Электронная коммерция как правовая категория

(Васильева Н. М.) («Юрист», 2006, N 5)

ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ КАК ПРАВОВАЯ КАТЕГОРИЯ

Н. М. ВАСИЛЬЕВА

Благодаря стремительному развитию информационных технологий в современной экономике произошло множество изменений, одним из самых значимых среди которых, вероятно, стало возникновение явления, получившего название электронной коммерции. Новый феномен уже привлек внимание большого числа исследователей. Изучение электронной коммерции в настоящее время активно ведется не только экономистами, но и специалистами в области юриспруденции, поскольку с ее появлением открылся целый Клондайк теоретических и практических правовых проблем. В настоящей статье будет рассмотрен один из самых спорных теоретических вопросов электронной коммерции, а именно: что следует понимать под данным термином и является ли данное понятие правовой категорией. Как известно, для стран, принадлежащих к романо-германской правовой семье, к которым относится и Россия, понятийный аппарат является краеугольным камнем правового регулирования. Отечественное законодательство об электронной коммерции находится в процессе становления, и пока в нем нашли свое закрепление далеко не все термины, необходимые для эффективного регулирования данной сферы экономики, в том числе отсутствует и нормативное определение самой электронной коммерции. Поэтому то, каким будет российский правовой фундамент в данной сфере, во многом зависит от складывающейся в настоящее время доктрины. Проанализировав существующие научные работы, можно наблюдать наличие в них одинаковых «ключевых слов» (в первую очередь самого термина «электронная коммерция»). Однако из контекста становится ясным, что разные авторы зачастую наполняют одни и те же понятия совершенно различным содержанием. Такая ситуация складывается как среди экономистов, являющихся пионерами в исследовании электронной коммерции, так и среди юристов, которые активно опираются на существующие наработки исследователей-экономистов, резонно указывая на первичность экономической природы электронной коммерции. Отсутствие единства в понимании явления электронной коммерции неудивительно в силу «молодости» рассматриваемого феномена, а также его непрекращающейся динамичной эволюции. О необходимости унификации понятийного аппарата в сфере электронной коммерции уже неоднократно говорилось во многих исследованиях <*>, однако до сих пор эта проблема остается нерешенной. В данной статье будут сравниваться разные подходы к экономическому и юридическому осмыслению электронной коммерции, на основании которых мы попробуем установить, что она представляет собой как правовая категория. ——————————— <*> См., например: Попов В. М., Маршавин Р. А., Ляпунов С. И. Глобальный бизнес и информационные технологии. Современная практика и рекомендации / Под ред. В. М. Попова. М.: Финансы и статистика, 2001. С. 55; Тедеев А. А. Электронная коммерция (электронная экономическая деятельность). Правовое регулирование и налогообложение. М., 2002. С. 14.

Термин «электронная коммерция» — это дословный перевод английского словосочетания «electronic commerce», которое примерно с 1993 г. стало употребляться сначала в СМИ, а затем и в специальной литературе для обозначения экономической деятельности, осуществляемой с использованием компьютерных сетей (о каких именно компьютерных сетях идет речь и каким образом они участвуют в процессе — тут мнения исследователей расходятся). Некоторые авторы утверждают, что электронная коммерция как экономическое явление появилась значительно раньше, в 60-е гг. прошлого столетия, когда большие организации стали применять в транзакциях между собой технологии электронного обмена данными (electronic data interchange), а банки — использовать электронный перевод денежных средств (electronic funds transfer). Однако не вызывает сомнений, что в юридических исследованиях термин «electronic commerce» и его переводы стали активно фигурировать, только когда в электронную коммерцию стала вовлечена сеть Интернет, т. е. с середины 1990-х гг., поскольку именно с этого момента данное явление из исключения превратилось в правило и потребовало соответствующего правового регулирования. Как уже говорилось выше, на восприятие электронной коммерции правом оказывают сильное влияние представления экономистов о данной категории. В связи с этим, прежде чем перейти к анализу юридических аспектов электронной коммерции, представляется необходимым выделить основные подходы к рассматриваемому феномену, сформировавшиеся в современной экономической науке. На начальном этапе изучения электронной коммерции в качестве синонимов этого понятия активно использовались термины «электронный бизнес» (electronic business) и «электронная торговля» (cybertrade, electronic trade, e-tailing). Однако в настоящее время большинство специалистов говорят о том, что эти термины обозначают различные явления: самым широким понятием из вышеприведенных является электронный бизнес, он включает в себя электронную коммерцию, частный случай которой представляет собой электронная торговля и, таким образом, является самым узким из рассматриваемых понятий <*>. ——————————— <*> Такой подход, например, можно найти в работах В. В. Царева и А. А. Канторовича, Л. А. Брагина и В. Г. Борщева.

Наиболее удачные определения электронного бизнеса звучат следующим образом: — «Electronic business (e-business) is any process that a business organization conducts over a computer mediated network» <*>. ——————————— <*> «Электронный бизнес (е-бизнес) — это любой процесс, который коммерческая организация осуществляет посредством компьютерных сетей» (перевод мой. — Н. В.). «Measuring Electronic Business Definitions, Underlying Concepts, and Measurements Plans». Government of the Unite States of America. 13.10.1999 // http://www. ecommerce. gov/ecomnews/e-def. html.

— «Электронный бизнес — это совокупность различных бизнес-процессов, в которых применение Интернета и связанных с ним телекоммуникационных сетей, информационных и компьютерных технологий является необходимым условием для осуществления и обеспечения одной или нескольких стадий предпринимательской деятельности» <*>. ——————————— <*> Борщев В. Г. Становление и развитие предпринимательской деятельности в интернет-экономике. Диссертация кандидата экономических наук. СПб., 2004. С. 16 — 17.

— «Электронный бизнес — соединение наиболее важных систем решения коммерческих задач с клиентурой непосредственно через Internet, внешние и внутренние корпоративные сети» <*>. ——————————— <*> Эвод И. Электронная коммерция. Практическое руководство / Пер. с англ. Илайес Эвод. СПб.: ООО «ДиаСофтЮП», 2002. С. 552.

Дефиниции электронной коммерции отличаются друг от друга значительно сильнее. Для удобства анализа их можно условно классифицировать в зависимости от расставленных в них акцентов. К первой категории относятся определения, в которых электронная коммерция рассматривается в первую очередь как деятельность. Одна из самых лаконичных дефиниций данной группы содержится в Совместном заявлении по вопросам электронной коммерции комиссий Советов по торговле и промышленности США и Японии, согласно которой: «Electronic commerce defined simply as commerce conducted via an electronic communication mechanism…» <*>. Если говорить о российской экономической литературе, в качестве примера можно привести определение из учебного пособия по электронной коммерции под редакцией Л. А. Брагина, в котором под электронной коммерцией понимают «коммерческую деятельность в любой сфере бизнеса, осуществляемую с помощью информационных и телекоммуникационных технологий и систем» <**>. ——————————— <*> «Электронная коммерция определяется просто как предпринимательская деятельность, осуществляемая через электронные средства коммуникации» (перевод мой. — Н. В.). Joint Statement on Electronic Commerce, Committees of U. S. — Japan Business Council, Inc. and Japan — U. S. Business Council. 07.1999 // http://www. giic. org/focus/ecommerce/usjECstatement99.pdf. <**> Электронная коммерция: Учеб. пособие / Под общ. ред. Л. А. Брагина. М.: Экономистъ, 2005. С. 14.

В отличие от вышеприведенных дефиниций определения второй группы трактуют электронную коммерцию как совокупность сделок. Например, в докладе по налогообложению электронной коммерции Министерства финансов Индии, обнародованном в сентябре 2001 г., Индийская ассоциация компаний — производителей программного обеспечения «NASSCOM» расшифровывает электронную коммерцию как «transactions where both the offer for sale and the acceptance of offer are made electronically» <*>. С. К. Ильичев в своей монографии «Особенности налогообложения в сфере электронной коммерции» приводит определение, в соответствии с которым «под электронной коммерцией… подразумеваются любые формы деловой сделки, которая проводится с помощью информационных сетей» <**>. ——————————— <*> «Сделки, в которых и оферта, и акцепт производятся с помощью электронных средств связи» (перевод мой. — Н. В.). E-commerce and taxation report by Ministry of Finance of India. 2001 // http://www. rashminsanghvi. com/finmin. htm. <**> Ильичев С. К. Особенности налогообложения в сфере электронной коммерции. М.: Маркет ДС, 2004. С. 12.

Определения, выделенные в третью группу, заостряют внимание на технологическом аспекте электронной коммерции. Здесь существует три подвида дефиниций, различающихся по объему. Самыми «узкими» являются определения, ограничивающие техническую составляющую электронной коммерции только сетью Интернет. Такой подход использовался Бюро статистики Дании, согласно определению которого электронная коммерция — «…is the sale of goods or services over the Internet, at any stage in the supply chain, whether between businesses, between businesses and consumers, or between the public and private sectors. The sale is based upon on-line ordering, but ultimate delivery of the good or service may be conducted on or off-line» <*>. Министерство международной торговли и промышленности Японии под электронной коммерцией понимает «the conducting of commercial transactions (the exchange of merchandise, services, information, and/or money between suppliers and receivers for the commercial transfer of goods between economic actors) through electronic mediation using Internet technology» <**>. Среди отечественных экономистов подобное «узкое» определение встречается в работе С. Н. Смирнова: «Электронная коммерция — это маркетинг, покупка и продажа продуктов и услуг на технологической основе Internet» <***>. ——————————— <*> «Это продажа товаров или услуг через Интернет на любой стадии цепочки поставок, как между компаниями, так и между компаниями и потребителями или между представителями частного и публичного сектора. Продажа основывается на заказе в режиме on-line, но конечная доставка товара или услуги может быть произведена и в режиме off-line» (перевод мой. — Н. В.). Boeegh-Nielsen P. EC-learnings: how to measure e-commerce? // www. websm. org/uploadi/editor/nielsen. pdf. <**> «Проведение коммерческих сделок (обмен товарами, услугами, информацией и/или денежными средствами между поставщиками и потребителями в целях осуществления передачи товаров на коммерческой основе субъектами экономической деятельности) с помощью электронных средств с использованием интернет-технологий» (перевод мой. — Н. В.). Towards the Age of the digital Economy — For Rapid Progress in the Japanese Economy and World Economic Growth in the 21st Century. Ministry of International Trade and Industry, Government of Japan. 1997 // http://www. miti. go. jp/intro-e/a228100e. html. <***> Смирнов С. Н. Электронный бизнес. М.: ДМК Пресс; М.: Компания Ай Ти, 2003. С. 16.

Приверженцы более «широкого» подхода помимо Интернета к средствам осуществления электронной коммерции относят и закрытые частные компьютерные сети (так называемый Интранет) и их объединения (иначе именуемые Экстранет). Определение такого типа было предложено, например, Правительством США: «Electronic commerce (e-commerce) is any transaction completed over a computer-mediated network that involves the transfer of ownership or rights to use goods or services. Computer-mediated networks are electronically linked devices that communicate interactively over network channels» <*>. ——————————— <*> «Электронная коммерция (е-коммерция) — это любые сделки по передаче права собственности или права пользования на товары или услуги, заключенные с использованием компьютерных сетей. Компьютерные сети представляют собой соединенные электронным образом устройства, которые производят обмен информацией в интерактивном режиме по сетевым телекоммуникационным каналам» (перевод мой. — Н. В.). Measuring Electronic Business Definitions, Underlying Concepts, and Measurements Plans. Government of the United States of America. 13.10.1999 // http://www. ecommerce. gov/ecomnews/e-def. html.

Самые «широкие» определения данной категории утверждают, что электронная коммерция может осуществляться посредством шести основных инструментов: телефона, факса, телевидения, систем электронных платежей и перевода денег, электронного обмена данными (EDI) и компьютерных сетей, включая Интернет. В качестве примеров такого подхода можно привести определение правительства Канады: «Electronic commerce is the conduct of business activities — buying, selling and transactions of all kinds — by means of communications and computer technologies. It includes transactions that take place by telephone, fax, ABM, credit card, debit card, EDI and Internet» <*>, а также дефиницию из отчета рабочей группы под председательством министра экономики, финансов и промышленности Франции: «Le commerce electronique corresponad a l’ensemble des echanges electroniques lies aux activites commerciales: flux d’informations et transactions concernant des produits ou des services. Ainsi defini, il s’etend aux relations entre entreprises, entre entreprises et administrations, entre entreprises et particuliers et utiliser divers formes de transmission numerisees, telephone, television, reseaux informatiques, Minitel, Internet» <**>. ——————————— <*> «Электронная коммерция — это ведение предпринимательской деятельности — купля, продажа и иные сделки, посредством телекоммуникационных и компьютерных технологий. Сюда входят сделки, заключенные с использованием телефона, факса, ABM, кредитных карт, дебитных карт, EDI и Интернета» (перевод мой. — Н. В.). Government of Canada. Electronic Commerce in Canada: Priorities for Action. 1998 // http://e-com. ic. gc. ca/english/ecom_eng. pdf. <**> «Электронная коммерция является совокупностью операций по электронному обмену данными, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности: передача информации и сделки с товарами или услугами. Таким образом, это определение включает отношения между предприятиями, между предприятиями и органами публичной власти, между предприятиями и физическими лицами, а также использование различных форм передачи данных в цифровой форме, телефона, телевидения, информационных сетей, Minitel и Интернета» (перевод мой. — Н. В.). Commerce electronique: Une nouvelle donne pour les consommateurs, les entreprises, les citoyens et les pouvoirs publics, Rapport Du Groupe De Travail Preside Par M. Francis Lorentz, Ministere de l’Economie, des Finances et de l’Industrie. 1998 // http://www. finances. gouv. fr/commerce_electronique/lorentz.

Что касается термина «электронная торговля», то на сегодняшний день большинство специалистов пришли к выводу, что под ним следует подразумевать только сделки купли-продажи, совершаемые в ходе электронной коммерции. Вот какое определение, например, дается в работе экономистов А. Саммера и Г. Дункана: «Электронная торговля — процесс покупки-продажи товаров или услуг, в котором весь цикл коммерческой транзакции или ее часть осуществляется электронным образом» <*>. ——————————— <*> Саммер А., Дункан Г. Электронная коммерция. Маркетинг: Пятая волна / Пер. с англ. А. Саммер, Г. Дункан. М.: Б. и., 1999. С. 18.

Итак, по поводу соотношения понятий «электронный бизнес», «электронная коммерция» и «электронная торговля» в настоящее время среди экономистов достигнут некоторый компромисс. Однако в вопросе разработки определения для термина «электронная коммерция» до сих пор сохраняются два «очага разногласий». Первый касается проблемы, должна ли рассматриваться электронная коммерция как экономическая деятельность или как вид сделок. В первом случае понятие по объему приближается к категории электронного бизнеса, поскольку экономическая деятельность помимо непосредственно операций по реализации товаров, работ и услуг (т. е. заключения сделок), охватывает и такие сопутствующие процессы, как реклама продукции, изучение конъюнктуры рынка, оформление заказа, электронные платежи, доставка товара и его послепродажная поддержка. Вторым источником споров стал вопрос о «технической» составляющей электронной коммерции, с помощью каких средств телекоммуникации она может осуществляться. Три самые распространенные точки зрения подробно описывались выше. При таком нечетком представлении о том, что следует относить к электронной коммерции, в экономической науке правовую дефиницию формулировать непросто. Дополнительные трудности создает еще и то, что электронная коммерция изначально носит международный характер, поэтому для ее эффективного правового регулирования необходимо единое для всех государств понимание данного явления, а в идеале — и стандартизованное определение. Учитывая эти факторы, при создании норм, регулирующих отношения в сфере электронной коммерции, законодатели многих стран пошли по пути закрепления только самых необходимых терминов, не вызывающих сильных разногласий, таких, как «электронный документ», «электронная подпись» и «электронная сделка», оставив разработку определения электронной коммерции до завершения осмысления специалистами данного феномена. Однако в нормативно-правовых актах некоторых государств дефиниция «электронная коммерция» все-таки содержится. Например, согласно государственному закону США об освобождении Интернета от налогообложения, термин «электронная коммерция» обозначает «any transaction conducted over the Internet or through Internet access, comprising the sale, lease, license, offer, or delivery of property, goods, services, or information, whether or not for consideration, and includes the provision of Internet access» <*>. Абзац 1 ст. 14 Закона Республики Франции «О доверии к цифровой экономике» гласит: «Le commerce electronique est l’activite economique par laquelle une personne propose ou assure а distance et par voie electronique la fourniture de biens ou de services» <**>. А в соответствии со ст. 3 Закона Республики Узбекистан «Об электронной коммерции» «электронной коммерцией является предпринимательская деятельность по продаже товаров, выполнению работ и оказанию услуг, осуществляемая с использованием информационных систем» <***>. ——————————— <*> «Любые сделки, совершаемые через Интернет или с использованием доступа к Интернету, включая куплю-продажу, аренду, лицензирование, оферту или доставку имущества, товаров, услуг или информации по договоренности, за плату или бесплатно; данный термин также включает предоставление доступа к Интернету» (перевод мой. — Н. В.). Sec. 1104 (3) of the Internet Tax Freedom Act, Public Law 105 — 277 of October 21, 1998 // http://www. ecommercecommission. org/ITFA. htm. <**> «Электронная коммерция — это экономическая деятельность, посредством которой лицо дистанционно и при помощи электронных каналов связи предлагает приобрести или подтверждает намерения о приобретении товаров и услуг» (перевод мой. — Н. В.). No. 2004-575 Loi du 21 juin 2004. Loi pour la confiance dans l’economie numerique (1) // JORF от 22.06.2004. <***> Закон Республики Узбекистан от 29 апреля 2004 г. N 613-II «Об электронной коммерции».

Как можно видеть, все вышеприведенные определения отличаются. В них можно проследить противоречия, характерные для различных экономических подходов к электронной коммерции. Большую роль в работе по унификации правового регулирования электронной коммерции в целом и разработки единой терминологии в этой области играют международные организации. В первую очередь речь идет об Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Всемирной торговой организации (ВТО) и Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ). Однако в силу того что каждая организация ведет свои исследования самостоятельно, дефиниции, предложенные ими, также имеют различия: — согласно документу ОЭСР «OECD Policy Brief No. 1-1997: Electronic Commerce» электронная коммерция — это «all forms of transactions relating to commercial activities, including both organizations and individuals, that are based upon the processing and transmission of digitized data, including text, sound, and visual images and that are carried out over open networks(like the Internet) or closed networks (like AOL or Minitel) that have a gateway to an open network» <*>; ——————————— <*> «Коммерческие операции, осуществляемые как юридическими, так и физическими лицами, основанные на обработке и передаче цифровых данных, включая текстовую, аудио — или видеоинформацию, через открытую сеть (подобную Интернету) или закрытые сети (такие, как America Online или Minitel), которые могут подключаться к открытой сети» (перевод мой. — Н. В.). OECD Policy Brief No. 1-1997: Electronic Commerce // http://www1.oecd. org/publications/Pol_brief/1997/9701_POL. HTM.

— в «Рабочей программе по электронной коммерции» Всемирной торговой организации (далее — ВТО), принятой Генеральной Ассамблеей ВТО 25 сентября 1998 г., электронная коммерция определяется как «the production, distribution, marketing, sale or delivery of goods anservices by electronic means» <*>; ——————————— <*> «Производство, распределение, маркетинг, продажа или поставка товаров и услуг с помощью электронных средств связи» (перевод мой. — Н. В.). WT/MIN(98)/DEC/2, 25 May 1998, (98-2148), Ministerial Conference, Secon Session, Geneva, 18 and 20 May 1998, Declaration on Global Electronic Commerce, Adopted on 20 May 1998 // http://www. wto. org/english/tratop_e/ecom_e/wkprog_e. htm.

— в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1996 г. А/51/628 «Типовой закон об электронной торговле» <*>, принятый Комиссией Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), и Руководство по принятию» электронная коммерция определяется как «сделки, заключающиеся с помощью электронного обмена данными и других средств передачи данных, которые предусматривают использование альтернативных бумажным формам методов передачи и хранения информации» <**>. ——————————— <*> По-английски этот Типовой закон именуется «Model Law on Electronic Commerce». <**> Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1996 г. А/51/628 «Типовой закон об электронной торговле», принятый Комиссией Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), и Руководство по принятию».

Что касается российского права, то, как уже говорилось выше, определения понятия «электронная коммерция» в нем пока нет, хотя сам термин неоднократно употреблялся в официальных документах <*>. ——————————— <*> См., напр.: Постановление Правительства РФ от 19 марта 2002 г. N 169 «О Федеральной целевой программе «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996 — 2005 и до 2010 года» // СЗ РФ. 2002. N 13. Ст. 1208; п. 118 ч. 7 Положения о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2000 г. N 990 «Об утверждении Положения о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. N 1 (ч. II). Ст. 125 и др.

При этом кроме проблемы выбора экономического подхода в российской правовой доктрине существуют еще и терминологические сложности. Если в зарубежной литературе (причем, как экономической, так и юридической) в качестве синонима понятия «электронная коммерция» (electronic commerce) чаще употреблялся термин «электронный бизнес» (electronic business), то в русскоязычной таковым стал термин «электронная торговля». Связано это, скорее всего, с тем, что первое значение английского слова «commerce» — именно «торговля, коммерция» <*>. При переводе на русский язык возникла терминологическая путаница: одни специалисты перевели «commerce» как «коммерция», другие же — как «торговля» <**>, возможно, сочтя слово «коммерция» редко употребляемым и недостаточно «русским». Действительно, гораздо чаще вместо термина «коммерция» в русском языке в наши дни в качестве его синонимов употребляются слова «бизнес» и «предпринимательская деятельность», но при переводе понятия «electronic commerce» эти термины в большинстве случаев не использовались, а предпочтение отдавалось значению «торговля». Такой подход привел к искусственному «раздвоению» в российской экономической и юридической литературе понятия, именуемого по-английски «electronic commerce», поскольку понятие «электронная торговля» значительно реже по своему объему, чем понятие «электронная коммерция». ——————————— <*> См., например: Пивовар А. Г. Большой англо-русский финансово-экономический словарь / Под ред. В. И. Осипова. М.: Экзамен, 2000. С. 179; Мюллер В. К. Англо-русский словарь. М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1956. С. 125. <**> См., например: Рассолов И. М. Право и Интернет. Теоретические проблемы. М.: Издательство «НОРМА», 2003. С. 135.

Наглядным примером «трудностей перевода» могут служить законопроекты, в которых были сделаны попытки «узаконить» определение «электронной торговли». В проекте Федерального закона «Об электронной торговле», внесенном депутатами Государственной Думы В. И. Волховским, Л. С. Маевским, О. А. Финько, А. В. Шубиным, под электронной торговлей понимается «заключение путем обмена электронными документами следующих сделок, предусмотренных ГК РФ (но не ограничиваясь ими): купля-продажа, поставка, возмездное оказание услуг, перевозка, заем и кредит, финансирование под уступку денежного требования, банковский вклад, банковский счет, расчеты, хранение, страхование, поручение, комиссия, агентирование, доверительное управление имуществом, коммерческая концессия, простое товарищество, публичное обещание награды, публичный конкурс, а также приобретение и осуществление с использованием электронных средств иных прав и обязанностей в сфере предпринимательской деятельности» <*>. В другом проекте Федерального закона «Об электронной торговле», внесенном депутатом Государственной Думы РФ В. Я. Комиссаровым, под «электронной торговлей» понимается «система заключения с использованием электронных средств массовых коммуникаций… предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации сделок, направленных на приобретение и осуществление прав и обязанностей (покупка и продажа товаров, предоставление и получение услуг), в том числе в сфере предпринимательской деятельности, а также переговоры в связи с заключением таких сделок, оформляемые путем обмена электронными документами» <**>. ——————————— <*> Статья 3 проекта Федерального закона «Об электронной торговле», внесенного депутатами Государственной Думы РФ В. И. Волховским, Л. С. Маевским, О. А. Финько, А. В. Шубиным. <**> Статья 2 проекта Федерального закона «Об электронной торговле», внесенного депутатом Государственной Думы РФ В. Я. Комисаровым.

Как можно видеть, в обоих вышеприведенных определениях в понятие электронной торговли включены не только сделки купли-продажи, традиционно относимые к торговым операциям, но и иные виды экономической деятельности, осуществляемой посредством сети Интернет. В связи с этим представляется, что авторы хотели создать базу для правового регулирования явления, по-английски именуемого «electronic commerce», а не «electronic trade», но, видимо, они сочли термин «электронная коммерция» неприемлемым. Среди российских специалистов наиболее аргументированно критикует данный термин А. А. Тедеев. По его мнению, «эффективное государственное регулирование в Российской Федерации всех экономических видов деятельности, осуществляемых с использованием глобальной компьютерной сети Интернет, невозможно на основе правовых конструкций, в качестве несущих элементов которых выступят понятия «коммерция», «электронная коммерция» <*>. Такая позиция автора зиждется на том, что рассматриваемый термин «не имеет общепризнанного определения, наполненного юридическим содержанием, и различно трактуется в экономической теории и на практике» <**>. Кроме того, А. А. Тедеев отмечает, что понятие «коммерция» не используется в российском гражданском законодательстве. В качестве русского эквивалента словосочетания «electronic commerce» А. А. Тедеев предлагает использовать понятие «экономическая деятельность, осуществляемая в электронной форме с использованием глобальной компьютерной сети «Интернет», или для краткости просто «электронная экономическая деятельность». Соответственно под этими терминами автор понимает «предпринимательскую деятельность и тесно связанную с ней непредпринимательскую деятельность (иную не запрещенную законом экономическую деятельность), осуществляемую в принципиально новой электронной форме — с использованием современных коммуникационных средств в информационной среде глобальной компьютерной сети «Интернет» <***>. ——————————— <*> Тедеев А. А. Электронная экономическая деятельность в сети «Интернет» // Законодательство и экономика. 2003. N 11. <**> Там же. <***> Там же.

Представляется, что такая расширительная дефиниция, да и само словосочетание «электронная экономическая деятельность» больше подошли бы для термина «electronic business», а не «electronic commerce». Однако аргумент об отсутствии у понятия «электронная коммерция» общепризнанного определения, наполненного юридическим содержанием, совершенно справедлив. Развивая эту мысль, некоторые специалисты <*> приходят к выводу, что «электронная коммерция» вообще является фикцией, вымышленной сущностью, поскольку она не порождает принципиально новых правоотношений. Согласно этому мнению, вся особенность «отношений в сфере электронной коммерции» заключается лишь в способе их возникновения — посредством компьютерных сетей. ——————————— <*> См., например: Войниканис Е. А., Якушев М. В. Информация. Собственность. Интернет: Традиция и новеллы в современном праве. М.: Волтерс Клувер, 2004. С. 75; Свердлык Г., Малахов С. Гражданские правоотношения в Сети // Российская юстиция. 2000. N 10. С. 23; Дутов М. М. Правовое обеспечение развития электронной коммерции // http://jurdlib. kharkov. ua/dutov/6.htm.

Но поскольку механизмы правового регулирования отношений, возникающих обычным, «неэлектронным», способом, оказались негодны для новых отношений, потребность в категории, позволяющей индивидуализировать общественные отношения, возникающие в сфере заключения сделок, в которых оферта и акцепт осуществляются посредством компьютерных сетей, с тем чтобы признать эти отношения в качестве предмета правового регулирование, в настоящее время все-таки существует. Пока функцию такой категории в рамках правовой науки и учебных дисциплин выполняет понятие «электронная коммерция». Тем не менее вопрос о необходимости введения в России легального определения термина «электронная коммерция» остается открытым. Представляется, что пока в мире не сложилось доминирующей точки зрения, что понимается под электронной коммерцией, следует воспользоваться опытом государств, построивших правовое регулирования отношений в сфере электронной коммерции на понятийном аппарате, по поводу которого нет столь сильных разногласий.

——————————————————————