К вопросу о правовых основах защиты таможенными органами прав интеллектуальной собственности на единой территории Таможенного союза

(Ангелова И. В.) («Таможенное дело», 2009, N 3)

К ВОПРОСУ О ПРАВОВЫХ ОСНОВАХ ЗАЩИТЫ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ ПРАВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЕДИНОЙ ТЕРРИТОРИИ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

И. В. АНГЕЛОВА

Ангелова И. В., заместитель начальника отдела подготовки кадров Управления государственной службы и кадров ФТС России, кандидат исторических наук.

В условиях осуществления таможенного регулирования на единой территории Таможенного союза ключевым показателем является то, какое внимание уделяется развитию науки, культуры и техники, насколько значителен интеллектуальный потенциал, а значит, должны быть созданы соответствующие условия для охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности. В XXI в. противодействие нарушениям в сфере прав интеллектуальной собственности (ИС) определено Всемирной таможенной организацией (ВТО) в качестве одной из приоритетных областей деятельности таможенных администраций. В частности, 2007 г. был объявлен ВТО годом борьбы с контрафактной <1> и пиратской продукцией в связи с высокими темпами роста объема торговли данными товарами во всем мире и серьезной угрозой не только экономике государств, но и здоровью общества. Широко известно, что в настоящее время производятся не только большие объемы контрафактных товаров народного потребления, таких, как одежда и обувь, но и поддельные лекарственные средства, включая детское питание и вакцины, а также автомобильные запчасти, которые в связи с низким качеством являются прямой угрозой здоровью и жизни населения. ——————————— <1> Под контрафактом понимается изготовление, распространение или иное использование, а также импорт, перевозка или хранение материальных носителей, в которых выражены результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, приводящие к нарушению исключительного права на такой результат или такое средство. См.: Гражданский кодекс Российской Федерации, часть четвертая (ч. 4 ст. 1252). В отношении товарных знаков понятие контрафакт конкретизировано в п. 1 ст. 1515 ГК РФ: «Товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными».

Проблемы борьбы с контрафактной продукцией, а также вопросы взаимодействия и взаимопомощи в данной сфере регулярно обсуждаются на международном уровне. Так, в феврале 2007 г. в г. Баку под эгидой государственного таможенного комитета Азербайджанской Республики состоялась международная конференция ВТО, посвященная выработке стратегии борьбы с возрастающими объемами торговли поддельными лекарственными средствами, в которой приняли участие руководители и представители таможенных служб 21 страны, а также Всемирной организации здравоохранения, Всемирной организации по охране интеллектуальной собственности (ВОИС), Интерпола и др. Необходимо отметить, что в прошедшем году таможенными органами Российской Федерации достигнуты позитивные результаты в организации и осуществлении контроля за перемещением товаров, содержащих ОИС. По итогам конкурса национальных таможенных администраций по борьбе с контрафактной продукцией таможенная служба России на очередной сессии Совета ВТО в Брюсселе в июне 2008 г. названа лучшей среди таможенных служб 174 государств — членов ВТО <2>. ——————————— <2> См.: Таможенная служба Российской Федерации в 2008 году: Справочные материалы к заседанию коллегии. М., 2009. С. 5.

Рассматривая различные аспекты защиты прав интеллектуальной собственности, необходимо отметить, что в среде ученых в настоящее время сложились два подхода к объяснению понятия интеллектуальной собственности: 1) теория исключительных прав; 2) проприетарная <3> теория. ——————————— <3> От латинского слова proprletas — собственность.

Сторонники теории исключительных прав, в частности О. С. Алексеева, Н. А. Борщ-Компанеец, В. А. Дозорцев, А. П. Сергеев, Г. Ф. Шершеневич и другие <4>, рассматривают интеллектуальную собственность как совокупность исключительных прав, принадлежащих субъекту правоотношения в исследуемой сфере, не сводя такие права к праву собственности. ——————————— <4> См.: Дозорцев В. А. Интеллектуальные права: понятие, система, задачи кодификации. М.: Статут, 2003. С. 27 — 45; Алексеева О. С. Об использовании понятия «интеллектуальная собственность» // ИС. Промышленная собственность. 2002. N 4. С. 4 — 7.

В своих работах эти ученые опираются на международные соглашения, в которых ИС определяется как совокупность исключительных прав. В частности, А. П. Сергеев под ИС понимает совокупность исключительных прав как личного, так и имущественного характера на результаты интеллектуальной и в первую очередь творческой деятельности, а также на некоторые иные приравненные к ним объекты, конкретный перечень которых устанавливается законодательством соответствующей страны с учетом принятых ею международных обязательств <5>. ——————————— <5> См.: Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в РФ: Учебник. М.: Велби, 2005. С. 19.

Точка зрения перечисленных ученых опирается на п. viii ст. 2 Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности, и определяет ИС <6> как совокупность прав на литературные, художественные и научные произведения; исполнительскую деятельность артистов, звукозаписи, радио — и телепередачи; изобретения во всех областях человеческой деятельности; научные открытия; промышленные образцы; товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и коммерческие обозначения; защиту против недобросовестной конкуренции; а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях. ——————————— <6> Определение ИС, изложенное в международном Соглашении о торговых аспектах на интеллектуальную собственность (ТРИПС), аналогично определению, приведенному в Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности, и также определяет ИС как права. См.: Соглашение ТРИПС 1995 г.

Сторонники проприетарной теории — Л. Б. Гальперин, Н. М. Кейзеров, Л. А. Михайлова, П. Никулин, Ю. А. Рыжаков, В. С. Смирнов и другие — отталкиваются от безоговорочного признания того факта, что интеллектуальная собственность — это именно собственность. При этом отдельные авторы даже пытаются раскрыть содержание прав интеллектуальной собственности через известную триаду правомочий собственника, т. е. через владение, пользование и распоряжение имуществом собственника. Впрочем, содержание этих правомочий весьма различно у разных авторов. Так, по мнению Л. Б. Гальперина и Л. А. Михайловой <7>, «владение» представляет собой как нахождение ОИС (его материального носителя) в обладании какого-либо лица; «пользование» — эксплуатацию объекта, т. е. извлечение из него полезных свойств, для удовлетворения потребностей субъекта права ИС; «распоряжение» — предоставленную законом возможность определения юридической судьбы ИС. ——————————— <7> См.: Гальперина Л. Б., Михайлова Л. А. Интеллектуальная собственность: сущность и правовая природа // Аудитор. 1998. N 4. С. 27 — 32.

В. А. Рассудовский <8>, например, полагает, что «владение» — это фактическое знание субъектом тех идей и решений, из которых складывается новшество и основанные на этом личные неимущественные права автора, а правомочия пользования и распоряжения — как исключительное право собственника в смысле монополии автора, поскольку совершение любых действий третьих лиц по отношению к объекту исключительного права возможно только с разрешения монопольного обладателя права. ——————————— <8> См.: Рассудовский В. А. Проблемы правового регулирования инновационной деятельности в условиях рыночной экономики // ИС. Промышленная собственность. 2000. N 3. С. 5 — 8.

Другие последователи проприетарной теории рассматривают исследуемый правовой феномен как собственность особого рода (sui generis). Такая точка зрения нашла свое отражение в Декларации Всемирной организации интеллектуальной собственности (2000 г.), где разделяются понятия ИС и прав на нее. В частности, ИС в указанном документе определена как любая собственность, признаваемая по общему согласию в качестве интеллектуальной по характеру и заслуживающей охраны, включая, но не ограничиваясь научными и техническими изобретениями, литературными или художественными произведениями, товарными знаками и указателями деловых предприятий, промышленными образцами и географическими указаниями <9>. ——————————— <9> См.: Всемирная декларация по интеллектуальной собственности от 26 июня 2000 г. П. 2 (i).

Таким образом, оценивая приведенные выше точки зрения, можно сделать вывод, что они обе имеют право на существование, соотносятся с международным и российским законодательством, а значит, могут использоваться при выработке научных подходов к организации защиты прав ИС на единой территории Таможенного союза. В теории права под правовым регулированием понимается специфическая деятельность государства, его органов и должностных лиц по упорядочению общественных отношений путем установления правовых норм и принятия в необходимых случаях индивидуально регламентирующих решений (в соответствии с этими нормами) по юридически значимым вопросам, которые возникают в рамках таких отношений. Следовательно, назначение правового регулирования вообще — функциональное, управленческое, а правовое регулирование деятельности таможенных органов по контролю за перемещением ОИС через таможенную границу носит функциональный характер. Под правовой основой деятельности таможенных органов по контролю за перемещением ОИС через таможенную границу понимается фундаментальная, базовая часть правового регулирования, которая осуществляется прежде всего на уровне общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров, заключенных или признанных странами Таможенного союза. Правовые нормы, содержащиеся в названных нормативных правовых актах, в своей совокупности регулируют отношения в сфере международного оборота ОИС. Именно на их основе таможенными органами организуется контроль за перемещением ОИС через таможенную границу. К основным международным правовым актам, регулирующим деятельность в области защиты ИС, можно отнести следующие: Мадридское соглашение о международной регистрации знаков (Мадридское соглашение), Парижская конвенция об охране промышленной собственности (Парижская конвенция), Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве, Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений (Бернская конвенция), Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизведения их фонограмм, Правила таможенного контроля за перемещением через таможенную границу товаров, содержащих ОИС, утвержденные в сентябре 2001 г. Правительствами государств — участников СНГ, и другие. В частности, Мадридское соглашение определяет порядок и условия международной регистрации знаков в международном бюро ВОИС и выдачи сертификата на зарегистрированный товарный знак. Здесь же указано, что сертификат содержит информацию о товарном знаке, данные о правообладателе, классы товаров, по которым зарегистрирован товарный знак, срок охраны товарного знака и др. Парижская конвенция об охране промышленной собственности определяет, что является промышленной собственностью: порядок предоставления правовой охраны и сроки такой охраны. Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве, Бернская конвенция, Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизведения их фонограмм определяют правовое регулирование отношений, возникающих в связи с созданием и использованием объектов авторских <10> и смежных прав, а Правила таможенного контроля за перемещением через таможенную границу товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, — общие принципы и порядок осуществления таможенного контроля за перемещением через таможенную границу товаров, содержащих ОИС. ——————————— <10> В отношении авторских прав действует территориальный принцип охраны, заключающийся в том, что авторское право на произведение, возникшее на территории одного государства, будет признаваться на территории другого государства только при наличии вышеуказанных международных соглашений.

При осуществлении таможенными органами практической деятельности по защите прав ИС на единой территории Таможенного союза необходимо учитывать особое значение норм международных соглашений в сфере ИС, которое состоит в том, что в случае противоречия между нормами международных соглашений и нормами внутреннего законодательства каждой из стран Таможенного союза преимущество имеют международные нормы <11>. ——————————— <11> Названное положение для Российской Федерации в данном случае несущественно, т. к. положения основных российский законов, прежде всего Гражданского кодекса Российской Федерации и Таможенного кодекса Российской Федерации, разработаны с учетом норм международного права и в части, касающейся России, детализируют его.

Учитывая изложенное и руководствуясь международными нормативными правовыми актами, таможенные органы должны осуществлять свою деятельность в области контроля за перемещением через таможенную границу товаров, содержащих ОИС, и осуществлять защиту прав ИС при осуществлении таможенного регулирования на единой территории Таможенного союза. Таким образом, можно сделать вывод, что в целях осуществления и совершенствования правового регулирования защиты прав ИС в процессе таможенного регулирования на единой территории Таможенного союза: — имеется необходимая научная и теоретическая база; — таможенные органы располагают необходимой нормативной правовой базой и механизмами для осуществления указанной деятельности; — в целях повышения эффективности деятельности таможенных органов целесообразно разработать и закрепить в соответствующих нормативных правовых актах порядок их действий без заявления правообладателя в случае наличия подозрения, что перемещение товаров осуществляется с нарушением законодательства об ИС.

——————————————————————