Проблемы правового регулирования электронной коммерции: доктринальные аспекты
(Нугаев Ш. Р.) («Российский юридический журнал», 2010, N 2)
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ: ДОКТРИНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ
Ш. Р. НУГАЕВ
Нугаев Шамиль Ренатович — аспирант кафедры гражданского и предпринимательского права юридического факультета Казанского государственного университета (Казань).
Дан критический анализ того, как наиболее актуальные проблемы правового регулирования электронной коммерции рассматриваются в отечественной и западной научной периодике. Отмечены вопросы, которые еще предстоит решить, в том числе вопрос о саморегуляции виртуального сообщества.
Ключевые слова: электронная коммерция, Интернет, доктрина, виртуальный, компьютерное сообщество.
Problems of e-commerce legal regulation: doctrinal aspects Sh. R. Nugaev
Critical analysis of the most actual problems of e-commerce legal regulation in the Russian and Western scientific literature is given. Russian researchers consider e-commerce legal regulation as a part of new and unformed complex institute of Internet law. Consequently unsolved problems of e-commerce legal regulation are graded. In the first place on author’s view one should take into account virtual community self-regulation processes.
Key words: e-commerce, legal regulation, researchers, literature.
В XX в. научно-технический прогресс (НТП) радикально изменил системы информационного обмена и общения между людьми и значительно повлиял на основные сферы жизнедеятельности, условия существования и образ жизни каждого человека. Обыденным стало использование систем передачи информации в экономике, социальной сфере, культуре, науке, образовании, медицине. Одним из важнейших средств коммуникации явилась компьютерная сеть Интернет, ставшая за короткий срок неотъемлемым элементом повседневной жизни. Для обозначения современных технологий информационного обмена было введено новое понятие — «информационно-коммуникационные технологии» (ИКТ). Развитие коммуникационных технологий существенно повлияло как на международные, так и на внутригосударственные отношения, стало предпосылкой и инструментом интеграции мирового сообщества и создания глобальной информационной экономики <1>. ——————————— <1> Лукашук И. И. Глобализация, государство, право, XXI век. М., 2000. С. 19.
Воздействуя на основные сферы человеческой деятельности, НТП в области связи и передачи информации значительно влияет на экономическую жизнь общества. В силу того что хозяйственная деятельность с использованием ИКТ имеет существенные особенности, ее стали называть специальным термином — «электронная коммерция» (далее также — ЭК). Несмотря на серьезные технические, организационные, психологические и юридические препятствия, электронная коммерция превращается в один из самых распространенных методов экономической активности. Тем не менее скорость, с которой разрабатываются и внедряются технические достижения в сфере информационного обмена, настолько высока, что право во многих случаях не успевает обеспечивать их применение. Глобальный характер компьютерных сетей, то, что они затрагивают все сферы жизнедеятельности человека, не позволяет говорить о том, что перед правом встала задача регламентации заурядного технического новшества. Связанные с правовым урегулированием ИКТ проблемы отнюдь не сводятся к трансформации права и выработке новых правовых предписаний, которые должны отражать особенности современных технологий обмена информацией. Последствия определенных новаций в области связи и передачи информации оказались такими, что современное общество не может решить возникшие проблемы только на уровне права, они требуют более широкого и глубокого осмысления. Совершенно очевидно, что попытки разрешения указанных вопросов каждым из государств в отдельности будут безуспешными. Особенность коммуникационных технологий состоит прежде всего в том, что они по своей природе носят трансграничный характер. Именно это обстоятельство определяет роль международного права в регламентации отношений в области связи и обмена информацией. Распространение и многообразие проявлений электронной экономической деятельности привели к тому, что понятие «электронная коммерция» получило самые разные интерпретации. В итоге отсутствует четкое правовое регулирование этого феномена. Как отдельными государствами, так и на международном уровне принимаются меры для установления единообразного регулирования. Однако отсутствие координации в регламентации ЭК приводит к тому, что, несмотря на широкую вовлеченность в нормотворческий процесс международных межправительственных и неправительственных организаций, государств и отдельных специалистов, значимых результатов пока не достигнуто <2>. ——————————— <2> Зажигалкин А. В. Международно-правовое регулирование электронной коммерции: автореф. дис. … канд. юрид. наук. СПб., 2005.
Сложность исследования и отслеживания коммерческого взаимодействия в информационных сетях обусловлена широким кругом вопросов, которые затрагиваются электронной экономической деятельностью: вопросы электронного документооборота, юрисдикции и применимого права, а также обеспечения безопасности информационного обмена и т. д. Очевидно, что использование современных ИКТ осуществляется и за пределами электронной коммерции. Поэтому невозможно обособленное регулирование ИКТ применительно только к предпринимательской деятельности. ЭК не может быть упорядочена вне общих правил регламентации электронного документооборота и ИКТ в целом. Вопросы детального правового регулирования электронной коммерции приобретают в современном мире все большую значимость. За прошедшее время доходы от ЭК в сети Интернет существенно возросли, приблизившись к доходам, получаемым от традиционных форм ведения бизнеса. Исходя из темпов развития и иных предпосылок можно предположить, что электронная коммерция в будущем займет доминирующее положение по отношению к традиционным видам коммерции. Соответственно, правовое регулирование коммерции имеет актуальный характер и требует детального исследования как в теории, так и на практике. Проблемы правового регулирования электронной коммерции начали разрабатываться сравнительно недавно: сначала на Западе, а затем и в России. Проанализировав национальное и международное законодательство, а также различные исследования в данной области, можно прийти к выводу, что к основным проблемам правового регулирования ЭК относятся: проблема соотношения государственного регулирования и саморегулирования; проблема правомерности распространения государственного суверенитета на виртуальное пространство; проблема выработки единообразного понятийного аппарата в сфере электронной коммерции; проблема идентификации участников электронной коммерции; проблема электронного документооборота и электронной сделки; проблема юрисдикции и применимого права в сфере электронной коммерции; проблема обеспечения безопасности информационного обмена. Это далеко не полный перечень, однако решение именно этих проблем позволит перевести правовое регулирование электронной коммерции на качественно иной уровень. Одной из первых публикаций, посвященных рассматриваемым проблемам, была работа Дэвида Р. Тиллингаста (David R. Tillinghast) «Вклад Интернета в налогообложение информационных сделок» <3>, посвященная общим вопросам регулирования экономической деятельности в Интернете. После этого исследования большое количество зарубежных публикаций было посвящено именно проблемам налогообложения субъектов электронной коммерции: конкретным видам налогов <4>, проблемам международного налогообложения <5> и налогообложения регионального <6>, новым видам налогов <7>, механизмам налогообложения <8>, роли правительства в налогообложении ЭК <9>, уклонения от налогообложения в ЭК <10>. ——————————— <3> Tillinghast D. R. The Impact of the Internet on the Taxation of Informational Transactions // 50 Bull. Int’l Fisc. Doc. 524 (1996). <4> Cigler J. D. et al. Cyberspace: The Final Frontier for International Tax Concepts? // 7 J. Int’l Tax’n 340 (1996); Gringas C. The Laws of the Internet. L., 1997. <5> Avi-Yonah R. S. International Taxation of Electronic Commerce // 52 Tax L. Rev. 507, 527 (1997); Thorpe K. International Taxation of Electronic Commerce: Is the Internet Age Rendering the Concept of Permanent Establishment Obsolete? // 11 Emory Int’l L. Rev. 633, 639 — 640 (1997); Glicklich P. et al. Internet Sales Pose International Tax Challenges // 84 J. Tax’n. 325, 325 (1997); Doernberg R., Hinnekens L. Electronic Commerce and International Taxation. N. Y., 1999. <6> Hellerstein W. State Taxation of Electronic Commerce // 52 Tax L. Rev. 425 (1997); Turner G. S. Permanent Establishment and Interprovincial Income Allocation: Reflection on the Advisory Committee Report on Electronic Commerce // Mondaq Bus. Briefing. 1998. June 15. <7> Johnston D. C. Coming Soon to a Web Site Near You. A Simpler Sales Tax // The New York Times on the Web. 1999. Sept. 22. <8> Shakow D. J. Taxing Nothings: Intangibles of the Internet // 52 Tax L. Rev. 571, 574 (1997). <9> Litan R. E., Niskanen W. A. Going, Digital! A Guide to Policy in the Digital Age. Washington DC, 1998 <10> Tedeschi B. Despite Reprieve, Tax Laws Complicate Internet Retailing // The New York Times on the Web. 1999. Fed. 9.
Постепенно наряду с указанными начали рассматриваться и другие проблемы: проблемы становления рынка ЭК <11>, проблема эффективности ЭК в разных сферах бизнеса <12>, проблемы собственности в киберпространстве <13>, проблемы ценообразования в киберпространстве <14>, проблемы в области регулирования международной ЭК <15>, проблема глобализации ЭК <16>, влияние ЭК на глобальные экономические процессы <17>. ——————————— <11> Anderson C. Survey of Electronic Commerce: In Search of the Perfect Market: The Internet for all the Miracles it has Wrought in Communications, is Still a Horrible Way to Buy a Shirt // The Economist. 1997. May 10. <12> Abrams H. E., Doernberg R. L. How Electronic Commerce Works, 97 TNI 91 — 27 // Worldwide Tax Daily. 1997. May 12. <13> Zaharoff H. G., Evans T. W. Cyberspace and the Internet: Law’s Newest Frontier // 41-JUN B. B. J. 14, 26 (1997). <14> Downes L., Mui C. Unleashing the Killer App: Digital Strategies for Marketplace Dominance. Boston, 1998. <15> Fox W. F. International Electronic Commerce // SE06 A. L. I.-A. B. A. 159, 161 (1999). <16> Burgess J. As Internet Commerce Goes Global, Countries Weigh New Barriers // Wash. Post. 1999. Nov. 7. <17> Schlesinger J. M. If E-Commerce Helps Kill Inflation, Why Did Prices Just Spike? // Wall St. J. 1999. Oct. 18; Casey M. Power of the Internet Ensures Supply and Demand Will Never Be the Same // Ibid.
Различные аспекты развития электронной коммерции, во многом аналогичные зарубежному опыту, исследованы и в трудах отечественных ученых. В связи с этим необходимо прежде всего отметить труды И. М. Рассолова <18>, А. В. Шамраева <19>, А. А. Тедеева <20>, где рассматривается правовое регулирование электронной коммерции как часть нового и еще не сформировавшегося комплексного института права — интернет-права. ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Монография И. М. Рассолова «Право и интернет. теоретические проблемы» включена в информационный банк согласно публикации — Норма, 2009 (издание 2-е, дополненное). —————————————————————— <18> Рассолов И. М. Право и Интернет. Теоретические проблемы. М., 2003. <19> Шамраев А. В. Правовое регулирование информационных технологий (анализ проблем и основные документы). Версия 1.0. М., 2003. <20> Тедеев А. А. Налогово-правовое регулирование электронной экономической деятельности: проблемы терминологии // Законодательство и экономика. 2002. N 2.
Как и на Западе, основное внимание российских ученых было уделено проблемам налогообложения электронной коммерции <21>. Однако быстрое развитие RuNet’a (российской части сети Интернет) постоянно ставило перед исследователями все новые и новые проблемы: правонарушения в области ЭК <22>, внедрения традиционных форм ведения бизнеса в Интернете (например, риелторского бизнеса) <23>, защиты прав потребителей в сети Интернет <24>, развития конкурентного права в сети Интернет <25>, разработки нормативных правовых актов, регулирующих ЭК <26>, научной разработки и практической унификации терминологии в сети Интернет <27> и др. ——————————— <21> Рыбалкин И. М. Международное налогообложение: применение понятия «постоянное представительство» к электронной коммерции // Налоговый вестник. 2001. N 10; Тедеев А. А. Концепции налогообложения субъектов электронной экономической деятельности в европейских странах // Рос. юстиция. 2003. N 9; Старостина О. А. Торговля через Интернет: налоговый учет // Рос. налоговый курьер. 2004. N 16. <22> Соловьев И. Н. Криминогенные аспекты глобальной сети Интернет // Налоговый вестник. 2001. N 4; Талимончик В. П. Компьютерные преступления и новые проблемы сотрудничества государств // Законодательство и экономика. 2005. N 5. <23> Юрьев (Егоров) Р. Актуальность электронной торговли для агентств недвижимости // http:// www. russianlaw. net/ law/ doc/ a120.htm. <24> Юрьев (Егоров) Р. Защита прав потребителей при использовании услуг Интернет // http:// www. russianlaw. net/ law/ doc/ a126.htm. <25> Рачков И. Торговые интернет-площадки с точки зрения конкурентного права ЕС // http:// www. russianlaw. net/ law/ doc/ a155.htm. <26> Наумов В. Краткая методика юридической поддержки проекта e-commerce // http://www. russianlaw. net/ law/ doc/ a24.htm. <27> Михайленко Е. В. Правовые проблемы использования интернет-технологий. Теоретический аспект // Адвокат. 2004. N 5.
Также следует отметить, что большинство исследований в области электронной коммерции носят специализированный характер, т. е. изучают только отдельные элементы электронной коммерции. Таким образом, в работах отечественных и зарубежных специалистов отражены значительные результаты, обобщающие современный опыт правового регулирования электронной коммерции. Правда, особое внимание при этом уделено проблемам налогообложения. Многие другие проблемы рассмотрены недостаточно. Поэтому в первую очередь необходимо выявить и систематизировать основные проблемы правового регулирования ЭК, а также предложить определенные меры по их (частичному) разрешению. При этом следует иметь в виду, что регулирование электронной коммерции должно осуществляться не только посредством выработки соответствующих норм права. Важную роль в этом процессе играет запуск определенных механизмов саморегулирования: норм и ценностей, которые вырабатываются непосредственными участниками отношений, членами союзов, организаций, виртуальных сообществ и т. д. В связи со спецификой системы Интернет большое значение в саморегулировании электронной коммерции имеет программное обеспечение. В частности, оно позволяет ограничить доступ к информации, имеющей, например, порнографический, расистский характер, для определенных лиц. В то же время необходимо особое внимание уделять деятельности информационных посредников (провайдеров, хост-провайдеров), поскольку они единственные, кто осуществляет доступ в Интернет. Именно на них следует возложить определенные обязанности по регулированию, в том числе по ограничению доступа, информации, идентификации участников электронной коммерции, обеспечению безопасности информационного обмена и т. д.
——————————————————————