Осуществление уголовно-процессуальной деятельности органами дознания во второй половине xx в. <*>

С.В. КАРЕТНИКОВА

———————————

<*> Karetnikova S.V. Effectuation of criminal-procedure activity by agencies of in quiry in the second half of the XX century.

Каретникова Светлана Васильевна, заместитель декана факультета повышения квалификации Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии.

Статья посвящена вопросам истории осуществления уголовно-процессуальной деятельности органов дознания во второй половине XX в. Основное внимание автор уделяет отличиям дознания от предварительного следствия. Автор приводит большое количество нормативных актов второй половины XX в. и анализирует их с современными нормативными актами.

Ключевые слова: производство дознания, предварительное следствие, подследственность, таможенные органы, возбуждение уголовного дела, оперативно-розыскная деятельность, неотложные следственные действия.

The article deals with history of effectuation of criminal-procedure activity by agencies of inquiry in the second half of the XX century. The special attention is drawn to differences of inquiry from preliminary investigation. The author cites a great number of normative acts of the second half of the XX century and analyzes thereof together with contemporary normative acts.

Key words: proceeding of inquiry, preliminary investigation, investigative jurisdiction, customs agencies, initiation of criminal case, operative-search activity, urgent investigation actions.

Дознание в советское время претерпевает ряд коренных изменений, становясь равноправной формой досудебного производства и основой для судебного разбирательства. Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР (далее — УПК РСФСР) 1960 г. предусматривалось два вида дознания. Первый вид — дознание по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, заключавшееся в осуществлении неотложных следственных действий с последующей передачей дела следователю для производства предварительного следствия (ст. 119 УПК РСФСР). Второй вид — дознание, производившееся по делам, по которым производство предварительного следствия не являлось обязательным. Материалы такого дознания являлись основанием для рассмотрения дела в суде (ч. 3 ст. 120 УПК РСФСР). В ст. 120 УПК РСФСР были установлены следующие отличия последнего вида дознания от предварительного следствия:

— при производстве дознания защитник не участвовал (позднее данное положение было отменено);

— потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители извещались об окончании дознания и направлении дела прокурору, но материалы дела для ознакомления им не предъявлялись;

— при несогласии с указаниями прокурора орган дознания был вправе обжаловать их вышестоящему прокурору, не приостанавливая выполнение этих указаний.

При подготовке материалов по уголовному делу в протоколе в соответствии с изменениями, введенными Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 24 января 1985 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР и Гражданско-процессуальный кодекс РСФСР», органы дознания по делам о некоторых преступлениях (16 составов) за десять суток устанавливали обстоятельства совершенного преступления и личность правонарушителя, получали от него объяснения, а также от очевидцев и других лиц, истребовали справку о судимости правонарушителя, характеристику с места работы или учебы и иные материалы, значимые для рассмотрения дела в суде. Об обстоятельствах совершения преступления составлялся протокол, направляемый в суд, который возбуждал, рассматривал и разрешал уголовное дело <1>.

———————————

<1> URL: http://test.custdev.rbc.ru/ru/gtk/history/ГТК России/История таможенной службы России.

Более 30 лет назад было предложено, чтобы всеми видами предварительного расследования занимался только следователь, при этом сохранив упрощенный порядок досудебного установления обстоятельства преступления по отдельным уголовным делам, что нашло отражение в Постановлении Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 г. N 1801-1 «О концепции судебной реформы в РСФСР».

Для таможенных органов оперативно-розыскная деятельность (далее — ОРД), производившаяся в форме дознания, — новое направление работы, требующее обстоятельного исследования, так как ОРД еще недостаточно полно нормативно определена и крайне скудно отражена в юридической литературе. Это связано с тем, что законодательство в области дознания находилось на начальной стадии и рассмотрение в открытой литературе вопросов ОРД фактически стало возможно только после принятия Закона Российской Федерации от 13 марта 1992 г. «Об оперативно-розыскной деятельности». Именно с принятием указанного Закона впервые в российской истории было сделано отступление от практики правового регулирования ОРД правоохранительных органов и спецслужб закрытыми (секретными) ведомственными нормативно-правовыми актами. Ранее в законодательных актах СССР и РСФСР содержались указания на возможность проведения ОРД (ст. 29 Основ уголовного судопроизводства СССР). Однако, признав недопустимой практику ведомственного решения вопросов ОРД, Верховный Совет РФ в Законе РФ от 13 марта 1992 г. указал, что ОРД осуществляется путем проведения оперативно-розыскных мероприятий (далее — ОРМ), привел перечень ОРМ, основания и условия их проведения, определил круг уполномоченных в их осуществлении органов. Правовую основу ОРД теперь составили Конституция РФ и ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Впервые указание на осуществление таможенными органами ОРД было закреплено в 1993 г. в Таможенном кодексе РФ (ст. 225), где было установлено, что таможенные органы осуществляют ОРД в соответствии с ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», также регламентировались ОРД и дознание. Одновременно между упомянутыми нормативно-правовыми актами возникла коллизия, так как в федеральном законе таможенные органы не были включены в перечень органов, наделенных правом осуществления ОРД. Однако противоречие было устранено с принятием Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Одновременно таможенные органы получили статус субъектов правоохранительной деятельности и были наделены правом на производство дознания по разного рода правонарушениям и преступлениям в сфере таможенного дела. Такие права были предоставлены таможенным органам в 1991 г., а в 1993 г. права были подтверждены и расширены с принятием Таможенного кодекса РФ (далее — ТК РФ). Ведущая роль в законодательстве отводится оперативно-розыскным подразделениям таможенных органов, которые осуществляют свою деятельность в соответствии со ст. ст. 224 — 226 ТК РФ и с ст. 13 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Во исполнение этого в системе ГТК были созданы специализированные подразделения правоохранительного профиля.

С отменой в 1997 г. экспортных пошлин и лицензий наблюдалось заметное сокращение числа таможенных правонарушений, но негативные тенденции по линии таможенных органов как органов дознания углублялись, в частности, в январе 1997 г. уменьшилось количество уголовных дел, возбужденных таможенными органами на 28,6%, а в феврале уже на 29,5% по сравнению с тем же периодом 1996 г., что сказывалось и на качестве дознания. Несмотря на совместную деятельность за 1994 — 1997 гг. ГТК РФ, УБТП и Российской таможенной академии по наработке и доведению до всех таможенных органов многочисленных методических рекомендаций, касающихся дознания, и изданию учебного пособия по вопросам правоохранительной деятельности таможенных органов, принятые ГТК РФ меры не получили достаточного применения в работе руководителей таможенных органов для улучшения состояния дел по проведению дознания. Причина вышеуказанных тенденций выявилась в ходе анализа УБТП во второй половине 1995 и в 1996 гг. В РТУ и таможнях отмечены сокращения в штатных расписаниях подразделений, в том числе с их упразднением и слиянием при фактическом значительном росте правонарушений в зоне деятельности этих таможенных органов.

Современное дознание также не избежало изменений; например, после изменений в Уголовно-процессуальном кодексе РФ (далее — УПК РФ), внесенных Федеральным законом от 6 июня 2007 г. N 90-ФЗ, снова практически исчезли принципиальные отличия между дознанием и предварительным следствием. Сегодня основными признаками, отличающими дознание от предварительного следствия, являются:

— подследственность (ст. 150 УПК РФ);

— предварительное следствие производится следователями (ч. 2 ст. 151 УПК РФ), а дознание — дознавателями, в некоторых случаях — следователями (ч. 3 ст. 151 УПК РФ);

— сроки производства дознания меньше сроков предварительного следствия, а срок дознания не может превышать 12 месяцев (ст. 223 УПК РФ);

— возможность наделения лица статусом подозреваемого путем уведомления о подозрении в совершении преступления (ст. 223.1 УПК РФ);

— привлечение лица в качестве обвиняемого, как правило, после окончания дознания путем составления обвинительного акта (ст. 225 УПК РФ);

— ознакомление с материалами уголовного дела происходит после составления обвинительного акта (ч. ч. 2 и 3 ст. 225 УПК РФ) <2>.

———————————

<2> СПС «Консультант Плюс».

Основной срок дознания увеличен до 30 суток с возможностью продления (максимальный срок дознания — 12 месяцев); отменено положение по производству дознания по делам в отношении конкретного лица; получил законодательное закрепление начальник подразделения дознания. Примерно 90% уголовных дел возбуждаются по признакам контрабанды. Если до 2004 г. в структуре «таможенной» преступности преобладали правонарушения, связанные с уклонением от уплаты таможенных платежей, то сегодня они связаны с контрабандой наркотиков и психотропных веществ. В первом полугодии 2008 г. наблюдался рост дел о контрабанде наркотиков, число которых составило 420 дел, что на 18,2% превышает показатель 2007 г. На протяжении 2006 — 2008 гг. наибольшее число таких дел возбуждалось Брянской и Белгородской таможнями ЦТУ. В 2008 г. было возбуждено 11 дел по ст. 193 «Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте» УК РФ, что на 45,5% больше, чем в 2007 г. (5 дел), а число прекращенных дел составило 2,8% от числа возбужденных <3>.

———————————

<3> Статистические данные приведены на основании Информационно-аналитического обзора правоохранительной деятельности таможенных органов ЦТУ по линии дознания за 2008 г.

Поворотным пунктом в работе таможенных органов стал Федеральный закон от 06.06.2007 N 90-ФЗ «О внесении изменений…», благодаря которому теперь есть возможность в случае назначения экспертизы ходатайствовать перед прокурором о продлении сроков дознания до 6 месяцев, а при направлении международного запроса о правовой помощи — до 12 месяцев. Также в форме дознания таможенные органы могут расследовать уголовные дела, возбужденные по факту совершения преступления, а не в отношении конкретных лиц.

Однако существует множество проблем, требующих незамедлительного решения, такие, например, как трудности при возбуждении уголовных дел о контрабанде леса и лесоматериалов, связанные с пробелами в действующем законодательстве, которые очень часто не позволяют таможне принимать действенные меры. Наиболее распространенный путь контрабандистов, провозящих лес и лесоматериалы, — обманное использование документов.

Серьезную озабоченность руководства ФТС России также вызывает то, как на сегодняшний день обстоят дела с порядком учета, хранения и, самое главное, передачи вещественных доказательств по уголовным делам.

Сложным является осуществление запросов в рамках правовой помощи, так как не со всеми странами имеются многосторонние и двусторонние договоры (в таком случае следует разрешать вопросы правовой помощи, оперируя только нормами УПК РФ), порядок оформления документов не имеет единой формы (а в ряде стран по-прежнему отсутствует электронное декларирование). Несоблюдение процессуальных сроков, соответственно, при осуществлении запросов по-прежнему также является основанием прекращения уголовного дела и уголовного преследования.

Таким образом, назрела необходимость в создании единого межведомственного документа, который мог бы привести правоприменительную практику в поставленных вопросах к общему знаменателю.

Для успешной борьбы с транснациональной преступностью, к которой, несомненно, относится и контрабанда, нельзя не обращаться за получением данных о преступлениях и лицах, их совершивших или готовящихся совершить, к информационно-справочным системам зарубежных стран, поскольку только многоуровневые межведомственные проверки с подключением всех имеющихся информационно-справочных систем, включая зарубежные, позволят получить положительный эффект в борьбе с таможенными преступлениями вообще и контрабандой в частности <4>. Положительное разрешение вышеизложенных вопросов, следовательно, приведет к эффективной деятельности при производстве дознания в таможенных органах Российской Федерации.

———————————

<4> Диканова Т.А., Осипов В.Е. Борьба с таможенными преступлениями и отмыванием «грязных» денег: Методическое пособие. М.: ЮНИТИ — ДАНА; Закон и право, 2000. С. 5 — 6.

——————————————————————