Органы государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы в системе органов дознания
(Коваленко А. С.) («Российский следователь», 2012, N 3)
ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАРНОГО НАДЗОРА ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ <*>
А. С. КОВАЛЕНКО
——————————— <*> Kovalenko A. S. Agencies of state fire supervision of the federal anti-fire service in the system of agencies of inquiry.
Коваленко Алексей Сергеевич, главный специалист ОГПН г. Сочи (ГУ МЧС России по Краснодарскому краю), майор внутренней службы.
В статье говорится об уголовно-процессуальной деятельности должностных лиц органов государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы при осуществлении процессуальных проверок и расследовании уголовных дел в форме дознания по сообщениям о пожарах.
Ключевые слова: органы государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы, дознание, органы дознания, дознаватель, пожар, безопасность, уголовно-процессуальное право, нормативные правовые акты, пожарный надзор, надзорная деятельность.
The article deals with criminal-procedure activity of officials of agencies of the State Fire Supervision of the Federal Anti-fire Service in effectuation of procedural audits and investigation of criminal cases in the form of inquiry on information about fires.
Key words: agencies of the State Fire Supervision of the Federal Anti-fire Service, inquiry, agencies of inquiry, inquirer, fire, security, criminal-procedure law, normative legal acts, fire supervision, supervision activity.
Как известно, УПК РСФСР возлагал на органы дознания принятие необходимых оперативно-розыскных мер (ч. 1 ст. 118), что позволяло отдельным ученым-юристам утверждать, что рассматриваемая категория (дознание) включает в себя и оперативно-розыскную деятельность. Другие авторы полагали, что ОРД является лишь одним из направлений деятельности органов дознания, но понятием «дознание» не охватывается. Они понимали оперативно-розыскную деятельность как вспомогательную функцию органов дознания, но при этом придерживались мнения, согласно которому широкая трактовка дознания с включением в него и процессуальных действий, и оперативно-розыскных мер не имеет под собой ни теоретических, ни правовых оснований. Сказанное особо значимо в связи с тем, что и законодатель, и разработчики новейших межведомственных подзаконных нормативных правовых актов в текстах соответствующих документов такие понятия, как «органы дознания» и «органы, осуществляющие ОРД», как правило, разводят. К этому следует добавить, что и законодательная регламентация правового положения органов дознания в современном российском уголовном процессе остается весьма противоречивой, что создает обширное поле для вполне легитимного противодействия подозреваемых (обвиняемых) и связанных с ними лиц (включая адвокатов-защитников) органам предварительного расследования на пути их следования к установлению объективной истины по находящимся в производстве уголовным делам. Надо заметить, что в теории советского уголовно-процессуального права использование в качестве взаимозаменяемых таких терминов, как «орган дознания», «начальник органа дознания», «лицо, производящее дознание» и «оперативный уполномоченный уголовного розыска (БХСС)», не было изжито вплоть до конца XX столетия. В настоящее же время науки уголовно-правового блока (уголовно-процессуальное право, криминалистика, оперативно-розыскная деятельность) развиваются в направлении дальнейшего размежевания уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной составляющих в деятельности органов дознания, что, исходя из изложенного, следует только приветствовать. Вместе с тем ст. 40 УПК РФ по-прежнему относит к органам дознания как государственные органы (например, органы внутренних дел и полицию), так и должностных лиц (например, командиров воинских частей, соединений, начальников военных учреждений или гарнизонов), что вызывает серьезные нарекания в адрес законодателя. Так, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК РФ к органам дознания отнесены органы внутренних дел, что с юридической точки зрения уязвимо, поскольку, по справедливому замечанию Р. В. Зимина, они (ОВД) представляют собой «сложное структурное государственное учреждение, которое состоит из многочисленных подразделений и служб» <1>. ——————————— <1> Зимин Р. В. Понятие и виды содействия, оказываемого органами дознания следователю // Некоторые вопросы совершенствования деятельности органов внутренних дел в современных условиях: Сборник трудов адъюнктов и соискателей. М.: ВНИИ МВД России, 2006. С. 72 — 85.
Профессор С. В. Бажанов специально подчеркивает, что словарь русского языка термин «орган» определяет как государственное или общественное учреждение, организация <2>, но не как структурные подразделения и тем более должностные лица <3>. ——————————— <2> Ожегов С. И. Словарь русского языка. Около 57000 слов. 16-е изд., испр. / Под ред. Н. Ю. Шведовой. М.: Русский язык, 1984. С. 392. <3> Бажанов С. В. Правовое положение подразделений следствия и дознания в уголовном процессе Российской Федерации // Российский следователь. 2007. N 1. С. 6, 7.
Развивая свою мысль далее, указанный ученый констатирует, что в уголовно-процессуальном законодательстве Российской Федерации вообще целесообразно использовать устоявшееся выражение «отдел (отделение) дознания», отграничивая его от термина «орган дознания» и от более приемлемого в теории уголовно-процессуального права, чем в законодательстве, выражения «подразделение дознания» (ст. 40.1 УПК РФ) <4>. ——————————— <4> Там же.
Приведенные соображения в полной мере применимы и к органам государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы, поскольку они (равно как и органы внутренних дел) отнесены законодателем к органам дознания (п. 4 ч. 1 ст. 40 УПК РФ). Посредством входящих в них структурных подразделений и их должностных лиц указанные государственные органы помимо дознавательских выполняют и другие многочисленные функции. Поэтому методологически важным представляется взаимное обособление таких выражений, как «органы дознания», с одной стороны, и «органы государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы» — с другой. Правильнее было бы выделять в указанных государственных учреждениях отделы, отделения (группы) дознания, которые, кстати, по состоянию на сегодняшний день (в виде отделов дознания и административной практики) имеются далеко не во всех низовых звеньях органов государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы. В последние годы органы государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы претерпели серьезные преобразования, направленные на дальнейшее совершенствование деятельности МЧС России в сфере обеспечения пожарной безопасности в многочисленных регионах Российской Федерации. В Федеральном законе от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», с поправкой на Федеральный закон Российской Федерации от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», определены общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, урегулированы в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства. При этом обеспечение пожарной безопасности провозглашено одной из важнейших функций государства. Статистические данные о работе органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы в отдельных регионах Российской Федерации и по стране в целом свидетельствуют о стабильно высоком уровне пожаров, имеющих криминальную природу, что требует от рассматриваемого ведомства комплексного подхода к установлению истинных причин рассматриваемых явлений, ежегодно приносящих федеральной казне огромные материальные убытки. В Уголовном кодексе Российской Федерации определено лишь три состава преступления, уголовные дела о которых отнесены к подследственности органов государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы (как органов дознания) и один состав преступления, по уголовным делам о котором они выполняют исключительно неотложные следственные действия. Тем не менее в научно-теоретическом и прикладном аспектах проблема, вынесенная автором настоящей статьи в ее заголовок, представляется весьма актуальной, поскольку количество научных публикаций по ней можно пересчитать буквально по пальцам, в то время как диссертационных и других монографических изысканий на сей предмет в последние годы практически не проводилось. В соответствии со ст. 6 «Государственный пожарный надзор» Федерального закона N 69-ФЗ, государственный пожарный надзор в Российской Федерации осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности. Органами государственного пожарного надзора являются: — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности, в лице структурного подразделения его центрального аппарата, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора; — структурные подразделения региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, созданные для организации и осуществления государственного пожарного надзора на территориях федеральных округов; — структурные подразделения территориальных органов управления федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности; — подразделения Федеральной противопожарной службы, созданные в закрытых административно-территориальных образованиях. Руководители соответствующих органов государственного пожарного надзора по должности одновременно являются: — главными государственными инспекторами субъектов Российской Федерации по пожарному надзору; — главными государственными инспекторами закрытых административно-территориальных образований по пожарному надзору. Перечень иных должностных лиц органов государственного пожарного надзора (государственных инспекторов) и соответствующих им прав и обязанностей по осуществлению государственного пожарного надзора определяется Правительством Российской Федерации. Главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору и должностные лица органов пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности (среди прочих) имеют право производить в соответствии с действующим законодательством дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности, а также вызывать в органы управления и в подразделения государственного пожарного надзора должностных лиц и граждан по находящимся в производстве делам и материалам о пожарах, получать от них необходимые объяснения, справки, документы и копии с них. Однако научно-методическое обеспечение деятельности сотрудников ОГПН по проведению процессуальных проверок в стадии возбуждения уголовного дела, предварительного расследования в форме дознания уголовных дел соответствующей подследственности, а также неотложных следственных действий по уголовным делам, подследственным следователям, требует дальнейшего совершенствования в соответствии с новейшими изменениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации. Не менее актуальной представляется разработка Инструкции по организации уголовно-процессуальной деятельности сотрудников органов государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы, а также Инструкции по организации взаимодействия «ведомственных» дознавателей со следователями Следственного департамента МВД Российской Федерации и оперативными (участковыми) уполномоченными полиции при выявлении, раскрытии и расследовании преступлений, связанных с криминальными пожарами. Думается, что перечисленные здесь вопросы ждут скорейшего изучения и разрешения как на законодательном, так и на ведомственном уровне.
——————————————————————