Совершенствование правовых механизмов, форм и методов работы органов местной власти по обеспечению интересов семьи и молодежи в России
(Гирфанов Р. М., Калинкина М. Ю.) («Государственная власть и местное самоуправление», 2007, N 9)
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВЫХ МЕХАНИЗМОВ, ФОРМ И МЕТОДОВ РАБОТЫ ОРГАНОВ МЕСТНОЙ ВЛАСТИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ИНТЕРЕСОВ СЕМЬИ И МОЛОДЕЖИ В РОССИИ
Р. М. ГИРФАНОВ, М. Ю. КАЛИНКИНА
Калинкина М. Ю., кандидат педагогических наук.
За последнее десятилетие концепция и реальность местного самоуправления постепенно укоренились в российской политической действительности, несмотря на острые дискуссии в отношении места и будущего этого института в институциональном ландшафте страны. В целом было создано примерно 12 000 местных органов власти с выборными политическими органами, хотя этот процесс сталкивался с определенными трудностями в ряде субъектов Федерации <1>. ——————————— <1> Рекомендация 143 (2004) о местной и региональной демократии в Российской Федерации. Обсуждена и принята Конгрессом 26 мая 2004 г. на втором заседании (см. док. CG (11) 5, проект Рекомендации, представленный докладчиками д-ром Г. Родио (Италия, М, ЕНП/ХД) и Г. У. Штоклингом (Швейцария, Р, ГНЛД)).
Кроме того, в настоящее время местное самоуправление в России обеспечено на федеральном уровне значительными конституционными гарантиями (ст. 12 и ст. 130 — 133 Конституции Российской Федерации). Оно также рассматривается как полноправный уровень публичной власти. Прежде всего обращает на себя внимание тот факт, что Российская Федерация ратифицировала в 1998 г., вскоре после вступления в Совет Европы, без оговорок, Европейскую хартию о местном самоуправлении, проявив тем самым приверженность выполнению европейских обязательств в области местного самоуправления. Российские суды опираются на текст Европейской хартии о местном самоуправлении при принятии решений в отношении прав местных органов власти в стране. Нельзя не согласиться и с тем, что за последнее десятилетие управление публичными делами на местном уровне осуществлялось местными выборными органами, несущими политическую ответственность перед своим электоратом, прежде всего перед молодым поколением. К числу достижений в отношении развития местной демократии в России можно отнести также три важных факта. Во-первых, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 1995 г. имел целью постепенно заложить правовые основы для системы местного самоуправления, исходя из федеральной Конституции. Во-вторых, при реализации вышеназванного Закона было принято несколько других важных Законов, связанных с местным самоуправлением. В частности, «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления». Кроме того, значительная часть полномочий органов местного самоуправления регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом и Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В-третьих, создание в 1998 г. Конгресса муниципальных образований Российской Федерации и его признание в двух Указах Президента (от 22 октября 1998 г. N 1281 и от 15 октября 1999 г. N 1370) в качестве национальной ассоциации местных властей является выражением их интересов на федеральном уровне и представляет собой очень важный шаг в укреплении местного самоуправления в стране. Интересно отметить при этом, что процедура делегирования и осуществления отдельных полномочий государственных органов не была ясно определена, что породило трудности в осуществлении собственных полномочий местных органов самоуправления и конфликты с региональными органами власти. Безусловно, законодательство также не было достаточно точным в отношении процедуры, регулирующей отношения между органами местного самоуправления, с одной стороны, и федеральными органами, гражданами и экономическими агентами — с другой. Учитывая и то, что экономические и финансовые основы большинства органов местного самоуправления Российской Федерации до настоящего времени недостаточны для того, чтобы решать вопросы местного значения, функционирование органов местного самоуправления сталкивается в ряде субъектов Федерации со значительными трудностями. Так, наблюдается тенденция к снижению расходов органов местного самоуправления в общем контексте экономического переходного периода и социальных трудностей в стране, существует разрыв между задачами органов местного самоуправления и имеющимися средствами. Однако представляется ошибочным утверждение, будто встретившиеся трудности и недостатки российского законодательства в отношении развития местной демократии в стране не создали основы для сбалансированного разграничения полномочий между тремя уровнями властей в России (Федерации, субъектов Федерации, местных властей). Напротив, трудности правового характера, присущие экономическому периоду в стране, и те социальные трудности, которые их обычно сопровождают, побудили федеральные власти начать серьезную реформу правовых и институциональных основ местного самоуправления, главная задача которой — обеспечить более четкое, сбалансированное и справедливое разграничение полномочий между различными уровнями публичных органов власти и привести их в соответствие с имеющимися ресурсами. Начался позитивный процесс проведения реформы местного самоуправления поэтапно на основе принципа субсидиарности <2>. В связи с тем что реформа имеет целью начать территориальную реорганизацию страны и направлена на создание жизнеспособных и функциональных органов местного самоуправления, в частности в области семьи и молодежи, на всей территории России, полное осуществление реформы будет способствовать развитию в долгосрочном плане местного и регионального самоуправления в Российской Федерации. ——————————— <2> Статья 4 (3) Европейской хартии о местном самоуправлении.
Новая модель организации местного самоуправления позволяет решать конкретные вопросы местного значения, особенно в области семьи и молодежи, на том уровне, где имеются средства, а также обеспечивать организационные и структурные возможности. Кроме того, она позволяет выполнять двойную задачу: создавать оптимальную систему взаимоотношений между местным органом власти и населением, с одной стороны, и местным органом власти и государственными структурами — с другой. Государственная политика в области семьи и молодежи может успешно реализовываться только при постоянном совершенствовании нормативно-правового обеспечения деятельности органов по делам семьи и молодежи. При этом особенно эффективно необходимо учитывать материальные, социальные, образовательные, эмоциональные, культурные и духовные потребности молодых людей и их проблемы. Учитывая тот факт, что молодежь является позитивной силой в обществе и обладает огромнейшим потенциалом для содействия развитию и прогрессу общества, необходимо создание большего числа дающих большее удовлетворение рабочих мест для семьи и молодежи. Так как занятость молодежи играет центральную роль в облегчении перехода от учебы в школе к трудовой деятельности, снижается тем самым уровень преступности и злоупотребления наркотиками. Одновременно обеспечивается участие молодого поколения в жизни общества и социальное согласие. Согласно Лиссабонской декларации по молодежной политике и программам ответственность за разработку и осуществление стратегий, политики, программ и мер в интересах молодежи возлагается на государство. Высшие политические инстанции должны на надлежащем уровне демонстрировать приверженность процессам разработки, воплощения в жизнь и последующего осуществления национальной молодежной политики, в том числе выделять достаточные ресурсы. Государственная молодежная политика в Российской Федерации направлена на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека, на развитие и поддержку молодежных и детских общественных объединений, движений и инициатив. Она отражает стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, на формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре, на соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Например, в отличие от Федеративной Республики Германия, где существует Федеральный рамочный закон о молодежи, в Российской Федерации отсутствует основной нормативно-правовой акт федерального значения о молодежи. Следует отметить, что такой законопроект <3> был разработан и даже принят Государственной Думой Российской Федерации. Однако Президент Российской Федерации в соответствии с ч. 3 ст. 107 Конституции Российской Федерации отклонил проект федерального закона, так как законопроект был подготовлен без учета положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов и других нормативных правовых актов Российской Федерации, а основная глава <4> закона по своему содержанию носила характер не закона, а программного документа. В связи с этим нормы статей этой главы либо декларированы, либо не имеют механизма реализации. Ряд положений законопроекта представлял собой цитирование конституционных норм, что является недопустимым <5>. После повторного рассмотрения законопроекта в 2004 г. Государственная Дума согласилась с мотивами решения Президента Российской Федерации и сняла законопроект с рассмотрения Государственной Думы <6>. ——————————— <3> Законопроект «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации». <4> Приоритеты государственной молодежной политики в Российской Федерации. <5> Письмо Президента Российской Федерации от 25 ноября 1999 г. N Пр-1552. <6> Постановление Государственной Думы РФ от 14 апреля 2004 г. N 350-IV ГД.
Следует отметить, что Концепция государственной молодежной политики в Российской Федерации, одобренная на заседании Правительственной комиссии по делам молодежи 5 декабря 2001 г., не является нормативно-правовым актом, а лишь может быть использована для планирования мероприятий по реализации государственной молодежной политики на федеральном уровне, в субъектах Российской Федерации, разработки региональных планов и программ по улучшению положения семьи и молодежи. Как отмечают российские и европейские эксперты <7>, традиционно положительные черты молодежи (непосредственность, любопытство, энтузиазм, благородство и верность) не исчезли. Хотя развитие экономической, социальной и политической ситуации в странах мира (продолжающаяся безработица, сложные условия жизни, спад интереса к политике, умножение безответственных действий и движений, элитарный характер европейского строительства) может осложнить будущее семьи и молодежи и сделать его более проблематичным <8>. ——————————— <7> Выводы конференции «Европа 2000 года — молодежь и ее города: формы участия? Сравнение политических подходов». Будапешт, 23 — 25 октября 1997 г.; Резолюция 237 (1992) «Европейская хартия об участии молодежи в жизни муниципальных и региональных образований»; Рекомендации Комитета Министров (97) 3 «Об участии молодежи и будущем гражданского общества» и (98) 6 «О направлениях молодежной политики в Совете Европы»; Резолюция 15 (1995) «Демократия на местном уровне: новые формы деятельности и новые профессии»; Резолюция 43 (1997) «Открытость Европы для всей молодежи: деятельность городов и регионов»; приложение B к заключительной Декларации 5-й Конференции министров по делам молодежи европейских стран, п. 1 «Участие молодежи и европейская гражданственность», и др. <8> Рекомендация 59 (1999) «Европа 2000 года — участие молодежи: роль молодежи как граждан». Обсуждена и принята Конгрессом 17 июня 1999 г. на третьем заседании (см. док. CG (6) 7, проект Рекомендации, представленный докладчиком Р. Вентурини). Электронный интернет-ресурс: https://wcd. coe. int.
Отражением этого является то, что в результате угрозы снижения роли идеологий и традиционных политических партий, утраты веры в будущее и реальной перспективы молодежь может, к сожалению, обратиться к такой негативной альтернативе, как насилие. Однако авторитарные модели, существовавшие в прошлом, не могут дать адекватного решения существующих проблем. В связи с этим требуется уделять первоочередное внимание вопросам, связанным с семьей и молодежью. Одним из путей представляется «школа гражданственности». Одним словом, участие молодежи в политической жизни, в том числе на местном, региональном и федеральном уровнях, а также партнерство между старшим и молодым поколениями, диалог между молодежью и органами власти на всех уровнях по таким социальным вопросам, как образование, жилье, окружающая среда, занятость и безработица, здравоохранение и другие. В соответствии с рекомендациями европейских и международных документов <9> следует учитывать, что позитивный опыт реального и эффективного участия семьи и молодежи в процессе принятия решений является основополагающим для обеспечения легитимности принимаемых демократических решений и может привести к активному участию этой социальной группы в общественной жизни на местном, региональном и федеральном уровнях. ——————————— <9> Рекомендация N 128 «О пересмотренной Европейской хартии об участии молодежи в общественной жизни на местном и региональном уровне». Обсуждена и принята Конгрессом 21 мая 2003 г. на втором заседании. Доклад CG (10) 6, проект Рекомендации, представленный докладчиком г-жой Фельдт; Заключение 15 (2001) KMBPE и Рекомендация N (90) 7 Комитета Совета Европы по информированию и консультированию молодых людей в Европе от 21 февраля 1990 г.; Европейская хартия молодежной информации, принятая Европейским агентством по информированию и консультированию молодежи (ERYCA); Резолюция 43 (1997) «Открытие Европы для молодежи: города и регионы в действии»; Резолюция 78 (1999) «Европа 2000 — участие молодежи: роль молодых людей как граждан»; Рекомендации 59 (1999) «Европа 2000 — участие молодежи: роль молодых людей как граждан»; Заключение 15 (2001) относительно Рекомендации (2001) 19 Комитета Министров государствам-членам «Об участии граждан в местной общественной жизни» и др.
Организационно-правовыми формами участия молодежи в местных, региональных и федеральных делах являются молодежные советы, молодежные парламенты, молодежные форумы, институциональные (муниципальные советы, муниципальные и смешанные комиссии и т. д.) и административные структуры (органы планирования для представителей семьи и молодежи и др.). В связи с этим необходимо не только поддерживать и развивать создание органов политических обсуждений для семьи и молодежи в Российской Федерации, но и стимулировать их, вырабатывая соответствующие эффективные инструменты вовлечения семьи и молодежи в общественно-политическую жизнь общества. В частности, во-первых, расширять активное участие семьи и молодежи в работе средств массовой информации. Во-вторых, информировать семью и молодежь, вовлекать в жизнь общества с помощью современных информационных и коммуникационных технологий, поддерживая при этом молодежные проекты и инициативы. Достойным примером является национальная программа европейской страны, Федеративной Республики Германия, «Молодежь в информационной сети — Интернет для всей молодежи!». Безусловно, в Российской Федерации уже сделаны первый шаги в данном направлении, однако требует внимательного рассмотрения возможность укрепления правовых механизмов и создания необходимых условий для эффективной реализации национального проекта «Российская молодежная информационная сеть» и подобных региональных и муниципальных программ. В-третьих, развивать молодежные организации, поощрять участие молодежи в неправительственных организациях и политических партиях, а также стимулировать семью и молодежь к безвозмездному труду и служению обществу. При этом не следует ограничивать роль и структуры участия семьи и молодежи в жизни общества отдельными темами, наоборот, вовлекать в разработку с целью достижения конкретных результатов, проектов для территории или города, что является в действительности постоянной и не ограниченной во времени задачей. Постепенное вовлечение молодежи в среднесрочные и долгосрочные проекты будет не только способствовать тому, чтобы молодые люди становились полноправными гражданами, но и создавать единую структуру участия в каждом муниципалитете или для каждой социальной группы, в нем проживающей (горизонтальный подход). Из вышесказанного следует, что необходимость формирования активных граждан, активизации роли семьи и молодежи в развитии более демократического, солидарного и процветающего общества предполагает наличие прав, средств, пространства, поддержки и возможностей влиять на решения и предпринимаемые шаги не только в зрелом возрасте, но и в молодости. При этом местные власти способствуют социальной интеграции семьи и молодежи, помогая справиться не только со своими проблемами и трудностями, но и с вызовами XXI в., такими, как «информационное общество и отсутствие безопасности в городах» <10>. ——————————— <10> Введение в Рекомендации 128 «О пересмотренной Европейской хартии об участии молодежи в общественной жизни на местном и региональном уровне». Обсуждена и принята Конгрессом 21 мая 2003 г. на втором заседании. Доклад CG (10) 6, проект Рекомендации, представленный докладчиком г-ном Фельдтом.
Кроме того, стратегии и меры местных, региональных и федеральных властей, призванные активизировать участие семьи и молодежи, следует реализовывать на практике в атмосфере уважения, с учетом разнообразных потребностей, обязательств и с «обязательным присутствием элемента развлечения и удовольствия». Кроме того, необходимо учитывать, что демократизация является постоянной целью и непрерывным процессом, исходящим от основ общества, а именно от местных органов самоуправления, небольших территориальных округов до городов и регионов, а также от новых, подрастающих молодых поколений. Таким образом, в целях поддержания устойчивого развития целесообразно подчеркнуть два важных обстоятельства не только для Российской Федерации, но и для европейских стран. Во-первых, следует продолжать свои усилия, направленные на содействие демократической стабильности на основе обеспечения самоуправления в области обеспечения интересов семьи и молодежи на местном и региональном уровнях. Во-вторых, осуществлять и в дальнейшем мониторинг обязательств государств — членов Совета Европы в области местного и регионального самоуправления, включая участие молодежи в общественной жизни в местном сообществе, на основе Европейской хартии о местном самоуправлении и Хельсинкской декларации <11>. ——————————— <11> Хельсинкские принципы (Декларация министров об основных концепциях и общих принципах регионального самоуправления, утвержденная в Хельсинки 22 — 28 июня 2002 г.).
Принимая во внимание итоговую Декларацию <12> и План действий, в частности пункт 3 части I, касающийся необходимых шагов для выполнения Повестки по обеспечению эффективного и местного самоуправления и регионального управления <13>, предполагается продолжить эффективную работу по разработке необходимых международных документов в области семьи и молодежи. Кроме того, в перспективе также планируется рассмотреть доклад о новаторских мерах в сфере местного самоуправления и регионального управления до конца 2006 г. и создать международный юридический документ о региональном самоуправлении на 15-й конференции министров европейских стран, ответственных за местные и региональные органы власти, которая состоится в Валенсии в 2007 г. ——————————— <12> Декларация и План действий, принятые на 3-м Саммите глав государств и правительств государств — членов Совета Европы, Варшава, 16 и 17 мая 2005 г.; решение Комитета Министров, принятое на 889-м заседании (9 сентября 2004 г.) [CM/Del/Del (2004) 894]; Соглашение о сотрудничестве между Комитетом регионов и Конгрессом местных и региональных властей Совета Европы от 13 апреля 2005 г. <13> Заключение 25 (2005) «О результатах 14-й сессии Конференции министров, ответственных за местные и региональные органы власти». Обсуждено и принято Конгрессом 1 июня 2005 г. на втором заседании (см. докл. CG (12) 13, проект Заключения, представленный докладчиками Г. Родио (Италия, М, ЕНП/ХД) и Х. Аалдеринком (Нидерланды, Р, НЕЗ)). Электронный интернет-ресурс: https://wcd. coe. int.
Представляются целесообразными следующие рекомендации. 1. Органам государственной власти Российской Федерации: — содействовать индивидуальной и социальной самостоятельности молодежи, признавая за ней статус граждан и исключая любые формы дискриминации; — создавать федерации на региональном и национальном уровнях для продвижения идей и практики демократического участия на иных территориальных уровнях, помимо муниципалитетов или объединений муниципалитетов в рамках европейских ассоциаций; — следить за тем, чтобы у местных органов власти была достаточная собственная финансовая и материальная база для выполнения своих задач, включая область семьи и молодежи. Это должно отражаться, в частности, в объявленных изменениях в Налоговый и Бюджетный кодексы, а также в принятии нового закона о публичной собственности; — четко и грамотно решать вопрос о переходе существующих городских муниципальных образований (городов) к статусу городских округов, исключая случаи необоснованного изменения статуса муниципального образования; — объективно определить, имеют ли органы местного самоуправления в области семьи и молодежи возможность выполнять переданные со стороны государства полномочия. Кроме того, такая передача полномочий должна в обязательном порядке сопровождаться передачей необходимых средств в соответствии с федеральным законодательством; — уточнить процедуру административного контроля в отношении действий местных органов власти в контексте обеспечения интересов семьи и молодежи, а также привлечения к ответственности и санкции в отношении выборных органов местного самоуправления (представительного органа, руководителя муниципалитета или главы администрации); — в соответствии с Рекомендацией <14> было бы целесообразно изменить Федеральный закон о Конституционном Суде Российской Федерации для того, чтобы предоставить местным органам власти, в частности, в области семьи и молодежи право обращаться напрямую в Конституционный Суд в связи с любым федеральным законом или нормативным актом, который наносит ущерб их правам; ——————————— <14> Рекомендация 143 (2004) «О местной и региональной демократии в Российской Федерации». Обсуждена и принята Конгрессом 26 мая 2004 г. на втором заседании (см. док. CG (11) 5, проект Рекомендации, представленный докладчиками д-ром Г. Родио (Италия, М, ЕНП/ХД) и Г. У. Штоклингом (Швейцария, Р, ГНЛД)); Рекомендация 30 (1997) Конгресса Совета Европы «О состоянии местной демократии и федерализма в России».
— определить орган государственной власти в Правительстве Российской Федерации, в компетенцию которого будет входить определение и реализация политики государства в области местного самоуправления; — реализовывать в полной мере федеральное законодательство Российской Федерации по обеспечению прав человека; — продолжать содействовать трансграничному сотрудничеству между регионами и органами местного самоуправления Российской Федерации, в частности в области семьи и молодежи, и территориальными властями соседних стран; — продолжать политический диалог с Конгрессом Совета Европы. 2. Российским молодежным организациям и органам власти (муниципалитетам), обеспечивающим участие семьи и молодежи: — создавать единые структуры участия и эффективные стратегии, содержащие семейный и молодежный компонент, которые отражали бы различные составляющие данной территории и состав проживающей на ней социальной группы, предусмотрев необходимые финансовые средства. Исходя из глобального подхода, для достижения этого следует обратить особое внимание на добровольное участие и вовлечение в жизнь общества на местном, региональном и федеральном уровне тех социальных групп населения, которые относятся к малообеспеченным слоям общества, а также принадлежат к этническим, национальным, социальным, сексуальным, культурным, религиозным или языковым меньшинствам; — объединяться на региональной и национальной основе в рамках европейских ассоциаций в целях содействия теории и практики участия на иных территориальных уровнях, чем муниципалитеты или объединения муниципалитетов; — содействовать и осуществлять подготовку депутатов местных, региональных и федеральных органов власти, а также муниципальных и государственных служащих в области обеспечения интересов семьи и молодежи и в осуществлении Европейской хартии об участии молодежи в жизни муниципальных и региональных образований, в частности организация семинаров, конференций, исследований и т. д.; — развивать у молодого поколения чувство гражданственности, создавать места встреч для контактов, знакомства друг с другом, обсуждений и дискуссий (клубы, школы, дома молодежи, форумы, ассоциации, местные молодежные организации и т. д.). Семья и молодежь в таких объединениях училась бы совместной разработке отдельных проектов, работе на перспективу и установлению прочных дружеских связей в области проведения досуга, спорта, культуры, туризма, групповых поездок, встреч с молодежью из других географических мест (стран), а также с людьми других поколений и других взглядов <15>; ——————————— <15> Выводы конференции «Европа 2000 года — молодежь и ее города: формы участия? Сравнение политических подходов». Будапешт, 23 — 25 октября 1997 г.
— организовывать территориальное распределение мест встреч таким образом, чтобы обеспечивать постоянную структурную связь со всей территорией, городом и определенным местным, региональным и федеральным пространством, выделяя для этого соответствующие помещения, прибегая к посредническим услугам работников социальной сферы, специалистов по работе с молодежью на улице и воспитателей, которым доверяет молодое поколение; — предусмотреть расширение спектра проведения мероприятий, собраний, встреч, вручение премий в контексте обеспечения интересов семьи и молодежи на местном, региональном и федеральном уровнях; — целесообразно продолжать тесное сотрудничество и в будущем органов местного самоуправления с органами по делам семьи и молодежи Совета Европы; — содействовать образованию и подготовке семьи и молодежи к участию и гражданственности, поощряя создание и развитие представительных, демократических и плюралистических структур участия семьи и молодежи на местном, региональном, федеральном, европейском и международных уровнях <16>; ——————————— <16> В соответствии с Рекомендацией (97) 3 Комитета Министров «Об участии молодежи и будущем гражданского общества».
— содействовать взаимодополняемости между национальной молодежной политикой и молодежной политикой на местном, региональном и федеральном уровнях; — поддерживать программы в области образования и участия в процессе принятия решений, в частности разработку и осуществление проектов руководителями молодежных групп, для того чтобы впоследствии они могли распространять свой опыт в молодежной среде; — содействовать и поддерживать создание и развитие молодежных муниципальных советов и парламентов, в частности, через привлечение внимания и координацию действий в отношении местных, региональных и федеральных властей, а также через руководителей общеобразовательных учреждений (например, школ), партнеров из неправительственных организаций (молодежных ассоциаций, клубов и т. д.); — по мере ослабления авторитета традиционных органов власти на местном уровне все шире распространяются антиобщественное и безответственное поведение, вандализм, преступность. На национальном уровне отмечается рост движений фанатического, экстремистского, апокалиптического и сектантского толка, зачастую расистского характера <17>. Поэтому необходимо способствовать распространению информации о принимаемых международных и европейских документах, а также всех программ и проектов на местном, национальном или других уровнях в области семьи и молодежи. С целью их реализации необходимо распространять позитивные новаторские муниципальные примеры в области семьи и молодежи; ——————————— <17> Выводы конференции «Европа 2000 года — молодежь и ее города: формы участия? Сравнение политических подходов», Будапешт, 23 — 25 октября 1997 г.
— регулярно подготавливать доклады с целью оценки уровня участия семьи и молодежи в жизни населенных пунктов и регионов, в частности, в форме реализации проектов или участия в соответствующих молодежных структурах. 3. Руководящим органам и центрам Совета Европы: — оказывать финансовую поддержку проектам организаций и структур, обеспечивающим участие молодежи в жизни муниципальных, региональных и федеративных образований; — организовывать стажировки в европейских молодежных центрах в Страсбурге и в Будапеште на тему разработки и осуществления проектов для молодежных руководителей структур, обеспечивающих интересы семьи и молодежи на всех уровнях власти. Кроме того, анализ международных правовых документов, и в частности пересмотренной Европейской хартии об участии молодежи в общественной жизни на местном и региональном уровнях <18>, свидетельствует о необходимости совершенствования правовых механизмов, форм и методов работы органов местного самоуправления по обеспечению интересов семьи и молодежи в Российской Федерации по следующим секторальным стратегиям. ——————————— <18> Рекомендация 128 «О пересмотренной Европейской хартии об участии молодежи в общественной жизни на местном и региональном уровне». Обсуждена и принята Конгрессом 21 мая 2003 г. на втором заседании. Доклад CG (10) 6, проект Рекомендации, представленный докладчиком г-жой Фельдт; Резолюция 152 (2003) «О пересмотренной Европейской хартии об участии молодежи в общественной жизни на местном и региональном уровне». Обсуждена и принята Конгрессом 21 мая 2003 г. на втором заседании. Доклад CG (10) 6, проект Резолюции, представленный докладчиком г-жой Фельдт.
Политика в области образования и профессиональной подготовки, способствующая участию молодежи в жизни общества. Местные российские власти должны активно стимулировать участие молодежи в школьной жизни, оказывая финансовую и иную поддержку, в частности предоставлять учащимся помещения, в которых они могли бы создавать демократические объединения школьников. Эти объединения должны быть независимыми и самоуправляемыми. Учащиеся должны иметь право совместно с преподавателями и администрацией школ участвовать в принятии решений, связанных с учебным процессом и управлением школ ой. В связи с этим их мнения должны постоянно учитываться, особенно при разработке современных образовательных программ, включая курсы обучения основам гражданского общества, антидискриминационной политики, прав человека, охраны окружающей среды, равенства между женщинами и мужчинами, программы межкультурных обменов, курсов иностранных языков. Вместе с тем это позволит развивать межрелигиозный диалог, воспитывать учащихся в духе уважения к другим культурам, нетерпимости к расизму и дискриминации. В перспективе семья и молодежь реально смогут участвовать в культурной жизни, обеспечив доступ к знаниям и творческой деятельности. Политика в отношении спорта, досуга и общественных объединений. Местные, региональные и федеральные власти должны поддерживать социальные мероприятия в области спорта, культуры, ремесел, искусства и иных форм творчества и самовыражения, организуемые и осуществляемые молодежными объединениями и организациями, молодежными группами и коммунальными центрами вместе с семьей и школой. Следовательно, необходимо оказывать в первую очередь поддержку тем организациям, которые готовят социальных работников и руководителей молодежных клубов, а также специалистам по работе с семьей и молодежью на всех уровнях власти. Одним из важнейших условий является то, что местные органы власти должны призывать общественные объединения активно способствовать вовлечению семьи и молодежи в деятельность своих уставных органов. Политика, направленная на увеличение занятости молодежи и борьбу с безработицей. Органам местного самоуправления следует разработать совместно с представителями молодежи (включая тех, кто не имел работы или может ее потерять), местными работодателями, профсоюзами, органами образования, профессиональной подготовки и службами занятости, а также молодежными организациями стратегии и программы, направленные на устранение причин социальных проблем семьи и молодежи и увеличение возможностей трудоустройства этой социальной группы населения. Молодые безработные должны иметь право участвовать в управлении этими центрами. Кроме того, российские органы местного самоуправления должны поощрять семью и молодежь к инновационным экспериментам, поддерживать создание молодыми людьми собственного дела, предприятий и кооперативов посредством предоставления финансовой и иной поддержки, в частности помещений, оборудования, организации обучения и профессиональной консультативной помощи. Городская среда, жилищная политика и транспорт. Местным, региональным и федеральным властям следует проводить политику по развитию жилищного хозяйства и формированию городской среды, активно привлекая семью и молодежь к проводимым мероприятиям. Если учесть необходимость разработки соответствующих программ в этом направлении, то формирование согласованной политики развития городской среды, которая позволяла бы разрабатывать программы жилищного строительства и/или реконструкции жилья с учетом социально-культурной структуры российского населения, является приоритетным. Очевиден и тот факт, что муниципальное самоуправление должно способствовать созданию или развитию в рамках существующих социальных структур: местных информационных служб по поиску жилья для семьи и молодежи, местных механизмов (доступных кредитов, систем гарантирования арендной платы и пр.), оказанию семьям и молодым людям помощи в получении жилья. Одновременно отметим, что легкий доступ к общественному транспорту, соответствующие тарифы для малообеспеченных граждан, привлечение молодежи к организации работы транспорта на местном уровне является неотъемлемой составляющей современной местной демократии. Кроме того, местные, региональные и федеральные власти Российской Федерации должны и дальнейшем поддерживать инициативы по развитию транспорта в сельской местности, направленные на предоставление транспортных услуг, и повышать мобильность семьи и молодежи, проживающей в сельской местности, которая в настоящее время практически исключена из общественной жизни ввиду отсутствия транспортных средств. Специальная политика для сельской местности. Местные власти при разработке и осуществлении мероприятий, направленных на вовлечение семьи и молодежи в общественную жизнь, должны учитывать различные потребности социальных групп населения в сельской местности. Семья и молодежь в сельской местности не должны испытывать лишений и сталкиваться с тем, что уровень социальных услуг и снабжения в местах их проживания ниже, чем в городах. Для этого необходимо оказывать финансовую и иную поддержку молодежным и другим общественным организациям в сельской местности, так как такие объединения могут стимулировать общественную и культурную жизнь в сельских общинах и использовать потенциал молодого поколения в интересах всего общества. Политика здравоохранения и здорового образа жизни. Анализ европейских и международных документов позволяет говорить о том, что местным, региональным и федеральным властям следует внедрять, разрабатывать и продвигать совместно с представителями молодежных организаций и службами здравоохранения местные просветительские программы и консультативные службы для семьи и молодежи в Российской Федерации. Кроме того, проводить специальную подготовку социальных работников и руководителей организаций по вопросам профилактики и реабилитации соответствующих групп семьи и молодежи. Учитывая нарастание количества заболеваний, передающихся половым путем, местным властям следует активизировать информационные кампании (антитабачные, антинаркотические, антиалкогольные и другие) и профилактические меры, ориентированные на семьи и молодежь. Как показывает международный опыт, молодежь, а также представителей местных молодежных организаций и служб здравоохранения следует интенсивно привлекать к разработке и проведению этих информационных программ и практических мероприятий. В целях пресечения невежества в отношении вопросов сексуального здоровья и недоверия к поступающим из официальных источников предостережениям в отношении рисков муниципальным органам власти совместно с родителями, школами и организациями необходимо следующее. Во-первых, предоставлять информацию о взаимоотношениях, о формах половой жизни и планировании семьи. Во-вторых, организовать деятельность наставников с группами в этой области, развивать и поддерживать недирективное половое воспитание в школах. В-третьих, молодых людей следует приобщать к оценке информации, а также к работе иных ориентированных на семью и молодежь служб такого рода. Политика по борьбе с насилием и преступностью. Жертвами преступности и насилия часто являются молодые люди, и страдает прежде всего семья. В этой связи необходимо вовлечь непосредственно семью и молодежь в борьбу с этими проблемами. Поэтому местные власти должны включать представителей семьи и молодежи в советы по профилактике преступности там, где они существуют. В случае отсутствия таковых — создавать. Помимо этого, работать с молодыми людьми, которые могут быть или уже оказались втянуты в преступную деятельность; пресекать все формы насилия в школах; содействовать созданию сетей общественных объединений и проектов, направленных на борьбу с насилием, воспитание толерантности как в общеобразовательном учреждении, так и вне его; создавать структуры для оказания психологической и материальной помощи и конфиденциального консультирования жертв. Деятельность местных властей по борьбе с насилием и преступностью должна способствовать установлению атмосферы доверия и уважения между семьей и молодежью. Подводя итог вышесказанному, со всей определенностью следует признать за молодыми поколениями политическое право, т. е. право на то, чтобы внести свой собственный вклад в современный мир для создания все более свободного и демократического общества в интересах всех поколений. Можно с уверенностью сказать, что общественно-политическая и экономическая трансформация российского общества в XXI в., состояние федеративных отношений на новом этапе развития государственности Российской Федерации создали новые условия для деятельности органов местной власти в сфере обеспечения интересов семьи и молодежи.
——————————————————————