Вопросы обеспечения правопорядка при проведении спортивных мероприятий

(Гусов К. Н.) («Спорт: экономика, право, управление», 2013, N 1)

ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВОПОРЯДКА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ <*>

К. Н. ГУСОВ

——————————— <*> Gusov K. N. Issues of ensuring legal order in conducting sport events.

Гусов Кантемир Николаевич, заведующий кафедрой трудового права и права социального обеспечения Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), член Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России, почетный Президент Национального объединения спортивных юристов России при Международной ассоциации спортивного права IASL, председатель Юридического комитета Российского футбольного союза, заслуженный деятель науки Российской Федерации, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор, академик РАСН.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с обеспечением правопорядка при проведении спортивных мероприятий. Автор анализирует соответствующий федеральный законопроект, отмечает его положительные стороны и спорные положения, выдвигая свои предложения по его совершенствованию.

Ключевые слова: спортивные соревнования, права болельщиков, безопасность при проведении спортивных мероприятий, страхование болельщиков.

The article discusses issues related to ensuring the rule of law in sports activities. The author analyzes the relevant federal law, said its positive side and controversial points, pushing his proposals for its improvement.

Key words: sporting events, the rights of fans, security of sporting events, insurance fans.

Представленный к обсуждению федеральный законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований» является, безусловно, важным и актуальным, но в то же время необходимо отметить, что он не избавлен от некоторых дискуссионных моментов. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ (в ред. от 28.07.2012) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее — Закон о спорте) среди основных принципов спортивного законодательства назван принцип обеспечения безопасности жизни и здоровья лиц, занимающихся физической культурой и спортом, а также участников и зрителей физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий. Пункт 19 ст. 6 Закона о спорте к полномочиям Российской Федерации в области физической культуры и спорта относит обеспечение общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных физкультурных и спортивных мероприятий. В Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года предусмотрен план разработки проекта Федерального закона «Об обеспеченности правопорядка и общественной безопасности при проведении массовых и иных зрелищных мероприятий в Российской Федерации». Поэтому представленный для обсуждения законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований» является своевременным. Целью законопроекта является регулирование действий субъектов права для предотвращения насилия в рамках проведения официальных спортивных соревнований. Документом устанавливаются права и обязанности контролеров при проведении официальных спортивных соревнований. Также определяются полномочия Правительства Российской Федерации по утверждению Правил поведения зрителей при проведении спортивных соревнований и Правил по обеспечению безопасности проведения спортивных соревнований. В законопроекте предусматривается установление по решению суда административной ответственности за нарушение лицами данных Правил: штрафов (от 1 тыс. руб. до 5 тыс. руб.); административного ареста сроком до 15 суток; административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни проведения официальных спортивных соревнований сроком до одного года. Кроме того, предусмотрено, что входной билет на официальные спортивные соревнования по перечню, определяемому Минспортом России, будет действителен только при предъявлении документа, удостоверяющего личность. Несмотря на отмеченные положительные моменты, в законопроекте присутствуют и некоторые спорные положения. 1. Так, в предложенном документе не раскрываются вопросы безопасности спортивных мероприятий. Хотя в предыдущей редакции Федерального закона о физической культуре и спорте от 29 апреля 1999 г. присутствовала статья, посвященная соблюдению правил безопасности, охране здоровья, чести и достоинства граждан при проведении занятий физической культурой и спортом, спортивных соревнований и физкультурно-спортивных зрелищных мероприятий. 2. Также необходимо отметить одностороннюю направленность законопроекта на усиление ответственности только для одной стороны — зрителей спортивных мероприятий. В связи с этим выдвигаем следующие предложения, призванные смягчить недостатки законопроекта и усилить его положительные стороны. 3. В законопроекте необходимо определить систему мер по организации работы с болельщиками и их объединениями. Предусмотреть необходимость государственного участия в выработке взаимодействия между болельщиками и меры общественного контроля. 4. Возрастающие требования к безопасности и возможные риски во время проведения официальных спортивных соревнований предполагают введение нового вида страхования для зрителей. Необходимо предусмотреть различные варианты страхования для зрителей спортивных соревнований. 5. В ст. 20 в редакции законопроекта указано, что «гражданам, привлеченным в установленном законодательством Российской Федерации порядке к административной ответственности за нарушение Правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований, утверждаемых Правительством Российской Федерации, судом может быть запрещено посещать места проведения спортивных соревнований на территории Российской Федерации в дни проведения официальных спортивных соревнований. В таком случае названные граждане включаются в список лиц, которым запрещено посещать указанные места». В то же время законопроект не вносит ясности в процедуру и порядок ведения такого списка. 6. В законопроекте отсутствует описание прав болельщиков и закреплена только их ответственность. Но мы должны сказать, что наилучшим образом безопасность достигается только при комплексном подходе, это означает, что в документе должны быть учтены права и ответственность всех участников процесса проведения спортивных мероприятий, к которым относятся организаторы и участники мероприятий, болельщики и органы правопорядка. Таким образом, необходимо заключить, что представленный законопроект нуждается в дополнительных доработках с учетом всех наших замечаний и предложений.

——————————————————————