Проблема обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина в информационной сфере
(Куняев Н. Н.) («Юридический мир», 2008, N 9)
ПРОБЛЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ
Н. Н. КУНЯЕВ
Куняев Н. Н., заместитель начальника Управления — начальник Департамента информационного и документационного обеспечения Управления Президента Российской Федерации по кадровым вопросам и государственным наградам Администрации Президента Российской Федерации, кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой Московской финансово-юридической академии.
Переход развитых государств мира на новую ступень цивилизационного развития — формирование информационного общества связан в первую очередь с резким возрастанием роли и значимости информационных процессов в экономической, политической, социальной и многих других сферах деятельности любого современного государства, общества или отдельного человека. Современные информационные технологии используются во всех отраслях российской экономики и сферах общественной жизни, а в стремительно происходящем процессе информатизации тем или иным образом участвует все большая часть населения нашей страны. Однако, как и всякое достижение науки, информатизация общества несет в себе как позитивные, так и негативные аспекты. Информационные технологии все чаще используются не только для решения задач внутри страны, но и в качестве специфического информационного воздействия для достижения политических, экономических, военных и других целей на территориях других государств, а информация, имеющая всепроникающий характер, постепенно трансформируется в эффективный инструмент технологического и психологического воздействия как на отдельные государства, так и на их граждан. Арсенал средств, форм и методов информационно-психологического воздействия на систему социальных отношений государства, индивидуальное и массовое сознание гражданского общества весьма разнообразен и характеризуется высокой степенью социальной опасности. По сути дела, воздействия такого вида влияют на безопасность общества и государства опосредованно — через воздействие на психику людей. В общем виде такие воздействия можно обозначить как угрозы гуманитарной составляющей информационной безопасности России или как информационно-психологическую безопасность. Основной самостоятельной единицей-объектом такого информационно-психологического воздействия является человек, личность. Таким образом, в условиях построения глобального информационного общества в нашей стране особое значение приобретает проблема обеспечения защиты прав и свобод человека в информационной сфере. Актуальность данной проблематики определило принятие в 2000 г. Доктрины информационной безопасности Российской Федерации <1>, где в качестве одного из основных видов угроз информационной безопасности нашей страны выделяются угрозы конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности, индивидуальному, групповому и общественному сознанию, духовному возрождению России. ——————————— <1> Утверждена Президентом РФ 09.09.2000 N Пр-1895 // Российская газета. N 187. 2000. 28 сент.
В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации под угрозами конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности подразумеваются противоправное применение специальных средств воздействия на индивидуальное, групповое и общественное сознание; вытеснение российских средств массовой информации с внутреннего информационного рынка; девальвация духовных ценностей, пропаганда образцов массовой культуры, основанных на культе насилия; снижение духовного, нравственного и творческого потенциала населения России; манипулирование информацией, а также принятие органами государственной власти решений, ограничивающих или нарушающих конституционные права и свободы граждан в области духовной жизни и информационной деятельности. Существующие и разрабатываемые правовые методы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации должны быть основаны на соблюдении конституционных прав и свобод граждан в области получения информации и пользования ею как одной из составляющих национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере <2>. ——————————— <2> Указ Президента РФ от 10 января 2000 г. N 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 2. Ст. 170.
Подход к проблеме защиты информационных интересов, где на первый план выдвигаются интересы права и свободы личности, разделяется большинством зарубежных и российских исследователей, которые считают, что безопасность государства и общества является не самоцелью, а лишь функцией обеспечения свободы и безопасности индивида <3>. ——————————— <3> Политология: Энциклопедический словарь / Под общ. ред. Ю. И. Аверьянова. М., 1993. С. 198.
Совершенствование правовых механизмов регулирования общественных отношений, возникающих в информационной сфере, основывающееся на соблюдении конституционных прав и свобод человека и гражданина, является приоритетным направлением государственной политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. Началом этой работы стало проведенное в 2001 г. заседание Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по информационной безопасности, на котором были одобрены Основные направления нормативно-правового обеспечения информационной безопасности Российской Федерации <4>, определяющие первоочередные меры по совершенствованию нормативно-правового обеспечения информационной безопасности по пяти основным направлениям, первым из которых являлось обеспечение информационной безопасности в области конституционных прав и свобод человека и гражданина. ——————————— <4> Решение N 5.4 от 27.11.2001.
В этой связи был разработан и принят целый ряд законодательных актов, обеспечивающих нормативно-правовое регулирование в указанной сфере. В числе первых можно назвать Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. (с последующими изменениями) N 2124-1 «О средствах массовой информации» <5>, предмет регулирования которого оказывает значительное влияние на каждого человека. Роль средств массовой информации для человека информационного, а именно таковым становится сегодня современный человек, трудно недооценивать, ведь информационно-коммуникационные технологии являются основным распространителем самой разнообразной информации, которая оказывает определенные воздействия на личность. ——————————— <5> Российская газета. N 32. 1992. 8 февр.
С помощью средств массовой информации можно устанавливать полный или частичный внешний контроль над национальными информационными ресурсами и психологической сферой общества. Поэтому нормами указанного Закона предусмотрено, что средства массовой информации не могут использоваться в целях совершения уголовно наказуемых деяний; для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну; для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости. Кроме того, в радио-, теле-, видео-, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, запрещается использование скрытых вставок и иных технических приемов и способов распространения информации, воздействующих на подсознание людей и оказывающих вредное влияние на их здоровье. С целью обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, 27 июля 2006 г. был принят Федеральный закон «О персональных данных» <6>, регулирующий отношения, связанные с обработкой любой информации, относящейся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу. Однако значимость данного Закона для каждого гражданина Российской Федерации не оказала положительного влияния на сроки его реализации, и нормативные правовые акты, устанавливающие требования к обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в соответствующих информационных системах, к материальным носителям биометрических персональных данных и технологиям хранения таких данных <7>, а также определяющие порядок ведения реестра операторов, осуществляющих обработку этих данных <8>, были приняты только в 2007 — 2008 гг. ——————————— <6> Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» // Собрание законодательства РФ. 2006. N 31 (1 ч.). Ст. 3451. <7> Постановление Правительства Российской Федерации от 17.11.2007 N 781 «Об утверждении Положения об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 48 (часть II). Ст. 6001. <8> Приказ Россвязьохранкультуры от 28.03.2008 N 154 «Об утверждении Положения о ведении реестра операторов, осуществляющих обработку персональных данных» // Российская газета. N 92. 2008. 26 апреля.
Защита конституционных прав граждан на сохранение личной тайны и конфиденциальности персональных данных, имеющихся в информационных системах, является одной из основных целей защиты информации и прав субъектов в области информационных процессов и информатизации. Поэтому сферой действия принятого 27 июля 2006 г. Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» <9> являются отношения, возникающие при осуществлении субъектом права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, применение информационных технологий и защиту информации <10>. ——————————— <9> Собрание законодательства РФ. 2006. N 31 (ч. I). Ст. 3448. <10> См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 2006 г. N 504 «О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации» // Российская газета. 2006. 29 августа; Постановление Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 г. N 532 «О лицензировании деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации» // Российская газета. 2006. 6 сент.
При перечислении нормативных правовых актов, обеспечивающих информационную безопасность Российской Федерации, нельзя не сказать о Федеральном законе от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» <11>, принятом с целью создания правового механизма обеспечения и регулирования информационных правомочий граждан в отношении информации, являющейся коммерческой тайной. ——————————— <11> Собрание законодательства РФ. 2004. N 32. Ст. 3283.
Немаловажную роль в обеспечении информационно-психологической безопасности Российской Федерации играет повышение информационной открытости власти, достигаемое за счет обеспечения доступа к информации, необходимой для реализации конституционных прав человека и гражданина. Объективное информирование граждан Российской Федерации и структур гражданского общества о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления предполагается обеспечить с принятием Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» <12>. ——————————— <12> Постановление ГД ФС РФ от 18.04.2007 N 4449-4 ГД «О проекте Федерального закона N 386525-4 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // Собрание законодательства РФ. 2007. N 18. Ст. 2127.
Однако применение этого Закона в случае его принятия будет малоэффективным, а многие положения останутся декларативными, пока не будет разработан и принят пакетный с указанным Федеральный закон «О служебной тайне», нормами которого должны быть урегулированы отношения, возникающие в связи с отнесением определенных сведений к служебной тайне, их защитой и снятием ограничений на доступ к указанным сведениям в целях обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Из числа первоочередных законопроектов, определенных для принятия еще в 2001 г. и направленных на совершенствование нормативно-правового обеспечения использования информационных технологий и информационной безопасности Российской Федерации, до настоящего времени остается не разработанный Федеральный закон «О праве на информацию», в котором определялось бы понятие «официальная информация» и приводился бы перечень информации, представляемой федеральными органами государственной власти открыто <13> (некоторые положения указанного проекта Закона частично реализованы в уже упомянутом законопроекте об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов). ——————————— <13> Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2004 г. N 1244-р «О Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года и плане мероприятий по ее реализации» // Собрание законодательства РФ. 2004. N 40. Ст. 3981.
Не имеют достаточного правового обеспечения конституционные права граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну вследствие отсутствия Федерального закона «О неприкосновенности частной жизни граждан», обеспечивающего охрану этих прав и регулирующего сбор, хранение и использование информации, затрагивающей сферу частной жизни. Более шести лет разрабатывается законопроект «О защите детей от информационной продукции, причиняющей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию», в основу которого положен конституционный принцип допустимости ограничения прав и свобод человека и гражданина и признания приоритета охраны прав и законных интересов ребенка <14>. ——————————— <14> Лопатин В. Н., Пристанская О. В. О проекте Федерального закона «О защите детей от информационной продукции, причиняющей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию» // Информационное право. 2007. N 4.
С сожалением приходится констатировать, что в настоящее время правовое обеспечение информационно-психологической безопасности Российской Федерации, несмотря на всю серьезность указанной проблематики, характеризуется фрагментарностью выбора объектов правового регулирования в области противодействия угрозам информационно-психологической безопасности, недостаточной согласованностью используемых для этого правовых механизмов, противоречивостью интересов личности, общества и государства, выраженной в принятых и разрабатываемых нормативных правовых актах, регулирующих конституционные права и свободы человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности. Недостатки правового регулирования не только не способствуют укреплению национальной безопасности Российской Федерации, а скорее наоборот — содействуют созданию условий для информационно-психологического воздействия на граждан Российской Федерации со стороны других государств. Достигнуть совокупности сбалансированных интересов личности, общества и государства, определяющих состояние защищенности национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере, а также выстроить единую систему правового регулирования общественных отношений в области информационной безопасности — главная задача, которую еще только предстоит решить.
——————————————————————