи информационных потоков, а для их использования необходима информационно-коммуникационная инфраструктура. Так чем же отличаются информационные технологии от информационно-коммуникационных технологий? Для ответа на этот вопрос следует обратиться к анализу термина «коммуникация». В социологической науке под коммуникацией (лат. communicatio — сообщение, передача) понимается смысловой и идеально-содержательный аспект социального взаимодействия. Действия, сознательно ориентированные на их смысловое восприятие, называют коммуникативными. Основная функция коммуникации — достижение социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее элемента <8>. ——————————— <8> Социология: Энциклопедия. М., 2003.
Более лаконичное определение дается в экономико-математических науках: коммуникация (communication) — это процесс обмена информацией в системе, а также совокупность технических средств, обеспечивающих процессы передачи информации <9>. ——————————— <9> Лопатников Л. И. Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. М.: Дело, 2003.
Исходя из смысла коммуникации, можно сделать предположение, что информационно-коммуникационные технологии должны являться подвидом информационных технологий и обеспечивать передачу, распространение, обмен информации. В то же время анализ определения информационных технологий не позволяет сделать такой вывод, т. к. в большинстве приведенных определений названные функции относятся именно к информационным технологиям. Это подтверждается некоторыми теоретическими исследованиями <10>. ——————————— <10> Ковалева Н. Н., Холодная Е. В. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
Проведение дальнейшего анализа невозможно без всестороннего исследования термина «информационно-коммуникационная технология», однако единого законодательного закрепления этого понятия в отечественном праве не существует, а одновременная дифференциация термина и его определения приводятся лишь в вышеупомянутом ГОСТе: — информационно-коммуникационная технология — информационные процессы и методы работы с информацией, осуществляемые с применением средств вычислительной техники и средств телекоммуникации; — информационно-коммуникационные технологии — совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей <11>. ——————————— <11> Институт развития информационного общества // URL: http://www. iis. ru.
Из сказанного следует, что отличительной чертой информационно-коммуникационных технологий является применение в процессе работы с информацией средств вычислительной техники и средств телекоммуникации. Данную дифференциацию можно рассматривать как основополагающую. Ее можно теоретически обосновать, изучив историю развития информационных технологий <12>. ——————————— <12> Коноплева И. А., Хохлова О. А., Денисов А. В. Информационные технологии: Учеб. пособие / Под ред. И. А. Коноплевой. М., 2008. С. 15.
В процессе анализа данного материала возникает предположение о том, что в современном мире информационные технологии используются для обработки и распространения такого объема информации, что они существенным образом влияют на процессы общественной коммуникации и соответственно получают новые функциональные возможности, поэтому встает вопрос о трансформации данного термина. В соответствии с этим некоторые авторы используют термин «новая информационная технология», под которой понимается «системно организованная последовательность операций, выполняемых над информацией с использованием средств и методов автоматизации». Но в условиях внедрения данных технологий в общественную коммуникацию более обоснованно называть их информационно-коммуникационными технологиями, т. е. информационно-коммуникационные технологии являются подвидом информационных технологий, представляя собой современное развитие информационных технологий. Таким образом, на основе проведенного анализа и систематизированных признаков информационных технологий видится необходимым сформулировать определение термина «информационно-коммуникационные технологии» в следующем виде: информационно-коммуникационные технологии — процессы, методы поиска, сбора, формирования, хранения, обработки, представления, предоставления, передачи, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов с применением средств вычислительной техники и средств телекоммуникации. В научном исследовании «Безопасность России. Правовые, социально-экономические научно-технические аспекты. Информационная безопасность» <13> указывается, что «информационные технологии охватывают практически все области информационной деятельности человека и по их направленности могут быть разделены на следующие группы: ——————————— <13> Безопасность России. Правовые, социально-экономические научно-технические аспекты // Информационная безопасность. М., 2005. С. 31.
— технологии формирования и представления сообщений; — технологии передачи и распространения сообщений; — технологии обработки сообщений для конкретных приложений». В свою очередь, на основании сформулированного определения их также можно классифицировать на технологии: — поиска, сбора информации; — формирования, обработки информации; — хранения информации; — представления, предоставления информации; — распространения, передачи информации. Информационно-коммуникационная технология расширяет возможности, несет блага всем людям мира и объединяет их, дает возможность самовыражения, узнавать и должным образом уважать друг друга. Она несет в себе огромные возможности для дальнейшего роста экономики, укрепления системы социального обеспечения стран и сплочения общества и тем самым для процветания демократии <14>. ——————————— <14> Коммюнике совещания «Группы восьми» на Окинаве 2000 года // Дипломатический вестник. 2000. N 8.
Информационно-коммуникационные технологии играют огромную роль в жизни общества, выполняют наиважнейшие задачи социальной коммуникации и управления, но для их развития и повсеместного использования необходимо определенное регулирование со стороны государства. Основным способом государственного регулирования является правовое регулирование информационных технологий. И в этой связи известный исследователь информационных технологий А. В. Шамраев замечает, что «при выборе подходов (национальных и международных) к правовому регулированию информационных технологий в условиях глобального информационного общества полезно рассмотреть эволюцию развития информационных технологий в сфере экономики, выделив следующие уровни использования ИТ и потребность в правовом регулировании: — внутрикорпоративный; — начального межкорпоративного взаимодействия; — межкорпоративных сообществ; — национальный; — региональный; — глобальный» <15>. ——————————— <15> Шамраев А. В. Правовое регулирование информационных технологий (анализ проблем и основные документы). Версия 1.0. М., 2003.
Автор использует экономическую науку для определения уровней правового регулирования, но в рамках представляемой работы будет интересным определить уровни правового регулирования с точки зрения юридической науки, в соответствии с которой можно выделить две основные сферы такого регулирования: публично-правовых и частноправовых отношений. Следуя этой логике, область использования информационно-коммуникационных технологий можно разделить на две сферы: государственную и частную. Несмотря на огромные дивиденды, получаемые от внедрения информационно-коммуникационных технологий во все сферы экономики и государственного управления, не стоит забывать и об угрозах такого внедрения, так как развитие данных технологий намного опережает развитие соответствующего нормативного правового регулирования их использования. Главным вопросом при проведении теоретических исследований в области использования информационно-коммуникационных технологий является вопрос обеспечения информационной безопасности, и если обеспечение информационной безопасности коммерческих структур происходит на локальном уровне, то информационная безопасность государства является важной составляющей национальной (общегосударственной) безопасности и должна иметь правовое регулирование.
——————————————————————