Налогово — правовое регулирование электронной экономической деятельности: проблемы терминологии
(Тедеев А. А.) («Законодательство и экономика», N 2, 2002)
НАЛОГОВО — ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПРОБЛЕМЫ ТЕРМИНОЛОГИИ
А. А. ТЕДЕЕВ
А. А. Тедеев, аспирант Института государства и права Российской академии наук, эксперт по Восточной Европе программы правовых инициатив LAEC (Law & Accounting in Electronic Commerce) Международного исследовательского центра новых экономических и налоговых систем Сиднейского национального университета (Австралия).
На сегодняшний день не существует не только наработанной и признанной в различных странах мира практики регулирования и налогообложения электронной экономической деятельности, но и значимых исследований данной проблемы в теории финансового и налогового права. Вместе с тем Интернет достиг такого уровня развития и влияния на жизнь общества, который предполагает неминуемый переход от саморазвития к государственному регулированию. Так, например, неучтенные обороты по реализации товаров, работ и услуг только в российском сегменте сети Интернет составляют, по некоторым оценкам, не один миллион долларов США. В Российской Федерации, как и в иностранных государствах, решение проблемы налогообложения результатов экономической деятельности, осуществляемой с использованием глобальной компьютерной сети Интернет (или электронной коммерции, как ее иногда именуют зарубежные экономисты), осложняется тем, что действующее финансовое, гражданское законодательство России, а также законодательство о налогах и сборах ориентировано на регулирование традиционных правоотношений. Поэтому при использовании в качестве инструмента извлечения прибыли глобальных компьютерных сетей большинство норм действующего российского законодательства оказываются неприменимыми. Между тем на наших глазах уже вырисовываются контуры путей развития и будущих несущих конструкций нового экономического миропорядка. Формирующая мировая электронная экономика (или киберэкономика) — это мир, в котором существуют электронные импульсные аналоги таких экономических категорий, как денежные средства, инвестиции, торговля, банковская и финансовая деятельность (банкинг), маркетинг, фискальные обязательства, реклама, маркетинг, и многое другое. Все это обостряет актуальность задачи скорейшей разработки адекватного новым экономическим реалиям российского законодательства, и в первую очередь налогового, банковского, финансового и информационного. Общеизвестно, что основополагающим условием эффективности применения права в качестве регулятора тех или иных общественных отношений являются определенность и должная унификация понятий, терминов и институтов, составляющих основу сегмента общественных отношений, подлежащего регулированию. Применительно к налоговым правоотношениям это подтверждается, в частности, тем, что норма об институтах, понятиях и терминах, используемых Налоговым кодексом Российской Федерации (ст. 11), помещена разработчиками первой части Налогового кодекса в гл. 1 Раздела I (Общие положения). Отсутствие такой терминологической основы, а также недостаточная пока исследованность данного вопроса в юридической науке становятся одним из серьезных сдерживающих факторов на пути разработки нормативно — правовой базы экономических отношений, формирующихся в информационных средах глобальной компьютерной сети Интернет, и в целом цивилизованного развития названной группы общественных отношений. На сегодняшний день экономическое и социальное значение цивилизованного развития электронного сегмента российской экономики не вызывает никаких сомнений. Однако в настоящее время среди ученых и специалистов нет единого мнения о том, какие области человеческой деятельности следует включать в понятие «электронная коммерция». Названный термин получил широкое применение сначала в зарубежных, а затем и в российских средствах массовой информации и в отдельных практических работах экономистов. Однако использование данного термина в качестве базового при разработке актов российского законодательства в сфере регулирования (и в том числе налогово — правового регулирования) электронного сегмента российской экономики представляется неоправданным ввиду существенных недостатков названного термина, о которых речь пойдет далее. В качестве эквивалента иностранному экономическому термину «электронная коммерция» можно предложить понятие «электронная экономическая деятельность, осуществляемая с использованием глобальной компьютерной сети Интернет». При этом следует учитывать, что на сегодняшний день профессиональное понимание экономической деятельности, осуществляемой с использованием сети Интернет практикующими специалистами (в том числе и юристами), обыкновенно базируется на определении электронной коммерции в качестве совокупности действий, направленных на извлечение прибыли, на процесс осуществления и результаты которых не распространяется действие российских (да и никаких других) законов <*>. Доктринальное (научное) понимание экономической деятельности, осуществляемой с использованием глобальной компьютерной сети Интернет, для целей выявления надлежащего порядка государственного регулирования такой экономической деятельности и установления режима налогообложения ее результатов российским налоговым правом, безусловно, требует синтетического (интегративного) определения. Такое унифицированное определение и должно, по нашему мнению, выступить в качестве краеугольного камня государственной политики в сфере электронной экономической деятельности и базового понятия при разработке актов законодательства (финансового, налогового, информационного), в которых будут закреплены основные принципы и ценностные ориентиры такой политики. ——————————— <*> См., например: Ю. Круглов. Малое предпринимательство в сети Интернет — предпринимательство без потерь // Закон и экономика. 2001. N 8. С. 47.
На сегодняшний день глобальная компьютерная сеть Интернет практически не исследована с точки зрения юридической специфики отношений, возникающих в связи с ее существованием и практическим применением. Поэтому общепризнанных определений понятий, используемых в Интернете, как легко догадаться, пока нет. Так, зарубежными и российскими исследователями — экономистами понятие электронной коммерции чаще всего раскрывается через такие определения, как «электронный обмен данными» (ряд авторов в качестве синонима используют термин «электронный документооборот»), «электронный перевод денежных средств» и «электронная торговля». В методических и практических работах экономистов определение понятия «электронная коммерция», как правило, выглядит следующим образом: электронная коммерция представляет собой экономический процесс обмена товарами и услугами на базе существующих партнерских связей с помощью электронных средств коммуникации <*>. ——————————— <*> См., например: Operkent A. Global Economy & Electronic Commerce. London Business School Press. 1999. P. 14; В. М. Попов, Р. А. Маршавин, С. И. Ляпунов. Глобальный бизнес и информационные технологии. Современная практика и рекомендации / Под ред. В. М. Попова. М.: Финансы и статистика, 2001. С. 55.
В свою очередь, специалисты Российской ассоциации документальной электросвязи (АДЭ) предлагают следующее определение понятия электронной коммерции: электронная коммерция, или электронное ведение бизнеса, представляет собой сферу деловой деятельности, включающую электронный документооборот, электронную систему платежей и электронную торговлю <*>. Следует отметить, что отдельные авторы рассматривают термин «электронное ведение бизнеса» в качестве эквивалента (синонима) по отношению к понятию «электронная коммерция». При этом под электронным обменом данными (документами) (electronic data inter — change, EDI), как правило, понимается обмен деловыми документами (такими, как заказы на покупку, биржевые котировки, накладные на различные товары и счета — фактуры) между компьютерными программами различных компаний в стандартизированной форме. Обычно электронный обмен документами используется при ведении дел с поставщиками. В. М. Попов, Р. А. Маршавин и С. И. Ляпунов определяют электронный обмен документами как передачу стандартизированных сообщений, заменяющих документы <**>. ——————————— <*> См.: Электронное ведение бизнеса в России — пути к открытому глобальному рынку. Материалы конференции. М.: Ассоциация документальной электросвязи, 1999. С. 23. <**> В. М. Попов, Р. А. Маршавин, С. И. Ляпунов. Глобальный бизнес и информационные технологии. Современная практика и рекомендации / Под ред. В. М. Попова. М.: Финансы и статистика, 2001. С. 257.
Таким образом, под электронным документооборотом большинство исследователей понимают перемещение в компьютерной сети Интернет структурированной информации, создаваемой и интерпретируемой по определенным правилам. В свою очередь, под электронным переводом денежных средств (electronic funds transfer (EFT), electronic transfer of funds (ETF) или electronic transaction), как правило, понимается система, оптимизирующая электронные платежи и перевод денег по защищенным частным сетям или сети Интернет между банками <1>, либо перевод денежных средств, инициируемый с терминала, телефона или магнитного носителя (пленки или дискеты), осуществляемый посредством передачи инструкций или полномочий финансовому учреждению, касающихся дебетования или кредитования счета пользователя <2>, или перевод денег с одного банковского счета на другой с использованием средств электронного документооборота <3>. Под электронной торговлей, как правило, понимаются сделки купли — продажи, совершенные с использованием средств электронного документооборота, или совокупность действий, направленных на их заключение <4>. Однако при этом отдельные авторы (Р. А. Маршавин, С. И. Ляпунов) считают понятия «электронная коммерция» и «электронная торговля» эквивалентными (равными по объему). ——————————— <1> David Kosiur. Understanding Electronic Commerce. Wash. Microsoft Press. P. 267. <2> Benesko G. Das e bussiness Prinzip, Herausgegeben von IBM Consulting Group. F. A.Z. Institut. Frankfurt-am-Main. 1999. P. 233. <3> В. М. Попов, Р. А. Маршавин, С. И. Ляпунов. Указ. соч. 2001. С. 250. <4> См.: Operkent A. Global Economy & Electronic Commerce. London Business School Press. 1999. P. 43.
Как видим, вывод о необходимости скорейшего разрешения проблемы научной разработки и унификации терминологии в сфере глобальной компьютерной сети Интернет очевиден. Единообразное толкование основных понятий и институтов в рассматриваемой сфере необходимо как для целей выявления надлежащего порядка государственного регулирования данного сегмента экономики и установления режима налогообложения экономических результатов предпринимательской деятельности, так и с точки зрения развития теории финансового и налогового права. В связи с этим представляется возможным предложить следующий подход к определению понятия электронной экономической деятельности. Как было показано, понятие «электронная коммерция» часто употребляется в экономической литературе и в средствах массовой информации, однако, во-первых, не имеет четкого общепризнанного определения (то есть не имеет юридического содержания и различно трактуется в экономической теории и на практике), и, во-вторых, перспективы применения данного термина в качестве юридического понятия, определяющего какой-либо вид (совокупность видов) деятельности, осуществляемой с использованием сети Интернет (то есть в электронной форме), представляются спорными по меньшей мере по следующим основным обстоятельствам. С одной стороны, как мы помним, при разработке и принятии Гражданского кодекса Российской Федерации законодатель принципиально отказался от использования термина «коммерция» для определения деятельности, направленной на извлечение прибыли. Для обозначения базового понятия в сфере имущественных и связанных с ними личных неимущественных отношений, на основе которого во многом и строится правовое регулирование, в отличие от гражданского и торгового законодательства большинства зарубежных стран континентальной системы права, в российском гражданском законодательстве используется понятие «предпринимательская деятельность» и производные от него правовые конструкции (предпринимательская деятельность, гражданин без образования юридического лица, несостоятельность (банкротство) индивидуального предпринимателя, незаконное предпринимательство, предпринимательские риски и т. д.). С другой стороны, установление эффективного государственного регулирования в Российской Федерации всех имеющих экономический характер видов деятельности, осуществляемых с использованием глобальной компьютерной сети Интернет физическими лицами (гражданами Российской Федерации, а также лицами без гражданства и иностранными гражданами — налоговыми резидентами Российской Федерации), а также организациями (российскими юридическими лицами и созданными в Российской Федерации филиалами (представительствами) иностранных юридических лиц, компаний и других корпоративных образований, обладающих гражданской правоспособностью, созданных в соответствии с законодательством зарубежных стран, а равно российскими филиалами и представительствами международных организаций), в том числе и для целей определения порядка применения к субъектам такой деятельности норм российского законодательства о налогах и сборах, видимо, будет невозможно на основе правовых конструкций, в качестве несущих элементов которых выступят, к примеру, понятия «коммерция», «электронная коммерция» (а равно, заметим, и используемое российским гражданским правом определение «предпринимательская деятельность»), так как подлежащие регулированию общественные отношения в сфере использования глобальной компьютерной сети Интернет содержат как предпринимательские, так и некоммерческие отношения, тесно связанные с предпринимательскими, а значит, объем искомого понятия априорно должен быть шире понятия «предпринимательская деятельность, осуществляемая с использованием глобальной компьютерной сети Интернет». Исходя из вышеизложенного, представляется целесообразным в качестве юридического эквивалента зарубежного экономического термина «электронная коммерция» предложить понятие «электронная экономическая деятельность» (экономическая деятельность, осуществляемая в электронной форме с использованием глобальной компьютерной сети Интернет). Конституция Российской Федерации закрепляет термин «экономическая деятельность» в ч. 1 ст. 8: в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, СВОБОДА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (выделено автором). Статья 34 Конституции гласит: каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Анализ норм ст. 34 Конституции Российской Федерации позволяет нам сделать важный вывод: понятия «предпринимательская деятельность» и «экономическая деятельность» не совпадают по своему объему; понятие «экономическая деятельность» шире понятия «предпринимательская деятельность», ибо последняя рассматривается Конституцией в качестве одного из видов экономической деятельности. При этом следует учитывать, что в Конституции Российской Федерации было впервые закреплено право свободного ведения экономической деятельности каждого гражданина России и иных лиц, законно находящихся на ее территории, а также специально выделена предпринимательская деятельность в качестве главного ее вида <*>. ——————————— <*> См. подр.: Конституция Российской Федерации: Научно — практический комментарий / Под ред. академика РАН Б. Н. Топорнина. М.: Юристъ, 1997. С. 256 — 260.
Следует отметить также то обстоятельство, что Налоговый кодекс Российской Федерации закрепляет термин «экономическая деятельность» в ст. 3, содержащей основные начала законодательства о налогах и сборах. В соответствии с п. 4 названной статьи Налогового кодекса Российской Федерации не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономической пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия НЕ ЗАПРЕЩЕННОЙ ЗАКОНОМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ И ОРГАНИЗАЦИЙ <*> (20) (выделено автором). ——————————— <*> Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 31. Ст. 3824.
Термин «экономика», как известно, происходит от древнегреческого «экономос» (oikos — хозяйство; nomos — закон, правило) и означает правила ведения хозяйствования или хозяйствование. Нельзя не отметить, что в отдельных отраслях российского законодательства термины «хозяйственная деятельность» и «экономическая деятельность» используются в качестве имманентных. Так, например, действующий Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (в ред. Федерального закона Российской Федерации от 19 июня 2001 г.) содержит главу 22 (Преступления в сфере экономической деятельности). Аналогичная (сопоставимая) глава ранее действовавшего Уголовного кодекса РСФСР, принятого 27 октября 1960 г., именовалась «Хозяйственные преступления» (гл. 6). В актах законодательства о бухгалтерском учете в качестве базовых (основных) также используются понятия «хозяйственная деятельность» и «экономическая деятельность» (см. Положение по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» (ПБУ 8/98), утвержденное Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 ноября 1998 г. N 57н; Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» (ПБУ 7/98), утвержденное Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 ноября 1998 г. N 56н, и др.). Кроме того, названные термины нашли свое широкое применение в различных подзаконных актах. Так, например, определение видов экономической деятельности содержится в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93, утвержденном Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 6 августа 1993 г. Исследуя общественные отношения в сфере информационного и социально — экономического использования глобальной компьютерной сети, то есть в сфере экономической (хозяйственной) деятельности, осуществляемой с использованием Интернета, и имея в виду цели формирования эффективной концепции государственного (и в первую очередь налогово — правового) регулирования названных общественных отношений, начинать в любом случае следует с классификации видов общественных отношений, подлежащих правовому регулированию. При этом в качестве основных критериев классификации может выступать целевая направленность интересов и деятельности пользователей глобальной компьютерной сети Интернет и иных участников отношений в данной сфере (например, государства и его органов), их субъектный состав, а также социально — экономические характеристики таких отношений. В этом случае, как представляется, общественные отношения, формирующиеся в процессе использования глобальной компьютерной сети, делятся на три сложносоставных сегмента: — неэкономические информационные отношения; — экономические отношения, возникающие в процессе использования глобальной компьютерной сети Интернет в качестве электронного инструмента ведения экономической деятельности; — отношения в сфере государственного регулирования, формирующиеся в процессе использования глобальной компьютерной сети. Что касается основных принципов, начал, которые могут быть положены в основу концепции государственного регулирования общественных отношений, формирующихся в сфере использования глобальной компьютерной сети Интернет, то здесь должен возобладать предлагаемый нами дифференцированный подход. Оптимальные пропорции так называемых жестких и мягких методов государственного регулирования <*> в сфере использования глобальной сети должны быть различны для информационного (неэкономического) и экономического сегментов общественных отношений. Это означает, что выбор тех или иных принципов и методов такого регулирования необходимо ставить в зависимость от вида подлежащих регулированию отношений. В свою очередь, основные цели, методы и инструменты правового регулирования информационного (в неэкономической его части) сегмента общественных отношений, формирующихся в процессе использования глобальной компьютерной сети Интернет, как представляется, должны стать предметом специального исследования в рамках науки информационного права. Цель правового регулирования экономических отношений, существующих и развивающихся в виртуальном пространстве, — формирование экономического публичного порядка. ——————————— <*> Подробно об этом см.: Г. А. Тосунян. Государственное управление в области финансов и кредита в России: Учебное пособие. М.: Дело, 1997. С. 30 — 32.
Обобщая изложенные соображения, подведем итог. Предлагается следующий путь разрешения терминологических проблем установления налогово — правового регулирования отношений экономического характера, формирующихся в процессе использования глобальных компьютерных сетей, под которыми мы в первую очередь понимаем сеть Интернет. Представляется, что под электронной экономической деятельностью, осуществляемой с использованием глобальной компьютерной сети Интернет, следует понимать предпринимательскую деятельность, а также тесно связанную с ней непредпринимательскую деятельность (иную, не запрещенную законом экономическую деятельность), осуществляемую в принципиально новой, электронной форме с использованием современных коммуникационных средств в информационной среде глобальной компьютерной сети Интернет. Приведенное определение могло бы стать терминологической основой завершающейся в настоящий момент разработки системы государственного налогово — правового (и в целом — общеправового) регулирования экономических отношений, формирующихся в процессе использования глобальной компьютерной сети Интернет.
——————————————————————