Транспортная безопасность и правовое регулирование деятельности подразделений органов внутренних дел по пресечению экстремистских проявлений

(Сочнев Д. В.) («Транспортное право», 2013, N 2) Текст документа

ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ПРЕСЕЧЕНИЮ ЭКСТРЕМИСТСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ

Д. В. СОЧНЕВ

Сочнев Дмитрий Васильевич, профессор кафедры подготовки сотрудников в сфере транспортной безопасности Центра подготовки сотрудников в сфере транспортной безопасности ВИПК МВД России, доктор социологических наук, полковник полиции.

Подразделениям органов внутренних дел на транспорте по пресечению экстремизма необходимо организовать профилактическую работу по предупреждению экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций. Правовое регулирование деятельности предусматривает охрану и оборону особо важных объектов, которые нередко подвергаются нападениям экстремистов. Основой правового регулирования деятельности подразделений органов внутренних дел на транспорте является ведение переговоров с участниками акций, с привлечением руководителей данного предприятия (учреждения), а также региональной администрации. Решение о применении силовых акций органами внутренних дел на транспорте должно приниматься с учетом реальной оперативной обстановки, а также состава участников акций.

Ключевые слова: транспортная безопасность, экстремистские проявления, правовое регулирование деятельности органов внутренних дел на транспорте по пресечению экстремизма.

Transport security and legal regulation of activity of subdivisions of the agencies of internal affairs on suppression of extremist manifestations D. V. Sochnev

The subdivisions of the transport agencies of internal affairs on suppression of extremism shall organize prophylactics works with regard to prevention of extremist activity of public and religious associations, other organizations. The legal regulation of the activity provides for protection and defense of especially important objects which frequently undergo attacks of extremists. The basis for legal regulation of activity of subdivisions of the transport agencies of internal affairs is carrying out of negotiations with participants of actions including the heads of the said enterprise (institution), and also the regional administration. The decision of application of acts of violence by the transport agencies of internal affairs shall be taken with due account for the real operative conditions and also the composition of participants.

Key words: transport security, extremist manifestations, legal regulation of activities of the transport agencies of internal affairs with regard to prevention of extremism.

Следует признать, что в юридической литературе недостаточно освещен вопрос правового регулирования деятельности подразделений органов внутренних дел на транспорте по пресечению экстремизма <1>. Имеющиеся разработки представляют собой только исходный материал для управленческого анализа проблемы <2>. Используя в качестве основания признак наличия (или отсутствия) правового регулирования экстремистских проявлений, можно выделить две большие классификационные группы: к первой отходит то поведение, посредством которого граждане исполняют обязанности, возложенные на них правом, ко второй — направления, в которых такого правового императива нет. Так, обязанность гражданина сообщить властям о заведомо известном ему совершенном или готовящемся экстремистском правонарушении должна быть отнесена к первой группе, а взаимодействие с общественными помощниками сотрудников ОВД — ко второй группе. ——————————— <1> См.: Томин В. Т. Проблемы оптимизации среды функционирования органов внутренних дел. Горький, 1978; Панченко П. Н. Взаимодействие аппаратов уголовного розыска, иных правоохранительных органов и общественности в борьбе с преступностью. Омск, 1983. <2> Горшенков А. Г., Горшенков Г. Г., Горшенков Г. Н. Преступность как объект управленческого воздействия: Учебное пособие. Сыктывкар, 1999; Горшенков А. Г., Горшенков Г. Н. Преступность в сфере массовой информации: уголовно-правовой и криминологический аспекты. Сыктывкар, 2000.

Правовое регулирование деятельности подразделений органов внутренних дел на транспорте по пресечению экстремизма может быть осуществлено применительно к содержанию функций-задач органов внутренних дел на транспорте: а) взаимодействие в области оперативно-розыскной деятельности; б) взаимодействие в сфере охраны правопорядка; в) взаимодействие в сфере предварительного расследования и т. д. В свою очередь, сотрудничество в области оперативно-розыскной деятельности можно разделить на подгруппы: взаимодействие с аппаратами уголовного розыска, БЭП, оперативно-режимными аппаратами ИТУ; сотрудничество в сфере предварительного расследования — взаимодействие с аппаратами дознания и предварительного следствия и т. д. <3>. ——————————— <3> Томин В. Т., Сочнев Д. В. Словарь-инструментарий для исследования проблем, связанных с взаимодействующим влиянием правоохранительной и массово-коммуникативной систем на преступность и виктимность молодежи и несовершеннолетних. 3-е изд., испр. и доп. Н. Новгород, 1999. С. 18.

Такое правовое регулирование практически значимо, основная масса специальной литературы и ведомственных инструктивных актов, относящихся к использованию помощи населения в борьбе с экстремизмом, исходит именно из такой структурной схемы. С определенными дополнениями она использовалась В. Т. Томиным <4>. Указанный критерий деления имеет и распределение функций между ними <5>. ——————————— <4> Томин В. Т. Взаимодействие органов внутренних дел с населением. Омск, 1975. С. 3 — 23. <5> Залманов В., Филимонов Г. Использование средств массовой информации в юридическом всеобуче // Советская юстиция. 1989. N 21. С. 5 — 7.

Однако в качестве основной классификационной схемы автором избрана другая. Дело в том, что познавательные потенции классификации, построенной на разграничении взаимодействий в зависимости от функций-задач соответствующих служб органов внутренних дел на транспорте, на взгляд автора, в значительной мере исчерпаны. Эта классификация работает для систематизации уже имеющихся знаний. Однако для получения нового знания представляется перспективной другая схема, более полно использующая возможности системного подхода. Автор считает целесообразным осуществить членение генеральной совокупности на основе критерия соотносимости взаимодействия не с функциями-задачами, а с содержательной характеристикой связей функционирующей системы со средой ее функционирования. Такой путь, позволив взглянуть на взаимодействие органов внутренних дел с населением, будет принципиально новым подходом к исследуемой проблеме. Теоретической основой для авторской классификации служит схема взаимодействия всякой открытой системы со средой ее функционирования <6>. ——————————— <6> Берталанфи Л. История и статус общей теории систем // Системные исследования: Ежегодник. М., 1973. С. 25.

Применительно к ней все многообразие проявлений взаимодействия органов внутренних дел на транспорте с населением сводится к следующему: а) обмену людьми; б) обмену информацией; в) взаимодействию поведений <7>. ——————————— <7> Теория и практика социального управления: Словарь-справочник / Авт.-сост. Е. Ф. Яськов. М., 1997. С. 31.

В зависимости от содержательной характеристики связей органов внутренних дел на транспорте с населением и различаются основные направления правового регулирования деятельности органов внутренних дел на транспорте по пресечению экстремизма. Правовое регулирование деятельности органов внутренних дел на транспорте по пресечению экстремизма осуществляется в процессе управления, т. е. воздействия на объект — правосознание. Под правовым регулированием понимается реализация центральной комплексной функции управления — организационной, связанной с формированием и преобразованием, совершенствованием социальных структур, процессов и явлений. В рамках правового регулирования деятельности органов внутренних дел на транспорте по пресечению экстремизма охватывается весь спектр взаимовлияний и взаимоотношений, связывающих органы внутренних дел на транспорте с населением. Взаимодействие складывается из повседневной взаимной информации различных аппаратов и служб о складывающейся оперативной обстановке, ее изменениях, проводимых мероприятиях и т. п., разработки мероприятий, направленных на решение конкретных задач, совместного осуществления этих мероприятий <8>. ——————————— <8> Наумкин Ю. В. Взаимодействие органов внутренних дел с учреждениями массовой информации в борьбе с преступностью. Ташкент, 1990. С. 9.

Одно из самых развернутых определений взаимодействия применительно к отношениям между участниками уголовного судопроизводства дает И. М. Гуткин: «…под взаимодействием следователя и органов дознания в уголовном процессе следует понимать основанную на законе, согласованную по цели, месту, времени деятельность независимых друг от друга в административном отношении органов, которая выражается в наиболее целесообразном сочетании присущих этим органам средств и методов и направлена на предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений…» <9>. ——————————— <9> Гуткин И. М. Правовые вопросы взаимодействия следователя и органов дознания в уголовном процессе. М., 1967. С. 13.

Традиционный подход к конструированию дефиниции взаимодействия применительно к управленческому анализу деятельности органов внутренних дел демонстрирует В. М. Шванков. «Взаимодействие в органах внутренних дел, — пишет он, — это деловое сотрудничество на основе взаимопомощи частей и элементов системы органов внутренних дел в целях наиболее эффективного решения задач борьбы с преступностью». При всех существенных различиях в дефинициях взаимодействия есть одно общее: понимание взаимодействия как согласованного движения двух или более субъектов к осознаваемой ими цели. В существенно ином, значительно более широком смысле употребление этого термина характерно для исследователей, использующих инструмент формализации для познания изучаемых явлений. Следует подчеркнуть, что определение — инструмент познания, а всякий инструмент специализирован. В науке сегодня столь много дискуссий о терминах и дефинициях, очевидно, потому, что оппоненты анализируют и оценивают чужой гносеологический инструментарий с позиций своих, а не оппонента целей и направлений исследования» <10>. ——————————— <10> Шванков В. М. Теоретические основы координации и взаимодействия в органах внутренних дел. М., 1975. С. 8.

Автор понимает под взаимодействием <11> органов внутренних дел на транспорте с населением такое состояние связей между ними, которое характеризуется значимым для результатов функционирования воздействием, взаимовлиянием указанных субъектов друг на друга <12>. ——————————— <11> Томин В. Т., Сочнев Д. В. Словарь-инструментарий для исследования проблем, связанных с взаимодействующим влиянием правоохранительной и массово-коммуникативной систем на преступность и виктимность молодежи и несовершеннолетних. 3-е изд., испр. и доп. Н. Новгород, 1999. С. 18. <12> Аксенов В. Г., Веремеенко Н. И., Стрельников С. С. Взаимодействие органов внутренних дел с добровольными народными дружинами. М., 1975. С. 17 — 20.

Автор считает, что правовое регулирование деятельности органов внутренних дел на транспорте по пресечению экстремизма осуществляется по трем основным каналам: а) обмен людьми; б) взаимодействие поведением; в) обмен информацией <13>. ——————————— <13> Томин В. Т., Сочнев Д. В. Словарь-инструментарий для исследования проблем, связанных с взаимодействующим влиянием правоохранительной и массово-коммуникативной систем на преступность и виктимность молодежи и несовершеннолетних. 3-е изд., испр. и доп. Н. Новгород, 1999. С. 80.

Система внутренних дел, комплектуясь, поглощает (ассимилирует) людей, воздействует на них, в известном смысле перерабатывает, включает в свой состав в качестве новых компонентов. С другой стороны, отдельные сотрудники органов внутренних дел на транспорте с течением времени перестают быть таковыми (уходят на пенсию или увольняются по иным причинам) и при последующем функционировании системы предстают уже в качестве компонентов среды функционирования. Таким образом, поведение молодежи (общественное мнение в отношении правоохранительных органов и т. д.) в определенной степени детерминируется ассимилированной средой, бывшими компонентами системы «правоохранительные органы». Правовое регулирование деятельности подразделений органов внутренних дел на транспорте по пресечению экстремизма характеризуется также взаимодействием физических поведений, с одной стороны, а с другой — поведенческих реакций различных компонентов среды. Направленность поведенческих реакций населения различна: они могут влиять на объект управляющих воздействий в том же направлении, что и управляющая система (правоохранительные органы), а могут и в противоположном. Возможно разновариантное влияние на продуцирование и прохождение в сфере управляющих воздействий. Наконец, третьим каналом, по которому осуществляется правовое регулирование деятельности подразделений органов внутренних дел на транспорте по пресечению экстремизма, являются процессы обмена информацией. Население представляет из себя обширное поле сбора осведомительной информации для правоохранительных органов. Но «урожайность» этого поля в значительной мере зависит от характера и интенсивности управляющей информации, детерминирующей реакции среды и в двух других направлениях взаимодействия. Ключевым видом субстанции, циркуляция которой происходит по каналам правового регулирования деятельности подразделений органов внутренних дел на транспорте по пресечению экстремизма, является информационный обмен. Термин «информационный обмен» относится к числу наиболее употребимых как в специальной литературе, так и в повседневном, обыденном языке. В литературе <14> имеется несколько определений этого понятия. Специфично понимание информационного обмена в большом блоке исследований, посвященных проблеме теории судебных доказательств. ——————————— <14> Томин В. Т., Горшенков Г. Н. Организационно-управленческие проблемы взаимодействия правоохранительной и массово-коммуникативной систем // Виктимология и профилактика правонарушений. Иркутск, 1979. С. 45 — 54.

Большинство различий в понимании информационного обмена, во всяком случае во взглядах современных авторов <15>, обусловлено углом зрения исследователя, его конкретными целями. Определения, понятия — инструмент познающего, и он конструирует их, выделяя из многосторонности изучаемых объектов те грани, исследование которых служит решению стоящих перед ним задач. ——————————— <15> Горшенков А. Г., Горшенков Г. Г., Горшенков Г. Н. Преступность как объект управленческого воздействия: Учебное пособие. Сыктывкар, 1999. С. 4 — 7.

Таким образом, несовпадающие, а подчас на первый взгляд противоречащие друг другу дефиниции оказываются вполне совместимыми и согласующимися, как только мы учтем, что они хотя и относятся к одному объекту, но выделяют различные его стороны. «Действительную нагрузку, — пишет В. С. Тюхтин, — термин «информационный обмен» несет лишь тогда, когда его содержание соответствует той или иной конкретной теории», выработанному в ее рамках понятию, а также тому свойству вещей, которое лежит в основе измерения информации. Автор разделяет точку зрения В. Т. Томина, когда он формулирует в общем плане требование применять понятие «информационный обмен» лишь там, где оно фактически «работает» <16>. После появления данного термина возникла необходимость в выяснении содержания понятия «информационный обмен», его отношения к понятию «отражение» и к теории познания в целом. ——————————— <16> Томин В. Т., Горшенков Г. Н. Органы внутренних дел и учреждения массовой информации (аспекты взаимодействия в профилактической и оперативно-следственной сферах) // Проблемы профилактики правонарушений в условиях дальнейшего расширения и углубления социалистической демократии, гарантированной новой Конституцией СССР. Тезисы доклада к научно-практической конференции. Иркутск, 1978. С. 43 — 45.

С точки зрения автора, информационный обмен немыслим без понятия управления. Информационные потоки, связывающие органы внутренних дел со СМИ, носят двуединый характер: с одной стороны, исходя от СМИ, они улавливаются рецепторами правоохранительных органов, с другой — генерируются правоохранительным органом и адресуются средствам массовой информации. Информационные сигналы сообщения, исходящие из органа внутренних дел, могут быть разделены на две следующие группы: а) прямо адресованные СМИ в качестве объекта внешних управляющих воздействий правоохранительного органа. Информация в этом случае носит управляющий характер; б) адресованные другим объектам управления (как внешнего, так и внутреннего), однако улавливающие СМИ вследствие утечки информации из каналов связи. В этом случае восприятие информационных сигналов СМИ может как оптимизировать деятельность правоохранительных органов, так и препятствовать ей. Важная сторона двуединого процесса — это получение органом внутренних дел на транспорте осведомительной информации от СМИ. На момент начала конкретного взаимодействия органа внутренних дел на транспорте и СМИ (на момент поступления сигнала о преступлении, например) информационный обмен рассредоточен в двух разграниченных относительно субъекта сферах: внутри органа внутренних дел на транспорте и в СМИ. Внутри правоохранительного органа — компьютерные данные, различные картотеки и учеты, архивные уголовные дела и другие документы, а также знание, в том числе и знание элементов оперативной обстановки. Автор выделяет еще одну специфическую особенность информационного обмена. Она заключается в том, что правоохранительная деятельность носит поисковый, эвристический характер. Вряд ли можно надеяться, что когда-нибудь будет разработан алгоритм, одинаково пригодный для раскрытия всякого преступления, и исчезнет необходимость применения метода «проб и ошибок» и его криминалистической интерпретации — выдвижение и отработка версий. Более того, аксиома криминалистики гласит, что одновременно должна вестись отработка нескольких версий, верной из которых может быть лишь одна. Следовательно, реализуемый участниками направления взаимодействия информационный обмен нередко будет оказываться в условиях риска и неопределенности. Задача органов внутренних дел на транспорте состоит в том, чтобы своевременно выявлять преступные замыслы и пресекать их, изобличать и привлекать к ответственности лиц, совершивших уже уголовно наказуемые правонарушения <17>. Другая сторона — правонарушитель, посягая на охраняемые законом объекты, рассчитывает на благополучный исход и сохранение в тайне от правоохранительных органов своего преступного умысла и направленных на его достижение деяний. Даже став обвиняемым (подозреваемым), он, как правило, предпринимает все доступные ему меры, чтобы избежать разоблачения и осуждения, — иными словами, он стремится всячески помешать органам власти: сократить либо ликвидировать вообще поступление к ним информации о содеянном или же дезинформировать их <18>. ——————————— <17> Богомолова Н. Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. М., 1991. С. 37. <18> Ратинов А. Р., Ефремова Г. Х. Правовая психология и преступное поведение. Красноярск, 1988. С. 54.

Исследование показывает, что источники информации и каналы связи испытывают на себе не только стихийные, дезорганизующие деятельность системы воздействия, но и сознательное противодействие. При этих условиях, как правило, достигает цели та из сторон, которая сумеет быстрее и полнее собрать информацию о планах и деятельности другой, использовав ее для принятия оптимальных мер в решении своих задач. Значит, уже при получении осведомительной информации субъекту приходится принимать меры к ее коррекции. В этой связи представляются оправданными усилия ряда ученых по использованию в целях правового регулирования деятельности подразделений органов внутренних дел на транспорте по пресечению экстремизма достижений таких отраслей знаний, как социология, юридическая психология, конфликтология и др. В указанные конфликтные отношения оказываются вовлечены самым непосредственным образом отдельные компоненты среды функционирования, поведение которых в значительной мере определяется характером восприятия конфликта. Осведомительная информация, находящаяся вне рамок органов внутренних дел, рассредоточена в различных банках информации массово-коммуникативной системы и рассеяна среди молодых людей, образующих громадное аморфное поле сбора информации. Перед органами внутренних дел на транспорте, в чьи обязанности входит раскрытие преступления, стоит задача выявить достаточную часть объектов, содержащих структурно связанную информацию относительно познаваемого события, и актуализировать такое ее количество, которое позволило бы разрешить соответствующее уголовное или иное дело на основе познания объективной истины <19>. ——————————— <19> См.: Томин В. Т., Сочнев Д. В. Словарь-инструментарий для исследования проблем, связанных с взаимодействующим влиянием правоохранительной и массово-коммуникативной систем на преступность и виктимность молодежи и несовершеннолетних. 3-е изд., испр. и доп. Н. Новгород, 1999.

Количество информации, необходимой для разрешения дела, в абсолютном большинстве случаев составляет лишь некоторую часть от количества потенциальной информации, порожденной познаваемым событием. Актуализация потенциальной информации может быть осуществлена правоохранительными органами различными путями. Одни из них столь распространены, привычны и традиционны, что кажутся повседневному практическому сознанию как единственно возможные. Другие имеют гораздо меньшее распространение, хотя место, которое они занимают, определяется не их действительными возможностями, а моральными правилами и этическими требованиями <20>. ——————————— <20> Кукушин В. М. Твоя профессиональная этика. М., 1994. С. 52 — 53.

Выбор правильной альтернативы затруднен тем очевидным обстоятельством, что адекватная оценка системы невозможна в ее границах. Для верной оценки, равно как и для нахождения нетривиального решения проблемы, необходим выход за пределы исследуемой системы. А внесение и особенно выбор правильной альтернативы затруднены тем, что внедрение идей в социальную систему извне связано с необходимостью преодоления различного рода барьеров. Автор считает, что есть следующие пути правового регулирования деятельности подразделений органов внутренних дел на транспорте по пресечению экстремистских проявлений: — направление должностным лицам, в чьем ведении находятся нужные сведения, официальных запросов-предписаний о представлении этих сведений органам внутренних дел; — возложение на определенных граждан обязанности сообщить органам внутренних дел имеющуюся у них информацию; — выявление информации и ее носителя с помощью других лиц. Как справедливо отмечает профессор А. Г. Маркушин, традиционным способом получения правоохранительными органами осведомительной информации, необходимой для осуществления борьбы с преступностью, является содействие граждан <21>. Деятельность функционера как правоохранительного органа, так и СМИ в каждом из этих случаев состоит из двух элементов, второй из которых может иметь место только после успешного завершения первого. Элементы эти следующие: ——————————— <21> Маркушин А. Г. Оперативно-розыскная деятельность — необходимость и законность. 2-е изд., перераб. и доп. Н. Новгород, 1997. С. 65 — 77.

а) выявление объекта, несущего в себе структурно связанную информацию; б) извлечение этой информации из объекта, актуализация ее. Адекватное противодействие любым экстремистским проявлениям должно предусматривать широкий комплекс организационных и практических мер со стороны различных властных государственных структур, в том числе и органов внутренних дел, располагающих собственным арсеналом средств и методов воздействия на этот вид преступности <22>. ——————————— <22> См.: Демидов Ю. Н. Об опыте подготовки слушателей по борьбе с терроризмом и экстремизмом // Вестник МВД России. 2007. N 3. С. 22 — 26.

Конечный результат работы во многом зависит от скоординированных действий всех правоохранительных и правоприменительных органов <23>. ——————————— <23> См.: Дворяк И. А. Тактические основы борьбы с терроризмом // Вестник Московского университета МВД России. 2006. N 3. С. 95 — 97.

Имеющаяся в распоряжении органов внутренних дел на транспорте информационная база, достаточный кадровый потенциал подразделений, наиболее близких к населению (участковых уполномоченных полиции, сотрудников патрульно-постовой службы, сотрудников по делам несовершеннолетних), вместе с властными полномочиями, предоставленными уголовно-процессуальным законодательством прокуратуре, судам, органам юстиции и безопасности, обеспечивают реальную возможность эффективного правового регулирования деятельности подразделений органов внутренних дел на транспорте по пресечению экстремизма <24>. ——————————— <24> См.: Назаркин М. В. Правовые и организационные проблемы обеспечения безопасности высокорисковых объектов: Монография. М.: ВНИИ МВД РФ, 2006.

Основными тактическими приемами несения службы на стадии возникновения массового мероприятия должны являться наблюдение, сопровождение, воспрепятствование, обследование и регулирование. При этом решающее значение имеет налаживание и поддержание деловых отношений с организаторами массовых акций. Серьезную обеспокоенность для правоохранительных органов вызывают акции гражданского протеста, связанные с блокированием транспортных магистралей <25>. В данной связи одной из первоочередных задач, стоящих перед правоохранительными органами, становится установление реальных виновников акций гражданского протеста, принятие исчерпывающих мер для привлечения их к ответственности. В этих целях целесообразно создание межведомственных, в том числе следственно-оперативных и мобильных, групп. ——————————— <25> См.: Актуальные проблемы деятельности органов внутренних дел на транспорте и пути их решения: Материалы международной межведомственной научно-практической конференции (22 сентября 2006 г.). М.: ВНИИ МВД России, 2007.

Помимо перечисленных мероприятий должен быть определен круг лиц, в том числе представителей правоохранительных органов, которые информируют население и трудовые коллективы конкретных предприятий, учреждений, учебных заведений о принимаемых мерах к разрешению конфликтной ситуации (погашению задолженности по заработной плате, пенсиям, социальным пособиям, налаживании функционирования транспортных магистралей, воздушного сообщения и др.). О действиях граждан, блокировавших (или намеревающихся блокировать) транспортные магистрали, должен быть информирован глава администрации, прокурор, органы безопасности. Они должны принять самое активное участие в переговорном процессе и разъяснительной работе с участниками акции. При перекрытии дороги, провокационных действиях, попытках следовать для блокирования железной дороги начальник органа внутренних дел: — должен немедленно поставить в известность начальника линейного органа внутренних дел; — имеющимися нарядами полиции должен производить блокирование наиболее активной части участников акции; — должен дать указание вызвать дополнительные силы. За действиями участников акции протеста должно устанавливаться наблюдение, противоправные действия должны документироваться посредством видео — и аудиозаписи специальной группой сотрудников. Выявляются наиболее активные участники и организаторы противоправных действий. Необходимо разъяснить участникам акции, что блокирование транспортных коммуникаций подпадает под действие ст. 20.18 КоАП РФ. Если предупредительно-разъяснительная работа не приводит к положительным результатам, нарушители не прекращают свои действия и развитие событий ведет к обострению обстановки, руководитель органа внутренних дел на транспорте по согласованию с руководством вышестоящего органа внутренних дел на транспорте, администрацией города, прокурором, должен принимать решение на силовое пресечение незаконной акции. Сотрудники транспортной полиции во всех случаях должны строго соблюдать требования закона, действовать решительно и профессионально, грамотно пресекать любые попытки со стороны участников акции обострить обстановку. В то же время необходимо стараться получить одобрение и поддержку нейтрально настроенных граждан. Если участникам акций протеста удается блокирование транспортных коммуникаций провести внезапно и в результате создается угроза безопасности функционирования железнодорожного транспорта, причиняется крупный материальный ущерб, руководители органов внутренних дел на транспорте должны проводить операцию по разблокированию незамедлительно. При этом необходимо действовать максимально корректно. Участники акций должны быть предупреждены о начале силовых действий. По возможности следует создать согласительные комиссии, куда необходимо включать граждан, настроенных на несиловое решение конфликта <26>. ——————————— <26> См.: Иванова Д. И. Криминологическое обеспечение сотрудничества МВД России с международными организациями в сфере контроля над терроризмом. М.: БФ МосУ МВД России, 2007.

Исследование позволяет сделать следующие выводы. Правовое регулирование деятельности подразделений органов внутренних дел на транспорте по пресечению экстремизма должно осуществляться по следующим основным направлениям: — принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности; — выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций. Правовое регулирование деятельности органов внутренних дел на транспорте предусматривает охрану и оборону особо важных объектов, которые нередко подвергаются нападениям экстремистов. Подобного рода нападения на иностранные представительства, офисы коммерческих структур, а также дирекции крупных предприятий могут совершаться с самыми различными целями: диверсий, террористических актов, достижения экономических или политических целей, демонстрации слабости органов власти и управления и т. п. Основой правового регулирования деятельности подразделений органов внутренних дел на транспорте должно стать ведение переговоров с участниками акций, к ним в обязательном порядке дол жны быть привлечены руководители данного предприятия (учреждения), а также региональная администрация. Целью ведения переговоров является достижение компромиссов и перевода форм гражданского протеста граждан в правовые рамки, позволяющие возобновить функционирование учреждений. Решение о применении силовых акций должно приниматься с учетом реальной оперативной обстановки, а также состава участников акций (как правило, в них принимают участие женщины с несовершеннолетними детьми, лица пожилого возраста). К месту проведения акций должны быть вызваны сотрудники подразделений МЧС России и наряды скорой медицинской помощи. В ходе пресечения экстремистских проявлений первостепенное значение имеет установление организаторов, активных участников, подстрекателей и пособников, документирование совершаемых ими противоправных действий. Необходимо зафиксировать распределение ролей инициаторов акции, выявить у участников наличие заранее изготовленных лозунгов, плакатов, иной полиграфической продукции, обеспечение их транспортом, продуктами питания, выяснить, осуществлялась ли подготовка оружия, легковоспламеняющихся веществ и иных приспособлений для оказания сопротивления либо нападения на сотрудников правоохранительных органов и т. д. Анализ данных о характере и качестве предварительной подготовки нередко может помочь выяснить истинные намерения их участников, а также установить возможных сообщников, остающихся как бы «за кадром». Установление того обстоятельства, что акция предварительно планировалась и ее участники прошли серьезную подготовку, обусловливает необходимость максимального использования возможностей органов внутренних дел на транспорте, предусмотренных для документирования противоправных действий.

Список литературы

1. Аксенов В. Г., Веремеенко Н. И., Стрельников С. С. Взаимодействие органов внутренних дел с добровольными народными дружинами. М., 1975. 2. Актуальные проблемы деятельности органов внутренних дел на транспорте и пути их решения: Материалы международной межведомственной научно-практической конференции (22 сентября 2006 г.). М.: ВНИИ МВД России, 2007. 3. Берталанфи Л. История и статус общей теории систем // Системные исследования: Ежегодник. М., 1973. 4. Богомолова Н. Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. М., 1991. 5. Горшенков А. Г., Горшенков Г. Г., Горшенков Г. Н. Преступность как объект управленческого воздействия: Учебное пособие. Сыктывкар, 1999. 6. Горшенков А. Г., Горшенков Г. Н. Преступность в сфере массовой информации: уголовно-правовой и криминологический аспекты. Сыктывкар, 2000. 7. Гуткин И. М. Правовые вопросы взаимодействия следователя и органов дознания в уголовном процессе. М., 1967. 8. Дворяк И. А. Тактические основы борьбы с терроризмом // Вестник Московского университета МВД России. 2006. N 3. 9. Демидов Ю. Н. Об опыте подготовки слушателей по борьбе с терроризмом и экстремизмом // Вестник МВД России. 2007. N 3. 10. Залманов В., Филимонов Г. Использование средств массовой информации в юридическом всеобуче // Советская юстиция. 1989. N 21. 11. Иванова Д. И. Криминологическое обеспечение сотрудничества МВД России с международными организациями в сфере контроля над терроризмом. М.: БФ МосУ МВД России, 2007. 12. Кукушин В. М. Твоя профессиональная этика. М., 1994. 13. Маркушин А. Г. Оперативно-розыскная деятельность — необходимость и законность. 2-е изд., перераб. и доп. Н. Новгород, 1997. 14. Назаркин М. В. Правовые и организационные проблемы обеспечения безопасности высокорисковых объектов: Монография. М.: ВНИИ МВД РФ, 2006. 15. Наумкин Ю. В. Взаимодействие органов внутренних дел с учреждениями массовой информации в борьбе с преступностью. Ташкент, 1990. 16. Панченко П. Н. Взаимодействие аппаратов уголовного розыска, иных правоохранительных органов и общественности в борьбе с преступностью. Омск, 1983. 17. Ратинов А. Р., Ефремова Г. Х. Правовая психология и преступное поведение. Красноярск, 1988. 18. Теория и практика социального управления: Словарь-справочник / Авт.-сост. Е. Ф. Яськов. М., 1997. 19. Томин В. Т. Проблемы оптимизации среды функционирования органов внутренних дел. Горький, 1978. 20. Томин В. Т. Взаимодействие органов внутренних дел с населением. Омск, 1975. 21. Томин В. Т., Горшенков Г. Н. Органы внутренних дел и учреждения массовой информации (аспекты взаимодействия в профилактической и оперативно-следственной сферах) // Проблемы профилактики правонарушений в условиях дальнейшего расширения и углубления социалистической демократии, гарантированной новой Конституцией СССР. Тезисы докл. к научно-практической конференции. Иркутск, 1978. 22. Томин В. Т., Горшенков Г. Н. Организационно-управленческие проблемы взаимодействия правоохранительной и массово-коммуникативной систем // Виктимология и профилактика правонарушений. Иркутск, 1979. 23. Томин В. Т., Сочнев Д. В. Словарь-инструментарий для исследования проблем, связанных с взаимодействующим влиянием правоохранительной и массово-коммуникативной систем на преступность и виктимность молодежи и несовершеннолетних. 3-е изд., испр. и доп. Н. Новгород, 1999. 24. Шванков В. М. Теоретические основы координации и взаимодействия в органах внутренних дел. М., 1975.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *