Примирительная комиссия как обязательный этап разрешения коллективного трудового спора по законодательству Беларуси и России: сравнительно-правовой анализ

(Новицкая М. В.) ("Трудовое право в России и за рубежом", 2013, N 2) Текст документа

ПРИМИРИТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ КАК ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ЭТАП РАЗРЕШЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО ТРУДОВОГО СПОРА ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ БЕЛАРУСИ И РОССИИ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ <*>

М. В. НОВИЦКАЯ

-------------------------------- <*> Novitskaya M. V. Reconciliation commission as a compulsory stage of resolution of a collective labor dispute in accordance with the legislation of Belarus and Russia: comparative-law analysis.

Новицкая Мария Валерьевна, старший преподаватель кафедры гражданского и хозяйственного права факультета экономики и права Могилевского государственного университета.

Статья посвящена анализу разрешения коллективного трудового спора примирительной комиссией по законодательству Республики Беларусь и Российской Федерации. В статье исследуются особенности порядка формирования и деятельности примирительной комиссии в Беларуси и России, рассматриваются права и обязанности ее членов. В результате проведенного анализа автором предлагается ряд рекомендаций по совершенствованию норм действующего трудового законодательства Республики Беларусь в части разрешения коллективного трудового спора примирительной комиссией.

Ключевые слова: коллективные трудовые споры, примирительная комиссия, нейтральный член примирительной комиссии, примирительные процедуры, порядок работы примирительной комиссии, арбитраж, посредник.

The article is devoted to the analysis of the permission of collective labour dispute conciliation commission on legislation of the Republic of Belarus and the Russian Federation. The article deals with the peculiarities of formation order and activity of the conciliation commission in Belarus and Russia, considers the rights and duties of its members. As a result of the analysis the author proposes a number of recommendations on perfection of norms of the current labour legislation of the Republic of Belarus in the part of the permission of collective labour dispute conciliation commission.

Key words: collective labour disputes, the conciliation commission, neutral member of the conciliation commission, conciliation procedures, the order of work of the conciliation commission, arbitration, the mediator.

В Республике Беларусь эффективность правового регулирования коллективных трудовых отношений существенно повысилась в связи с принятием Трудового кодекса Республики Беларусь от 26 июля 1999 г., нормы которого закрепили порядок разрешения коллективных трудовых споров. Однако в белорусской юридической литературе данному явлению по-прежнему уделяется недостаточно внимания. В отличие от индивидуальных коллективные трудовые споры разрешаются при помощи примирительных процедур, которые заключаются в проведении организационных мероприятий в целях достижения согласованного решения. Анализ законодательства позволяет выделить органы по добровольному примирению работников в лице их представительных органов и нанимателя. К ним относятся примирительная комиссия, посредник, арбитраж. Отметим, что примирительная комиссия является обязательным первичным органом рассмотрения коллективных трудовых споров. В связи с этим задачами данной работы являются проведение анализа механизма разрешения коллективных трудовых споров примирительной комиссией, а также выработка предложений и рекомендаций по совершенствованию норм соответствующего законодательства. Началом коллективного трудового спора является выявление разногласий между сторонами, которые подлежат урегулированию первоначально при помощи примирительных процедур. Основной и обязательной стадией разрешения коллективного трудового спора является рассмотрение его примирительной комиссией. Сказанное подтверждается формулировкой ч. 1 ст. 380 ТК Республики Беларусь, в силу которой при отказе нанимателя от удовлетворения всех или части требований работников или неуведомления о своем решении в трехдневный срок создается (а не "может быть создана") примирительная комиссия. Приведенный тезис определен в ТК России более четко. Так, в соответствии со ст. 401 ТК России рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией является обязательным этапом. Отметим, что в ТК Российской Федерации определение понятия "примирительная комиссия" отсутствует. Однако в соответствии с п. 1 Рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией, утвержденных Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 14 августа 2002 г. N 57 "Об утверждении Рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией" (далее - Рекомендации N 57), примирительная комиссия представляет собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора. В соответствии с ч. 2 ст. 380 ТК Республики Беларусь примирительная комиссия представляет собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора и формируется из представителей сторон спора на равноправной основе. По мнению В. И. Кривого, цель такой комиссии - найти взаимоприемлемое решение по поводу возникших разногласий между сторонами коллективного трудового спора <1>. -------------------------------- <1> Кривой В. И. Коллективные переговоры, договоры и споры. Гомель: Е. А. Ковалева, 2008. С. 77.

Отметим, что примирительная комиссия формируется при возникновении спора не только в рамках отдельно взятой организации (нанимателя), но и на любом другом уровне (вне организации) - на республиканском, отраслевом, местном, региональном. В приложении N 3 к Рекомендациям N 57 содержится Памятка членам примирительной комиссии по рассмотрению коллективного трудового спора, в которой определены некоторые правила поведения члена примирительной комиссии по рассмотрению коллективного трудового спора. В соответствии с указанной Памяткой основная задача примирительной комиссии состоит в оказании помощи сторонам коллективного трудового спора в поисках взаимоприемлемого решения по урегулированию коллективного трудового спора на основе конструктивного диалога с соблюдением принципа равноправия сторон. В соответствии с п. 15 Рекомендаций N 57 примирительная комиссия формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе. В зависимости от масштаба коллективного трудового спора и сложности выдвигаемых требований в состав примирительной комиссии могут входить от 2 до 5 представителей от каждой стороны, знающих проблему и владеющих искусством ведения переговоров. Решение сторон об образовании примирительной комиссии после согласования ее количественного состава оформляется соответствующим приказом (распоряжением) работодателя и решением представителя работников либо протоколом совместного решения сторон. Член примирительной комиссии должен обладать умением аргументировать, убеждать, оперировать обширной информацией, управлять дискуссией, чутко реагировать на смену настроения сторон, аккумулировать все позитивное, что можно было бы использовать для достижения согласия. Он должен знать методы ведения переговорного процесса. Желательно его знакомство с основными принципами работы профсоюзной организации, действующей системой разрешения индивидуальных жалоб, кадровой политикой и другими сторонами жизни организации. При рассмотрении коллективного трудового спора примирительной комиссией возможно применение по аналогии положений ГПК Российской Федерации, регламентирующих порядок проведения судебного заседания. Примирительная комиссия создается для рассмотрения конкретного спора. Решение примирительной комиссии должно приниматься большинством голосов от каждой из сторон коллективного трудового спора. Решение примирительной комиссии обязательно, т. к. является соглашением сторон. На заседании комиссии ведется протокол. В нем могут быть изложены решение комиссии по вопросам, по которым стороны пришли к соглашению, и оставшиеся требования, составляющие предмет коллективного трудового спора <2>. -------------------------------- <2> Моисеева Ю. Право на забастовку [Электронный ресурс] // Российская юстиция. 1999. N 9. URL: http://www. juristlib. ru/ book_1065.html (дата обращения: 29.06.2012).

Работодатель не вправе уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе. Мало того, на него возлагаются дополнительные обязанности по созданию необходимых условий для работы примирительной комиссии. Учитывая международный опыт, в качестве создания благоприятных условий для деятельности первичного органа по рассмотрению коллективного трудового спора можно выделить следующие мероприятия: а) техническое обеспечение работы комиссии, т. е. предоставление помещения для проведения заседаний комиссии, оборудованного соответствующим образом (отопление, освещение, средства связи); б) информационное обеспечение - предоставление документов и сведений, необходимых для разрешения спора; в) предоставление членам примирительной комиссии гарантий <3>. -------------------------------- <3> Нуртдинова А. Ф. Примирительные процедуры в ходе разрешения коллективного трудового спора // Право и экономика. 1999. N 9. URL: http://www. juristlib. ru/ book_1073.htm (дата обращения: 04.03.2012).

Следует подчеркнуть, что количественный состав комиссии в законодательстве Республики Беларусь не определен, также не определены требования к его качественному составу. В соответствии с этим представляется целесообразным внести соответствующие коррективы в законодательства указанных стран и, в частности, дополнить ч. 2 ст. 380 ТК Республики Беларусь следующим положением: "В зависимости от уровня, на котором возник коллективный трудовой спор, и сложности выдвигаемых требований в состав примирительной комиссии могут входить от 2 до 5 представителей от каждой стороны, знающих проблему, обладающих знаниями в данной области и владеющих искусством ведения переговоров". В соответствии с ч. 4 ст. 380 ТК Республики Беларусь члены примирительной комиссии могут быть определены предварительно в коллективном договоре, соглашении. В законодательстве Республики Беларусь содержатся особенности порядка формирования комиссии, в отличие от законодательства России. Так, в соответствии с п. 1 Положения о нейтральном члене примирительной комиссии, утвержденного Постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 03.10.2003 N 23 (в ред. от 06.03.2007) (далее - Положение), в целях оказания помощи сторонам в поисках взаимоприемлемого решения по урегулированию спора в состав примирительной комиссии избирается или назначается нейтральный член. На основании приведенного определения можно выделить 2 способа включения нейтрального члена в состав примирительной комиссии: 1. Избрание. Представители сторон, предложенные в примирительную комиссию, не позднее чем в трехдневный срок большинством голосов избирают в состав примирительной комиссии нейтрального члена комиссии, не входящего в данный представительный орган работников и не работающего у данного нанимателя. Способ избрания нейтрального члена определяется примирительной комиссией. Размер и порядок выплаты вознаграждения нейтральному члену определяется соглашением между нейтральным членом и сторонами спора (ч. 3 ст. 380 ТК Республики Беларусь). 2. Назначение. Назначение нейтрального члена примирительной комиссии производится в случаях, когда представители сторон спора, предложенные в состав примирительной комиссии, не избрали нейтрального члена примирительной комиссии в соответствии со ст. 380 ТК Республики Беларусь. Следует отметить, что Положение более четко определяет органы, уполномоченные назначать нейтрального члена, - Правительство Республики Беларусь или Республиканский трудовой арбитраж (п. 1). Нейтральный член примирительной комиссии назначается не позднее пятидневного срока после поступления в Республиканский трудовой арбитраж письменного заявления одной из сторон спора о назначении нейтрального члена примирительной комиссии, о чем обе стороны спора извещаются в письменной форме с указанием фамилии, имя, отчества нейтрального члена примирительной комиссии и способа связи с ним. Как правило, нейтральный член назначается из числа трудовых арбитров Республики Беларусь. Решение Республиканского трудового арбитража о назначении нейтрального члена примирительной комиссии обжалованию не подлежит. Нейтральный член может быть избран председателем примирительной комиссии. Нейтральному члену примирительной комиссии на время работы примирительной комиссии гарантируется сохранение места работы (должность) и средний заработок за счет соответствующих государственных или иных органов и организаций (ст. 101 ТК Республики Беларусь). Освобождение нейтрального члена примирительной комиссии от выполнения обязанностей по основному месту работы на период разрешения спора производится нанимателем по ходатайству председателя Республиканского трудового арбитража или его заместителя. Выплата вознаграждения нейтральному члену осуществляется сторонами спора в равных долях, если иное не предусмотрено соответствующим соглашением, и производится до начала рассмотрения спора примирительной комиссией. Основные права нейтрального члена закреплены в п. 12 Положения и включают в себя следующие: 1) отказаться от решения спора при наличии обстоятельств, влияющих на принятие решения; 2) запрашивать и получать от сторон спора необходимые документы, сведения по существу спора; 3) предлагать возможные варианты разрешения спора; 4) подписывать протокол заседания примирительной комиссии, предложения примирительной комиссии; 5) проводить консультации с представительным органом работников, нанимателем, собственником или уполномоченным им органом. В круг обязанностей нейтрального члена входит: соблюдать установленные процедуру и сроки рассмотрения споров примирительной комиссией, быть объективным при разрешении споров и соблюдать нормы служебной этики, сообщать сторонам спора о финансовых, личных и иных обстоятельствах, которые могут отрицательно влиять на его беспристрастность, считать все аспекты спора конфиденциальными, если иное не обусловлено сторонами, учитывать интересы, мнения и предложения сторон спора, реальные возможности материального, производственного и финансового обеспечения принятых сторонами обязательств, вносить предложения по мирному разрешению спора и др. (п. 11 Положения). Отметим, что в Республике Беларусь законодательно порядок работы примирительной комиссии регламентирован недостаточно, что также подчеркивает В. И. Кривой, говоря о том, что "порядок работы примирительной комиссии обозначен в ст. 381 ТК лишь в самом укрупненном плане" <4>. Подчеркнем, что подобный недостаток характерен также и для законодательства России. В связи с этим возникают закономерные вопросы об объеме прав и обязанностей, возлагаемых на членов примирительной комиссии в ходе разрешения спора, о регламенте работы примирительной комиссии и т. д. -------------------------------- <4> Кривой В. И. Указ. соч. С. 82.

В. И. Кривой предлагает исправлять данный недостаток двумя основными способами: на локальном уровне, например, в коллективном договоре; самой комиссией путем принятия соответствующих решений о порядке ее работы <5>. Однако автор статьи предлагает действовать более радикально и внести соответствующие дополнения в ст. 381 ТК Республики Беларусь "Порядок работы примирительной комиссии", изложив ее в следующей редакции: -------------------------------- <5> Там же. С. 83.

"Заседания примирительной комиссии проводятся в рабочее время. Члены примирительной комиссии имеют право: 1) запрашивать и получать от сторон необходимые документы и сведения по существу коллективного трудового спора; 2) проводить необходимые консультации с представительными органами работников, нанимателем, собственником или уполномоченным им органом, экспертами; 3) в период рассмотрения коллективного трудового спора при необходимости проводить совместные или раздельные заседания сторон; 4) предлагать собственные возможные варианты разрешения конфликта. Члены примирительной комиссии обязаны сохранять государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну при осуществлении своих функций во время участия в примирительных процедурах. Наниматель должен создать необходимые условия для работы примирительной комиссии: 1) техническое обеспечение работы комиссии - предоставлять помещение для заседаний комиссии, оборудованное соответствующим образом (отопление, освещение, средства связи и оргтехника); 2) информационное обеспечение - представлять документы и сведения, необходимые для разрешения спора; 3) предоставление членам примирительной комиссии гарантий в соответствии со ст. 101 ТК Республики Беларусь. Предложения примирительной комиссии по разрешению спора принимаются в пятидневный срок с момента избрания (назначения) нейтрального члена большинством голосов, оформляются протоколом и направляются сторонам спора. Предложения примирительной комиссии по разрешению спора носят рекомендательный характер. При согласии сторон с предложениями примирительной комиссии коллективный трудовой спор прекращается". В законодательстве Беларуси и России предусмотрены различные сроки рассмотрения спора. В соответствии со ст. 381 ТК Республики Беларусь примирительная комиссия принимает большинством голосов предложения по урегулированию коллективного трудового спора в пятидневный срок с момента избрания (назначения) нейтрального члена. В ст. 402 ТК Российской Федерации предусмотрен такой же срок, однако исчисляется он с момента издания соответствующих актов о создании примирительной комиссии. Результаты работы примирительной комиссии могут выразиться в двух вариантах: 1) стороны пришли к соглашению; 2) стороны не достигли соглашения <6>. -------------------------------- <6> Куренной А. М., Маврин С. П., Хохлов Е. Б. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации. М.: Городец, 2007. С. 657.

Если стороны выразили письменное согласие с предложениями примирительной комиссии, спор прекращается. Отметим, что в данном случае согласие требуется от сторон трудового спора, а не от их представителей в примирительной комиссии. Согласие сторон с предложениями примирительной комиссии выражается заключением специального соглашения, которое приобретает для сторон обязательную силу. Несогласие с предложениями примирительной комиссии обычно выражается составлением протокола разногласий. При несогласии с предложениями примирительной комиссии стороны по соглашению между ними обязаны продолжить примирительные процедуры. Та или иная процедура выбирается по соглашению сторон. Законодательством Республики Беларусь закреплены следующие варианты дальнейшего рассмотрения спора: а) посредничество; б) трудовой арбитраж; в) посредничество, трудовой арбитраж. Таким образом, из проведенного анализа законодательства Беларуси и России о порядке разрешения коллективных трудовых споров примирительной комиссией автор делает следующие выводы. Во-первых, законодательство о коллективных трудовых спорах устанавливает обязательность (принудительность) примирительной процедуры. Во-вторых, количественный состав комиссии в законодательстве Республики Беларусь не определен, также не определены требования к его качественному составу. В соответствии с этим представляется целесообразным внести соответствующие коррективы в ТК Республики Беларусь. В-третьих, в Республике Беларусь законодательно порядок работы примирительной комиссии регламентирован недостаточно, в связи с чем автор статьи предлагает внести соответствующие дополнения в ст. 381 ТК Республики Беларусь "Порядок работы примирительной комиссии", предусмотрев объем прав и обязанностей, возлагаемых на членов примирительной комиссии в ходе разрешения спора, регламент работы примирительной комиссии и т. д.

Литература

1. Моисеева Ю. Право на забастовку // Российская юстиция. 1999. N 9. URL: http://www. juristlib. ru/ book_1065.html (дата обращения: 29.06.2012). 2. Нуртдинова А. Ф. Примирительные процедуры в ходе разрешения коллективного трудового спора // Право и экономика. 1999. N 9. URL: http://www. juristlib. ru/ book_1073.htm (дата обращения: 04.03.2012). 3. Кривой В. И. Коллективные переговоры, договоры и споры. Гомель: Е. А. Ковалева, 2008. 456 с. 4. Куренной А. М., Маврин С. П., Хохлов Е. Б. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации. М.: Городец, 2007. 679 с. 5. Трудовой кодекс Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. N 296-З (с изм. и доп. от 30.12.2010) // СПС "КонсультантПлюс". 6. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (в ред. Закона Российской Федерации от 03.01.2009) // СПС "КонсультантПлюс".

------------------------------------------------------------------

Название документа