О праве авторства
(Хохлов В. А.) («Законы России: опыт, анализ, практика», 2012, N 4)
О ПРАВЕ АВТОРСТВА
В. А. ХОХЛОВ
Хохлов Вадим Аркадьевич, доктор юридических наук, профессор кафедры гражданского права Самарского государственного экономического университета.
В статье анализируется право авторства как основное личное неимущественное право авторов — создателей результатов интеллектуальной деятельности. Аргументируется его системообразующая функция для норм всей четвертой части Гражданского кодекса, признается необходимость сохранения этого права в качестве именно субъективного гражданского права.
Ключевые слова: право авторства; неимущественные права; авторское произведение; особенности охраны права авторства.
About copyright V. A. Hohlov
Hohlov Vadim Arkadievich, doctor of law, professor of civil and business law of Samara state economic university.
In the article the copyright is analised as the basic personal non-property right of authors — creators of the results of intellectual activity. Its system-forming function for the Part 4 of the Civil Code is reasoned; the necessity of preserving as a subjective civil right is recognized.
Key words: copyright; non-property rights; author’s work; peculiarities of copyright protection.
В соответствии с п. 2 ст. 1228 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) автору результата интеллектуальной деятельности принадлежит право авторства, а в случаях, предусмотренных ГК РФ, — право на имя и иные личные неимущественные права; эти права автора неотчуждаемы и непередаваемы, отказ от них ничтожен, а охраняются они бессрочно. Общего определения права авторства Закон не содержит, оно дается лишь в п. 1 ст. 1265 ГК РФ применительно к авторским произведениям как «право признаваться автором произведения». Собственно, почти так же определялось право авторства и в ст. 15 прекратившего действие Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» <1>, но до принятия четвертой части ГК РФ оно рассматривалось как часть, компонент единого авторского права <2>. ——————————— <1> Закон РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» // Российская газета. 1993. 3 авг. <2> См.: Гаврилов Э. П. Комментарий к Закону об авторском праве и смежных правах. М.: Экзамен, 2005. С. 117 — 119.
В настоящее время практически для всех развитых стран ориентиром в установлении права авторства является положение п. 1 ст. 6 (bis) Бернской конвенции <3> как основного международного акта в сфере авторского права: «Независимо от имущественных прав автора и даже после уступки этих прав он имеет право требовать признания своего авторства на произведение…» ——————————— <3> Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. // СПС «Гарант». Значение данной Конвенции объясняется и тем, что участие в ней является предпосылкой заключения ряда других международных договоров или участия в иных международных объединениях, например во Всемирной торговой организации.
В дореволюционной России право авторства как таковое не выделялось и редко отграничивалось от имущественных полномочий, хотя и признавалось существование особых возможностей, не сводимых к использованию произведения <4>. В известной работе Я. А. Канторовича отмечается, что специальные усилия исследователей того времени не привели к успеху в отыскании твердой границы между имущественными и личными неимущественными правами создателей результатов интеллектуальной деятельности <5>. ——————————— <4> Например, в соответствии с п. 19 Положения об авторском праве от 20 марта 1911 г. предусматривалась обязанность при любых заимствованиях указывать автора и источник заимствования (см.: Положение об авторском праве // Беляцкин С. А. Новое авторское право в его основных принципах. СПб., 1912. С. 140). Аналогичной была и норма ст. 1283 проекта Гражданского уложения (см.: Проект Гражданского уложения Российской империи // Кодификация российского гражданского права. Екатеринбург: Институт частного права, 2003. С. 461). Г. Ф. Шершеневич под авторским правом понимал именно «исключительное право распространения» произведения», полагая, что само творчество основано на общей правоспособности (см.: Шершеневич Г. Ф. Авторское право на литературные произведения. СПб., 1891. С. 2 — 62, 75 и далее). <5> См.: Канторович Я. А. Авторское право на литературные, музыкальные, художественные и фотографические произведения. СПб., 1916. С. 358 и далее.
По смыслу нормы абз. 1 п. 2 ст. 1228 ГК РФ право авторства существует в отношении всякого результата интеллектуальной деятельности, но оно не может возникнуть в отношении средств индивидуализации. Поэтому, например, в отношении таких объектов, как товарные знаки или, скажем, коммерческие обозначения, право авторства не предусмотрено. Это объяснимо не только отсутствием нормативных требований творчества к объектам такого рода, но и специфическими задачами, возлагаемыми на само право авторства. Если средства индивидуализации исходно предназначены для защиты интересов предпринимателя путем идентификации его фирмы, продукции, производства и отграничения их от других подобных объектов, то наделение правом авторства решает преимущественно задачи, связанные с условиями реализации творца как автономной личности. Наиболее полно урегулировано и наиболее исследовано в доктринальном плане право авторства создателей авторских произведений. Далее мы будем иметь в виду право авторства в отношении именно этих объектов, тем более, что твердо и определенно говорить о нем как о самостоятельном субъективном праве с относительно ясным объемом сегодня можно лишь применительно к авторским произведениям <6>. ——————————— <6> Выработка единого понимания права авторства применительно к любым результатам интеллектуальной деятельности затруднена различием порядка их появления, регистрационными процедурами и, видимо, еще впереди.
В отличие от иных личных неимущественных прав, которые имеются лишь в случаях, названных ГК, право авторства на произведение должно предполагаться имеющимся всегда, независимо от того, есть или нет специальное указание законодателя. Это положение действует и в случаях, когда автор не опубликовал или иным образом не обнародовал свое произведение, а также если он действовал анонимно либо используемое им имя не позволяет идентифицировать автора. Перечня личных неимущественных прав автора не существует, хотя обычно к ним относят права, названные в п. 2 ст. 1255 ГК РФ, а также некоторые иные <7>. Личные неимущественные права, названные в п. 2 ст. 1228 и ст. 1265, 1266 ГК РФ, не являются чем-то уникальным и по своему происхождению (генетически) являются частью личных неимущественных прав, относящихся к предмету гражданско-правового регулирования (см. п. 1 ст. 2 ГК РФ). Таким образом, они должны быть отнесены к классу личных возможностей, составляющих содержание общей гражданской правоспособности. Дополнительным аргументом в пользу этого является прямое указание абз. 2 п. 1 ст. 1231 ГК РФ, что личные неимущественные и иные интеллектуальные права, не являющиеся исключительными, действуют на территории РФ в соответствии с абз. 4 п. 1 ст. 2 ГК РФ. Обычно это положение используется для доказательства обладания такими правами иностранными гражданами и лицами без гражданства, но, разумеется, вполне может быть применено и в отношении граждан РФ. ——————————— <7> Если ограничиться сферой авторского права, то чаще всего указывают на «право на обнародование», «право отзыва», «право авторского контроля за разработкой документации для строительства» (ст. 1294 ГК РФ). См., например: Постатейный научно-практический комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации. Книга 1. М.: Издательский дом «Буквовед», 2008. С. 369 и др. К сожалению, законодатель не отнес к ним право автора давать согласие на использование произведения в составе товарного знака, предусмотрев, что такое согласие дает лишь правообладатель (см. подп. 1 п. 9 ст. 1483 ГК РФ).
Однако признание такой связи личных неимущественных прав, включая право авторства, с объективным правом, со статусом личности вызывает потребность пояснений. В частности, в теоретико-доктринальном плане требуется учитывать межотраслевой характер соответствующих норм и также понять соотношение норм конституционного и гражданского права применительно к творчеству и его результатам; в практическом плане важно ориентироваться на необходимость выяснения точного объема прав и обязанностей участников конкретных правоотношений. В зарубежной литературе, прежде всего — в англо-американской, права, связанные с возможностью творчества, идентификацией автора, возможностью давать произведению наименование и пр., традиционно именуются «моральными» <8>; этот вольный перевод с французского («droits moraux») легко вошел в оборот, но ему придается неодинаковое значение. В целом на этот взгляд и терминологию влияют различие правовых систем и отсутствие жесткого разделения во многих странах авторских прав на имущественные и личные неимущественные. Если здесь и появляются специальные нормы авторского законодательства, то они направлены прежде всего на установление предельных сроков, когда автор может действовать анонимно (собственно, такие же правила были и в отечественном Положении 1911 г. — см. ст. 17). Впрочем, само понятие «право авторства» законодательству Англии известно, хотя и понимается своеобразно <9>, чаще всего — как единое с полномочиями по обозначению авторства (определению, идентификации автора). ——————————— <8> См., например: Бентли Л., Шерман Б. Право интеллектуальной собственности. Авторское право. СПб.: Юридический центр «Пресс», 2004. С. 268, 402 и далее. <9> Любопытный материал о том, как в Англии была имплементирована норма ст. 6 (bis) Бернской конвенции, см.: Там же. С. 403 — 407.
В традиционной систематике гражданских прав право авторства обычно толкуется как личное неимущественное субъективное право, реализуемое в абсолютных правоотношениях <10>. Однако ни в законе, ни в судебной практике, ни в теоретических разработках данной проблематики так и не удалось найти ясной и твердой границы между всеми тремя личными авторскими неимущественными правами, названными в ст. 1265 — 1266 ГК РФ. ——————————— <10> При этом имеются значительные расхождения в толковании законодательных положений лишь относительно самих объектов, названных в ст. 150 ГК РФ (соответствует ли понятию «благо» соответствующий объект прав или нет), а также относительно того, «регулирует» ли гражданское право отношения по поводу таких объектов или же лишь «защищает» их. Об этом см.: Гражданское право: Учебник. Том 1 / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. М.: Проспект, 2000. С. 315 и далее.
С одной стороны, есть достаточные основания полагать, что их объем и механизм появления не совпадают; так, право авторства служит предпосылкой права на имя (а не наоборот!), право авторства как особое субъективное право может существовать и на неопубликованные произведения, что трудно сказать в отношении права на имя (если не смешивать субъективное право с объективной, физической возможностью как-то поименовать созданный объект). С другой стороны, право на имя в значительной степени есть форма реализации права авторства и в отечественной литературе всегда существовало мнение о единстве всех личных неимущественных прав, объединяемых личностью автора <11>, тем более это касается права на защиту от искажений произведения, выполняющего, скорее, обслуживающие функции. Во многих странах просто нет такого понятия, как «право авторства», либо дается другое его истолкование. Так, известный европейский специалист по авторскому праву Д. Липцик, признавая автономность права авторства, полагает возможным включить в право авторства «право требовать… упоминания особым способом его имени, сокращенно или совместно с любым элементом» <12>. Не предусматривает обязанности выделять это право и ТРИПС — Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, являющееся частью правовой системы ВТО <13>. В нем предусмотрено, что члены ВТО должны соблюдать основные положения Бернской конвенции, но во второй фразе п. 1 ст. 9 данного акта содержится указание о том, что они не имеют прав или обязательств «в отношении прав, предоставляемых согласно статье 6 (bis)» или вытекающих из нее. ——————————— <11> В частности, право на имя рассматривалось как лишь способ реализации права авторства (см., например: Гордон М. В. Советское авторское право. М.: Госюриздат, 1955. С. 43 и далее). <12> Липцик Д. Авторское и смежные права. М.: Ладомир; ЮНЕСКО, 2002. <13> См.: СПС «Гарант».
И все же нам следует сохранить это право в качестве самостоятельного в своей национальной правовой системе не только потому, что оно соответствует сложившимся традициям континентальной правовой семьи. В этих целях проанализируем его ключевые аспекты. 1. Возможность быть творцом, создателем результатов интеллектуальной деятельности закреплена в нормах объективного права, в том числе в Конституции РФ (ст. 44) и нормах ГК, прежде всего — в ст. 150. Относительно норм данной статьи долгое время велись споры, основанные преимущественно на не вполне удачной ее редакции, допускающей смешение «благ» и «прав». Следует предположить, что при реализации положений проекта внесения изменений в первую, вторую, третью и четвертую части Гражданского кодекса РФ <14> значительная часть причин для разночтения будет просто устранена; проектом сохранена связь авторских прав и нематериальных благ, но вместо слов «право авторства» в действующей редакции Кодекса предполагается указать «авторство». ——————————— <14> См., например: http://rg/ru/14/09/2011 (дата обращения — 17 декабря 2011 г.), далее — проект ГК РФ.
Таким образом, «авторство» — это благо, возможность заниматься творческой деятельностью. При появлении соответствующих юридических фактов и тем самым возникновении правоотношений по поводу этих благ возникают субъективные права. Разумеется, эти правоотношения могут иметь различную отраслевую принадлежность, но с появлением юридических фактов, предусматриваемых нормами гражданского права, возникают и гражданско-правовые отношения, вызывая тем самым и субъективные гражданские права как их содержание. 2. Право авторства возникает с момента создания произведения, отражая объективный факт действительности, по этой причине правильно разграничивать право авторства как субъективное гражданское право и авторство как юридический факт <15>. Это отличает право авторства, например, от права на имя, где решающее значение имеют волеизъявление автора и его субъективные представления (и даже пристрастия) о возможностях и способах фиксации имени. ——————————— <15> См.: Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М.: Проспект, 2001. С. 201.
Действия по созданию авторских произведений в системе юридических фактов относятся к классу поступков, т. е. тех действий, которые вызывают последствия независимо от намерений при их совершении, поэтому авторские произведения, а также соответствующие права на них возникают с момента придания произведению объективной формы. Право авторства как субъективное гражданское право существует столько же, сколько существует сам автор. Поэтому установление правил о защите после смерти автора (ст. 1267 ГК РФ) есть установление правил об охране самого правопорядка, хотя бы и осуществляемого иными лицами. 3. Основные признаки произведения связаны именно с его автором (творческий характер, оригинальность и даже объективная форма произведения <16>). Само наименование «авторское право» указывает на центральную роль именно автора в данной сфере, без автора нет и не может быть никаких авторских правоотношений, он же определяет и готовность произведения для представления, что вполне отразилось в существовании особого права отзыва (ст. 1269 ГК РФ), принадлежащего только автору. ——————————— <16> Имеется в виду, что ее выбор и придание ей требуемых параметров — дело самого автора.
Следует положительно оценить положение проекта ГК РФ о дополнении ст. 1233 п. 6, предусматривающим возможность правообладателя безвозмездно разрешать использовать результат интеллектуальной деятельности. Впрочем, и само исключительное право, которому в четвертой части ГК РФ придано организующее значение (ст. 1229, 1270 ГК РФ), в действительности зависит и предопределено наличием права авторства. Например, если будет установлено, что право авторства отсутствовало или принадлежало другому лицу, т. е. основания для утверждения об отсутствии и исключительного права (например, предоставленного договором). В последнее время в средствах массовой информации, в том числе на общероссийских телевизионных каналах, лица, связанные с созданием авторских произведений, публично признаются в том, что вовсе не они являются их авторами. Но с правовой точки зрения такое признание следует оценивать как заявление об отсутствии права авторства и, следовательно, такие произведения не имеют правовой защиты <17>. Передача исключительного права на подобные произведения для использования (например, кинокомпании, издательству) не может вызвать правовых последствий. ——————————— <17> Разумеется, если не объявится их действительный автор.
Самодостаточность права авторства проявляется и при создании служебного произведения (ст. 1295 ГК РФ): именно оно является основанием выплаты вознаграждения за создание такого произведения, так как исключительное право по общему правилу достается работодателю (ст. 1295 ГК РФ). 4. Это право является именно личным как в плане противопоставления имущественным правам, так и для указания на роль самого творца в формировании всей системы авторских прав. Всех их, в том числе и исключительное право, объединяет именно фигура автора, результат деятельности которого единственно и порождает их. В принципе, потенциально вся группа прав, которая сегодня в ГК РФ названа как «интеллектуальные права» (ст. 1226 ГК РФ), могла бы получить наименование «авторские права» <18>. ——————————— <18> Понятие «интеллектуальные права» как собирательное лишь указывает на сферу деятельности, в которой получены соответствующие результаты, да и неизвестно юристам других стран, не используется и в международных договорах. См., например: Интервью с директором Центра правовой защиты интеллектуальной собственности В. Л. Энтиным // Законодательство и юридическая наука. 2009. N 3. С. 8.
Связанное с определенной личностью данное право может появиться лишь у физического лица (п. 1 ст. 1228 ГК РФ) <19>. ——————————— <19> Известные исключения (см., например: Гаврилов Э. П., Еременко В. И. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (постатейный). М.: Экзамен, 2009. С. 75 — 78) есть именно исключения.
Поскольку право авторства в решающей степени предопределено тем, создано ли соответствующее произведение определенным лицом, а не его персональными характеристиками, автором может стать любой гражданин независимо от возраста и состояния психики; известны многочисленные случаи, когда произведения музыкального, прикладного искусства и живописи создавались детьми и психически больными людьми <20>. Во всяком случае закон не содержит ограничений для признания таких лиц авторами. ——————————— <20> В литературе даже существует мнение, что создать подлинный шедевр можно лишь при отклонениях психики; впрочем, известно, что многие авторы значительных произведений действительно были больны.
Эти же соображения требуют исключения из числа авторов кого-либо или чего-либо помимо людей <21>. При отсутствии права авторства невозможно использовать и предусмотренный законом механизм наделения исключительным правом. Созданные в таких случаях изделия могут иметь коммерческую ценность, но их возможный оборот не может опираться на нормы части четвертой ГК РФ. ——————————— <21> Животные, в том числе имеющие развитую психику, обладающие определенными мыслительными способностями, компьютеры, реализующие созидательные функции (например, рисующие), и т. д. ни при каких условиях не должны рассматриваться как авторы в значении норм авторского законодательства.
Поскольку право авторства отражает объективный факт, то оно возникает — с соответствующими последствиями — и у спичрайтеров, литературных поденщиков (гетеронимов), вне зависимости от того, как фактически строятся отношения. В любом случае здесь нет плагиата. Следует предположить, что процесс создания творческих произведений «не для себя» продолжится и со временем, видимо, придется решать вопрос о правовом режиме этих произведений, в отношении которых действительный автор не собирается заявлять об авторстве. 5. Право авторства является абсолютным в связи с тем, что в силу создания произведения все (абсолютно все) лица, помимо автора, не могут заявлять о своем авторстве и совершать действия, на которые уполномочен автор. Относительным оно быть не может уже потому, что не возлагает на определенных лиц обязанности совершить указанные в законе действия, все возможности лежат «в поле власти» самого автора. Но какие именно возможности? Положительное содержание данного права всегда вызывало вопросы, тем более, что никакого специального «акта признания» не существует, а для возникновения произведения, для права авторства не требуется (по общему правилу) регистрационных процедур. Поэтому не прекращаются попытки несколько развернуть и уточнить законодательное определение права авторства, связывая его не столько с «признанием», сколько с личными активными действиями по отстаиванию его за определенным лицом <22>. ——————————— <22> Так, предложено под правом авторства понимать юридически обеспеченную возможность лица «считаться автором», а также вытекающую отсюда возможность «требовать признания» данного факта от других лиц. См.: Гражданское право: Учебник. Т. 3 / Под ред. А. П. Сергеева. М.: Велби, 2009. С. 180 (автор текста — А. П. Сергеев). Нетрудно заметить, что предложенное определение отличается от законодательного уже тем, что вводится понятие «считаться автором», автор «вооружается» правомочием лишь требовать признания, тогда как по смыслу закона он, скорее, уже имеет такое право.
Видимо, следует исходить из того, что это право все же включает в свое содержание возможность активных действий самого обладателя данного права. Они выражаются в возможности предопределять юридическую судьбу произведения <23>, заключать договоры авторского заказа (ст. 1288), в том числе и тогда, когда произведение еще не создано, отзывать произведение и т. п. По смыслу норм ст. 1257 ГК РФ номинация (идентификация) себя как творца требует специальных усилий, только в этом случае возникает презумпция авторства <24>. Автор вправе публично заявлять о себе как об авторе, требовать от других лиц такого признания и соответствующего поведения и т. п. Наконец, лишь обладание правом авторства вызывает «возврат» полномочий имущественного характера по истечении срока действия лицензионного договора, от наличия или отсутствия права авторства зависит возможность защиты и других личных неимущественных прав (права на имя, права на неприкосновенность произведения, право на отзыв). ——————————— <23> Здесь возможны возражения, поскольку при таком толковании право авторства весьма похоже на элемент обычной правоспособности (сделкоспособность), но ведь такой возможностью автор «вооружается» применительно к конкретному произведению, а не к любым сделкам! <24> См.: пункт 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2006 г. N 15 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах» // Российская газета. 2006. 28 июня.
6. Право авторства имеют авторы любых произведений, отвечающих признакам авторских произведений, включая переводные <25>, а также созданные в соавторстве. Здесь вероятны некоторые сложности в истолковании действия права авторства. Как известно, правовой режим соавторства может возникать и при совместном создании, и при соединении различных произведений, а также при создании общего произведения, отдельные части которого могут иметь самостоятельное значение (см. об этом ст. 1258 ГК РФ). ——————————— <25> Имея в виду, что право авторство возникает на сам перевод. Об этом см.: Чернышева С. А. Авторский договор в гражданском праве России. М., 1996. С. 55 — 56.
Поэтому, видимо, следует исходить из того, что по общему правилу каждый из соавторов обладает правом авторства на все произведение в целом, в том числе и тогда, когда произведение представляет собою соединение различных произведений. Однако надо учесть норму п. 7 ст. 1259 ГК РФ, предусматривающую, что на часть произведения распространяется не только исключительное право, но и прочие авторские права, включая право авторства <26>. Это положение, видимо, надо толковать так, что у соавторов может быть общее право авторства лишь на общий объект, но каждый из них не имеет права авторства на ту часть произведения, которая создана другим. В силу природы данных прав, неотчуждаемых и неспособных к передаче иным образом, нельзя и передать данное право. ——————————— <26> По мнению Э. П. Гаврилова, это положение решительно отличается от правил патентного права, правил о товарных знаках, где охраняется объект в целом. См.: Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (постатейный). М.: Экзамен, 2009. С. 190 (автор комментария к ст. 1260 — Э. П. Гаврилов).
Если творческий труд действительно совместный, то можно говорить о соавторстве, но не о коллективном авторстве <27>. Здесь проявляется довольно жесткое правило о том, что субъективные авторские неимущественные права могут иметься лишь при наличии конкретных граждан-авторов и могут принадлежать только определенным лицам. ——————————— <27> Например, иногда утверждается, что программа для ЭВМ создана такой-то «веб-студией», «коллективом научно-технического института» и т. п.
7. Некоторые права, указанные в законе, внешне сходны с правом авторства, но не являются им. Это касается и права продюсера-организатора (п. 4 ст. 1240 ГК РФ) указывать свое имя (наименование) или требовать этого. Тем более, что такая возможность существует не в отношении всякого использования результата интеллектуальной деятельности, а, скорее, лишь в отношении факта его применения в составе соответствующего сложного объекта; реализация указанного полномочия отражает роль данного лица в организации общей работы, а не в получении отдельного творческого результата. Как известно, издатели газеты, журнала, периодических сборников научных трудов и т. п. обладают лишь «правом использования» (п. 7 ст. 1260 ГК РФ). Это правомочие не вписывается в общую логику системы авторских прав четвертой части ГК РФ, но, вне сомнений, его нельзя признать ни правом авторства, ни исключительным правом <28>. ——————————— <28> Кстати, поэтому необоснованно на таких изданиях данные издатели часто ставят знак «копирайт» — (C), поскольку его проставление допустимо лишь правообладателем с указанием его имени.
8. Наконец, право авторства имеет и специфику защиты. Право на защиту рассматриваемого права составляет его неотъемлемый компонент, имманентно присущий всякому гражданскому праву и не требующий обособления в особое «право на защиту права авторства». При этом правило о защите и осуществлении издателем авторским прав лиц, выступающих анонимно или под псевдонимом (п. 2 ст. 1265 ГК РФ), следует считать распространяющимся и на защиту права авторства, а не только права на имя. Защита права авторства должна основываться на нормах ст. 12, 1250 — 1251 ГК РФ и может производиться любыми способами, названными в нормах этих статей <29>, адекватными существу нарушения (либо характеру посягательств на данное право). В их числе и восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право авторства или создающих угрозу его нарушения, и компенсация морального вреда (с учетом норм ст. 151 ГК РФ), и возмещение убытков, и самозащита прав, и т. д. Однако основным иском следует назвать иск о признании права авторства, который может предъявляться как в случае различного рода плагиата (присвоения авторства), так и посягательств на это (например, и тогда, когда соответствующие экземпляры не изготовлены), а равно и иных нарушений такого права. ——————————— <29> Проектом ГК предусмотрено дополнение п. 2 ст. 150 ГК РФ новыми абзацами, предусматривающими защиту всех нематериальных благ, названных в этой статье.
Использование произведения, пусть и в некоммерческих целях, но не в личных (не «в кругу семьи»), может являться, на наш взгляд, нарушением не только исключительного права, но и права авторства <30>. Вообще говоря, правильно исходить из того, что любое воспроизведение, игнорирующее или искажающее авторство определенного лица, независимо от того, имелось или не имелось нарушение исключительного права, может повлечь нарушение права авторства. ——————————— <30> В этой связи показательно известное дело по иску о защите права авторства и исключительного права. См.: Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 24 мая 2011 г. N 5-В11-32 // СПС «Гарант».
Признаки действия права авторства как самостоятельного хорошо видны в нормах ст. 1274 — 1280 ГК РФ, предусматривающих свободное использование произведений, но на условиях, указанных в гипотезах соответствующих норм. В их числе обычно следует указание на то, что требуется указать имя автора. Например, в соответствии с п. 1 ст. 1274 свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях дозволяется лишь «с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования». Такое выражение, конечно же, можно связать с действием права на имя, но последнее в соответствии с п. 1 ст. 1265 ГК РФ означает лишь «право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени». На практике вариантов форм реализации этого права еще больше, нежели указал законодатель <31>, но все они представляют собою варианты собственного поведения автора. Между тем названные условия свободного использования характеризуют вовсе не действия автора, а д ействия соответствующего пользователя. Иначе говоря, несоблюдение правил гипотезы таких норм также влечет нарушение права авторства. ——————————— <31> В частности, автор может себя назвать именем другого реального лица, назвать в числе соавторов собственный псевдоним и т. п. См., например: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (учебно-практический). Части первая, вторая, третья, четвертая / Под ред. С. А. Степанова // СПС «Гарант». Однако авторы ошибочно полагают, что право на имя может быть осуществлено путем использования цифр. Дело в том, что понятие «имя», хотя и может иметь отличия в отдельных институтах гражданского права, все же должно подчиняться общим правилам в данной отрасли правового регулирования. Поскольку само «имя» есть словесная форма обозначения лица, нет оснований допускать существование каких-либо имен физических лиц в виде иных знаков (см.: Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» // СЗ РФ. 1997. N 47. Ст. 5340).
Наличие различных средств защиты, дифференцированных исходя из того, что именно нарушено, не лишает заинтересованное лицо права обращаться с единым иском, включающим различные требования <32>. ——————————— <32> См., например: Определение Судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 4 июля 2011 г. по делу N 33-18681 // СПС «Гарант».
Иногда требования, вызванные нарушением права авторства и направленные на пресечение неправомерных действий, сочетаются с защитой и права на имя, в частности при требовании запрета использовать определенное имя в качестве автора определенного произведения <33>. ——————————— <33> См., например: Определение ВАС РФ от 17 октября 2011 г. N ВАС-15289/07 // СПС «Гарант». Имеется в виду довольно известный спор о возможности использовать имя С. И. Ожегова в качестве автора Толкового словаря русского языка (80 000 слов), использованного в Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия. См. также: Постановление ФАС Московского округа от 26 июля 2011 г. N Ф05-7034/07 // СПС «Гарант».
Имеющиеся ограничения в использовании тех или иных способов защиты, и формулировки требований (предмета иска) вызваны преимущественно необходимостью учитывать характер самого права авторства. Так, если автор по договору об отчуждении исключительного права передал его другому лицу, он не может требования о признании авторства сочетать с требованиями о взыскании компенсации, предусмотренной нормами ст. 1301 ГК РФ (см. также п. 3 ст. 1252 ГК РФ). В судебной практике обоснованно признается, что при подаче иска о признании договора об отчуждении исключительного права недействительным и применении последствий недействительности ничтожной сделки вопросы о праве авторства обсуждаться не могут, так как должны составлять предмет отдельного требования (иска) <34>. ——————————— <34> См., например: Постановление ФАС Московского округа от 21 октября 2010 г. N КГ-А40/11679-10 // СПС «Гарант».
Особенности механизма защиты, в том числе в случаях, когда не было нарушения исключительного права, но существует угроза этого, также проявляется потребность выделения права авторства как отдельного субъективного права. Здесь же заметим, что в соответствии со ст. 208 ГК РФ на требования о защите права авторства исковая давность не распространяется.
Библиографический список
1. Беляцкин С. А. Новое авторское право в его основных принципах. СПб., 1912. 2. Бентли Л., Шерман Б. Право интеллектуальной собственности. Авторское право. СПб.: Юридический центр «Пресс», 2004. 3. Гаврилов Э. П., Еременко В. И. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (постатейный). М.: Экзамен, 2009. 4. Гаврилов Э. П. Комментарий к Закону об авторском и смежных правах. М.: Экзамен, 2005. 5. Гордон М. В. Советское авторское право. М.: Госюриздат, 1955. 6. Гражданское право: Учебник. Т. 3 / Под ред. А. П. Сергеева. М.: Велби, 2009. 7. Гражданское право: Учебник. Т. 1 / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. М.: Проспект, 2000. 8. Интервью с директором Центра правовой защиты интеллектуальной собственности В. Л. Энтиным // Законодательство и юридическая наука. 2009. N 3. 9. Канторович Я. А. Авторское право на литературные, музыкальные, художественные и фотографические произведения. СПб., 1916. 10. Липцик Д. Авторское право и смежные права. М.: Ладомир; ЮНЕСКО, 2002. 11. Постатейный научно-практический комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации. Книга 1. М.: Издательский дом «Буквовед», 2008. 12. Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М.: Проспект, 2001. 13. Чернышева С. А. Авторский договор в гражданском праве России. М.: Гардарика, 1996. 14. Шершеневич Г. Ф. Авторское право на литературные произведения. СПб., 1891.
——————————————————————