Правовое регулирование подготовки мобилизационных людских ресурсов в дореволюционной России

(Смирнов А. В., Мазаник Т. А.) («История государства и права», 2013, N 4)

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ МОБИЛИЗАЦИОННЫХ ЛЮДСКИХ РЕСУРСОВ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ <*>

А. В. СМИРНОВ, Т. А. МАЗАНИК

——————————— <*> Smirnov A. V., Mazanik T. A. Legal regulation of training of mobilization human resources in prerevolutionary Russia.

Смирнов Алексей Васильевич, доцент кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета Министерства обороны РФ (г. Москва), кандидат юридических наук.

Мазаник Татьяна Анатольевна, преподаватель кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета Министерства обороны РФ.

В статье рассмотрены основные факторы, влияние которых привело к необходимости создания мобилизационных людских ресурсов. Проанализированы теоретические основы проведения мобилизации, положения которых были реализованы и апробированы в ряде нормативных и руководящих документов, определяющих содержание и порядок разработки мобилизационного плана, порядок проведения в каждой войсковой части проверочных и опытных отмобилизований. Показано, что количественно-качественные характеристики военно-обученных мобилизационных людских ресурсов и гарантированность их прибытия в период проведения мобилизационных мероприятий регулировались за счет принятия новых и совершенствования существующих нормативных правовых актов.

Ключевые слова: мобилизационная подготовка и мобилизация, теория мобилизации, мобилизационная потребность, система воинского учета, военно-обученные мобилизационные людские ресурсы, восполнение потерь, рекрутская повинность, всесословная воинская повинность, принципы комплектования армии и флота.

The article considers the fundamental factors, the influence of which led to the necessity of creation of mobilization human resources; analyses the theoretical grounds for execution of mobilization, the provisions of which were implemented and applied in a number of normative and guiding documents determining the contents and procedure of elaboration of mobilization plan, procedure of verification and approbation of mobilizations in each military unit, shows that quantitative-quality characteristics of military-educated human resources and security of arrival thereof during the period of mobilization measures are regulated at the account of adoption of new and improvement of the existing normative legal acts.

Key words: mobilization training and mobilization, theory of mobilization, mobilization need, system of military record, military-educated mobilization human resources, compensation of losses, recruit duty, allclasses military duty, principles of manning of army and fleet.

Теория и практика подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов зарождались вместе с теорией и практикой применения массовых армий. Еще триста лет назад войны велись армиями и группировками войск (в понимании того времени), которые содержались в мирное время в полном составе, необходимом для ведения вооруженной борьбы. Задачи в войнах и военных столкновениях государства решали наличными военными силами, без увеличения боевого состава войск как накануне, так и в ходе войны <1>. ——————————— <1> Дукельский П. А. Начало воинским уставам на Руси // Московский журнал. 2003. N 6.

До 1834 г. общий срок службы нижних чинов в России составлял 25 лет <2> (этот срок был установлен с 1793 г.), и всю свою службу до увольнения в отставку они находились в строю; запаса обученных военному делу людей не было. В мирное время армия комплектовалась, а в военное время пополнялась рекрутами, поставляемыми населением по рекрутской повинности, введенной Петром I. Части войск содержались в мирное время, как правило, в том же численном составе, что и в военное. ——————————— <2> Денисова М. М., Портнов М. Э. Русское оружие XI — XIX вв. М., 1953. С. 125.

Однако с разрастанием вооруженных конфликтов в более крупные военные действия решать задачи по достижению политических, экономических и военных целей войны наличными армиями мирного времени стало невозможно. Вместе с тем с расширением масштабов войн увеличивалась их продолжительность, количество привлекаемых сил и средств — людей, лошадей, простейших механизмов, машин и пр. В то же время государства, даже сильные в экономическом отношении, были не в состоянии, особенно в мирное время, содержать большие по численности армии, однако войны требовали участия большого количества войск <3>. ——————————— <3> Зайончковский П. А. Самодержавие и русская армия на рубеже XIII — XIX столетий. М., 1973. С. 36 — 45.

Это противоречие во многих государствах мира разрешилось путем создания резерва (мобилизационного) людей, военного имущества и снаряжения, который использовался для наращивания сил и средств накануне и во время войны, а также для восполнения потерь <4>. ——————————— <4> Рюстов Ф. В. История пехоты. СПб., 1876. Т. 3. С. 133.

В России начало образованию военно-обученного запаса армии с целью увеличения ее численности в случае войны было положено в 1834 г., когда Указом императора Николая I от 30 августа (12 сентября) срок военной службы нижних чинов уменьшился с 25 до 20 лет с последующим пребыванием в течение 5 лет в так называемом бессрочном отпуске <5>. Сверх того устанавливались временные (годовые) отпуска, в которые могли увольнять солдат, находившихся 8 лет на действительной службе. Этим же Указом нижних чинов, беспорочно отслуживших 15 лет, разрешалось увольнять в бессрочный отпуск на 5 лет. С объявлением войны все эти отпускные вновь подлежали призыву в армию и частью образовывали запасные войска, а частью напрямую поступали на усиление действующих или полевых частей. Однако запас таких отпускных был слишком мал (например, перед Крымской войной 1853 — 1856 гг. он составлял немногим более 212 тыс. человек <6>). ——————————— <5> Указ от 30 августа 1834 г. // Полное собрание законов Российской империи. 1834. Т. V. <6> Гудим-Левкович П. Очерк исторического развития Вооруженных Сил России // Военный сборник. 1876. N 1 — 4.

С этого периода берут начало ростки мобилизации («мобилизация» фр. — «приведение в активное состояние каких-либо сил и средств, пребывавших ранее в состоянии относительного покоя»). Таким образом, зарождение понятия «мобилизационные людские ресурсы» связано с необходимостью наращивания сил и средств накануне и во время войны, а также для восполнения потерь. На первом этапе развития мобилизации и мобилизационной подготовки (1834 — 1860 гг.) попытка решения этой проблемы была осуществлена за счет незначительного сокращения срока военной службы нижних чинов с последующим их пребыванием в бессрочном отпуске. Однако создание массовой армии требовало более кардинальных мер. Крымская война потребовала максимального напряжения сил для создания и применения массовой армии на нескольких разобщенных стратегических направлениях, чего в тот период Россия была не в состоянии сделать. Численность русской армии в Крымской войне составляла 700 тыс. человек, а армия Турции вместе с армиями союзных ей государств насчитывала 1 млн. человек <7>. ——————————— <7> Титов Ю. П. История государства и права России. М., 2003. С. 213.

Русская армия уступала противнику не только в численности войск, но и в качестве вооружения. Она была оснащена гладкоствольными ружьями, турецкая армия и армии ее союзников — нарезным оружием. Русский флот состоял из устаревших парусных судов. Боевые действия сухопутных войск России группировками в 30 — 100 тыс. человек развернулись на Балканах, Кавказе и в Крыму, а флота — на Черном море и Тихом океане. Эти группировки нуждались в наращивании в ходе войны и восполнении потерь, которые увеличивались в связи с применением противником новых средств вооруженной борьбы. Однако феодальная Россия была не в состоянии решать такие крупные стратегические задачи <8>. Это привело к тому, что Россия потерпела поражение, которое подорвало ее международный престиж, ускорило создание в стране революционной ситуации и отмену крепостного права. ——————————— <8> Рюстов Ф. В. История пехоты. СПб., 1876. Т. 3. С. 133.

Крымская война дала толчок развитию вооруженных сил европейских государств и их военного и военно-морского искусства. В России это проявилось в Военной реформе 1860 — 1870 гг., которая имела целью создание массовой армии и ликвидацию военной отсталости России. Основным содержанием этой реформы было: — замена рекрутской повинности всесословной воинской повинностью; — создание в запасе военно-обученного резерва; — введение нового положения «О полевом управлении войсками в военное время» <9>; ——————————— <9> Загоскин Н. П. Наука истории русского права. Казань, 1891. С. 157.

— переоснащение армии нарезным стрелковым оружием и артиллерией; — реорганизация боевой подготовки, системы подготовки офицерских кадров; — проведение военно-судебной реформы и другие мероприятия. Родоначальником этих реформ был генерал-фельдмаршал граф Милютин Дмитрий Алексеевич — военный министр России (1861 — 1881). В ходе проведения реформ Д. А. Милютиным как никогда возросла роль мобилизации. В основу реформ мобилизации был положен принцип: «Развивать в наибольшей соразмерности боевые силы в военное время при наименьшем числе наличных войск в мирное время» <10>. Для реализации этого принципа были созданы 15 военных округов, способных в военное время развертываться в армейские объединения. ——————————— <10> Милютин Д. А. История войны 1799 г. между Россией и Францией в царствование императора Павла I. СПб., 1857. С. 117.

В основу развертывания армии был положен принцип наращивания численного состава не за счет формирования новых тактических единиц, а за счет доукомплектования таких единиц, которые в мирное время содержались в сокращенном составе <11>. Количество дивизий и полков в мирное время за счет того, что они содержались в сокращенном по численности составе, увеличилось. Это позволяло на случай войны увеличивать втрое кадровую армию мирного времени в короткие сроки без больших затрат и усилий. ——————————— <11> Там же. С. 168.

После окончания Крымской войны в 1856 г. общий срок службы в армии был сокращен до 15 лет, а срок увольнения в бессрочный отпуск увеличен до 12 лет <12>. Впоследствии продолжительность действительной службы была еще сокращена (в частности, в период до 1872 г. в интересах создания военно-обученных резервов она последовательно устанавливалась в 12, 10 и 7 лет с пребыванием в бессрочном отпуске (запасе) в течение 3, 5 и 8 лет соответственно). Кроме того, с 1856 г. сверхкомплект армии мирного времени начали увольнять во временные отпуска с причислением к резервным войскам <13>. Во время пребывания в отпуске с рекрутами периодически проводились сборы. ——————————— <12> Высочайшее повеление 15 мая 1856 г. и Приказ военного министра 1856 г. N 111 // Полное собрание законов Российской империи. 1856 г. Т. VII. <13> Там же.

Чтобы увеличить число отпускных, разница между штатами мирного и военного времени была увеличена и доведена в каждом полку до 975 человек <14>. В результате численность войск мирного времени стала составлять 67 — 75% от военного времени. Таким образом, до 1873 г. система увеличения численности армии России в случае войны строилась исходя из возможностей по призыву отпускных нижних чинов и офицеров, что, конечно, не могло решить проблему создания массовой армии в военное время. ——————————— <14> Приказы военного министра 1856 г. N 281 и 292 // Полное собрание законов Российской империи. 1856 г. Т. VII.

В 1873 г. на особом секретном совещании под председательством Александра II было поручено определить меры по увеличению военно-обученного запаса, ускорению сбора в случае военной угрозы и сосредоточению отмобилизованной армии на театре войны. Это можно было сделать путем изменения системы комплектования, распространив воинскую повинность не только на податное, но и на другие сословия населения страны. Подготовленный специально созданной комиссией проект Устава о всеобщей воинской повинности в декабре 1873 г. был рассмотрен на общем собрании Госсовета и 1 (13) января 1874 г. утвержден императором <15>. В соответствии с ним все мужское население империи в возрасте от 20 до 40 лет, способное носить оружие, обязано было отбывать воинскую повинность без допущения выкупа; часть этого населения несла службу в постоянных войсках, а другая часть в ополчении (это решалось жеребьевкой). Лица, зачисленные в ополчение, призывались только в военное время. ——————————— <15> Полное собрание законов Российской империи. 1874 г. Т. VIII.

Общий срок службы в постоянных войсках устанавливался в 15 лет (на флоте — 10), из которых действительная служба — 6 лет (на флоте — 7) и 9 лет в запасе (на флоте — 3 года). В дальнейшем в целях накопления военно-обученного резерва срок действительной службы сокращался (правда, без внесения поправок в Устав о воинской повинности 1874 г.) до 5 лет — в 1876 г., до 4 лет — в 1878 г., а затем в 1881 г. он опять стал 5-летним. С целью упорядочения процесса увеличения (пополнения) армии в 1876 г. было издано положение «О призыве отпускных» <16> и составлено расписание «О призыве и назначении отпускных в войска» (названо мобилизационным расписанием N 1, которое было утверждено 22 сентября (4 октября) 1876 г.). Именно с него, как считается, в России началась плановая мобилизационная работа, с него ведут свой отсчет все последующие мобилизационные расписания — вплоть до Первой мировой войны 1914 — 1918 гг. Расписания (по счету их было 19, 20-е не разработано до конца, поэтому не вводилось) составлялись в Главном штабе, высочайше утверждались и ежегодно уточнялись. ——————————— <16> Приказы военного министра 1876 г. N 298 // Полное собрание законов Российской империи. 1876 г. Т. IX.

Новый порядок прохождения службы повлек за собой отмену в 1876 г. увольнения нижних чинов во временный и бессрочный отпуска; для них было оставлено только увольнение в запас и в отставку <17>. ——————————— <17> Приказы военного министра 1876 г. N 205 // Полное собрание законов Российской империи. 1876 г. Т. IX.

Запасные нижние чины периодически призывались на учебные сборы, которые были узаконены только в 1887 г., но проводились редко — на 5-м и 10-м годах службы. Турецкая кампания (1877 — 1878 гг.) явилась серьезной проверкой проводимых Д. А. Милютиным реформ. В ноябре 1877 г. впервые в истории русской армии была проведена мобилизация в короткие сроки. За 15 суток в армию было призвано более 200 тысяч военно-обученных людских ресурсов из запаса, большое количество лошадей и повозок. При старой системе в ходе Крымской войны для призыва в армию 67 тыс. человек потребовалось более пяти месяцев <18>. ——————————— <18> Дельбрюк Г. История военного искусства в рамках политической истории. М., 1938. Т. 4. С. 344.

Таким образом, к концу XIX в. в России была создана стройная научная теория мобилизации, в том числе подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов, которая была апробирована на практике и заняла достойное место в военном строительстве России. В то время под мобилизацией понимали перевод всех или части войск на военное положение путем дополнения их нижними чинами, призванными из запаса, и лошадьми, получаемыми от населения. По мобилизации планировалось доукомплектование существующих войск сокращенного состава мирного времени и формирование новых дивизий и полков. Уже тогда мобилизация была двух видов: общая и частная (частичная). Оба вида мобилизации предполагали не территориальный принцип комплектования войск, а учитывали как главное потребности войск в любом месте их доукомплектования или формирования. Реализация данного принципа была применена <19>: ——————————— <19> Румянцев П. А. Сборник документов. М., 1959. С. 522 — 536. Т. III.

— в Русско-турецкой войне 1877 — 1878 гг. — две частные мобилизации (в первой было доукомплектовано и сформировано 29 дивизий, во второй — 9 дивизий); — в Русско-японской войне (1904 — 1906 гг.) — девять частных мобилизаций с призывом более 1 млн. человек; — накануне Первой мировой войны с 18 июля по 1 августа 1914 г. в России — общая мобилизация, в ходе которой было призвано 3,1 млн. человек. Всего за первые четыре месяца войны было призвано из запаса более 5 млн. человек. В 1883 г. было издано первое «Наставление по мобилизации». В нем определялись содержание и порядок разработки мобилизационного расписания (плана), порядок проведения в каждой войсковой части проверочных и опытных отмобилизований и учета лошадей. Принятием данных документов были заложены теоретические основы мобилизации. В результате проведенных мероприятий было осуществлено <20>: ——————————— <20> Военное законодательство Российской империи (Кодекс русского военного права). М.: ВУ, 1996.

— введение понятия мобилизационной потребности как разности в численности армии военного и мирного времени; — создание запасов военно-обученных людских ресурсов; — введение системы учета мобилизационных людских ресурсов и всеобщей воинской, военно-конской и военно-автомобильной повинности; — определение основ планирования развертывания войсковых частей до штатов военного времени за счет приписки военнообязанных и лошадей и приписка их к войсковым частям. 14 (26) июня 1888 г. было высочайше утверждено мнение Госсовета официально сократить для всех родов оружия продолжительность действительной службы с 6 лет, установленных Уставом 1874 г., до 5. Более того, по решению императора Александра III для пехоты и пешей артиллерии она вновь стала составлять 4 года. Тогда же был увеличен общий срок военной службы (с 15 до 18 лет), и в соответствии с этим возросло время нахождения нижних чинов в запасе. Их численность в результате также возросла. По истечении общего срока службы лица, находившиеся в запасе, переводились в ополчение, где состояли до 40-летнего возраста (с 1891 г. — до 43-летнего). Состоявшие в государственном ополчении именовались ратниками и делились на два разряда: к первому причислялись лица младших возрастов, т. е. зачисленные в ополчение четырех последних призывов; ко второму — все остальные. Ратники первого разряда предназначались для пополнения в случае необходимости действующих войск. В 1880 — 1890-х гг. численность кадровой армии существенно увеличилась, что способствовало сравнительно быстрому накоплению военно-обученного запаса. К концу XIX столетия равновесие между объемом военно-обученного запаса и мобилизационной потребностью вооруженных сил было достигнуто. Таким образом, в основу второго этапа (1860 — 1904 гг.) развития мобилизации и мобилизационной подготовки был положен принцип наращивания численного состава не за счет формирования новых тактических единиц, а за счет доукомплектования таких единиц, которые в мирное время содержались в сокращенном составе. Отметим, что этот принцип развертывания войсковых частей и соединений реализуется и в настоящее время. В ходе реализации второго этапа были заложены теоретические основы проведения мобилизации, положения которых были реализованы и апробированы в ряде нормативных и руководящих документов, определяющих содержание и порядок разработки мобилизационного плана, порядок проведения в каждой войсковой части проверочных и опытных отмобилизований. Дальнейшее развитие теория и практика мобилизации, подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов получили в период Русско-японской войны (1904 — 1905 гг.) и в ходе военной реформы 1905 — 1912 гг. Россия вступила в войну с империалистической Японией как прогрессивное государство того времени, которое отличалось от типового феодального государства, но сохранило некоторые традиции феодализма. Россия в этой войне потерпела поражение. В связи с поражением России в период 1905 — 1912 гг. в армии была проведена реформа, в ходе которой была усилена централизация военных управлений, введена территориальная система комплектования армии, сокращены сроки службы в армии, омоложен офицерский корпус, приняты новые программы для военных училищ, улучшено материальное положение офицеров. Мобилизационное планирование было уточнено, улучшилось качество укомплектованности войск по военному времени, начали создаваться запасы провианта, одежды, повозок и другого имущества, хранимого в магазинах (современное понятие — склады и запасы материальных средств) войсковых частей и военных округов. 7 (20) марта 1906 г. был издан Высочайший указ о сокращении сроков действительной военной службы в рядах пехоты и пешей артиллерии с 4 до 3 лет, в остальных родах оружия — до 4, а на флоте — с 7 до 5 лет. Служба в запасе устанавливалась: в пехоте и пешей артиллерии — 15 лет, на флоте — 5 лет. Запас, как и прежде, включал два разряда: первый состоял из 8 младших возрастов и предназначался для укомплектования при мобилизации полевых и резервных войск, второй — из 7 более старших возрастов и должен был идти на пополнение некоторых резервных войск и тыловых учреждений. В государственном ополчении разделение на ратников оставалось прежним. В 1908 г. специально на созванном межведомственном совещании был выработан проект преобразования ополчения, который в 1911 г. лег в основу нового закона. На основании этого закона учету подлежали, кроме перечисленных из запаса, столько возрастов, начиная с младшего, сколько будет признано необходимым, а также все лица, которые могли быть использованы в качестве офицеров и врачей. И если ранее, по закону 1891 г., государственное ополчение являлось «вспомогательным регулярным войском», составленным из четырех родов оружия, имеющим сходную с армией организацию и предназначенным к участию в военных действиях», то теперь, по новому закону, оно предназначалось для несения вспомогательной службы в ближнем и глубоком тылу. Указанные изменения в порядке прохождения действительной военной службы и в запасе были закреплены в новом Уставе о воинской повинности, принятом в 1912 г. Кроме того, в нем призывной возраст снижался с 21 года до 20 лет, сокращались льготы по семейному положению и уточнялись льготы по образованию <21>. Учет общего числа подлежащих призыву ратников ополчения первого разряда, распределение наряда по губерниям и уездам и формирование из них ополченческих частей возлагались на Военное министерство (ранее, в соответствии с законом 1891 г., это право предоставлялось земству) по согласованию с МВД. ——————————— <21> Незнамов А. А. План войны. Боевая подготовка // Известия Императорской Николаевской военной академии. 1913. N 40.

В Первую мировую войну Россия вступила при следующих основах воинской повинности (по Закону от 24 июня (6 июля) 1914 г.): призывной возраст 20 лет (к 1 января года призыва); общий срок службы в военно-сухопутных силах — в пехоте и пешей артиллерии 18 лет (действительная служба 3 года и 3 месяца, в запасе 14 лет и 9 месяцев), в остальных родах оружия — 17 лет (действительная служба 4 года и 3 месяца, в запасе 12 лет и 9 месяцев); общий срок службы на флоте — 10 лет, в том числе действительная служба и в запасе по 5 лет. Запас по-прежнему делился на разряды: первый для пополнения полевых войск (до возраста 30 лет), второй — резервных войск и тыловых учреждений (до возраста 39 лет). Ополчение, как и раньше, делилось на два разряда, созывалось только в случае войны и распускалось после ее окончания. Оно предназначалось для усиления и пополнения постоянных войск, формирования отдельных команд и ополченческих частей. Подготовка запасных и ополченцев осуществлялась на учебных сборах, которые могли проводиться не более двух раз по 6 недель в течение всего срока нахождения в запасе (ополчении), офицеры и чиновники запаса — не более трех раз по 8 недель. Первая мировая война, потребовав огромного напряжения всех ресурсов страны, вскрыла серьезнейшие недостатки в законодательстве о воинской повинности. Помимо несовершенства собственно системы комплектования армии и флота личным составом (в том числе и огромного количества разного рода льгот, когда из 25 млн. мужского населения призывного возраста под ружье могло быть поставлено около 8 млн. человек), неподготовленной к длительной и напряженной войне оказалась и система накопления и подготовки мобресурсов. Многочисленные изменения в Уставе о воинской повинности так и не коснулись ополчения, и огромная категория ратников второго разряда по-прежнему не могла призываться для пополнения действующей армии. Дополнительные привилегии для зажиточных классов, в частности новые льготы по образованию, сокращали число офицеров запаса. Слаба была и сама их подготовка, к тому же редко проводившаяся. Все это отрицательно сказывалось на боеспособности русской армии. Резервов для пополнения потерь просто не хватало. До конца 1914 г. весь имевшийся запас был поставлен под ружье, началась мобилизация ратников ополчения первого разряда. Фронт ежемесячно поглощал 300 тыс. человек. В 1915 г. недавно принятый Устав был изменен. Ратники-ополченцы второго разряда пошли на фронт, широко стали применяться досрочные призывы. 3 февраля 1917 г. был проведен последний призыв в этой войне. На фронт отправились юноши 1898 г. рождения, на 2 года 8 месяцев раньше своего срока (призыв 1919 г.). Всего за время Первой мировой войны вместе с кадрами было мобилизовано более 14,5 млн. человек. Таким образом, в дореволюционной России при всеобщей воинской повинности количество военно-обученного запаса регулировалось уменьшением срока действительной военной службы. Учет ополчения и его военная подготовка были частичными. Законодательная база дореволюционной России, несмотря на отлаженную годами систему накопления и подготовки мобресурсов, так и не смогла обеспечить своевременного и быстрого доведения русской армии мирного времени до необходимой численности на момент объявления войны. Теоретически необходимость построения вооруженных сил на этом базисе признавалась, но реального осуществления эта мысль не получила. По свидетельству современника Б. А. Энгельгардта, «члены законодательных палат при рассмотрении законопроекта (Устав 1912 г.) были более озабочены интересами отдельных лиц, нежели нуждами и потребностями обороны страны». На основе изложенного можно сделать вывод о том, что в ходе третьего этапа (1904 — 1918 гг.) получили дальнейшее развитие теория и практика мобилизации, подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов. Проблема создания массовой армии решалась путем изменения принципов комплектования армии, сокращения сроков службы, льгот по семейному положению и по образованию, снижения призывного возраста. Однако итоги Первой мировой войны показали, что, несмотря на проведенные реформы, русская армия оказалась неподготовленной к длительной и напряженной войне.

——————————————————————