Недобросовестные (несправедливые) условия потребительских договоров
(Внуков Н. А.) («Арбитражный и гражданский процесс», 2012, N 1)
НЕДОБРОСОВЕСТНЫЕ (НЕСПРАВЕДЛИВЫЕ) УСЛОВИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ДОГОВОРОВ <*>
Н. А. ВНУКОВ
——————————— <*> Vnukov N. A. Unfair conditions of consumer contracts.
Внуков Николай Александрович, исполняющий обязанности заведующего кафедрой гражданско-правовых дисциплин Орловского филиала РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, кандидат политических наук, доцент.
В статье рассматриваются особенности и признаки недобросовестных (несправедливых) условий потребительского договора. Выделены как объективные, так и субъективные признаки данных условий. Автором также сформулировано определение недобросовестных (несправедливых) условий потребительского договора.
Ключевые слова: гражданин-потребитель, потребительский договор, недобросовестные (несправедливые) условия.
In article features and signs of unfair (unfair) conditions of the consumer contract are considered. Are allocated both objective, and subjective signs of the given conditions. The author also formulates definition of unfair (unfair) conditions of the consumer contract.
Key words: the citizen-consumer, the consumer contract, unfair (unfair) conditions.
Фактически каждый день большинство граждан заключают потребительские договоры, являясь потребителями услуг, заказчиками работ или покупателями товаров, не задумываясь о правовой природе такого рода отношений и зачастую не обладая достаточными познаниями об особенностях, деталях и тонкостях потребительских договоров. Несмотря на то что сегодня в России действует нормативная база, соответствующая международным стандартам в области потребительского права, гарантирующая потребителю основные права, несовершенство системы юридического обеспечения договорных прав граждан-потребителей, а в отдельных случаях непроработанность законодательства, регулирующего отдельные виды потребительского договора, порождает множество проблем. В условиях нарастающей тенденции глобализации, становления и развития виртуальных (электронных) рынков, возникновения новых видов правоотношений в потребительском секторе экономики современной России представляется необходимым формирование специальных подходов в правовом регулировании договорных отношений с участием граждан-потребителей, направленных на обеспечение безопасности и качества товаров, работ и услуг, расширение и соблюдение существующих принципов и гарантий договорного регулирования данных правоотношений. В этом контексте существенным является вопрос о законодательном закреплении принципа добросовестности. В настоящее время в отечественном гражданском законодательстве в отличие от большинства современных правопорядков отсутствует общее требование к участникам гражданского оборота вести себя добросовестно. В результате и само понятие недобросовестных «несправедливых» условий договоров отсутствует как в законодательстве, так и в цивилистической доктрине. Данный вопрос нашел отражение в Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации (далее — Концепция), одобренной в соответствии с предписаниями Указа Президента Российской Федерации от 18 июля 2008 г. N 1108 «О совершенствовании ГК РФ» <1>, 7 октября 2009 г. решением Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства она была подписана <2>. ——————————— <1> СЗ РФ. 2008. N 29 (ч. 1). Ст. 3482. <2> Вестник ВАС РФ. 2009. N 11.
Необходимость законодательного закрепления данного принципа достаточно точно обоснована В. Ф. Яковлевым, который полагает: «В статье 1 ГК РФ очень хорошо зафиксированы основные принципы гражданского права, основные положения, которые пронизывают весь ГК РФ. Это такие принципы, как равенство субъектов, неприкосновенность собственности, право собственности, свобода договора, недопустимость произвольного вмешательства в частные дела, необходимость обеспечения реализации гражданских прав, надежность защиты гражданских прав и т. д. Эти принципы зафиксированы, и они реализуются, но практика показала, что об одном принципе мы несколько забыли — это принцип добросовестности участников гражданских отношений друг к другу. Этот принцип является одним из ведущих принципов гражданского законодательства всех стран мира, и не только гражданского, но и того, которое называется предпринимательским правом. В США есть единообразный Торговый кодекс, там этот принцип представлен очень хорошо. В практике применения гражданского законодательства за рубежом суды неуклонно следуют этому принципу, принципу оценки поведения сторон с точки зрения их добросовестности по отношению друг к другу. Что такое добросовестность? Это недопущение какого-либо обмана, честность в отношениях. Добросовестность должна проявляться на всех стадиях регулирования отношений. Например, на стадии заключения договора стороны должны быть добросовестны при заключении договора. Они должны взаимно информировать друг друга обо всех обстоятельствах фактического и правового порядка, которые имеют существенное значение для данного договора. Не должно быть никакой закрытости, никакого утаивания правды о том, что собой представляет сторона, каков ее капитал, каковые ее возможности и т. д. Должна быть добросовестность на стадии исполнения договора, реализации прав и обязанностей, нельзя злоупотреблять правом, нельзя недобросовестно уклоняться от исполнения обязанностей. Должна быть проявлена добросовестность в применении мер ответственности, мер защиты. Разумеется, должны быть исключены всякая фальсификация, всякий обман. Все действия сторон должны оцениваться судом с точки зрения этого принципа. Когда этот принцип будет введен в ГК РФ, он будет не просто моральным требованием, он будет юридическим требованием. Это будет юридическая платформа, с которой будет оцениваться поведение сторон по отношению друг к другу. Это сориентирует и самих участников отношений, и суды при разрешении споров. Суды не должны будут разрешать споры формально, поверхностно. При разрешении спора всегда необходимо погружаться глубоко в существо отношений, с тем чтобы действительно выяснить, кто из сторон вел себя добросовестно, а кто нет. Особенно такие требования должны быть заявлены предпринимателям. Я имею в виду любого предпринимателя, особенно, конечно, крупных предпринимателей. Предприниматель должен быть не просто добросовестным, он должен быть заботливым по отношению к своему клиенту, к тому, кого он обслуживает, кому он оказывает услуги, для кого он выполняет работу, кому он продает товар. Вот тогда экономика будет успешной, а гражданское право эффективным» <3>. При этом в гражданском праве должна действовать презумпция добросовестности. ——————————— <3> Яковлев В. Ф. Интернет-конференция на тему «Концепция развития гражданского законодательства». URL: http:// www. garant. ru/ action/ conference/ 236915.
На практике недобросовестность субъектов гражданских правоотношений может носить различные формы проявления. Например, путем навязывания гражданину-потребителю недобросовестных (несправедливых) условий потребительского договора. Проблема включения в потребительский договор условий, ущемляющих права граждан-потребителей (ст. 16 Закона о защите прав потребителей, далее — ЗПП), до настоящего времени является малоисследованной. Включение в потребительский договор условий, ущемляющих законные права гражданина-потребителя, является частью более широкой проблемы злоупотребления свободой потребительского договора в форме навязывания контрагенту недобросовестных (несправедливых) условий потребительского договора. В действующем законодательстве содержится ряд положений, направленных на противодействие этому явлению. Так, ничтожными признаются предварительные соглашения об устранении или ограничении ответственности за умышленное нарушение обязательства (п. 4 ст. 401 ГК РФ). Запрещается злоупотребление доминирующим положением на рынке в форме навязывания контрагенту невыгодных или не относящихся к предмету договора условий (подп. 3 п. 1 ст. 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции»). Некоторые положения закона рассчитаны прежде всего на защиту интересов граждан-потребителей: возможность потребовать изменения или расторжения договора, заключенного путем присоединения к формуляру или иной стандартной форме и содержащего обременительные условия (ст. 428 ГК РФ); ничтожность предварительных соглашений об ограничении размера ответственности должника по договору присоединения или иному договору, в котором кредитором является гражданин, выступающий в качестве потребителя, если размер ответственности для данного вида обязательств или за данное нарушение определен законом (п. 2 ст. 400 ГК РФ). В соответствии с п. 3 ст. 428 ГК РФ требование о расторжении или об изменении договора, предъявленное стороной, присоединившейся к договору в связи с осуществлением своей предпринимательской деятельности, не подлежит удовлетворению, если присоединившаяся сторона знала или должна была знать, на каких условиях заключает договор <4>. ——————————— <4> Недопустимость включения в договор условий, ущемляющих законные интересы потребителя. URL: http://www. mosuruslugi. ru/ articles/794
Особенностью потребительского договора является то, что в большинстве случаев он заключается путем присоединения гражданина-потребителя к договору в целом. Нормы о договоре присоединения, закрепленные в ст. 428 ГК РФ, по отношению к принципу свободы потребительского договора выступают в двух аспектах. С одной стороны, положения п. 1 ст. 428 ГК РФ, определяющие понятие договора присоединения, предоставляют хозяйствующему субъекту возможность в полной мере реализовать указанный принцип, а именно заранее разработать условия потребительского договора, изложить их в формуляре и предложить гражданину-потребителю заключить потребительский договор путем присоединения к таким условиям в целом. Таким образом, хозяйствующий субъект фактически на законном основании может включить в потребительский договор недобросовестные (несправедливые) условия, так как особенностью данных условий является то, что они в явной форме не противоречат закону, но в конкретной ситуации могут лишать гражданина-потребителя прав, обычно предоставляемых по аналогичным потребительским договорам такого вида, исключать или ограничивать ответственность хозяйствующих субъектов за нарушение потребительских обязательств и т. п. Одновременно это предполагает существенное ограничение свободы потребительского договора для гражданина-потребителя как присоединяющейся стороны — исключение возможности участвовать в формировании условий заключаемого потребительского договора. В подп. 3 п. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» и ст. 428 ГК РФ законодателем даны общие оценочные признаки недобросовестных (несправедливых) условий, в частности «невыгодные», «явно обременительные» условия. Данная трактовка недобросовестных (несправедливых) условий не способствует широкому применению указанных норм. Фактически отсутствует практика применения судами ст. 428 ГК РФ в качестве основания для изменения или расторжения потребительского договора, содержащего недобросовестные (несправедливые) условия. По мнению автора, задача легализации категории недобросовестных (несправедливых) условий потребительского договора будет успешно решена путем законодательного закрепления общего принципа добросовестности. В связи с этим возникает необходимость в формулировании признаков и классификации данных условий применительно к потребительскому договору. Законодательные ограничения по использованию недобросовестных (несправедливых) условий законодательно закреплены в ряде зарубежных стран. Например, в Законе об общих условиях сделок Германии 1976 г. <5>, в акте о несправедливых договорных условиях Великобритании 1977 г. <6> и др. В праве ЕС данные ограничения заложены в Директиве от 5 апреля 1993 г. N 93/13/EEC «О несправедливых условиях в потребительских договорах» <7>. ——————————— <5> См.: Германское право / Науч. ред. Р. И. Каримуллин. М., 1999. Ч. 3. С. 32 и сл. <6> Unfair Contract Terms Act 1977. Available on: http:// www. john. antell. name/UCTA1977.htm. <7> Council Directive 93/13/EEC of 5 April 1993 on unfair terms in consumers contracts. Available on: http:// europa. eu. int/ comm/ consumers/ policy/ developments/ unfa_cont_term/ ust01_en/pdf.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Директивы условия в потребительских договорах могут быть признаны недобросовестными, если они: не являются индивидуально согласованными с потребителем; в нарушение принципа доброй воли вызывают существенный дисбаланс в правах и обязанностях сторон по договору в ущерб потребителю. Принимая во внимание положения данной директивы, можно выделить следующие признаки недобросовестных (несправедливых) условий потребительского договора. Во-первых, условие потребительского договора включено в договор без индивидуального обсуждения его содержания, характера и конечной цели с гражданином-потребителем. Как уже было отмечено, потребительский договор в большинстве случаев является договором присоединения, в контексте правового режима такого договора данный признак означает, что хозяйствующий субъект не разъяснил гражданину-потребителю характер, содержание и конечную цель условия. Если гражданин-потребитель осознает, для чего именно конкретное условие содержится в потребительском договоре, то объективных оснований говорить о его несправедливости нет. Во-вторых, прямая (явная) или косвенная кабальность условия, влекущая очевидную или скрытую имущественную невыгодность для гражданина-потребителя как слабой стороны потребительского договора. В-третьих, условие сформулировано посредством использования терминов и выражений, значение которых гражданин-потребитель не может осознать при заключении потребительского договора. Таким образом, складывается информационная диспропорция. По нашему мнению, если условие потребительского договора является неясным, в случае любых сомнений в целях защиты слабой стороны должна применяться наиболее благоприятная трактовка этого условия из возможных. В-четвертых, условие направлено на необоснованное освобождение или уменьшение ответственности хозяйствующего субъекта, необоснованный отказ от договора хозяйствующим субъектом, необоснованное изменение условий хозяйствующим субъектом в одностороннем порядке. В-пятых, условие препятствует или исключает возможность гражданина-потребителя использовать свои права, указанные в нормативных актах. Недобросовестные (несправедливые) условия потребительского договора могут быть классифицированы по различным основаниям. Например, можно выделить оговорки, имеющие материально-правовое и процессуальное значение. Если первые ущемляют конкретные субъективные права потребителя (на получение товара надлежащего качества, на досрочное расторжение договора и пр.) либо возлагают на потребителя экономически неоправданные обязанности (не связанные с предметом договора и пр.), то вторые ограничивают потребителя в средствах и способах защиты нарушенных прав (в том числе в их выборе), в представлении тех или иных доказательств либо возлагают на потребителя обязанность по доказыванию определенных обстоятельств. Несправедливые условия процессуального характера могут затруднять обращение потребителя за судебной защитой вследствие установления обязательного досудебного (претензионного) порядка разрешения споров по договору или изменения территориальной подсудности для рассмотрения споров <8>. ——————————— <8> Кратенко М. В. Несправедливые условия в договорах с потребителями. URL: http:// www. kmcon. ru/ main/ articles/ jurist12/ jurist12_3058.html.
По степени направленности недобросовестные (несправедливые) условия могут быть направлены на ограничение прав гражданина-потребителя на судебную защиту; ограничение выбора способов защиты; ограничение реализации прав и законных интересов гражданина-потребителя: включение в договор купли-продажи условий, ограничивающих возможность обмена товара надлежащего качества, установление в договоре возмездного оказания услуг санкций за досрочное расторжение договора или срока предупреждения исполнителя о расторжении договора; ограничение прав гражданина-потребителя, предусмотренных потребительским законодательством; наделение хозяйствующего субъекта правом на совершение определенных действий в одностороннем порядке: правом на односторонний отказ от договора без уважительных причин, правом на изменение потребительских свойств товара (работы, услуги), правом на изменение цены по договору; установление обременений в отношении гражданина-потребителя: установление обязанности для гражданина-потребителя заключить дополнительные соглашения и т. д. По моменту вступления в действие недобросовестные (несправедливые) условия потребительского договора можно подразделить на условия, подлежащие применению с момента заключения договора, и на условия, подлежащие применению при наступлении определенных юридических фактов. При определении недобросовестности (несправедливости) условий потребительского договора ключевым является отношение хозяйствующего субъекта к данным условиям и гражданину-потребителю. Относительно этого полагаем, что недобросовестным будет такое условие потребительского договора, которое, во-первых, закреплено в договоре хозяйствующим субъектом с целью приобретения явных или скрытых преимуществ, во-вторых, нарушает баланс прав и законных интересов сторон по договору, в-третьих, включено в договор без индивидуального разъяснения его содержания гражданину-потребителю. Следовательно, в основе критериев, определяющих условие потребительского договора как недобросовестное, лежат обстоятельства субъективного (первый и третий критерий) и объективного (второй критерий) характера. По мнению автора, наличие недобросовестных (несправедливых) условий в потребительском договоре всегда свидетельствует о недобросовестности самого хозяйствующего субъекта, т. е. такая недобросовестность презюмируется, при этом он может доказать иное. Так как от того, были ли действия самого хозяйствующего субъекта добросовестными или нет, зависит размер гражданско-правовой ответственности. Относительно сущности понятия добросовестности в настоящее время сложились две точки зрения. Ряд исследователей видят в сущности данного понятия интеллектуальный момент, так как считают, что добросовестность указывает на неосознанное нарушение чужих прав <9>, другие считают, что существо понятия относится к области этики, оно вытекает из нравственного осознания своего поведения. Думается, что оба эти подхода допустимы. На двойственное значение категории добросовестности впервые обратил внимание И. Б. Новицкий <10>. В зависимости от места и механизма реализации в праве добросовестность может быть рассмотрена в объективном и субъективном смысле. В объективном смысле категория добросовестности рассматривается в качестве требования гражданского права. В субъективном смысле добросовестность рассматривается как отсутствие знания о наличии юридических пороков. Соответственно, существо понятия добросовестности в нравственном аспекте больше подходит для добросовестности в объективном смысле, добросовестность же в субъективном смысле обладает интеллектуальным аспектом. ——————————— <9> См.: Бабаев В. Н. Презумпции в советском праве. Горький: Горьковская высш. школа МВД СССР, 1974. С. 87; Гамбаров Ю. С. Курс гражданского права. СПб.: Типография Стасюлевича М. М., 1911. Т I. Часть общая. С. 746; Щенникова Л. В. Справедливость и добросовестность в гражданском праве России (несколько вопросов теории и практики) // Государство и право. 1997. N 6. С. 119. <10> Новицкий И. Б. Принцип доброй совести в проекте обязательственного права // Вестник гражданского права. 1916. N 6. С. 56 — 57.
Л. А. Зеленской были предложены следующие признаки добросовестности: незнание субъекта об истинных фактических обстоятельствах, из которого вытекает заблуждение в своей правоте, как отсутствие сознания неправды, уверенность лица в том, что оно не совершает ничего противоправного <11>. Следовательно, лицо будет признаваться добросовестным, если его мнение относительно совершаемой сделки опирается на обстоятельства субъективного и объективного характера. ——————————— <11> Зеленская Л. А. Институт приобретательной давности в гражданском праве: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Краснодар, 2002. С. 19.
Полагаем, что для определения поведения субъекта потребительского договора как добросовестного необходимо установить наличие следующих критериев: отсутствие нарушения субъективных прав контрагента — объективный критерий; незнание субъекта об обстоятельствах (заблуждение), которое в результате приводит к нарушению субъективных прав, — субъективный критерий; отсутствие вины субъекта в сложившемся его незнании (заблуждении) о каких-то обстоятельствах — субъективный критерий. Следует отметить, что понятие недобросовестных (несправедливых) условий уже сформулировано в законодательстве отдельных зарубежных стран. Так, в соответствии со ст. 3 Директивы Европейского Совета от 5 апреля 1993 г. N 93/13/EEC о несправедливых условиях в потребительских договорах: «1. Условие договора, которое не обсуждалось индивидуально, должно рассматриваться в качестве несправедливого, если в нарушение требования добросовестности оно вызывает значительное несоответствие в правах и обязанностях сторон, вытекающих из договора, в ущерб потребителю. 2. Условие должно всегда рассматриваться как не обсуждавшееся индивидуально, когда оно было составлено заранее, и поэтому потребитель не имел возможности повлиять на содержание условия, особенно в связи с заранее сформулированным стандартным договором. Тот факт, что некоторые элементы условия или одно конкретное условие были обсуждены индивидуально, не должен исключать применение настоящей статьи к остальной части договора, если общая оценка договора указывает на то, что он, тем не менее, является заранее сформулированным стандартным договором. Когда какой-либо продавец или поставщик утверждает, что стандартное условие было обсуждено индивидуально, бремя доказывания в связи с этим должно быть возложено на него». Европейские парламентарии пошли формальным путем, взяв за основу выделения несправедливых условий критерий отсутствия индивидуального обсуждения соответствующего положения, не учитывая при этом заинтересованность стороны договора, сформулировавшей данное условие. В случае если потребительский договор содержит недобросовестные (несправедливые) условия, гражданин-потребитель по своему усмотрению может предъявить требование, во-первых, о расторжении или изменении договора, если данный договор является договором присоединения (п. 2 ст. 428 ГК РФ), во-вторых, о признании таких условий недействительными (ст. 16 ЗПП). Появление у слабой стороны таких прав требует длительной и обременительной процедуры, связанной с их реализацией. Во-первых, осуществление требования об изменении или расторжении договора весьма обременительная для потребителя процедура. Он должен направить другой стороне предложение изменить или расторгнуть договор, подождать месяц, а затем подать иск в суд и ждать неопределенно долгое время, пока будет идти процесс (ст. 452 ГК РФ) <12>. Во-вторых, недобросовестные (несправедливые) условия потребительского договора исходя из ст. 428 ГК РФ и ст. 16 ЗПП являются оспоримыми, но не ничтожными. Как показывает практика, квалификация судом условий потребительского договора в качестве недобросовестных (несправедливых) — процесс достаточно сложный, предполагающий выявление и оценку обычной деловой практики, сложившейся по тому или иному вопросу. Невыгодное и обременительное на первый взгляд условие суд может признать вполне приемлемым, если им обеспечиваются определенные хозяйственные или деловые цели. В-третьих, даже добившись положительного для себя судебного решения об изменении или расторжении договора, потребитель не получит требуемой защиты. Ведь понимание того обстоятельства, что в договоре имеется несправедливое (недобросовестное) условие, возникает у стороны лишь тогда, когда это условие уже создало определенные правовые последствия <13>. ——————————— <12> Защита от несправедливых (недобросовестных) условий договоров. URL: http://www. urvisit. ru/mat. php? id_mat=491. <13> Там же.
По нашему мнению, многократность и массовость заключения потребительских договоров, как один из квалифицирующих признаков, предполагают необходимость применения превентивных (предупредительных) мер гражданско-правового характера, исключающих возможность массового нарушения прав граждан-потребителей, в силу чего автор полагает целесообразным установление обязанности хозяйствующих субъектов устранения нарушений в отношении всех граждан-потребителей в случае выявления в потребительском договоре недобросовестных (несправедливых) условий, а не только в отношении тех, кто обратился за защитой нарушенных субъективных прав. Подводя итог, следует сформулировать определение недобросовестного (несправедливого) условия потребительского договора. По нашему мнению, недобросовестным (несправедливым) условием потребительского договора является условие, которое включено хозяйствующим субъектом в договор с целью приобретения явных или скрытых преимуществ без согласования в индивидуальном порядке его содержания и которое приводит к значительному дисбалансу в вытекающих из потребительского договора субъективных правах и обязанностях в ущерб гражданину-потребителю.
——————————————————————