Дискриминация как способ причинения морального вреда в контексте действия международных законодательных актов в области защиты прав человека

(Воробьев С. М.) («Международное уголовное право и международная юстиция», 2013, N 4)

ДИСКРИМИНАЦИЯ КАК СПОСОБ ПРИЧИНЕНИЯ МОРАЛЬНОГО ВРЕДА В КОНТЕКСТЕ ДЕЙСТВИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА <*>

С. М. ВОРОБЬЕВ

——————————— <*> Vorobyev S. M. Discrimination as a way of causing of moral harm in the context of international legal acts in the field of protection of human rights.

Воробьев Сергей Михайлович, доцент кафедры гражданского права и процесса Академии Федеральной службы исполнения наказаний России, кандидат юридических наук, доцент.

Настоящая статья посвящена проблемам международно-правового регулирования защиты прав человека от дискриминации. Автор делает научный анализ международных актов в области защиты прав человека и проводит взаимосвязь дискриминации с причинением морального вреда.

Ключевые слова: дискриминация, моральный вред, права человека, гарантии прав человека, международные акты.

This article is devoted to the problems of international legal regulation of protection of human rights against discrimination. The author makes a scientific analysis of the international instruments in the field of protection of human rights and holds the intersection of discrimination with the infliction of moral damage.

Key words: discrimination, moral damage, human rights, human rights guarantees, international instruments.

Развитие института компенсации морального вреда приобрело существенную значимость для обеспечения защиты прав человека от всевозможных посягательств на его неимущественную сферу жизни. Так, распространение в обществе в современных правоотношениях различных посягательств на права человека повлияло на создание в нашем государстве правовых норм, закрепивших право человека на компенсацию морального вреда в законодательных актах. Масштабность принятых государством мер в виде создания отдельных законодательных актов, включающих правовые нормы о компенсации морального вреда, свидетельствует о защите государством нематериальных ценностей человека, т. к. в соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства (ст. 2 Конституции). Вместе с тем нарушения нематериальной сферы могут быть напрямую связаны с дискриминацией прав человека. По нашему мнению, существует прямая зависимость причинения морального вреда человеку в случаях дискриминации его прав по различным основаниям. Между тем в российском праве широко не поднимались проблемы взаимосвязи института компенсации морального вреда с дискриминацией. В связи с этим мы предпримем попытку провести прямую взаимосвязь морального вреда с дискриминацией прав человека. Дискриминация (и ее крайняя форма — расизм) опасна тем, что она ведет к ущемлению прав людей в трудовых, административных, семейных, жилищных, социально-экономических и других отношениях, мешает людям, принадлежащим к определенным группам, реализовывать те права, которыми они, в соответствии с внутренним законодательством или международно-правовыми нормами, наделены наравне со всеми. Сама по себе дискриминация представляет зло, поскольку она несовместима с признанием такой ценности, как сохранение многообразия индивидов, создание условий для всестороннего развития каждого <1>. ——————————— <1> Соболева А. К. Дискриминация и этнически предвзятый подход: определение терминов и пути развития законодательства // Проблемы дискриминации граждан по национальному признаку и деятельность правоохранительных органов в современной России: Материалы научно-практического семинара / Под ред. В. М. Баранова. Н. Новгород, 2006. С. 10.

Основной целью дискриминации выступает изменение баланса справедливого и несправедливого. Дискриминация представляет собой способ деформации равноправия субъектов правоотношений либо равенства их юридического статуса путем изменения взаимосвязей прав и обязанностей, их обеспеченности, объема и сфер реализации — в целях установления (коррекции) объективно обоснованных либо субъективно мотивированных параметров справедливости и свободы в социуме <2>. ——————————— <2> Супрунова М. С. Дискриминация как объект общеправового анализа: Дис. … канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2007. С. 36, 43.

В связи с тем что дискриминация нарушает различные права, она, безусловно, затрагивает и нематериальную сферу посредством нарушения нематериальных благ и прав человека. Нарушение нематериальных прав человека напрямую связано с причинением морального вреда потерпевшему. В соответствии со ст. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. N 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т. п.) или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья, либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий, и др. <3>. ——————————— <3> Российская газета. 1995. N 29.

Соответственно, дискриминация по различным основаниям, таким как политические, национальные, религиозные, социальные мотивы, будет способствовать наступлению неблагоприятных последствий, вызванных ущемлением прав личности и нарушением нематериальных прав человека, приводящих неминуемо к причинению морального вреда не только одному человеку, но и большому количеству людей в зависимости от масштабов проявления дискриминации. Основным концептуальным источником, закрепившим международные правовые гарантии прав человека, является Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. В преамбуле этого документа отмечается важная стратегическая задача для всего мирового сообщества, которая заключается в содействии уважению прав и свобод человека и их обеспечению всеми людьми и членами общества. В свою очередь, эта задача является своеобразным ориентиром политики любого государства в сфере защиты прав человека. Для нормативного обеспечения вышеуказанной задачи и реализации международных стандартов в сфере борьбы с дискриминацией на международном уровне Декларация предусматривает положения ряда статей. Статья 1 Декларации устанавливает всеобщую свободу и равенство людей в своем достоинстве и правах. Положения ст. 2 Декларации закрепляют законодательную правоспособность для каждого человека обладать всеми правами и всеми свободами, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете. Тем самым законодатель в тексте ст. 2 Декларации привел условные разновидности дискриминации в зависимости от личности, положения государства или территории, к которой она относятся. В ст. 7 Декларации императивно признаются равенство всех людей перед законом и равная защита. В то же время положение этой нормы гарантирует всем людям право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации. Положения обозначенной нами декларативной нормы выступают ориентиром для запрета дискриминации в различных сферах общественной жизни. С этой целью в Декларации содержатся нормы, предусматривающие запрет и ограничение распространения дискриминации посредством установления международных прав человека и их равенства: ст. 10 Декларации предусматривает равенство прав человека в сфере уголовного преследования; ст. 16 Декларации предусматривает равенство прав мужчин и женщин в брачно-семейных правоотношениях и право на вступление в брак, создание семьи без всяких ограничений по признаку расы, национальности или религии; ст. 18 Декларации гарантирует каждому человеку право на свободу мысли, совести и религии; ст. 19 Декларации гарантирует право на свободу убеждений и на свободное их выражение; ст. 20 Декларации гарантирует право на свободу мирных собраний и ассоциаций; ст. 23 Декларации гарантирует право на труд, право на равную оплату за равный труд без какой-либо дискриминации; ст. 25 Декларации — право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния самого человека и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим обстоятельствам, право на особое попечение и помощь для матерей и детей, а для детей, родившихся в браке или вне брака, — одинаковая социальная защита; ст. 26 Декларации гарантирует право на образование и определяет, что образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам, а также то, что оно должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира. Обозначенные нами положения Декларации выступают правовыми гарантиями защиты как политических и гражданских, так и социальных, культурных прав. Исходя из этого, мы можем предположить, что кроме общих оснований подразделения дискриминации на виды, обозначенные в ст. 2 Декларации, могут существовать и другие специальные основания классификации дискриминации в зависимости от вида нарушенного права человека. Соответственно, дискриминация может проявляться при нарушении политических, экономических, гражданских, социальных и культурных прав. Неслучайно в процессе правотворческой деятельности ООН и ее органами были приняты различные декларативные и рекомендательные документы в сфере предупреждения распространения и борьбы с дискриминацией прав человека. Тем самым разработанные международным сообществом документы являются законодательной мерой реагирования на всевозможные проявления дискриминации, которые на декларативном уровне направлены на поддержание стабильности общественных отношений, обеспечение равенства их участников и защиту наиболее социально уязвимых слоев населения (несовершеннолетних, женщин, инвалидов) от неблагоприятных последствий дискриминации для поддержания тем самым их правового статуса. Защита прав человека носит многоуровневый характер и нерасторжимо связана с природой самих прав человека, каждое из которых и есть проявление сохранения человеком своих естественных качеств и свойств. Этим объясняется особая системообразующая и регулятивная роль защиты прав человека по отношению к правам человека в целом и правовым средствам их реализации. И именно поэтому «защита прав человека — это, в сущности, главная цель любой правовой системы». Защита прав человека представляет собой комплекс организационно-правовых средств, обеспечивающих право человека на правовую защиту, предназначенных для устранения препятствий на пути осуществления прав человека, а также восстановления нарушенных прав и наказания виновных в их нарушении и гарантированных государством и международным сообществом <4>. ——————————— <4> Анисимов П. В. Права человека и правозащитное регулирование: проблемы теории и практики: Монография. Волгоград, 2004. С. 113 — 114.

Возможна ситуация, когда равная защита законом не действует в отношении отдельного индивида в силу действия законного ограничения права. При этом данное правовое ограничение не должно рассматриваться субъектами общественных отношений как дискриминация. А. С. Мордовец полагает, что суть правового ограничения состоит в побуждении индивидов к социально полезному поведению, с одной стороны, и сдерживанию социально вредного поведения — с другой. Ограничение прав и свобод человека и гражданина со стороны Российского государства предполагают решение следующих задач: 1) поддержание правопорядка; 2) обеспечение личной безопасности; 3) обеспечение внутренней и внешней безопасности общества и государства; 4) создание благоприятных условий для экономической деятельности и охраны всех форм собственности; 5) учет минимальных государственных стандартов по основным показателям уровня жизни, культурное развитие граждан <5>. ——————————— <5> Мордовец А. С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина (теоретико-правовое исследование): Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. Саратов, 1997. С. 17.

Выработка международных актов в сфере предотвращения дискриминации в обществе, на наш взгляд, имеет четкую направленность, которая предполагает под собой защиту прав и свобод человека посредством создания правового механизма равной защиты законом. При этом данный правовой механизм будет образовывать всю совокупность законодательных актов в сфере борьбы с дискриминацией. В свою очередь, правовой механизм защиты человека от дискриминации, на наш взгляд, является частью общего механизма защиты прав и свобод человека и гражданина, потому как дискриминация как социально-правовое явление не может полностью нарушить все существующие в своей юридической природе права и свободы человека. При этом мы соглашаемся с позицией В. М. Баранова, который считает, что в своем большинстве существующие в нашей стране правовые механизмы противодействия дискриминации слабо развиты и малоэффективны. Отсутствует официальный и общественный интерес противодействия расовой дискриминации и разжиганию национальной вражды <6>. Слаборазвитая позиция государства к этому антиобщественному явлению может способствовать нарушению социальных связей между людьми и неблагоприятно влиять на развитие общественных отношений, в силу того что дискриминация может затрагивать интересы не только отдельно взятого человека, но и массы людей. В свою очередь, дискриминация может выступать одной из причин социальных конфликтов в обществе. В зависимости от проявлений дискриминации могут проявляться следующие социальные конфликты: революция, массовые беспорядки, вооруженные конфликты, массовые трудовые споры, «флешмобы» с применением насилия, самоубийства. ——————————— <6> Баранов В. М. Феномен дискриминации граждан по национальному признаку (некоторые общеправовые проблемы) // Проблемы дискриминации граждан по национальному признаку и деятельность правоохранительных органов в современной России: Материалы научно-практического семинара / Под ред. В. М. Баранова. Н. Новгород, 2006. С. 3.

Следует отметить, что охраняемые международными актами права и свободы человека могут быть нарушены вследствие совершения дискриминационных действий, связанных с причинением потерпевшей стороне (в рамках ст. 42 УПК РФ) морального вреда, в результате совершения уголовных преступлений. Так, Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает как отягчающее вину обстоятельство совершение преступления по мотиву расовой, национальной, религиозной ненависти или вражды (п. «е» ч. 1 ст. 63). Он же устанавливает уголовную ответственность в главе 19 «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина» Уголовного кодекса Российской Федерации, в ст. 136 «Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина» предусматривает уголовную ответственность за нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина. При этом нормы данной статьи предусматривают определение дискриминации, схожее с нормами ст. 5.62 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, однако наступление в отношении виновного лица уголовной ответственности связано с таким признаком, обозначенным в ст. 136 УК РФ, как совершение виновным лицом преступления с использованием своего служебного положения. Именно наличие этого признака будет являться важным квалифицирующим признаком, отличающим степень общественной опасности преступления от административного правонарушения. При этом специальной нормой закреплена ответственность за виновную дискриминацию женщин в трудовой сфере, а именно за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение женщины по мотивам ее беременности, а равно необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение с работы женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет (ст. 145 УК РФ). Статья 282 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за факт возбуждения ненависти или вражды, а также унижения достоинства человека или группы лиц по признакам расы, национальности, языка, происхождения, пола, отношения к религии, принадлежности к социальной группе. Статья 357 предусматривает уголовную ответственность за геноцид, т. е. за действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы как таковой путем убийства членов этой группы, причинения тяжкого вреда их здоровью, насильственного воспрепятствования деторождению, принудительной передачи детей, насильственного переселения либо иного создания жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов этой группы <7>. ——————————— <7> СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2954.

Запрет на осуществление дискриминации предусматривается ч. 3 ст. 6 «Правовой статус подозреваемых и обвиняемых» Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». В положениях данной нормы устанавливается прямой запрет на недопущение дискриминации подозреваемых и обвиняемых по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также по иным обстоятельствам <8>. ——————————— <8> СЗ РФ. 1995. N 29. Ст. 2759.

Разработка международных законодательных актов является не случайным, однообразным правовым явлением, поддерживающим государствами стихийно, как ответная реакция на острую возникшую злободневную проблему. Это особый длительный процесс, связанный с конструктивным, совместным созданием правовых гарантий, способных обеспечить действие норм права на территории разных государств, в различных правовых пространствах и семьях с целью поддержания правового статуса человека и обеспечения его реализации в действительности.

——————————————————————