Сколько платят мобрезерву?

(Копров В. М.)

(«Право в Вооруженных Силах», 2013, N 5)

СКОЛЬКО ПЛАТЯТ МОБРЕЗЕРВУ?

В. М. КОПРОВ

Копров В. М., преподаватель кафедры автоматики и вычислительных средств Военно-космической академии им. А. Ф. Можайского (филиал г. Ярославль), кандидат экономических наук, капитан.

В статье рассматриваются вопросы создания мобилизационного людского резерва в ходе формирования новой концепции подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов.

Ключевые слова: запас Вооруженных Сил Российской Федерации, мобилизационный людской резерв, мобилизационный людской ресурс, денежные выплаты резервистам.

How to pay mobrezerv?

V. M. Koprov

The article deals with the creation of the mobilization of manpower in the formation of a new concept of training and accumulation of mobilization of human resources.

Key words: supply the Armed Forces, the mobilization of manpower, mobilization of human resources, cash payments to reservists.

С 1 января 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 288-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания мобилизационного людского резерва». С его принятием изменяется подход к комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации в период перехода с мирного на военное время, который предусматривает не только введение новой категории граждан, находящихся в запасе, но и систему мер их экономического стимулирования. Это решение вызвано, прежде всего, необходимостью обеспечить комплектование армии и флота в период мобилизации личным составом, отвечающим более высоким требованиям, предъявляемым Верховным Главнокомандующим к развитию самих Вооруженных Сил Российской Федерации на современном этапе. В свою очередь, чтобы обеспечить более качественное состояние мобилизационных ресурсов, государство декларирует предоставление большего объема гарантий и компенсаций, чем было установлено ранее. Учитывая данное обстоятельство, рассмотрим более детально, какие материальные стимулы будут предусмотрены для граждан, пребывающих в запасе, и сколько государство готово платить своим резервистам.

Формирование мобрезерва

Прежде чем остановиться на материальной стороне вопроса, необходимо рассмотреть сам процесс формирования запаса Вооруженных Сил Российской Федерации, уяснить принцип и порядок комплектования, разобраться в понятиях «мобилизационный людской резерв» и «мобилизационный людской ресурс».

В соответствии со ст. 51.2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» для мобилизационного развертывания Вооруженных Сил Российской Федерации создается запас Вооруженных Сил Российской Федерации, который предназначен для укомплектования соединений, воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации в период мобилизации, приведения их в боевую готовность и в военное время. Запас состоит из мобилизационного людского резерва и мобилизационного людского ресурса (рис. 1). В мобилизационный людской резерв (далее также — мобрезерв) входят граждане, пребывающие в запасе и заключившие в установленном порядке контракт о пребывании в мобилизационном людском резерве. Граждане, пребывающие в запасе и не входящие в состав мобрезерва, образуют мобилизационный людской ресурс (далее также — мобресурс).

Мобилизационный людской Мобилизационный людской

резерв ресурс

— граждане, находящиеся в запасе и — граждане, пребывающие в запасе и

заключившие контракт о пребывании в не входящие в состав

мобилизационном людском резерве мобилизационного людского резерва

Рис. 1. Состав запаса Вооруженных Сил Российской Федерации

с 1 января 2013 г.

Остановимся подробнее на мобрезерве, поскольку именно при нахождении в нем гражданин приобретает право на ежемесячные денежные выплаты и другие гарантии в соответствии со ст. 13.1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

В подп. 11.1 п. 2 ст. 4 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ «Об обороне» закреплено, что решение о создании и численности мобрезерва принимает Президент Российской Федерации.

Мобрезерв комплектуется в соответствии с Положением о порядке пребывания в мобилизационном людском резерве, утверждаемым Правительством Российской Федерации (подп. 18 ст. 6 Федерального закона «Об обороне»).

Организация мероприятий по обеспечению комплектования мобрезерва возложена на военные комиссариаты. Формирование мобрезерва происходит по территориальному принципу на основании п. 4 ст. 51.2 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», т. е. гражданин, находящийся в запасе и заключивший контракт о пребывании в мобрезерве, подлежит назначению на воинскую должность в воинскую часть, находящуюся в регионе его постоянного проживания.

Поступление граждан в мобрезерв происходит на добровольной основе и осуществляется путем заключения контракта о пребывании в резерве с Министерством обороны Российской Федерации или другими ведомствами. С момента включения граждан в мобрезерв они приобретают статус резервиста, исполняют обязанности в соответствии с Положением о порядке пребывания в мобилизационном людском резерве, а также приобретают права на ежемесячные денежные выплаты и иные материальные стимулы, предусмотренные законодательством.

Контракт о пребывании в мобилизационном людском резерве может быть заключен на следующие сроки:

— первый — на 3 года;

— последующие — на 3 года, 5 лет либо до наступления предельного срока пребывания в мобрезерве.

Предельный возраст пребывания в мобрезерве соответствует предельному возрасту пребывания в запасе, устанавливаемому для граждан из состава запаса второго разряда и составляет:

— солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики и мичманы — до 45 лет;

— младшие офицеры — до 50 лет;

— майоры, капитаны 3 ранга, подполковники, капитаны 2 ранга — до 55 лет;

— полковники, капитаны 1 ранга — до 60 лет;

— высшие офицеры — до 65 лет.

Перечень граждан, которые могут быть зачислены в мобилизационный людской резерв, ограничен ввиду того, что Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» (ст. 57.4) предъявляет к ним следующие требования:

— отсутствие гражданства (подданства) иностранного государства;

— возраст гражданина, пребывающего в запасе и ранее проходившего военную службу, должен быть менее предельного возраста пребывания в мобрезерве не менее чем на 3 года;

— срок до поступления в мобрезерв после окончания обучения по программе военной подготовки офицеров запаса на военной кафедре при федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования и зачисления в запас с присвоением воинского звания офицера не должен превышать 15 лет;

— гражданин, поступающий в резерв, должен соответствовать требованиям, предъявляемым к гражданам, поступающим на военную службу по контракту;

— гражданин, не должен иметь отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации или освобождение от военных сборов;

— в отношении гражданина, поступающего в мобрезерв, не должно вестись дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении его не должно быть передано в суд;

— отсутствие неснятой или непогашенной судимости за совершение преступления;

— гражданин, поступающий в мобрезерв, должен пройти процедуру оформления допуска к государственной тайне, если это необходимо для исполнения им должностных обязанностей по воинской должности;

— поступление в мобрезерв не должно являться ограничением и запретом для гражданина, находящегося на государственной службе.

Проверка соответствия гражданина предъявляемым требованиям, а также всесторонняя и объективная оценка будущего резервиста, определение его дальнейшего предназначения осуществляется в период проведения аттестации. Наряду с аттестацией, ст. 57.5 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрена сдача резервистами квалификационного экзамена в порядке, определяемом Положением о порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве.

Кроме этого, Положение о порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве определяет порядок и продолжительность прохождения военных сборов при нахождении в мобрезерве, а также обязанности резервистов, которые отличны от обязанностей остальных граждан, пребывающих в запасе.

Таким образом, в составе запаса Вооруженных Сил Российской Федерации выделена особая категория граждан — мобилизационный людской резерв. Остальные граждане, пребывающие в запасе, входят в мобилизационный людской ресурс.

Денежные выплаты мобрезерву

Обеспечение новой категории военнообязанных граждан (мобилизационный людской резерв) денежными выплатами отличается от такого обеспечения остальных граждан, пребывающих в запасе. Самое главное и существенное отличие состоит в том, что резервисты будут получать ежемесячные денежные выплаты в течение всего периода пребывания в мобрезерве, а граждане, входящие в мобилизационный людской ресурс, как и ранее, будут получать выплаты только в период прохождения военных сборов. По мнению автора, данный факт является существенным стимулом к вступлению в ряды резервистов.

В соответствии с п. 2 ст. 13.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» граждане, пребывающие в резерве, имеют права на следующие денежные выплаты (рис. 2):

Денежные выплаты

Ежемесячные + Единовременные + Компенсационные

Единовременная Средний заработок

Месячный оклад денежная выплата при за период

заключении нового прохождения военных

контракта о пребывании сборов

в резерве

Ежемесячная надбавка за Денежная

непрерывное пребывание компенсация за наем

в резерве (поднаем) жилых

помещений

Коэффициенты и Командировочные

процентные надбавки за расходы

пребывание в резерве в

районах Крайнего Севера

и приравненных к ним

местностях

Рис. 2. Структура денежных выплат гражданам,

находящимся в мобилизационном людском резерве

— месячный оклад.

В соответствии с п. 3 ст. 13.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» размер месячного оклада определяется Правительством Российской Федерации и не может быть менее 10% оклада по воинской должности и оклада по воинскому званию, предусмотренного по должности, которая комплектуется резервистом;

— ежемесячная процентная надбавка за непрерывное пребывание в резерве.

Устанавливается в процентах к месячному окладу и выплачивается в следующих размерах:

— от 3 до 5 лет — 10%;

— от 5 до 10 лет — 20%;

— от 10 до 15 лет — 30%;

— от 15 до 20 лет — 40%;

— 20 лет и более — 50%;

— коэффициенты и процентные надбавки за пребывание в резерве в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Размеры коэффициентов и процентных надбавок определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— единовременная денежная выплата при заключении нового контракта о пребывании в мобилизационном людском резерве.

Размер выплаты зависит от срока контракта и составляет:

— при заключении контракта на срок 3 года и менее — 1 месячный оклад;

— при заключении контракта на срок от 3 до 5 лет — 1,5 месячных оклада;

— средний заработок или стипендия по месту постоянной работы или учебы (п. 2 ст. 6 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»);

— денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений (п. 1 ст. 6 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»);

— командировочные расходы (п. 1 ст. 6 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).

Для того чтобы наглядно представить объем денежных выплат, осуществляемых резервистам, сравним его с выплатами, производимыми гражданам, пребывающим в запасе. Из рисунка 3 видно, что их перечень и объем гораздо меньше, чем у резервистов, но самое главное отличие, о котором было упомянуто выше, состоит в том, что выплачиваются они не ежемесячно, а лишь во время прохождения военных сборов.

Денежные выплаты

/ \

/ \

Единовременные + Компенсационные

Оклад по воинскому Средний заработок за

званию период прохождения

военных сборов

Оклад по воинской Денежная компенсация за

должности наем (поднаем) жилых

помещений

Коэффициенты и

процентные надбавки за

пребывание в резерве в Командировочные расходы

районах Крайнего Севера

и приравненных к ним

местностях

Рис. 3. Структура денежных выплат гражданам,

находящимся в мобилизационном людском ресурсе

Наряду с денежными выплатами, Федеральный закон «О статусе военнослужащих» предусматривает и иные компенсации и льготы, к числу которых относятся:

— организация питания по месту прохождения военной службы (п. 1 ст. 14);

— обеспечение вещевым имуществом в зависимости от условий прохождения военных сборов (п. 2 ст. 14);

— бесплатная профессиональная подготовка, профессиональная переподготовка и повышение квалификации в военных образовательных учреждениях профессионального образования (п. 5.2 ст. 19).

Следует особо отметить, что в случае досрочного расторжения контракта о пребывании в мобрезерве по основаниям, предусмотренным законом (дискредитирующим основаниям), средства федерального бюджета, затраченные на военную и специальную подготовку резервиста, подлежат возмещению (п. 6 ст. 57.2 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»). Размер подлежащих возмещению средств должен быть указан в контракте.

Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что с 1 января 2013 г. создается абсолютно новая система комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации и других ведомств в особый период, основанная, прежде всего, на принципе добровольности поступления в резерв, подкрепленная совокупностью мер экономического стимулирования со стороны государства. Данная система подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов будет способствовать повышению боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил Российской Федерации и других воинских формирований в новых условиях социально-экономического развития Российской Федерации.

——————————————————————