Профессиональное обучение — гарантия содействия трудоустройству

Л.В. СЕРЕГИНА

Серегина Лариса Владимировна, научный сотрудник отдела законодательства о труде и социальном обеспечении ИЗиСП.

Анализируются проблемы, связанные с реализацией безработными гражданами права на профессиональное обучение по направлению органов службы занятости в целях последующего трудоустройства. Особое внимание уделено изучению правовых норм, регламентирующих круг граждан, которым может быть гарантировано бесплатное получение услуг по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости. Рассматриваются используемые в зарубежных государствах подходы к разрешению вопросов, возникающих при оказании органами по труду содействия гражданам в получении профессионального обучения в целях повышения их конкурентоспособности на рынке труда.

Ключевые слова: гарантии, занятость, трудоустройство, безработные граждане, профессиональное обучение.

Professional training — guarantee for promotion of employment

L.V. Seregina

The article covers the problems of enforcement the right to vocational training of unemployed by the direction of the state employment services in order to organize their further placement. Particular attention is paid to the analysis of legal regulation of those persons who can be guaranteed to get free services for vocational training, re-education and skills development by the direction of the state employment services. The author also analyzes the foreign countries experience in resolving the issues arising from activities of state employment services in the field of provision the special support to unemployed through vocational training in order to enhance their competitiveness in the labor market.

Key words: guarantee, employment, placement, unemployed, vocational training.

В соответствии с Законом РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон о занятости) гражданам РФ гарантируется бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости. Безработным гражданам предоставлено право на бесплатное получение услуг по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости (п. 2 ст. 9), осуществление которого гарантировано государством (п. 2 ст. 12). В статье 13 Закона о занятости в числе дополнительных гарантий, предоставляемых гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, предусмотрены организация обучения по специальным программам и другие меры. Таким образом, гражданам, признанным в установленном Законом порядке безработными, гарантировано бесплатное получение услуг по профессиональному обучению, осуществляемому посредством реализации программ профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации, а гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, — обучение по специальным программам.

Профессиональное обучение безработных граждан по смыслу Закона о занятости должно осуществляться, как правило, по профессиям (специальностям), пользующимся повышенным спросом на рынке труда. Тем не менее и после окончания профессионального обучения безработным гражданам не всегда удается найти подходящую работу. По данным проведенного в 2011 г. опроса населения, доля тех, кто не в состоянии трудоустроиться по уже полученным профессии или специальности из-за их невостребованности или, наоборот, высокой конкуренции на рынке труда, составляет 7% <1>. В случае, когда безработному гражданину по окончании профессионального обучения не удается найти подходящую работу, окончательная цель такого обучения, т.е. последующее трудоустройство, не достигается. При этом никто не несет ответственности ни за ошибочный выбор рекомендованного безработному места учебы, ни за дальнейшее его трудоустройство по окончании обучения.

———————————

<1> См.: Двадцать лет реформ глазами россиян (опыт многолетних социологических замеров): Аналитический доклад. М., 2011. С. 107. URL: http:// www.isras.ru/ files/ File/ Doklad/ Analit_doc_reforms.

Следует отметить, что в законодательстве о занятости обучение рассматривается как самостоятельный вид занятости (ст. 2 Закона о занятости). Как усматривается из положений данного Закона, предоставление услуг по профессиональному обучению отделено от процесса трудоустройства безработных граждан.

Очевидно, что такая схема отнюдь не содействует обеспечению трудовой занятости. Тот факт, что служба занятости не берет на себя обязательства довести до логического конца получение профессиональной подготовки, т.е. подыскать подходящее место работы, в механизме правового регулирования воспринимается как незавершенность процесса работы службы занятости <2>. В настоящее время, как следует из п. 2 ст. 35 Закона о занятости, направление на профессиональную подготовку, повышение квалификации или переподготовку приводит к снятию с учета в качестве безработного.

———————————

<2> См.: Курс российского трудового права: В 3 т. / Под ред. С.П. Маврина, А.С. Пашкова, Е.Б. Хохлова. Т. 2: Рынок труда и обеспечение занятости (правовые вопросы). М., 2001. С. 482.

Действительно, по формально-юридическим признакам обучающийся по направлению органов службы занятости не может быть признан безработным по следующим причинам. Во-первых, отсутствует такой признак, как готовность немедленно приступить к работе (кроме работы в специальном режиме, согласованном с режимом занятий); во-вторых, понятие «подходящая работа» для него является неопределенным, так как новые профессия, специальность или более высокая квалификация им еще не приобретены, а прежние знания и навыки не дают возможности трудоустройства; в-третьих, обучающийся имеет доход — получает стипендию. Но значит ли это, что возникшее до направления на профессиональное обучение отношение между безработным и органом службы занятости по поиску работы должно прекратиться в связи с направлением гражданина на профессиональное обучение?

Ответ очевиден: нет. Учитывая это, необходимо законодательно предусмотреть не только приостановление отношения по поиску подходящей работы на время обучения, но и возобновление его по окончании обучения. При этом время профессионального обучения не должно засчитываться в общей период выплаты пособия по безработице. Эта выплата должна приостанавливаться на период прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению органов службы занятости, поскольку обучающийся получает стипендию. Такое правило позволит эффективно встроить профессиональное обучение в единый процесс трудоустройства, не ухудшая при этом прав безработных граждан.

В соответствии с законодательством основаниями для направления органами службы занятости безработных граждан на профессиональное обучение служат: отсутствие у гражданина профессии (специальности); невозможность подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации; необходимость изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам; утрата способности к выполнению работы по прежней профессии (специальности).

В приоритетном порядке возможность пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации предоставлена безработным инвалидам, безработным гражданам по истечении шестимесячного периода безработицы, гражданам, уволенным с военной службы, женам (мужьям) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, выпускникам общеобразовательных учреждений, а также гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим) и при этом не имеющим профессии (специальности). Вместе с тем законодатель к числу граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в том числе из-за несоответствия уровня их профессиональной подготовки структуре рабочих мест, относит и некоторых других лиц, в частности освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, лиц предпенсионного возраста, беженцев, вынужденных переселенцев, одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, детей-инвалидов, граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф (ст. 5 Закона о занятости). Полагаем, что такие категории граждан, как освобожденные из учреждений, исполняющих наказание, несовершеннолетние граждане, одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов, должны быть отнесены к категориям граждан, имеющих приоритетное право на прохождение профессионального обучения, так как одним из основных факторов, сдерживающих возможность их трудоустройства, является несоответствие уровня их профессиональной подготовки структуре рабочих мест.

Говоря о необходимости расширения круга лиц, имеющих приоритетное право на прохождение профессионального обучения по направлению органов службы занятости, следует отметить, что действующая редакция п. 3 ст. 23 Закона о занятости, предусматривающая предоставление права пройти профессиональное обучение указанным в ней гражданам в приоритетном порядке, допускает неоднозначную трактовку, дающую основание полагать, что это право предоставлено не только гражданам, признанным в установленном законом порядке безработными, но и гражданам, не признанным таковыми.

Вместе с тем в соответствии с абз. 5 подп. 3 п. 1 ст. 7.1, п. 2 ст. 9, п. 2 ст. 12, п. 1 и 2 ст. 23 Закона о занятости бесплатное получение государственной услуги по профессиональному обучению по направлению органов службы занятости предоставлено и гарантировано только гражданам, признанным в установленном Законом порядке безработными. Исходя из этого право на приоритетное получение данной государственной услуги могут иметь также только безработные граждане.

Учитывая это, представляется необходимым изменить редакцию п. 3 ст. 23 Закона о занятости, предусмотрев предоставление права в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации признанным в установленном порядке безработными: инвалидам; гражданам по истечении шестимесячного периода безработицы; гражданам, уволенным с военной службы; женам (мужьям) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы; выпускникам общеобразовательных учреждений; гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим) и при этом не имеющим профессии (специальности); освобожденным из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетним гражданам от 16 до 18 лет; одиноким и многодетным родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей, детей-инвалидов.

В современных условиях потребность в профессиональном обучении в целях последующего трудоустройства испытывают не только безработные, но и другие граждане, оказавшиеся невостребованными из-за отсутствия или недостатка у них необходимых работодателям профессиональных знаний и навыков. Избежать рисков потери работы или невозможности ее найти вследствие недостаточной квалификации позволит проведение государственной политики, направленной на реализацию концепции непрерывного профессионального обучения.

В условиях развития научно-технического прогресса, модернизации экономики непрерывное профессиональное обучение, т.е. обучение в течение всей жизни, приобретает особое значение для обеспечения занятости и сокращения безработицы. На необходимость создания систем профессионального обучения в течение всей жизни обращено внимание в актах Международной организации труда (далее — МОТ). О потребности в проведении политики и принятии программ профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, тесно связанных с занятостью, говорится в Конвенции МОТ N 142 «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов» (1975 г.) <3> и Рекомендации МОТ N 195 «О развитии людских ресурсов: образование, подготовка кадров и непрерывное обучение» (2004 г.) <4>. Согласно ст. 4 названной Конвенции государства должны постепенно расширять, приспосабливать и гармонизировать свои системы профессиональной подготовки с тем, чтобы они отвечали потребностям молодых людей и взрослых в получении профессиональной подготовки в течение всей их жизни, во всех отраслях экономической деятельности и на всех уровнях квалификации и ответственности.

———————————

<3> СССР ратифицировал Конвенцию (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 5 марта 1979 г. N 8955-IX).

<4> См.: URL: http:// www.ilo.org/ ilolex/ russian/ docs/ recdispl.htm.

Положения Конвенции МОТ N 142 разъяснены с учетом современных подходов к экономике в Рекомендации МОТ N 195. В этом акте раскрываются понятия «непрерывное обучение» и «потенциал к трудоустройству». Термин «непрерывное обучение» охватывает учебную деятельность, предпринимаемую в течение жизни для развития компетентности и квалификации. «Потенциал к трудоустройству» означает уровень универсальных компетентности и квалификации в использовании предоставленных образованием и подготовкой кадров возможностей для получения достойной работы и закрепления на ней, достижения прогресса на предприятии и на различных рабочих местах, а также преодоления проблем, вызванных изменениями в технологии и условиях на рынке труда (п. 2 Рекомендации). Рекомендация исходит из того, что государства должны признавать право каждого гражданина на образование и подготовку и в сотрудничестве с социальными партнерами обеспечивать доступность непрерывного обучения для всех (п. 4 Рекомендации).

Некоторые государства уже разработали национальные программы непрерывного обучения.

В государствах Европейского союза (далее — ЕС), в которых проводится политика сочетания стабильности на рынке труда с увеличением гибкости правового регулирования трудовых отношений (Дания, Нидерланды и др.), на первый план выходит направление политики по повышению качеств человека на рынке труда, его способностей к трудоустройству и возможностей быть нанятым на работу. В трудовое право в государствах ЕС введено понятие lifelong learning, т.е. непрерывное (пожизненное) обучение, когда человеку независимо от того, сколько ему лет, нужно быть готовым поменять свою профессию, специальность, иногда кардинальным образом. Например, в Дании после того, как работники предупреждены о предстоящем увольнении, они имеют возможность начать поиск новой работы либо заняться собственной переквалификацией. Лица, которые не могут трудоустроиться, после определенного периода безработицы имеют право на получение от государства ряда услуг, предоставляемых в рамках программ «активной политики на рынке труда». К этим услугам относятся повышение квалификации, переобучение, дополнительное образование и др. В законодательстве предусматривается резкое снижение пособия по безработице, если человек долго пребывает в статусе безработного, но при этом отказывается от изменения своей квалификации, не желает участвовать в программах переквалификации и обучения. В Норвегии функции повышения квалификации и переквалификации работников осуществляются различными частными компаниями и общественными организациями, получающими государственные субсидии на обучение работников. При этом денежные средства они получают после того, как прошедший с их помощью обучение работник был трудоустроен и проработал определенное время у нового работодателя <5>. Такая схема расчетов не только позволяет стимулировать организации к осуществлению качественного обучения, но и объединить (увязать) профессиональное обучение с последующим трудоустройством.

———————————

<5> См.: Лютов Н.Л. Политика в области занятости во время экономического кризиса: международный опыт и ситуация в России // Трудовое право. 2010. N 12; Он же. Поможет ли «гибкое» трудовое право модернизации экономики? // Юрист — РГ. 2010. N 8.

Многие страны приняли законы, закрепляющие гарантии права на непрерывную подготовку кадров, в которых установили цели, задачи и области ее применения, организационные и институциональные структуры, возможности финансирования и условия, обеспечивающие всеобщий доступ к профессиональному обучению <6>. В трудовых кодексах некоторых государств урегулированы отношения, обусловленные необходимостью непрерывного профессионального обучения работников в процессе их трудовой деятельности. Так, например, в Трудовом кодексе Республики Молдова 2003 г. содержатся нормы, определяющие понятие непрерывной профессиональной подготовки (ч. 2 ст. 212), предоставляющие работодателям право заключить с любым работником договор непрерывной профессиональной подготовки (ч. 3 ст. 216), устанавливающие порядок заключения и прекращения договора непрерывной профессиональной подготовки (ст. 216 — 220).

———————————

<6> Подготовка кадров и обеспечение занятости: содействие социальной интеграции, повышению производительности и занятости молодежи // Международное бюро труда. Женева, 2000. С. 10.

В Российской Федерации необходимость профессионального обучения в течение всей жизни диктуется новейшими тенденциями функционирования рынка труда: повышением неуверенности в сохранении своего рабочего места и возможностью увольнения; ростом риска отторжения от занятости для тех, кто не имеет подходящих навыков; непрерывной модернизацией и диверсификацией производственных процессов. Все это делает необходимым охват как можно большего числа граждан программами по профессиональному обучению профессиям, востребованным на рынке труда.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. <7> в числе приоритетных задач государственной политики в области образования определено создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров (п. 4 разд. III). О необходимости совершенствования содержания и технологий системы непрерывного профессионального образования говорится в Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года (п. 2 разд. IV) <8>. В Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года <9> предусмотрены: создание для женщин, выходящих из отпуска по уходу за ребенком, условий, способствующих их возвращению к трудовой деятельности, включая организацию системы повышения их квалификации и переобучения профессиям, востребованным на рынке труда; разработка специальных программ, позволяющих женщинам получить новые профессии в случае их перевода (высвобождения) с рабочих мест с вредными и тяжелыми условиями труда на новые рабочие места.

———————————

<7> Утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р.

<8> Утверждена распоряжением Правительства РФ от 30 ноября 2010 г. N 2136-р.

<9> Утверждена Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. N 1351.

Несмотря на наличие концептуальных положений, предусматривающих необходимость непрерывного (в течение жизни) профессионального обучения, гражданам, находящимся под угрозой увольнения, женщинам, высвобождаемым с рабочих мест с вредными и тяжелыми условиями труда или выходящим из отпуска по уходу за ребенком, и другим, не признанным безработными, но ищущим работу гражданам, право бесплатно пройти профессиональное обучение по востребованным на рынке труда профессиям Законом о занятости не предоставлено.

Как уже отмечалось, право на бесплатное получение услуг по профессиональному обучению по направлению органов службы занятости предоставлено и гарантировано лишь гражданам, признанным в установленном Законом порядке безработными (п. 2 ст. 12, ст. 23 Закона о занятости). Остальные граждане могут реализовать свое конституционное право на получение образования в рамках общей образовательной системы, но вне системы социальной защиты населения. Право на профессиональное обучение работающих граждан закреплено в ТК РФ. Это право данный Кодекс относит к числу основных трудовых прав работника (ст. 21). Однако одного желания работника реализовать предоставленное ему ТК РФ право на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации недостаточно, так как согласно ст. 196 названного Кодекса необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. Работодатель обязан проводить профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации, если такая обязанность содержится в коллективном договоре, соглашении или предусмотрена федеральными законами, иными нормативными правовыми актами.

Если раньше (по Закону о занятости в первоначальной редакции) граждане, находящиеся под риском увольнения, высвобождаемые граждане к моменту увольнения могли по направлению органов службы занятости бесплатно (за счет средств Государственного фонда занятости) пройти профессиональную подготовку, переподготовку и в последующем трудоустроиться на новое место работы, избежав периода безработицы, то теперь Законом о занятости такой возможности не предоставляется. Положения же ТК РФ не в полной мере позволяют компенсировать исчезнувшее право на бесплатное профессиональное обучение, предоставляемое гражданам, находящимся под риском увольнения. Отчасти эту ситуацию можно исправить путем разработки и реализации региональных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, в том числе включающих программы содействия занятости гражданам, находящимся под риском увольнения (подп. 4 п. 1 ст. 7.1 Закона о занятости), однако закон не обязывает предусматривать в таких программах возможность профессионального обучения для высвобождаемых граждан.

Между тем решение вопросов опережающего профессионального обучения высвобождаемых граждан имеет важное значение для предотвращения безработицы. Следует отметить, что в некоторых европейских государствах на работодателя, производящего сокращение численности или штата работников, возлагается обязанность в случае необходимости организовать для увольняемых им работников профессиональное обучение. Так, введенным в действие с 1 июля 2009 г. Законом Эстонской Республики о трудовом договоре <10> предусмотрено правило, согласно которому при увольнении работника по сокращению численности или штата работодатель должен не только по возможности предложить работнику другую работу, но и в случае необходимости организовать для него повышение квалификации или изменить условия труда работника, если изменения не причиняют непропорционально больших расходов (ч. 3 ст. 89). Как видно, работодателю не вменяется в обязанность во всех случаях увольнения работников по сокращению численности или штата организовывать для них опережающее профессиональное обучение, а лишь в случае необходимости и при условии, что это не сопряжено с непропорционально большими затратами. В праве Германии также существует подобный принцип, согласно которому при оценке целесообразности расходов работодателю следует взвесить интересы работника и свои <11>.

———————————

<10> См.: URL: http:// www.sm.ee/ fileadmin/ meedia/ Dokumendid/ Toovaldkond/ TLS_rus.pdf.

<11> См.: Муда М. Возможности работодателя по одностороннему изменению и прекращению трудового договора как элемент гибкости трудового права // Международное, российское и зарубежное законодательство о труде и социальном обеспечении: современное состояние (сравнительный анализ): Матер. VII Междунар. науч.-практ. конф. / Под ред. К.Н. Гусова. М., 2011. С. 304 — 305.

В России работодатель не обязан организовать за свой счет опережающее профессиональное обучение увольняемых им по сокращению численности или штата работников. В принятых в 2009 — 2011 гг. субъектами РФ региональных целевых программах обеспечения мероприятий по снижению напряженности на рынке труда предусмотрено опережающее профессиональное обучение работников, которое организуется органами службы занятости за счет субсидий, выделяемых из федерального бюджета. Однако действие этих программ рассчитано только на соответствующий год. К тому же организация опережающего профессионального обучения работников предусматривается в этих программах, как правило, лишь в случае возникновения угрозы массового увольнения.

Следует отметить, что ранее действовавшие положения Закона о занятости стимулировали работодателей проводить профессиональное обучение как принимаемых на работу граждан, так и увольняемых с работы граждан. В соответствии с п. 4 ст. 29 Закона о занятости в первоначальной редакции при необходимости служба занятости могла компенсировать работодателям полностью или частично затраты на организацию обучения принятых на работу граждан, высвобождаемых с других предприятий, из учреждений, организаций. Данная норма была сохранена и в Законе о занятости в редакции 1996 г., претерпев незначительные изменения. Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ указанная норма была признана утратившей силу. Такое законодательное регулирование не способствует скорейшему трудоустройству граждан, особенно находящихся под риском увольнения.

Обращаясь к опыту других стран, следует сказать, что государства стремятся предоставить своим гражданам как можно больше возможностей для опережающего профессионального обучения, в том числе путем стимулирования к этому работодателей. Правительство Японии субсидирует работодателей для обучения (переподготовки) невостребованных работников. В Швеции национальный совет по профобучению предлагает гибкие программы для взрослых со свободным посещением, различной продолжительностью обучения, учитывая нужды всего спектра работников, остающихся без места <12>. В Великобритании работодатели включаются в различные организации по разработке, развитию учебных программ и отслеживают их качество, так же как и в США, где к тому же Федеральный закон «Об инвестировании в трудовые ресурсы» 1998 г. предусматривает создание специальных фондов федерации и штатов, через которые финансируется повышение квалификации граждан, потерявших работу, их переобучение.

———————————

<12> См.: Говорова Н.В. Занятость в эпоху глобализации. М., 2003. С. 25.

Россия с ее динамично развивающейся экономикой не должна оставаться в стороне от мировых процессов. По замыслу Министерства образования и науки РФ, основная роль в процессе массовой переподготовки будет отведена специальным ресурсным центрам, которых сегодня в стране уже больше 200. Схема, по которой будут работать ресурсные центры, предполагает дать человеку возможность получить новую специальность, переквалифицироваться и опять прийти на рынок труда с большей гарантией трудоустройства <13>.

———————————

<13> См.: Кадровый вопрос. Государство поддержит обучение дефицитным специальностям // Российская газета. 2009. 17 марта.

В 2011 г. предоставлялись субсидии из федерального бюджета на софинансирование региональных программ, предусматривающих осуществление таких мероприятий, как: опережающее профессиональное обучение и стажировка работников, находящихся под угрозой увольнения (простой, введение режима неполного рабочего времени, проведение мероприятий по высвобождению работников), работников организаций производственной сферы, осуществляющих реструктуризацию и модернизацию производства в соответствии с инвестиционными проектами, а также женщин, работающих во вредных и тяжелых условиях труда, в целях их вывода с вредного производства; профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, планирующих возвращение к трудовой деятельности; профессиональная переподготовка врачей в соответствии с программами модернизации здравоохранения субъектов РФ; профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации и стажировка работников организаций, осуществляющих деятельность в субъектах РФ, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа <14>.

———————————

<14> См.: Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2009 г. N 1011 «О предоставлении в 2011 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации».

Поскольку региональные программы, предусматривающие осуществление мероприятий по профессиональному обучению, в том числе опережающему обучению, ограничены годичным сроком, а потребность в профессиональном обучении работников, находящихся под угрозой увольнения, женщин, осуществляющих уход за несовершеннолетними детьми, и других категорий граждан, испытывающих трудности в трудоустройстве, будет существовать в течение довольно длительного периода, особенно в условиях модернизации экономики и курса на внедрение и развитие наукоемких технологий, необходимо эффективно работающие нормы региональных программ закрепить в Законе о занятости.

В ряде государств профессиональное обучение по направлению органов, оказывающих содействие в трудоустройстве, могут пройти не только безработные, но и занятые граждане. Так, в Венгрии профессиональное обучение вправе проходить лица, являющиеся безработными; работники, трудовые отношения которых будут прекращены в течение года, если работодатель заранее в письменной форме известил об этом их и компетентный центр по трудовым вопросам; лица, участвующие в общеполезной трудовой деятельности и принявшие предложение центра по трудовым вопросам пройти обучение; состоящие в трудовых отношениях лица, занятость которых не может гарантироваться без прохождения обучения. В США круг лиц, имеющих право на профессиональное обучение и переобучение, не ограничивается. При этом отмечается, что безработные лица, относящиеся к особым категориям граждан, которым труднее остальных получить работу, специалисты и рабочие, задействованные на производстве, в первую очередь охватываются программами подготовки и переподготовки кадров. В каждом штате в зависимости от экономической ориентации могут быть выделены дополнительные приоритеты в подготовке и переподготовке кадров <15>.

———————————

<15> См.: Трудовое и социальное право зарубежных стран: основные институты: Сравнительно-правовое исследование / Под ред. Э.Б. Френкель. М., 2002. С. 212, 219.

В некоторых государствах — участниках СНГ право на бесплатную профессиональную подготовку, переподгот овку, повышение квалификации гарантировано не только безработным, но и занятым гражданам, а также лицам, занятым уходом за детьми в возрасте до семи лет, из числа малообеспеченных; работникам, работающим в режиме неполного рабочего времени, в связи с изменением в организации производства, в том числе при реорганизации и (или) сокращении объема работ у работодателя (ст. 145 Трудового кодекса Республики Казахстан 2007 г.); каждому работнику (ст. 4 Трудового кодекса Республики Таджикистан 1997 г.); ищущим работу незанятым лицам, испытывающим трудности при трудоустройстве, — инвалидам, лицам, возвратившимся из мест лишения свободы или учреждений, применяющих принудительные средства медицинского характера, и обратившимся в государственную службу занятости в течение шести месяцев после возвращения, беженцам (ч. 2 ст. 19, 20 Закона Республики Армения от 25 ноября 2005 г. N НО-206 «О занятости населения и его социальной защите при безработице»). В соответствии со ст. 58 Трудового кодекса Республики Узбекистан 1995 г. государство гарантирует бесплатное обучение новой профессии (специальности), повышение квалификации в местных органах по труду или по их направлению в иных учебных заведениях с выплатой стипендии. В статье 201 Трудового кодекса Республики Армения 2004 г. содержится положение, предусматривающее направление на обучение или повышение квалификации по специальности, отвечающей требованиям рынка труда, работников, получивших уведомление о расторжении трудового договора в случаях ликвидации организации (прекращения деятельности индивидуального предпринимателя), изменения объемов производства, экономических, технологических условий и условий организации труда, обусловленного производственной необходимостью сокращения численности работников, несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе.

Учитывая, что в нашей стране созданы организационные условия для профессионального обучения (переобучения) граждан, в Законе о занятости вполне может быть предусмотрена гарантия опережающего профессионального обучения для работников, находящихся под угрозой увольнения. Для этого ст. 23 Закона о занятости необходимо дополнить новым абзацем следующего содержания: «Органы службы занятости организуют опережающую профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников, находящихся под угрозой увольнения (в случаях установления неполного рабочего времени, временной приостановки работ, предоставления отпуска без сохранения заработной платы, проведения мероприятий по высвобождению работников)». Направление на профессиональное обучение таких граждан должно осуществляться с соблюдением требований ст. 23 Закона о занятости.

Исходя из признания курса на осуществление в России концепции непрерывного профессионального обучения, по мере изыскания бюджетных средств, круг граждан, которым необходимо предоставить право бесплатно пройти профессиональное обучение, должен расширяться в первую очередь за счет включения в него граждан, которые не могут быть признаны безработными, но испытывают трудности в поиске работы (лица, находящиеся в отпуске по уходу за малолетними детьми, несовершеннолетние граждане до 16 лет, граждане, вышедшие на пенсию по выслуге лет, и др.).

Создание ориентированной на потребности экономики в квалифицированных кадрах системы непрерывного (в течение всей жизни) профессионального обучения граждан позволит не только решить проблему нехватки квалифицированных специалистов в одних областях и их переизбытка в других, но и повысить уровень качеств человека на рынке труда, его способность к трудоустройству, что, в свою очередь, приведет к снижению риска безработицы, сокращению ее продолжительности.

Библиографический список

Говорова Н.В. Занятость в эпоху глобализации. М., 2003.

Кадровый вопрос. Государство поддержит обучение дефицитным специальностям // Российская газета. 2009. 17 марта.

Курс российского трудового права: В 3 т. / Под ред. С.П. Маврина, А.С. Пашкова, Е.Б. Хохлова. Т. 2: Рынок труда и обеспечение занятости (правовые вопросы). М., 2001.

Лютов Н.Л. Политика в области занятости во время экономического кризиса: международный опыт и ситуация в России // Трудовое право. 2010. N 12.

Лютов Н.Л. Поможет ли «гибкое» трудовое право модернизации экономики? // Юрист — РГ. 2010. N 8.

Муда М. Возможности работодателя по одностороннему изменению и прекращению трудового договора как элемент гибкости трудового права // Международное, российское и зарубежное законодательство о труде и социальном обеспечении: современное состояние (сравнительный анализ): Матер. VII Междунар. науч.-практ. конф. / Под ред. К.Н. Гусова. М., 2011.

Подготовка кадров и обеспечение занятости: содействие социальной интеграции, повышению производительности и занятости молодежи // Международное бюро труда. Женева, 2000.

Трудовое и социальное право зарубежных стран: основные институты: Сравнительно-правовое исследование / Под ред. Э.Б. Френкель. М., 2002.

——————————————————————