Актуализация проблем и тенденции формирования новой модели разрешения трудовых споров в Украине

(Запара С. И.) («Трудовое право в России и за рубежом», 2012, N 4) Текст документа

АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМ И ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ НОВОЙ МОДЕЛИ РАЗРЕШЕНИЯ ТРУДОВЫХ СПОРОВ В УКРАИНЕ <*>

С. И. ЗАПАРА

——————————— <*> Zapara S. I. Actualization of problems and tendencies of formation of a new model of resolution of labor disputes on Ukraine.

Запара Светлана Ивановна, декан юридического факультета Сумского национального аграрного университета, кандидат юридических наук.

Статья посвящена анализу современных проблем разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров в Украине, а также выработке базовых принципов для формирования новой модели разрешения трудовых споров в Украине.

Ключевые слова: трудовые споры, индивидуальные трудовые споры, коллективные трудовые споры, споры права, споры интереса.

The author analyzes problems of individual and collective labour disputes settlement and works out the basic principles for shaping a new model of labour disputes settlement on Ukraine.

Key words: labour disputes, individual labour disputes, collective labour disputes, disputes of rights, disputes of interests.

Защита трудовых прав в Украине осуществляется как в индивидуальном, так и в коллективном порядке. Нормы, регулирующие порядок разрешения трудовых споров в Украине, при этом размещены в различных нормативно-правовых актах и зачастую предусматривают сложный механизм правоприменения. Так, индивидуальные трудовые споры включают досудебный порядок разрешения, предусмотренный главой XV Кодекса законов о труде Украины (далее — КЗоТ), Законом Украины «О международном приватном праве» [1] (определяет особенности регулирования трудовых отношений иностранцев и лиц без гражданства, работающих за пределами страны), Законом Украины «О прокуратуре» [2], Законом Украины «О судоустройстве и статусе судей» [3], Законом Украины «О государственной службе» [4], Законом Украины «О милиции» [5], и судебный порядок, предусмотренный Гражданским процессуальным кодексом Украины [6], Кодексом административного судопроизводства Украины [7]. Правоприменение трудового законодательства осуществляется также с учетом постановлений Верховного суда Украины [8]. Коллективные трудовые споры предусматривают досудебный порядок разрешения трудовых споров и разрешаются в соответствии с Законами Украины «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)» [9], «О коллективных договорах и соглашениях» [10], «О социальном диалоге в Украине» [11], «О профсоюзных союзах, их правах и гарантиях деятельности» [12], «Об организациях работодателей» [13], «О местных государственных администрациях» [14], «О местном самоуправлении в Украине» [15] и нормативных актах Национальной службы посредничества и примирения (далее — НСПП). В историческом плане формирования нормативно-институциональной основы порядка разрешения трудовых споров в Украине можно выделить несколько моментов. Первый из них охватывает исторический период с 1971 до 1992 г., во время которого произошло формирование основных положений действующей редакции главы XV КЗоТа, регулирующей индивидуальный порядок разрешения трудовых споров. Второй период ведет свою историю с 1998 г., а именно с принятия Указа Президента Украины «О создании Национальной службы посредничества и примирения», которым был создан специальный орган для содействия в урегулировании коллективных трудовых споров (конфликтов) [16] и специального Закона Украины «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)», а также многочисленных нормативно-правовых актов НСПП, регулирующих порядок разрешения коллективных трудовых споров. Следует отметить, что на данный момент привычный терминологический аппарат разрешения трудовых споров в Украине пополняется новыми для национального правоприменения категориями. Новеллой в существующем законодательстве является разделение споров на споры права и споры интересов. В частности, термин «конфликт интересов» применяется в Законах Украины «О прокуратуре», «О государственной службе» и определяется Законом Украины «О принципах предотвращения и борьбы с коррупцией» [17]: конфликт интересов — противоречия между личными интересами лица и его официальными полномочиями, присутствие которых может повлиять на объективность и беспристрастность решений, а также совершения или несовершения действий, во время выполнения возложенных на него служебных полномочий. Однако присутствие на нормативном уровне категории «конфликт интересов» не приобрело системного характера в правоприменительной практике. Касательно существующей в Украине ситуации относительно разрешения трудовых споров следует отметить следующее. В количественном соотношении в Украине имеет место убывающая тенденция разрешения трудовых споров по сравнению с прошедшими годами. Применительно к индивидуальным трудовым спорам ситуация выглядит следующим образом. Если в 2001 г. судами рассматривалось 201 тыс. дел, в 2003 г. было 157,7 тыс. дел, а в 2005 г. было уже 95,5 тыс. дел. При этом большинство дел связано со взысканием заработной платы. Не лучшая ситуация в сфере разрешения коллективных трудовых споров. В 2011 г. было выдвинуто официально 201 требование и зарегистрировано 72 коллективных трудовых спора. Для сравнения: в 2010 г. было выдвинуто официально 189 требований и зарегистрировано 64 коллективных трудовых спора, в 2005 г. было выдвинуто официально 406 требований и зарегистрировано 124 коллективных трудовых спора, и в 2000 г. было назначено официально 576 требований и зарегистрировано 248 коллективных трудовых споров [18]. К сожалению, количественное уменьшение коллективных и индивидуальных трудовых споров нельзя связывать исключительно с достижением определенной экономической стабильности. Напротив, кривая уменьшения споров имеет прямое отношение к «тенизации» процесса разрешения трудовых споров в Украине. Среди причин, которые, на наш взгляд, являются препятствием для нормального развития трудовых отношений в Украине, следует назвать: 1. Неприспособленность существующей системы разрешения трудовых споров к реалиям и потребностям современной Украины: — действующий Трудовой кодекс Украины 1971 г. концептуально не отвечает современным потребностям, поскольку данный нормативный акт создавался для иной общественной формации и даже с изменениями и дополнениями не способен адаптировать трудовые отношения к вызовам рыночной экономики; — существующие процедуры разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров создавались в различные исторические периоды формирования правовой системы Украины, и поэтому на данный момент отсутствует целостная идеология защиты трудовых прав работников; — существующий порядок досудебного и судебного разрешения трудовых споров не приобрел четкой институализации; — отсутствие четкой законодательной позиции по общепринятым категориям в сфере разрешения трудовых споров, а именно «споров права» и «споров интереса». 2. Нечеткость и неопределенность в отношении роли, статуса и задач социальных партнеров в процессе разрешения трудовых споров на всех этапах и уровнях, а также существующие особенности построения гражданского общества в Украине: — остается неопределенной роль социальных партнеров в предотвращении и урегулировании индивидуальных трудовых споров; — недостаточное участие представителей организаций работодателей и профессиональных союзов и их объединений в профессиональной подготовке посредников и трудовых арбитров; — отсутствие соответствующих правил, которые способствуют предотвращению трудовых споров и их разрешению при заключении коллективных договоров и соглашений на всех уровнях; — несоответствие (дисбаланс) структур социального диалога на уровне отрасли, необходимых для разрешения трудовых споров; — недостаточная презентативность сторон социального диалога на региональном и отраслевом уровне, что отрицательно сказывается на производственном уровне; — значительное уменьшение позитивных ожиданий сторон спора в связи с необязательностью исполнения решений примирительных органов и отсутствием механизма исполнения этих решений, многочисленными ограничениями права на забастовку; — отсутствие необходимых человеческих, материальных и организационных ресурсов; — «правовой нигилизм» и недостаточное доверие населения к результативности обращения к примирительным процедурам для разрешения трудовых споров; — преимущественно декларативный подход содержательной части коллективных договоров. 3. Отсутствие специализированной трудовой юстиции: — рассмотрение индивидуальных трудовых споров судами общей юрисдикции и административными окружными судами указывает на отсутствие целостной системы компетентных специализированных судов по трудовым вопросам в Украине; — отсутствие возможности рассмотрения коллективных трудовых споров в судах. 4. Проблемы при разрешении индивидуальных трудовых споров: — действующий КЗоТ предусматривает возможность рассмотрения индивидуальных трудовых споров комиссиями по трудовым спорам. Однако в большинстве случаев деятельность последней носит «номинальный» инертный характер; — отсутствие обязательной регистрации индивидуальных трудовых споров и последующей статистической информации в этой связи; — не используется потенциал НСПП как органа, имеющего достаточный организационный опыт для решения индивидуальных трудовых споров. 5. Проблемы при разрешении коллективных трудовых споров: — отсутствие единого закона для определения статуса и значения НСПП относительно разрешения трудовых споров в Украине; — необходимость совершенствования процедуры отбора и организации профессиональной подготовки независимых посредников и трудовых арбитров для разрешения трудовых споров; — несовершенный механизм исполнения решений примирительных органов; — недостаточное государственное финансирование процесса урегулирования трудовых споров (конфликтов). Низкий уровень оплаты труда арбитров, экспертов, посредников и т. д.; — недостаточно отрегулированная процедура проведения забастовок; — наличие коллизий и несогласованностей в процедуре разрешения коллективных трудовых споров, а именно неурегулированность механизма реализации права работников на проведение собраний трудового коллектива; правовая незащищенность работников во время формирования и утверждения требований; отсутствие права профсоюзных комитетов утверждать требования к работодателю на производственном уровне; чрезмерно бюрократизированные требования к оформлению документов относительно вступления в коллективный трудовой спор; недостаточный уровень правовой грамотности и навыков работников на этапе формирования и утверждения требований; чрезмерный срок рассмотрения работодателем требований работников; нечеткое определение «момента возникновения» коллективного трудового спора; недостаточный уровень правовой информированности и навыков представителей работодателя на этапе возникновения трудового спора; отсутствие информации у НСПП о формировании и утверждении требований работниками; отсутствие обязательного участия независимого посредника в работе примирительной комиссии; длительные сроки создания и работы примирительных органов; рекомендационный характер решения трудового арбитража; отсутствие ответственности за уклонение от выполнения решений примирительных органов; финансирование работы трудовых арбитров в примирительных органах; значительный срок для объявления забастовки; отсутствие возможности проведения предупредительных и солидарных забастовок, всеукраинской забастовки. Анализ практики урегулирования трудовых споров в Украине показал, что индивидуальные трудовые споры сосредоточены на судебном порядке разрешения, а коллективные трудовые споры, напротив, предполагают внесудебные процедуры разрешения трудовых споров и в основном лишены возможности рассмотрения в суде. Принимая во внимание национальный опыт и лучшие мировые достижения в области разрешения трудовых споров, новая модель разрешения трудовых споров в Украине, по нашему мнению, должна основываться на следующих основных принципах: верховенство права, демократизм, гуманизм, равенство, разрешение споров на основе социального диалога, оперативное разрешение споров, простота и доступность процедур урегулирования трудовых споров, досудебный и судебный порядки разрешения трудовых споров, непосредственность, свобода высказывания предложений сторон социального диалога, унифицированный порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров. Добавим, что новая модель урегулирования трудовых споров в Украине должна согласовываться с актами Международной организации труда и учитывать достижения лучшей европейской практики. Реформирование системы разрешения трудовых споров должно предусматривать комплексные действия относительно качественного изменения всей системы материального и процессуального права, включая нормы не только трудового, но и гражданского процессуального права. Разрозненную систему разрешения трудовых споров необходимо унифицировать, усиливая при этом полномочия Национальной службы посредничества и примирения как органа, имеющего опыт в разрешении коллективных трудовых споров и имеющего систему региональных представительств. Потребует изменений и дополнений Гражданский процессуальный кодекс Украины (далее — ГПК). Так, процедура рассмотрения коллективных трудовых споров в ГПК вообще отсутствует. Кроме того, существует необходимость в унификации процедуры рассмотрения трудовых споров в системе судов общей юрисдикции и административной юстиции. В данный момент к компетенции административных судов отнесен порядок рассмотрения споров по поводу приема граждан на публичную службу, ее прохождение и прекращение. Среди важных составляющих дополненного ГПК следует назвать возможность рассмотрения индивидуальных и коллективных споров в суде, презумпцию невиновности работника, определение подсудности трудовых споров в судах общей юрисдикции, право на объявление перерывов на стадии примирения, определение споров, которые могут разрешаться в упрощенном порядке, заключение мировых соглашений на стадии судебного рассмотрения трудовых споров с последующим вынесением определения судом без закрытия производства по делу, выдача исполнительного документа на принудительное исполнение решения примирительных органов и пр. Требуют внесения изменений и дополнений Законы Украины «О коллективных договорах и соглашениях», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «Об организациях работодателей», «О социальном диалоге в Украине», «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)», Хозяйственный кодекс Украины, Кодекс Украины об административных правонарушениях. Создание унифицированной системы разрешения трудовых споров в Украине на основе гармонизации украинского законодательства и европейских стандартов должно актуализировать значение сторон социального диалога и предоставить новые возможности для сотрудничества. Последнее повлечет стабилизацию социально-трудовых отношений в Украине и приведет к улучшению экономических показателей государства.

Список источников

1. Про мiжнародне приватне право: Закон Украiни вiд 23 червня 2005 року N 2709-IV // Вiдомостi Верховноi Ради Украiни. 2005. N 32. Ст. 422. 2. Про прокуратуру: Закон Украiни вiд 5 листопада 1991 року N 1789-XII // Вiдомостi Верховноi Ради Украiни. 1991. N 53. Ст. 793. 3. Про судоустрiй та статус суддiв: Закон Украiни вiд 7 липня 2010 року N 2453-VI // Вiдомостi Верховноi Ради Украiни. 2010. N 41 — 42, N 43, N 44 — 45. Ст. 529. 4. Про державну службу: Закон Украiни вiд 16 грудня 1993 року N 3723-XII // Вiдомостi Верховноi Ради Украiни. 1993. N 52. Ст. 490. 5. Про мiлiцiю: Закон Украiни вiд 20 грудня 1990 року N 565-XII // Вiдомостi Верховноi Ради УРСР. 1991. N 4. Ст. 20. 6. Цивiльний процесуальний кодекс Украiни прийнятий Верховною Радою Украiни 18 березня 2004 року N 1618-IV // Вiдомостi Верховноi Ради Украiни. 2004. N 40 — 41, 42. Ст. 492. 7. Кодекс адмiнiстративного судочинства Украiни прийнятий Верховною Радою Украiни 6 липня 2005 року N 2747-IV // Вiдомостi Верховноi Ради Украiни. 2005. N 35 — 36. N 37. Ст. 446. 8. Постанова Пленуму Верховного Суду Украiни N 9 вiд 06.11.92 «Про практику розгляду судами трудових спорiв». 9. Про порядок вирiшення колективних трудових спорiв (конфлiктiв): Закон Украiни вiд 3 березня 1998 року N 137/98-ВР // Вiдомостi Верховноi Ради Украiни. 1998. N 34. Ст. 227. 10. Про колективнi договори та угоди: Закон Украiни вiд 1 липня 1993 року N 3356-XII // Вiдомостi Верховноi Ради Украiни. 1993. N 36. Ст. 361. 11. Про соцiальний дiалог в Украiнi: Закон Украiни вiд 23 грудня 2010 року N 2862-VI //Вiдомостi Верховноi Ради Украiни (ВВР). 2011. N 28. Ст. 255. 12. Про професiйнi спiлки, iх права та гарантii дiяльностi: Закон Украiни вiд 15 вересня 1999 року N 1045-XIV // Вiдомостi Верховноi Ради Украiни (ВВР). 1999. N 45. Ст. 397. 13. Про органiзацii роботодавцiв: Закон Украiни вiд 24 травня 2001 року N 2436-III // Вiдомостi Верховноi Ради Украiни. 2001. N 32. Ст. 171. 14. Про мiсцевi державнi адмiнiстрацii: Закон Украiни вiд 9 квiтня 1999 року N 586-XIV // Вiдомостi Верховноi Ради Украiни. 1999. N 20 — 21. Ст. 190. 15. Про мiсцеве самоврядування в Украiнi: Закон Украiни вiд 21 травня 1997 року N 280/97-ВР // Вiдомостi Верховноi Ради Украiни (ВВР). 1997. N 24. Ст. 170. 16. Про утворення Нацiональноi служби посередництва i примирення: Указ Президента Украiни вiд 17 листопада 1998 року N 1258/98. URL: http://nspp. gov. ua/ index. php? option= com_content&view;= article&id;= 95:2010-02-24-14-13-33&catid;= 29:2010-02-23-20-35-49&Itemid;=20. 17. Про засади запобiгання i протидii корупцii: Закон Украiни вiд 7 квiтня 2011 року N 3206-VI // Вiдомостi Верховноi Ради Украiни. 2011. N 40. Ст. 404. 18. URL: nspp. gov. ua.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *