Публичная оферта о заключении потребительского договора
(Внуков Н. А.) («Арбитражный и гражданский процесс», 2011, N 7)
ПУБЛИЧНАЯ ОФЕРТА О ЗАКЛЮЧЕНИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ДОГОВОРА <*>
Н. А. ВНУКОВ
——————————— <*> Vnukov N. A. The public offer about the conclusion of the consumer contract.
Внуков Николай Александрович, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин ОРАГС, кандидат политических наук.
В статье рассматриваются особенности публичной оферты о заключении потребительского договора. Обозначены проблемы правового регулирования данных правоотношений и предложены пути их решений. Автором также сформулировано определение потребительского обязательства.
Ключевые слова: гражданин-потребитель, потребительский договор, публичный договор, публичная оферта.
In article features of the public offer about the conclusion of the consumer contract are considered. Problems of legal regulation of the given legal relationship are designated and ways of their decisions are offered. The author also formulates definition of the consumer obligation.
Key words: the citizen-consumer, the consumer contract, the public contract, the public offer.
Проблемы правового регулирования договорных отношений с участием граждан-потребителей всегда в той или иной степени разрабатывались в отечественной цивилистике, это обусловлено значением потребительских договоров как одной из основных конструкций, на основе которой возникают правоотношения с участием граждан-потребителей. Договоры с участием граждан-потребителей занимают особое место в обширнейшем массиве гражданско-правовых норм договорного права, представляя собой один из важнейших институтов гражданского права. Потребительский договор, по нашему мнению, следует рассматривать как самостоятельный тип договоров, который является одним из важнейших институтов гражданского права. Существующие сегодня потребительские договоры образуют единую систему договорных связей, которая представляет собой совокупность гражданско-правовых договоров, имеющую в своей основе единство и взаимосвязь, обладающую внутренней ценностной структурой и направленную на достижение общей цели бытового характера. Систему договорного регулирования потребительских отношений целесообразно строить исходя из общей правовой природы данных отношений, которая обеспечивает единство потребительских договоров. При этом однородные договорные потребительские отношения должны регулироваться общими нормами права. В связи с этим в целях повышения эффективности правового регулирования и правоприменительной практики необходимо установить в гражданском законодательстве единую (универсальную) юридическую конструкцию договора с участием гражданина-потребителя (потребительского договора). Автор предлагает включить в ГК РФ главу «Продажа товаров, выполнение работ, оказание услуг с участием граждан-потребителей». Общие положения отдельных типов договоров должны применяться к их видам, являющимся, в свою очередь, отдельными видами потребительского договора, если это не противоречит общим положениям о потребительском договоре и правовой природе потребительских отношений. Правовая регламентация данного типа гражданско-правового договора позволит также избежать проблем, связанных с появлением новых видов потребительского договора, способов оформления прав и обязанностей сторон (в виде электронной сделки), способов осуществления расчетов (посредством sms-платежей) и т. д. Необходимость единого правового регулирования потребительских договоров вызвана их однородностью, которая обусловлена особой правовой природой такого договора, состоящей, во-первых, в особом субъектном составе, во-вторых, исходя из общей каузы (цели), которую преследуют субъекты, заключая договор, в-третьих, в особом предмете рассматриваемого договора, в части предназначения объекта исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской или иной профессиональной и социально значимой деятельности, в-четвертых, в однородности потребительских обязательств, возникающих из такого договора, в части применения к ним потребительского законодательства, и в-пятых, в особом порядке заключения. Дифференциация потребительских договоров, а также прав и обязанностей соответствующих потребительских обязательств должна осуществляться исходя из общей правовой природы предмета рассматриваемого договора и обязательства, а также по иным вторичным признакам, которыми могут быть сроки, форма, состав субъектов, выступающих в качестве контрагента гражданина-потребителя, и т. д. При этом, по мнению автора, под потребительским обязательством в самом общем виде следует понимать гражданское правоотношение, в силу которого одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, связанное с продажей товаров, выполнением работ или оказанием услуг исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской или иной социально значимой и профессиональной деятельности, либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Несмотря на очевидную важность волеизъявлений в гражданском обороте, ГК РФ полностью не отдает предпочтение этой составляющей договорного соглашения. Достаточно обратится к положениям ст. 431 ГК РФ о толковании договора, где для выяснения намерений сторон суд должен принимать во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений, т. е. исследовать акт письменного волеизъявления. И в случае, если это не позволит определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон. Действительно, в гражданском обороте отделить волю и волеизъявление порой достаточно трудно, поэтому на современном этапе развития гражданско-правовых отношений, когда степень доверия между контрагентами не столь высока, будет наиболее предпочтительным при установлении действительности заключенного соглашения рассматривать и волю, и волеизъявление сторон. И здесь мы разделяем мнение тех авторов, которые рассматривают сделку в единстве субъективного и объективного элемента — воли и волеизъявления <1>. ——————————— <1> Этой теории придерживалась и А. М. Белякова (См.: Советское гражданское право / Отв. ред. В. П. Грибанов, С. М. Корнеев. М., 1979. Т. 1 С. 220 (автор гл. 8 — А. М. Белякова)).
При этом, по мнению автора, необходимо считать действительными те сделки, по которым лицо втайне рассчитывает на то, что выраженная им воля не соответствует его истинной воле. В связи с этим есть смысл ст. 166 ГК РФ дополнить п. 3, изложив его в следующей редакции: «Сделка является действительной, если лицо, изъявившее волю, втайне рассчитывало на то, что выраженная им воля не соответствует его истинной воле, за исключением случаев, когда об этом было известно другой стороне по сделке». Потребительский договор заключается посредством публичной оферты, под которой понимается содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется (п. 2 ст. 437 ГК РФ). Причем такую публичную оферту в современной литературе Н. Д. Егоров рассматривает опять же как предложение, обращенное к любому и каждому <2>. В свою очередь М. И. Брагинский считает, что «адресатом такой оферты является неопределенная множественность лиц» <3>. Но рассматривать такое публичное предложение как оферту можно только в случае, если она содержит все существенные условия будущего потребительского договора, и другая сторона для его заключения должна выразить безоговорочное согласие. Публичная оферта должна быть направлена к неопределенному кругу лиц; иметь возможность немедленного акцепта; выражать намерение оферента заключить договор на указанных в оферте условиях; содержать все существенные условия договора, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 494 ГК РФ. Юридические последствия признания предложения публичной офертой заключаются в том, что оферент должен заключить потребительский договор на условиях, предусмотренных в оферте, с любым, кто отзовется на такое предложение. Заключение договора на иных условиях недопустимо, в этом случае контрагент вправе требовать возмещения понесенных убытков. ——————————— <2> См.: Гражданское право: Учебник / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. Т. 1. М., 2004. С. 502 (гл. 25 — Н. Д. Егоров). —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Монография М. И. Брагинского, В. В. Витрянского «Договорное право. Общие положения» (Книга 1) включена в информационный банк согласно публикации — Статут, 2001 (издание 3-е, стереотипное). —————————————————————— <3> Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Книга первая: Общие положения. М.: Статут, 2009. С. 199.
Публичная оферта может совершаться как в письменной, так и в устной форме (например, по телевидению и т. д.). В качестве исключения из общего правила ст. 494 ГК РФ устанавливает, что выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т. п.) товаров, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т. п.) в месте их продажи признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи, за исключением случая, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи. По общему правилу согласно ст. 437 ГК РФ реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в приглашении. Однако при указании предмета рекламы и цены (например, автомобиля, одежды и т. д.) такое предложение по правилам п. 2 ст. 437 ГК РФ надлежит считать офертой. Многие рекламодатели в таких случаях указывают, что цены действительны на момент публикации. Рассматривая публичную оферту как предложение неопределенному кругу лиц или обращенное ко всем и каждому, авторы приводят в качестве примеров товар, размещенный в магазине или такси, стоящее с включенным огоньком. Наиболее наглядно данный вопрос можно исследовать на примере розничной купли-продажи с использованием автоматов. Здесь оферта сделана для неограниченного количества покупателей путем выставления автомата с предоставлением информации в письменной форме о продавце товара и условиях его приобретения, с указанием действий, которые должен совершить для этого покупатель. В такой оферте имеются все существенные условия потребительского договора купли-продажи. И покупателю достаточно для заключения потребительского договора конклюдентными действиями акцептовать такую оферту, совершив необходимые действия по получению товара. Представляется, что под возможностью немедленного акцепта должна пониматься и возможность немедленного направления согласия заключить потребительский договор (акцепт) гражданином-потребителем, и возможность немедленного принятия акцепта оферентом в момент его поступления. Автор предлагает установить общее правило, согласно которому заключению любого потребительского договора должна предшествовать публичная оферта. В связи с этим необходимо дополнить ст. 437 ГК РФ п. 3, изложив его в следующей редакции: «Выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т. п.) товаров, предложение о выполнении работы и оказании услуги, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров, работ, услуг и т. п.), которые предназначены исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской или иной профессиональной и социально значимой деятельности, в месте их продажи или нахождения хозяйствующего субъекта признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия потребительского договора, за исключением случая, когда иное явно не указано хозяйствующим субъектом». Пункт 2 ст. 494 ГК РФ следует считать утратившим силу. При этом по отдельным потребительским договорам целесообразно установить прямое указание на то, что является публичной офертой. Например, автор считает необходимым прямо предусмотреть по аналогии, как это предусмотрено законодателем в п. 2. ст. 494 ГК РФ, что публичной офертой по договору фрахтования легкового такси для перевозки пассажиров и багажа является специальный опознавательный фонарь оранжевого цвета, установленный на крыше транспортного средства и включенный при готовности легкового такси к перевозке пассажиров и багажа. Для этого необходимо п. 1 ст. 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» дополнить следующей нормой: «Специальный опознавательный фонарь оранжевого цвета, установленный на крыше транспортного средства и включенный при готовности легкового такси к перевозке пассажиров и багажа, является публичной офертой, независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора фрахтования легкового такси для перевозки пассажиров и багажа». Современная сфера информационно-коммуникационных технологий продолжает поражать своей стремительной динамикой. Непрекращающееся увеличение числа пользователей социальных сетей, огромная популярность блогов и подкастов, беспрецедентный рост продаж нетбуков — все это свидетельствует о том, что еще недавно звучавшие прогнозы специалистов о наступлении века информационных технологий постепенно становятся реальностью. Появление новых экономических и правовых явлений, таких как «электронная сделка», «электронная цифровая подпись», «аналог собственноручной подписи», «электронный документ», «электронная коммерция», свидетельствует к тому же об изменении самого образа общественного мышления. Развитие сети Интернет вносит много нового в отношения между субъектами, пользующимися ею. Теперь появилась возможность за считанные секунды, не вставая из-за рабочего стола и не отходя от компьютера, заключить потребительский договор с хозяйствующим субъектом из другого региона или страны. При этом новые задачи возникают и у гражданского права, заключающиеся в том, чтобы подготовить правовую базу для регулирования возникших общественных отношений <4>. ——————————— <4> Козлов П. Электронная сделка — новая форма для новых возможностей // URL: http://www. advolex. ru/articles/elctron.
По мнению автора, для правовой регламентации электронных сделок в действующее законодательство необходимо внести следующие изменения: 1. Статью 160 ГК РФ дополнить п. 4, изложив его в следующей редакции: «Письменная форма сделки может быть заменена электронной формой, если иное не предусмотрено законом или не вытекает из обычаев делового оборота». При заключении потребительского договора в электронной форме согласно п. 2 ст. 160 ГК РФ факсимильное воспроизведение подписи с помощью средств механического или иного копирования, электронно-цифровой подписи либо иного аналога собственноручной подписи допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. При этом наиболее быстрым и удобным способом подписания электронной сделки является аналог собственноручной подписи. В потребительском договоре должно быть прямо предусмотрено, что стороны признают юридическую силу за документами, подписываемыми аналогом собственноручной подписи. Такой позиции придерживается и суд. Так в Определении от 7 февраля 2008 г. N 653/08 ВАС РФ указал, что договор поставки товара, являясь по своей правовой природе сделкой, подписанный посредством факсимиле, доказательством заключения сторонами такого соглашения являться не может, учитывая отсутствие в его тексте специально оговоренного условия. Стороны потребительского договора, совершаемого в электронной форме, должны согласовать, что именно будет являться аналогом собственноручной подписи. Это может быть логин и пароль к аккуанту на сайте, адрес электронной почты, код доступа, отправленный на номер сотового телефона, и т. п. Одним из наиболее приемлемых вариантов, по мнению автора, является адрес электронной почты и код доступа, отправленный на сотовый телефон, так как только конкретные лица имеют доступ к своему электронному ящику, а сообщения фиксируются (сохраняются) на почтовых серверах (такие документы надежнее в доказательственном плане). 2. Пункт 1 ст. 420 ГК РФ дополнить абзацем 2, изложив его в следующей редакции: «Электронным договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей, заключенное в электронной форме и подписанное электронными цифровыми подписями данных лиц или иными аналогами собственноручной подписи». 3. Закон о ЗПП дополнить ст. 26.2 «Продажа товаров, выполнение работ, оказание услуг по электронной сделке», изложив ее в следующей редакции: «В случае заключения потребительского договора в электронной форме продавец обязан потребителю: незамедлительно подтвердить электронной почтой получение его заказа; создать возможность при заключении договора запросить информацию об условиях договора, включая общие условия сделок, и сохранить ее в пригодной для воспроизведения форме; создать возможность в доступной форме в любой момент отказаться от договора возмездного оказания услуг».
——————————————————————