Контрафакт таможню не пройдет!

(Сухаренко А.)

(«ЭЖ-Юрист», 2013, N 9)

КОНТРАФАКТ ТАМОЖНЮ НЕ ПРОЙДЕТ!

А. СУХАРЕНКО

Александр Сухаренко, юрист, г. Владивосток.

Международные эксперты по-прежнему считают Россию одной из самых неблагополучных стран в части защиты прав на интеллектуальную собственность. В настоящее время распространение контрафактной и фальсифицированной продукции достигло такого уровня, что стало угрожать экономической безопасности не только России, но и стран ближнего зарубежья.

Что показывает практика

Еще в феврале 2010 года Международная коалиция по борьбе с контрафактом подготовила обзор и рекомендации по охране интеллектуальной собственности в 10 странах, вызывающих наибольшее беспокойство, в первую тройку которых вошли Китай, Россия и Канада.

Согласно ст. ст. 1515, 1519 ГК РФ контрафактными являются товары, этикетки, упаковка товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, а также незаконно использованы наименования мест происхождения товаров или сходные с ними до степени смешения обозначения.

По экспертным оценкам, программное обеспечение, информационные и лицензионные продукты в Интернете, в том числе на CD/DVD-дисках, подделываются на 70 — 80%; алкоголь, одежда, обувь — на 30 — 40; чай, кофе, продовольственные товары — на 30; текстильные изделия — на 25, медикаменты и парфюмерия — на 10 — 15, а табачные изделия — на 1 — 2%.

Как показывает практика, значительная часть контрафакта поступает в Россию из-за рубежа. Так, в 2012 году таможенные органы выявили 19,1 млн. контрафактных товаров, что более чем вдвое превышает показатель 2011 года (9,3 млн.). В результате этого предотвращен возможный ущерб правообладателям на сумму 2,3 млрд. (в 2011 году — 1,7 млрд.) руб.

Увеличение объемов задержанной продукции в основном связано с расширением таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности. Всего же за 2007 — 2012 годы было выявлено 68,5 млн. единиц контрафактной продукции. Предметами правонарушений чаще всего были одежда, обувь, алкоголь и кондитерские изделия.

Вместе мы — сила

В июне 2011 года была одобрена Стратегия развития Федеральной таможенной службы России до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 28.12.2012 N 2575-р), составной частью которой стало обеспечение эффективной защиты прав интеллектуальной собственности. Важным элементом этой деятельности является сотрудничество с федеральными органами исполнительной власти, таможенными службами иностранных государств, а также с общественными и международными организациями, правообладателями. В марте 2012 года была создана рабочая группа по защите интеллектуальной собственности при Объединенной коллегии таможенных служб государств — членов ТС.

В ходе окончания переговорного процесса по вступлению России во Всемирную торговую организацию отмечалось, что законодательство РФ в области обеспечения защиты прав интеллектуальной собственности полностью соответствует положениям Соглашения ВТО по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).

Вопросы таможенной защиты брендов регламентированы главой 46 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС), а также национальными законами России, Казахстана и Беларуси, которыми в том числе охвачены вопросы:

— приостановления таможенного оформления контрафактных товаров;

— особенностей ведения национальных таможенных реестров товарных знаков и др.

Процедуре регистрации товарных знаков в Едином таможенном реестре товарных знаков посвящено Соглашение о Едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности государств — членов ТС от 21.05.2010 и Регламент взаимодействия таможенных органов государств — членов Таможенного союза по вопросам ведения Единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности, утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 290.

В соответствии с Соглашением о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности от 09.12.2010 Россия, Беларусь и Казахстан приняли на себя ответственность за то, чтобы контрафактные товары не распространялись на территории Единого экономического пространства (ЕЭП).

В России борьбой с распространением контрафактной продукции занимаются не только таможенные органы, но и полиция, ФАС, Роспотребнадзор. При этом распределение компетенции между ними следующее. Таможенные органы контролируют импортные товары, остальные государственные органы — товары внутреннего производства.

На территории Республики Беларусь распространению контрафакта противодействуют таможенные органы, милиция и прокуратура, а в Казахстане — финансовая полиция.

Все объекты — на учет

Большинство объектов интеллектуальной собственности, в отношении которых таможенные органы принимают меры по защите прав правообладателей, включаются в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС). Он также содержит информацию об официальных импортерах и дистрибьюторах оригинальных товаров, о возможных признаках контрафакта. Из ТРОИС можно узнать контактные данные правообладателя или его российского представителя. В связи с этим крайне важно своевременно актуализировать в нем информацию.

Таможенные реестры товарных знаков существуют как в России, так и в Казахстане и Беларуси. Таможенный союз облегчил правообладателям задачу регистрации своих товарных знаков в таможенных реестрах, предоставив возможность их регистрации в Едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности (ЕТРОИС). Он имеет прямое действие сразу в 3 странах ТС.

Сегодня ЕТРОИС ведет ФТС России. По состоянию на 2012 год в нем содержалось 2600 объектов интеллектуальной собственности, принадлежащих российским и зарубежным компаниям, что почти на тысячу больше, чем в 2011 году. Из них 2568 товарных знаков, 30 объектов авторского права, 2 наименования мест происхождения товаров.

ТРОИС и ЕТРОИС не только выполняют информационную функцию, но и помогают таможенным органам выявлять контрафактную продукцию на стадии таможенного оформления поставки.

Установка на приостановку

Анализ норм таможенного законодательства показывает, что основной мерой защиты прав интеллектуальной собственности таможенными органами выступает приостановление выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, которое осуществляется в соответствии со ст. 331 ТК ТС.

Так, если при таможенном оформлении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, включенные в любой из реестров, обнаруживаются признаки нарушения прав интеллектуальной собственности, выпуск таких товаров приостанавливается на 10 рабочих дней. Данный срок может продлеваться не более чем еще на 10 дней, но только по запросу правообладателя (его представителя). Исчисление срока действия решения о приостановлении выпуска товаров начинается со следующего рабочего дня после даты его принятия. Любое из указанных решений принимается в письменной форме до истечения срока выпуска товаров руководителем таможенного органа или уполномоченным им лицом.

Указанные сроки нужны правообладателю для того, чтобы определиться, является ли товар, предъявленный к таможенному оформлению, контрафактным или нет. Для этого правообладатель (его представитель) вправе получить необходимое описание товара, осмотреть, сфотографировать и даже получить его образец.

Товары, в отношении которых принято решение о приостановлении выпуска, приобретают или сохраняют статус находящихся на временном хранении. В течение срока приостановления выпуска товаров декларант может заявить таможенную процедуру уничтожения товаров, выпуск которых приостановлен, но только при наличии письменного согласия правообладателя на их уничтожение.

В этом случае решение таможенного органа о приостановлении выпуска товаров подлежит отмене. Кроме того, решение о приостановлении выпуска товаров подлежит отмене до истечения срока приостановления, если:

— в таможенный орган поступило заявление правообладателя (его представителя) об отмене такого решения;

— объект интеллектуальной собственности исключен из реестра.

Отмена решения о приостановлении выпуска товаров осуществляется не позднее следующего рабочего дня со дня, когда стало известно о наличии указанных выше оснований.

После отмены решения о приостановлении выпуска товаров их выпуск возобновляется и производится в соответствии с положениями ТК ТС, если иное не предусмотрено законодательством государств Таможенного союза.

По истечении срока приостановления выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, их выпуск также возобновляется и производится в установленном порядке. Исключением из данного правила являются случаи, когда таможенному органу представлены документы, подтверждающие изъятие товаров, наложение на них ареста либо их конфискацию, либо иные документы в соответствии с законодательством государств ТС.

Так, если по истечении срока приостановления выпуска товаров таможенным органом не будет получено (принято) решение об изъятии товаров, о наложении на них ареста либо об их конфискации, то решение о приостановлении выпуска товаров подлежит отмене в день, следующий за днем истечения срока приостановления выпуска товаров.

Выпуск таких товаров возобновляется и производится в установленном порядке. Если после изъятия или ареста товары не будут конфискованы или уничтожены в соответствии с действующим законодательством, оборот таких товаров на территории РФ допускается после их выпуска таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством ТС и законом о таможенном регулировании.

В силу статуса

Если правообладатель подтверждает, что товары контрафактные, то таможня начинает административное расследование против импортера. Ввоз контрафактных товаров на территорию РФ в целях введения их в гражданский оборот является административным правонарушением (ст. 14.10 КоАП РФ). Аналогичная норма содержится в КоАП Казахстана (ст. 145). Изложенный порядок действий применяется, если товарный знак включен в ТРОИС или ЕТРОИС.

Если правообладатель не успел предпринять действия по включению товарного знака в указанные реестры, защита ему будет предоставлена только в России и Казахстане.

Это связано с тем, что в соответствии с законодательством РФ и РК таможенные органы вправе приостановить таможенное оформление товара на основании права ex-oficio (права действовать в силу своего статуса) и сообщить об этом правообладателю, даже если охраняемый товарный знак не включен в ТРОИС или ЕТРОИС. Право действовать ex-oficio законами Беларуси не предусмотрено.

По процедуре ex-oficio таможенные органы РФ вправе приостановить работу по оформлению товаров на срок до 7 рабочих дней с возможностью его продления еще на 10 рабочих дней, в Казахстане — на срок до 3 рабочих дней, который может быть продлен до 10 рабочих дней.

В остальном порядок приостановления выпуска в силу ex-oficio ничем не отличается от процедуры, применяемой к зарегистрированным товарным знакам.

Но есть важная особенность — в России таможенное оформление в целях защиты товарного знака приостанавливается по процедуре ex-oficio только один раз. В дальнейшем, если правообладатель желает защищать свой бренд, он должен включить его в таможенный реестр.

Не все так просто

Таможенные органы не вправе предъявлять претензии по вопросу соблюдения исключительных прав на товарные знаки:

— к гражданам, ввозящим товары (даже если те обладают признаками контрафактности) для личных нужд;

— международным почтовым отправлениям, поступающим в адрес граждан;

— дипломатическим работникам.

Кроме того, ч. 2 ст. 328 ТК ТС запрещает проверять на предмет контрафактности грузы, следующие по процедуре таможенного транзита.

В зависимости от сложности дела возможно использование комплекса доказательств, одним из которых является заявление правообладателя.

Однако российские арбитражные суды критично относятся к таким документам, считая правообладателя заинтересованным лицом. Как следствие, суды не воспринимают такие документы как допустимые доказательства.

В связи с этим следует прибегать к иным доказательствам:

— заключению патентного поверенного;

— экспертному заключению таможенной лаборатории и т. д.

Меры ответственности

Наиболее распространенной мерой ответственности, применяемой к изготовителям и распространителям контрафакта, является ст. 14.10 КоАП РФ. Для того чтобы ввоз контрафактного товара был признан административным правонарушением, необходимо соблюдение следующих условий:

— товар должен быть помещен под таможенную процедуру, предполагающую возможность введения его в гражданский оборот (например, выпуск для внутреннего потребления). Поэтому такие процедуры, как реэкспорт, уничтожение, не образуют объективной стороны данного правонарушения;

— правонарушение должно быть оконченным, то есть декларантом должна быть подана таможенная декларация, необходимая для помещения товаров под таможенную процедуру, условия которой предполагают возможность их введения в оборот на территории РФ.

Такие действия, как приобретение контрафактного товара, независимо от цели приобретения, а также его хранение или перевозка без цели введения в гражданский оборот на территории РФ, не образуют состава рассматриваемого правонарушения.

Субъектом данного правонарушения является любое лицо, которое занимается реализацией контрафактного товара, а также любое лицо, которое ввозит его для введения в гражданский оборот.

Вина считается доказанной, если лицо использовало чужой товарный знак, не проверив, предоставляется ли ему правовая охрана в России и (или) осуществляет ли он такое использование на законных основаниях.

В России с правонарушителя может быть взыскан штраф в размере от 30 тыс. до 40 тыс. руб., а контрафактная продукция подлежит уничтожению. Если же нарушитель будет привлечен к ответственности на основании ст. 14.33 КоАП РФ за недобросовестную конкуренцию, то штраф может быть эквивалентен 1 — 15% выручки от реализации контрафактной продукции.

Лица, причинившие крупный ущерб правообладателям объектов интеллектуальной собственности и средств индивидуализации, могут быть привлечены к уголовной ответственности по ст. ст. 147, 180 УК РФ.

Кроме того, за нарушение исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации юридическое лицо может быть ликвидировано, а деятельность индивидуального предпринимателя прекращена (ст. 1253 ГК РФ).

Таким образом, правовые инструменты для защиты брендовой продукции от контрафакта на территории ТС в значительной мере уже созданы.

——————————————————————