Проблемы становления и реализации электронной демократии в электронном государстве

(Васькова М. Г.) («Российский юридический журнал», 2010, N 4)

ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ЭЛЕКТРОННОЙ ДЕМОКРАТИИ В ЭЛЕКТРОННОМ ГОСУДАРСТВЕ <*>

М. Г. ВАСЬКОВА

——————————— <*> Vaskova M. G. (Barnaul) Problems of establishment and realization of electronic democracy in electronic state.

Васькова Мария Геннадьевна — аспирант кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Алтайского государственного университета (Барнаул).

Рассмотрены вопросы формирования электронного государства, электронного правительства, электронной демократии в России. Проведен краткий анализ современного российского нормативного регулирования электронного правительства и электронной демократии.

Ключевые слова: электронное государство, электронная демократия, киберпространство.

The problems of electronic state, electronic government and electronic democracy in Russia are examined. The brief analysis of the modern Russian normative regulation of electronic government and electronic democracy is made.

Key words: electronic state, electronic government, electronic democracy, cyberspace.

В связи с формированием информационного общества, повсеместной информатизацией, процессами глобализации появляются такие феномены, как электронное государство и электронная демократия. Термины «электронное государство» («e-government (electronic government)») и «электронная демократия» («e-democracy», «цифровая демократия» <1>, «электронная демократизация», «теледемократия», «кибердемократия» <2>) вошли в употребление в конце XX в. в странах, где особое внимание уделялось развитию информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ), в том числе развитию международной сети Интернет. ——————————— <1> Информ. бюл. корпорации Microsoft. Вып. 25. 2004. Август. С. 65. <2> Руденко В. Н. Прямая демократия: модели правления, конституционно-правовые институты. Екатеринбург, 2003. С. 55.

Основная идея электронного государства состоит в организации информационного взаимодействия органов государственной власти и общества с использованием ИКТ <3>. В российской юридической науке наряду с понятием «электронное государство» используется понятие «электронное правительство», которое является дословным переводом английского термина «e-government», однако термин «электронное государство» более удачно отражает содержание программ информатизации государства, так как касается всех трех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной <4>. ——————————— <3> Егорова А. Электронное правительство для электронной демократии. Поле чудес в… нашей стране // Банковские технологии. 2001. N 3. С. 15. <4> Талапина Э. В. Становление информационного общества во Франции // Государство и право. 2004. N 7. С. 70.

Электронная демократия характеризуется как «правление самоуполномоченных граждан» <5>. Она означает «использование информационных технологий для расширения возможностей каждого индивидуума», позволяет гражданам принимать участие в работе государственных органов при использовании информационно-коммуникационных технологий. «Это понятие включает в себя онлайновую правозащитную деятельность и онлайновое проведение различных кампаний, а также использование электронной среды как средства политической информации в гражданском обществе» <6>. Концепция электронной демократии предполагает новые правовые формы взаимодействия властных структур и человека в условиях информационного общества. ——————————— <5> Руденко В. Н. Указ. соч. С. 57. <6> Информ. бюл. корпорации Microsoft. Вып. 25. С. 65.

Сегодня вряд ли можно назвать какие-либо государство и демократию электронными в том смысле, как они понимаются в современных теориях. Следует согласиться с точкой зрения А. Данилина, который считает, что электронное государство — «это не состояние, это процесс». Страны находятся на разных стадиях данного процесса <7>. ——————————— <7> Данилин А. Электронное правительство — инструмент модернизации государства // URL: http://www. e-rus. ru.

В России электронное государство и электронная демократия проходят стадию становления. В правовых актах Российской Федерации уже содержатся отдельные положения, направленные на формирование электронного государства. В распоряжении Правительства РФ от 6 мая 2008 г. N 632-р «О Концепции формирования в РФ электронного правительства до 2010 года» <8> дается понятие электронного правительства как «новой формы организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающей за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов». ——————————— <8> СЗ РФ. 2008. N 20. Ст. 2372.

Однако функционирование электронного государства с элементами электронной демократии в России осложнено рядом факторов.

1. Недостаточно развиты ИКТ

В литературе отмечается, что для построения и функционирования электронного государства необходимо киберпространство (информационное сверхсообщение, инфосфера) — среда виртуального взаимодействия, включающая «как людей всех стран, культур, языков, возрастов, профессий, так и всемирную сеть компьютеров, взаимосвязанных средствами коммуникативных инфраструктур, которые обеспечивают цифровую обработку и передачу информации» <9>. ——————————— <9> Антонос Г. А. Международные изменения права киберпространства (реферат) // Право и информатизация общества. М., 2002. С. 174 — 175.

Значит, для функционирования электронного государства нужна некая сеть ЭВМ, связанных между собой (например, посредством Интернета). В будущем через такую сеть граждане смогут реализовать свои права и свободы, в том числе право на обращения в государственные органы, право на объединение, право на поиск, получение, передачу, распространение информации и др. Полагаем, что право участвовать в управлении делами государства станет приоритетным при реализации концепции электронного государства и электронной демократии. Это отразится в проведении электронных голосований, опросов, выборов государственных органов, электронных собраний граждан и пр. Подобное участие граждан в управлении делами государства позволит экономно расходовать бюджетные средства. Однако пока для реализации концепции электронной демократии информационно-коммуникационного обеспечения недостаточно. Например, 10 января 2002 г. был принят Федеральный закон N 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» <10>, который до настоящего времени не имеет механизма реализации в связи с отсутствием необходимой технической базы. ——————————— <10> СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 127.

В распоряжении Правительства РФ от 6 мая 2008 г. N 632-р говорится, что в России практически нет государственных услуг, которые могут быть получены организацией или гражданином без посещения государственного органа; не сформирована единая инфраструктура межведомственного обмена данными в электронной форме; органы государственной власти не проводят оперативное информационное обновление сайтов; медленно развивается инфраструктура публичного (общественного) доступа граждан к созданным органами государственной власти сайтам и другим средствам информационно-справочной поддержки и обслуживания граждан; нет единой системы планирования и мониторинга эффективности реализации государственных программ и проектов, а также доступа к этой информации граждан. Таким образом, в отсутствие информационно-коммуникационной базы невозможны функционирование электронного государства и обеспечение электронной демократии.

2. Отсутствует правовое регулирование по многим вопросам электронного государства

Регулирование должно осуществляться как на международном, так и на внутригосударственном уровне. Важнейшим межгосударственным документом для развития концепции электронного государства стала Окинавская хартия глобального информационного общества от 22 июля 2000 г., которая провозгласила ИКТ одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества XXI в. <11>. ——————————— <11> Дипломатический вестн. 2000. N 8.

Для организации киберпространства требуется правовая проработка многих вопросов. В частности, существует комплекс правовых проблем, связанных с обеспечением организации электронных собраний. По мнению В. Н. Руденко, деятельность избирателей должна быть согласованна: направляться председательствующим (медиатором), вестись по регламенту (следует установить процедуру обсуждения вопроса, его продолжительность и время голосования, определить правомочность принятия решений, исключить возможность фальсификации голосов избирателей и т. п.) <12>. ——————————— <12> Руденко В. Н. Указ. соч. С. 63.

Думается, одним из основных вопросов, требующих правового закрепления, является проблема электронной идентификации физического лица. Она может быть разрешена путем использования электронной цифровой подписи либо создания электронного паспорта. В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об электронной цифровой подписи» его действие распространяется на отношения, возникающие при совершении гражданско-правовых сделок и в других предусмотренных законодательством РФ случаях. Значит, в настоящее время в России отсутствует правовая основа для применения электронной подписи в публичных условиях. Понятия «электронный паспорт» в законодательстве нет, что ограничивает возможность применения автоматизированных государственных процедур и затрудняет доступ организаций и граждан к государственным информационным системам.

3. Отсутствуют качественные характеристики субъекта электронной демократии

Народ как субъект демократии в электронном государстве также должен иметь специфические черты. Ученые говорят о возникновении «народа-избирателя» как единого субъекта демократии, а также о его качественном преобразовании — приобретении свойств диджитальной публики <13>. Диджитальная (англ. «digital» — цифровая) публика (интернет-публика), по мнению С. Московичи, представляет собой рассредоточенную массу избирателей, ведущих постоянный диалог. Это самоорганизованная система, способная к выработке независимых решений. «Речь идет о публике, или, скорее, о публиках: читатели, слушатели, телезрители. Оставаясь каждый у себя дома, они существуют вместе» <14>. По мнению В. Н. Руденко, взаимодействие и самоорганизация интернет-публики есть переход от сообщества «управляемых» к сообществу «управляющих», которое составит альтернативу правительствам и парламентам <15>. ——————————— <13> Там же. С. 60. <14> Московичи С. Век толп. М., 1998. С. 253 — 266. <15> Руденко В. Н. Указ. соч. С. 62.

Менталитет российских граждан достаточно консервативен, поэтому государственные преобразования должны осуществляться постепенно, с информированием граждан об этом. Однако до настоящего времени мало граждан знают о концепции электронного государства в России, хотя именно нам в будущем предстоит пользоваться электронными государственными процедурами. В связи с этим представляется необходимым повышать правосознание населения путем информирования о создании электронного государства, организации обучения работе с ИКТ, введения дополнительных требований, связанных с умением пользоваться базовыми ИКТ при назначении на должность государственных служащих. Можно сказать, что, несмотря на перечисленные проблемы функционирования электронного государства, его формирование неизбежно. При этом все исследователи электронного государства выделяют и его негативную черту — отсутствие учета индивидуальных особенностей при совершении каких-либо юридических действий. Электронное государство создается в том числе для упрощения государственных процедур, снижения затрат на содержание государственного аппарата, а также обеспечения прозрачности деятельности органов государственной власти, что, возможно, приведет на практике к снижению количества заведомо неправомерных действий и решений органов власти и должностных лиц. «Формирование электронного правительства требует проведения скоординированных организационно-технологических мероприятий и согласованных действий органов государственной власти в рамках единой государственной политики» <16>. Для создания электронной демократии нужны совместные усилия государства и общества по защите прав и свобод человека. Именно от диалога государства и общества зависит становление и функционирование полноценного электронного государства с элементами электронной демократии. ——————————— <16> Распоряжение Правительства РФ от 6 мая 2008 г. N 632-р.

——————————————————————