Моральный дискриминационный вред и его признаки
(Воробьев С. М.) («Гражданское право», 2012, N 6)
МОРАЛЬНЫЙ ДИСКРИМИНАЦИОННЫЙ ВРЕД И ЕГО ПРИЗНАКИ <*>
С. М. ВОРОБЬЕВ
——————————— <*> Vorobyev S. M. The moral of the discriminatory harm and its signs.
Воробьев Сергей Михайлович, доцент кафедры гражданского права и процесса Академии ФСИН России, кандидат юридических наук, доцент.
Статья посвящена теоретическим проблемам взаимосвязи института компенсации морального вреда с дискриминацией. Автор на основе различных научных размышлений приходит к выводу о том, что преступления (правонарушения), связанные с дискриминацией, причиняют потерпевшей стороне моральный дискриминационный вред.
Ключевые слова: дискриминация, моральный вред, права человека, компенсация, потерпевший.
The article is devoted to theoretical problems of the relationship of the Institute of compensation of moral damage from discrimination. The author, on the basis of various scientific speculation comes to the conclusion that the crimes (crimes) associated with discrimination caused to the injured party moral discriminatory harm.
Key words: discrimination, the moral harm, human rights, compensation, the victim.
Возникающие в результате совершения дискриминации последствия могут быть нравственными либо физическими. Нравственные страдания связаны с обидой, страхом, горем, чувством утраты, а физические — могут сопровождаться физиологическими изменениями работы организма человека (изменение артериального давления, возникновение различных заболеваний, появление депрессии). Приведенные разновидности страданий можно объединить одним термином «моральный вред», который для каждого человека является различным в зависимости от степени восприятия случившегося. Нематериальные последствия совершенной в отношении человека дискриминации являются опасными. По своей юридической природе они намного опаснее других последствий преступлений или правонарушений по своим масштабам, так как они могут распространяться на различные сферы жизнедеятельности общества и личности. Исходя из нашей гипотезы, последствия в виде морального вреда могут не замыкаться на нематериальной сфере одного человека, а могут распространяться на группу людей, например при совершении актов дискриминации (геноцид, апартеид). Эти последствия хотя и не поддаются самостоятельной оценке, но в то же время являются ощущаемыми. На опасность морального вреда указывал еще в конце XIX в. известный русский психиатр И. А. Сикорский в своей лекции «Влияние нравственных страданий на организм человека». Профессор И. А. Сикорский отмечал, что нравственные страдания так же убивают организм, как и физические, но они страшнее физических, потому что они поражают высший орган жизни — нервную систему и поражают ее во всех частях, не оставляя свободного места. Иннервация всех отправлений, начиная от мышечной или физической силы до дыхания и кровообращения, поражаются при нравственных страданиях; даже высшие отправления нервной системы — чувство и мысль претерпевают глубокие изменения. Если бы мы захотели охарактеризовать одним словом все изменения, производимые в организме нравственными страданиями, то правильнее всего было бы сказать, что нравственные страдания убивают организм медленной смертью, вызывая в высшей степени тяжелые симптомы, способные убить вполне здоровый организм посредством продолжительных мучений <1>. ——————————— <1> URL: http://www. lib. rus.
В свою очередь, известный ученый в области уголовного права XIX в. Л. С. Белогриц-Котляревский писал: «Физиологические исследования убеждают… что, в сущности, механизм психических потрясений имеет такой же соматический характер, как и непосредственные физические повреждения на организм человека» <2>. Современной наукой экспериментально доказано, что душевные переживания человека, психологический дискомфорт способны вызвать гипертонию, язву желудка, бронхиальную астму и некоторые другие заболевания <3>. ——————————— <2> См.: Белогриц-Котляревский Л. С. Учебник русского уголовного права. М., 1903. С. 197. <3> См.: Шешуков М. П. О моральном вреде как основании признания потерпевшим // Правоведение. 1974. N 2. С. 100.
По мнению Ф. Н. Плевако, потерпевшие от преступлений становятся «духовными бичами» и, несмотря на значительные моральные потери, испытывают не соответствующие им по силе страдания <4>. ——————————— <4> См.: Плевако Ф. Н. Избранные речи. М., 1993. С. 498.
По мнению И. Шхвацабая, особую опасность для человека представляют такие эмоции, как печаль, тревога, гнев, ярость, когда они действуют долго, становятся как бы чертами характера человека… Бывает и так, что эмоциональный стресс может вызвать инфаркт миокарда даже у человека, не страдающего никакими сосудистыми заболеваниями. Не исключено, что последствия морального вреда сопряжены и с самоубийством жертв преступления <5>. ——————————— <5> Сердюк Л. В. Насилие: криминологическое и уголовно-правовое исследование. М., 2002. С. 34.
Между тем моральный вред чаще всего связан с физическим вредом, причем «физическая боль может пройти, а вот нравственные страдания могут сопровождать человека всю его жизнь, например в случае, связанном с обезображиванием лица» <6>. При этом физические страдания лишь усугубляют нравственные страдания, так как нарушаются потребности человека, его сложившийся образ жизни. Сами по себе физические и нравственные страдания являются оценочными понятиями. ——————————— <6> Пешкова О. А. Ответственность и защита при причинении вреда неимущественным правам и нематериальным благам граждан и юридических лиц: Автореф. дис. … к. ю.н. Волгоград, 1998. С. 11.
Кроме того, как справедливо отмечает профессор В. В. Козлов, даже при одинаковом характере и силе психического воздействия ответные реакции организма в одних случаях находятся в рамках физиологически допустимых (естественных) переживаний, и тогда, как бы ярко они ни проявлялись, нет оснований рассматривать их как травмирующие, ибо они не доходят до болезненных изменений. Наблюдаемые при этом реакции представляют собой не что иное, как проявление компенсаторных механизмов в пределах так называемой физиологической нормы. В других случаях ответная реакция организма на психотравмирующее воздействие выходит за пределы физиологически допустимой и приобретает характер болезненного расстройства, которое с медицинских позиций может быть приравнено к повреждению. При этом у одних потерпевших нервно-психические нарушения носят неглубокий характер, у других достигают значительной степени и носят черты несомненного психоза <7>. ——————————— <7> Козлов В. В. Судебно-медицинское определение тяжести телесных повреждений. Саратов, 1976. С. 127.
Из этого следует, что у лиц, подвергшихся дискриминации, психические расстройства проявляются по-разному (индивидуально) в зависимости от их характера и психотравмирующей ситуации. Душа человека, сколько она может страдать, не знает никто, ибо мы бессильны в этом вопросе, потому как он покрыт для нас тайной бесконечности. В глубине души мы понимаем и осознаем все окружающие нас события, посредством нашего мышления и разума, сенсорных восприятий и собственного биополя, за которым стоит собственное «я» — душа, эго или бесконечность, и в момент психической травмы — это «я» рушится посредством внутреннего восприятия события — человек переживает происходящее вокруг себя — ощущает все на себе, через свои органы зрения и слуха, которые передают импульсивные сигналы через головной мозг к другим органам человека, и это может привести к необратимым последствиям, связанным с нарушением его состояния здоровья. В связи с чем мы не согласимся полностью с позицией О. А. Пешковой, которая считает, что коррелятами (определителями) морального вреда исходя из трактовки определения морального вреда, данного в ст. 151 ГК РФ, выступают такие термины, как «физические» или «нравственные страдания», относящиеся к сфере чувств, которые испытывает человек как в момент причинения ему вреда, так и впоследствии <8>. ——————————— <8> См.: Пешкова О. А. Компенсация морального вреда. Защита и ответственность при причинении вреда нематериальным благам и неимущественным правам. М., 2006. С. 63.
На наш взгляд, физические страдания потерпевшего нельзя подменять чувствами человека, в силу того что физические страдания физического лица связаны с болью, а боль относится к эмоциям как разновидность эмоциональных процессов. Между тем любое преступление, в том числе дискриминационного характера, совершается помимо его воли, т. е. с применением насилия, включая психическое. В момент совершения преступления и наступления преступных последствий человек реагирует на происшедшее, о чем свидетельствуют испуг, учащение сердцебиения, повышение артериального давления и т. д. Указанные признаки не что иное, как ответная реакция организма человека на преступные действия. При этом данные признаки представляют собой проявление морального вреда, вызывающего у потерпевшего дискомфортное состояние, связанное с его нравственными или физическими страданиями, которые причиняются в результате совершения преступления. Причем дискомфортное состояние наступает как в момент совершения преступного деяния при осуществлении преступных действий (бездействия), так и после их окончания. По совершении преступления потерпевший продолжительное время испытывает последствия морального вреда в виде дискомфортного состояния, вызванного случившимся и сопровождающегося возникновением чувства мести, незащищенности, страха за свою жизнь и т. п. Следовательно, моральный вред как дискомфортное состояние потерпевшего присутствует в момент реализации преступных действий (бездействия), и при наступлении преступных последствий, и в ходе их дальнейшего развития. Кроме этого, тяжесть морального вреда будет зависеть от степени восприятия информации, которую получает потерпевший в момент совершения преступления. По мнению Ю. А. Шерковина, «информация — это то, что вносит изменение в наше сознание или чувства и переживается нами психически, либо в виде выработки и принятия решений, либо в виде тех или иных эмоций» <9>. Данные медицинской науки свидетельствуют о том, что слова, волнующие человека, могут вызвать у него учащение или замедление сердцебиения, изменение потока крови к различным органам, повышение артериального давления и т. д. Повторяющиеся на протяжении длительного времени колебания в состоянии организма могут вызвать стойкое нервное расстройство, а разовые потрясающие известия или оскорбительные слова способны вызвать скоропостижную смерть от инсульта или приступа стенокардии (спазм венечных сосудов, снабжающих кровью сердечную мышцу) <10>. ——————————— <9> Шерковин Ю. А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М., 1973. С. 80. <10> Селье Г. Некоторые аспекты учения о стрессе // Природа. 1970. N 1. С. 36 — 37.
Образуемые в результате совершения преступления компоненты нравственных или физических страданий должны иметь, с позиции законодателя, общие направляющие показатели. В связи с чем нам импонирует позиция Г. Г. Горшенкова, предлагающего ввести в оборот термин «субъективные потери». В состав таких потерь включаются: различные страхи, чувство угнетенности, интеллектуальные потери (например, ухудшение памяти), субъективные потери, связанные с утратой политических, трудовых, иных прав и свобод и т. д. Наличие любых из этих показателей должно выступать основанием компенсации морального вреда <11>. ——————————— <11> Горшенков Г. Г. Моральный вред и его компенсация по российскому законодательству: Дис. … к. ю.н. Н. Новгород, 1996. С. 88.
Исходя из приведенных нами особенностей морального вреда, можно сформулировать определение морального дискриминационного вреда, который испытывает человек от всевозможных актов дискриминации. Моральный дискриминационный вред представляет собой дискомфортное состояние потерпевшего, обусловленное совокупностью неблагоприятных психофизических последствий для человека, вызванных причинением ему нравственных или физических страданий в результате совершения в отношении этого лица акта дискриминации. Любое преступление дискриминационного характера посредством нарушения нематериальных благ причиняет моральный вред. Особенность морального вреда, причиненного в результате дискриминации, заключается в следующем: во-первых, моральный вред как преступное последствие от дискриминации является обязательным признаком преступного деяния; во-вторых, моральный вред наличествует при причинении другого вида вреда, он сопряжен с любым вредом и одновременно самостоятелен в причинении; в-третьих, моральный (опосредованный) вред от дискриминации может причиняться обществу опосредованно через причинение вреда потерпевшему; в-четвертых, моральный вред ставит под угрозу разрыва системы общественных отношений посредством нарушения персонифицированных отношений, т. е. ограничения быть участником этих отношений (инвалидность, обострение заболевания, потеря работы, общественного статуса); в-пятых, моральный вред не может проявляться как внешнее физическое изменение в организме человека, он связан с его внутренней стороной, с душевным или психическим расстройством человека; в-шестых, каждый человек испытывает моральный вред от преступления по-разному, поэтому такой вред имеет персонифицированный характер. Существование дискриминации в обществе влияет на дестабилизацию общественных отношений посредством нарушения равноправия граждан, создание в обществе предвзятых отношений к определенным слоям населения, проявление ненависти, экстремизма на почве националистических идей, применяемых при дискриминации по различным основаниям, будет способствовать распространению в обществе правового шовинизма, целью которого является обоснование права на дискриминацию и угнетение прав человека по какому-либо признаку. Практическое применение института компенсации морального вреда потерпевшим от дискриминации будет положительным образом влиять на обеспечение стабилизации равноправия граждан в обществе и будет являться одним из способов восстановления социальной справедливости. Использование в отношении нарушенных нематериальных прав потерпевших от дискриминации будет согласовываться с идеями американского философа Джона Ролза, основоположника теории справедливости, который уместно считает, что основу справедливости составляет такой принцип, как принцип возмещения. Согласно этому принципу, незаслуженные неравенства должны быть возмещены и как неравенства должны быть как-то компенсированы <12>. ——————————— <12> См.: Ролз Дж. Теория справедливости. М., 2010. С. 97.
Совершая преступление, субъект одновременно посягает не только на общественную безопасность, публичный интерес, создает угрозу человеку, его жизни, здоровью, имуществу, но и одновременно совершает гражданское правонарушение, посягает на имущественные и личные неимущественные права потерпевшего, которые подлежат восстановлению и компенсации <13>. Поскольку сущность преступного поведения сводится к причинению преступного вреда, существующим в обществе отношениям или охраняемым уголовным законом интересам, то представляется достаточным рассматривать восстановление социальной справедливости сквозь призму причинно-следственных связей. Преступный вред становится следствием, а под восстановлением социальной справедливости следует понимать выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений, и их устранение <14>. ——————————— <13> См.: Блинкова Е. В., Козацкая В. Э. Общая характеристика гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный преступлением // Российская юстиция. 2011. N 4. С. 10 — 14. <14> См.: Петин И. А. Цели наказания, их обоснованность и возможность достижения // Российский следователь. 2009. N 19. С. 13 — 17.
Таким образом, любое государство максимальным образом должно обеспечивать надежную защиту нарушенных прав человека от любых дискриминационных проявлений. При этом компенсация морального вреда будет выступать средством восполнения социальной справедливости, так как при дискриминации происходит нарушение различных прав человека, нарушается его деловая репутация, видоизменяется правовой статус физического лица. А любой статус человека складывается из взаимосвязанных прав, обязанностей и мер юридической ответственности. В связи с дискриминацией человек лишается своих прав либо испытывает ущемление в своих правах. Соответственно, эта особенность дискриминации как явления может способствовать дестабилизации развития общественных отношений и являться одной из причин развития массовых социальных конфликтов. В связи с чем считаем уместным, что любое дискриминационное нарушение должно преследоваться по закону и граждане любого государства должны иметь юридические гарантии защиты нарушенных прав от этого явления.
——————————————————————