Сегодня и завтра трудового арбитража

(Архипов В. В.)

(«Адвокат», 2006, N 9)

СЕГОДНЯ И ЗАВТРА ТРУДОВОГО АРБИТРАЖА

В. В. АРХИПОВ

В. В. Архипов, кандидат юридических наук.

Состав, порядок образования и иные основополагающие требования к российской судебной системе определены в гл. 7 Конституции РФ. В соответствии со ст. 118 правосудие в России должно осуществляться только судами, входящими в судебную систему Российской Федерации, которая установлена Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Согласно Конституции РФ в России предусмотрены следующие суды: Конституционный Суд РФ (ст. 125), Верховный Суд РФ и суды общей юрисдикции (ст. 126), Высший Арбитражный Суд РФ и суды арбитражной юрисдикции (ст. 127).

В настоящее время в России действуют следующие Федеральные конституционные законы, касающиеся функционирования судебной системы: от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ «О военных судах в Российской Федерации». Отсюда следует, что в России пока не определен детальный порядок образования, деятельности и полномочий вертикали судов общей юрисдикции от Верховного Суда РФ до районных, которые в настоящее время действуют на основании общих положений Конституции РФ и соответствующих статей Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации».

Согласно ст. 26 Закона о судебной системе Российской Федерации возможно введение в российскую судебную систему специализированных федеральных судов по рассмотрению гражданских и административных дел, которые учреждаются путем внесения изменений и дополнений в этот Закон. Их полномочия, порядок образования и деятельности устанавливаются тоже федеральным конституционным законом.

Из вышеизложенного следует, что такого вида судебного органа, как трудовой арбитраж, в России нет, что, однако, не исключает возможности его создания как специализированного гражданского суда по трудовым спорам как индивидуального, так и коллективного характера.

Тем не менее трудовой арбитраж уже легально существует и его деятельность определена в официальном порядке и основана на следующих нормативных актах.

Еще в 1951 г. Международной организацией труда была принята Рекомендация N 92 «О добровольном примирении и арбитраже». В этой Рекомендации арбитраж рассматривается как орган, в который стороны трудового конфликта обращаются на основе добровольного соглашения, и чье решение они добровольно признают при разрешении этим органом их коллективного трудового спора.

В понятийный аппарат российского трудового права трудовой арбитраж как легальное понятие вошло в 1989 г., когда был принят Закон СССР «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)». В 1991 г. этот Закон был издан в новой редакции. В настоящее время в России действует новый Закон о порядке разрешения этих споров — от 23 ноября 1995 г. N 175-ФЗ, но в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ (далее — ТК РФ). С учетом этой оговорки рассмотрим, что же такое трудовой арбитраж согласно требованиям ТК РФ.

Статья 404 ТК РФ и ст. 8 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. определяет трудовой арбитраж как временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, который создается, в случае если стороны этого спора заключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений.

В развитие законодательных актов о коллективных трудовых спорах были приняты и иные акты. К ним, в частности, относятся Постановления Минтруда России от 14 августа 2002 г. N 57 «Об утверждении Рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией», N 58 «Об утверждении Рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника» и N 59 «Об утверждении Рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже».

В соответствии с Рекомендациями, утвержденными Постановлением Минтруда России от 14 августа 2002 г. N 59, трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора и Службой по урегулированию коллективных трудовых споров в срок не позднее трех рабочих дней со дня окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией или посредником. Создание трудового арбитража, его состав, регламент, полномочия оформляются соответствующим решением работодателя, представителя работников и указанной Службы. Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже с участием представителей сторон этого спора в срок до пяти рабочих дней со дня его создания.

Трудовой арбитраж рассматривает обращения сторон коллективного трудового спора; получает необходимые документы и сведения, касающиеся этого спора; информирует в случае необходимости органы государственной власти и органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора; разрабатывает рекомендации по существу коллективного трудового спора.

Рекомендации трудового арбитража по урегулированию коллективного трудового спора передаются сторонам этого спора в письменной форме. Деятельность лиц, привлеченных в качестве арбитров, на основании ст. 405 ТК РФ гарантирует им на время участия в разрешении коллективного трудового спора освобождение от основной работы с сохранением среднего заработка на срок не более трех месяцев в течение года. Причем участвующие в разрешении указанного спора как трудовые арбитры представители работников, их объединений не могут быть в период разрешения спора подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя без предварительного согласия уполномочившего их на представительство органа.

Из изложенного выше следует, что трудовой арбитраж — это добровольное временное общественное образование, призванное на законных основаниях содействовать работникам и работодателю в урегулировании коллективного трудового спора. Это образование не является судом как таковым — он не вправе принимать на себя осуществление правосудия, его решения не обеспечены государственным принуждением. Рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже — один из этапов примирительных процедур. Деятельность этого органа не заменяет деятельность судов общей юрисдикции, а также арбитражных судов.

Однако не полностью урегулированы ТК РФ следующие вопросы. Так, согласно ст. 408 ТК РФ соглашение, достигнутое сторонами коллективного трудового спора в ходе его разрешения, оформляется в письменной форме и имеет для сторон спора обязательную силу. Контроль над его исполнением осуществляется сторонами спора. Из содержания ст. 416 ТК РФ следует, что представители работодателя и работники, виновные в невыполнении обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры, привлекаются к административной ответственности в порядке, установленном в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ). Согласно ст. 5.33 КоАП РФ за невыполнение работодателем или его представителем (обратите внимание на нестыковку со ст. 416 ТК РФ: отсутствует представитель работников) обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры, влечет наложение штрафа в размере от 20 до 40 МРОТ. Кроме того, по своей правовой природе трудовой арбитраж аналогичен официально созданному третейскому суду, но вопрос о возможности оспаривания решений трудового арбитража и принудительного исполнения его решений при обращении в компетентный орган судебной власти пока не получил однозначного определения ни в официальных актах, ни в юридической литературе. Поэтому применение к деятельности трудового арбитража, например, норм гл. 46 и 47 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее — ГПК РФ) и Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» требует специального официального разъяснения.

Исходя из информации, размещенной на сайте http://trudsud. ru (где желающие могут получить бесплатные консультации по коллективным трудовым спорам), создание трудового арбитража представляет определенную сложность, поскольку стороны спора, как правило, не могут решить вопросы организационного характера — выбрать арбитров, определить полномочия и регламент деятельности арбитража. Именно в этих целях трудовым законодательством предусмотрена Служба по урегулированию коллективных трудовых споров.

Однако, как удалось выяснить в Департаменте трудовых отношений Минздравсоцразвития России, указанная Служба при проведении административной реформы 2004 г. выпала из поля зрения реформаторов (и не только она), в результате чего эта Служба и, соответственно, ее финансовое обеспечение в новой структуре исполнительной власти нигде по всей ее вертикали не предусмотрены. Таким образом, государственная Служба по урегулированию коллективных трудовых споров фигурирует в ст. 407 ТК РФ как формально-виртуальное образование, что в отсутствие иного органа, предназначенного содействовать разрешению коллективных трудовых споров (а их рассмотрение не подведомственно ни судам общей юрисдикции, ни арбитражным судам), создает для сторон таких споров определенные проблемы.

В г. Москве представители профсоюзов, работодателей и Правительства Москвы еще в 2000 г. обязались способствовать предотвращению коллективных трудовых споров и закрепили данное обязательство в своем трехстороннем соглашении на 2001 г. В целях реализации этого соглашения Постановлением Правительства Москвы от 11 сентября 2001 г. N 840-ПП «О создании учреждения «Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров» был создан первый трудовой арбитражный суд. Учредителями выступили Комитет общественных и межрегиональных связей Правительства Москвы, Московская федерация профсоюзов, Московская конфедерация промышленников и предпринимателей, Специализированная коллегия адвокатов «Инюрколлегия». В апреле 2002 г. суд был зарегистрирован в качестве юридического лица в организационно-правовой форме учреждения «Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров».

В соответствии со ст. 120 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) учреждением признается организация, созданная собственником (в данном случае указанными выше учредителями) для осуществления функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. На основании ст. 50 ГК РФ некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Согласно Уставу учреждения «Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров» целями его создания, в частности, являются:

— правовое и организационное обеспечение работы по созданию системы механизмов контроля в рамках социального партнерства за соблюдением прав и законных интересов работников в организациях различных форм собственности;

— урегулирование и ликвидация конфликтов, возникающих между работодателями и трудовыми коллективами в сфере трудовых правоотношений.

Для достижения поставленных целей это учреждение:

— создает и обеспечивает деятельность трудового арбитражного суда, специализирующегося на разрешении коллективных трудовых споров, распространяет информацию о деятельности трудового арбитражного суда среди лиц, имеющих отношение к трудовому законодательству и к разрешению трудовых конфликтов;

— проводит конференции, семинары и лекции на темы, относящиеся к трудовому законодательству Российской Федерации и г. Москвы;

— организует курсы профессиональной подготовки и повышения квалификации в области законодательства о труде и занятости для предприятий-работодателей, профсоюзных организаций, юридических фирм, министерств и ведомств;

— участвует в разработке и анализе законопроектов, относящихся к сфере трудового законодательства, с учетом опыта и рекомендаций МОТ и проч.

Таким образом, стороны коллективного трудового спора, возникшего в г. Москве, для создания предусмотренного ТК РФ органа по рассмотрению спора могут обратиться в некоммерческое учреждение «Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров».

С середины 2003 г. московский Трудовой арбитражный суд финансировался Правительством Москвы лишь частично, основное его финансирование осуществлялось в рамках международного проекта «Трудовое законодательство и арбитраж». Этим проектом, входящим в число иных проектов Программы ТАСИС (Программа технического содействия бывшим республикам СССР, кроме стран Балтии), направленных на развитие социально-экономических реформ и демократических преобразований в России, предусмотрено создание трудовых арбитражей еще в двух субъектах Федерации: в г. Санкт-Петербурге и в Пензенской области (в г. Пензе). Программа финансируется Европейским союзом.

Однако с 1 января 2006 г. международное финансирование проекта «Трудовое законодательство и арбитраж» прекратилось. В связи с этим бесплатная помощь спорящим сторонам, выражающаяся в предоставлении арбитров, помещения, оргтехники и прочего необходимого при разрешении спора (вплоть до карандашей и бумаги), может стать платной. Тарифы на услуги будут зависеть от категории добровольно неурегулированного спора: например, оплата помощи в разрешении спора о размере задолженности по зарплате может значительно превышать тариф за разрешение спора о понуждении работодателя включить в коллективный договор какое-то условие. Так что перспективы у участников коллективных трудовых споров, если федеральная и московская власти не обратят на рассмотренную проблему свое внимание, нерадостные.

——————————————————————