Основные признаки, определяющие понятие качества, и их роль в выработке и принятии управленческих решений
(Русаков В. К.) («Административное и муниципальное право», 2011, N 10)
ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПОНЯТИЕ КАЧЕСТВА, И ИХ РОЛЬ В ВЫРАБОТКЕ И ПРИНЯТИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
В. К. РУСАКОВ
Русаков Виктор Кузьмич, преподаватель кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии управления МВД России.
В статье рассматриваются понятия управленческих решений, проблемы принятия управленческого решения и роль качества при его исполнении, на основании проведенного исследования формулируются предложения по совершенствованию управления в сфере внутренних дел.
Ключевые слова: управленческие решения, органы управления внутренних дел, уровень определения и признаки качества, полиция, министерство.
Main features of quality and their role in the administrative decision-making process V. K. Rusakov
The article is devoted to the concept of administration decisions, decision-making process and the role of its quality. Based on the study, the author makes certain suggestions on how to improve administration in the sphere of internal affairs.
Key words: administration decisions, authorities of internal affairs, conception and main features of quality, police, ministry.
Управление системой любого социального порядка представляет собой последовательный и непрерывный процесс подготовки, выработки и реализации решений. Оперативностью и качественностью процесса принятия решения определяется и его результат — управленческое решение, от оптимальности которого зависит эффективность функционирования и развития управляемой системы того или иного уровня социальной организации. Управленческие решения представляют собой особый класс решений, прерогатива принятия которых принадлежит исключительно руководителям или органам управления <1>. Действительно, с различного рода решениями приходится сталкиваться во всех сферах человеческой деятельности. Их принимают конструкторы, инженеры, педагоги, экономисты, судьи, исследователи и т. д., но к управленческим решениям они не относятся. Это соответственно конструкторские, инженерные, педагогические, экономические, судебные и исследовательские решения, субъектами принятия которых выступают соответствующие специалисты, а объектами их воздействия являются какие-то материальные образования или люди, но не как подчиненные, а как участники соответствующих процессов — педагогического, судебного и т. д. <2>. ——————————— <1> Под органами управления понимаются «организации и их подразделения, обладающие правом принимать управленческие решения в пределах их компетенции и следить за исполнением принятых решений». <2> См.: Вешнякова С. М. Профессиональное образование. М., 1999.
Управленческое же решение всегда направлено на подчиненный руководителю или органу управления коллектив или отдельных его членов для достижения стоящих перед организацией целей. Начиная с последнего десятилетия XX в. все чаще стали говорить о качестве управленческих решений, о необходимости его повышения. При этом об этом говорят как ученые, так и практические работники, вкладывая в это понятие общее представление об этой категории как некоем эталоне, которому решения должны соответствовать. Ясно, что требовать от разработчиков управленческих решений высокого качества, не располагая четким представлением о сущности этого понятия и соответствующим инструментом его измерения, бесполезно. Понятие качества является универсальным, т. к. используется во всех сферах человеческой деятельности. Вначале говорили преимущественно о качестве технических изделий, одежды, продуктов питания, жилья и т. д. Примерно с середины XX в. понятие качества стало применяться более широко. Стали говорить о качестве информации, управления, организаций (как социально-экономических образованиях), труда, руководителей, специалистов, о качестве жизни и т. д. <3>. Поэтому попытаемся разобраться — что такое качество управленческого решения и как это качество можно оценить. ——————————— <3> См.: Управление организацией: Энциклопедический словарь. М., 2009. С. 654.
Определимся сначала с понятием качества вообще, а затем перейдем к качеству управленческих решений. Качество — это «категория, выражающая характеристики объекта, благодаря которым он является именно таким, а не другим». Качество — сложная, емкая категория, содержащая ряд специфических особенностей и аспектов. Она может рассматриваться в философском, социологическом, техническом, экономическом, правовом, управленческом и других аспектах. С философской точки зрения качество означает существенную определенность рассматриваемого объекта, благодаря которой он становится специфическим и отличается от других объектов. Таким образом, при философском подходе качество определяется всем тем, что объективно составляет относительно устойчивую, внутренне определенную сущность объекта. При таком подходе отсутствует функциональный момент, а именно: как воспринимает данный объект его свойства, субъект, удовлетворен ли он этой совокупностью свойств. В социологическом аспекте функциональный момент присутствует. С точки зрения социологов качество связывается с отношением, восприятием потребителей к соответствующей продукции как услугам. С технической точки зрения, в частности с инженерной, качество определяется как результат сопоставления совокупности свойств исследуемого объекта с аналогичным объектом, принятым за некоторый эталон. С экономических позиций качество рассматривается как результат потребления исследуемого объекта. Поскольку потребности в качестве того или иного объекта могут существенно различаться, то конкретное качество будет восприниматься и оцениваться потребителями по-разному. Следовательно, с экономической точки зрения важно знать — насколько качество данного объекта соответствует потребностям потребителей. При этом не всякое высокое качество с экономической точки зрения может быть благом для конкретного потребителя. Т. е. между техническим и экономическим пониманием качества существует противоречие. Например, автомобиль, соответствующий международным стандартам, т. е. представляющий собой изделие высокого качества с технической точки зрения, потребует больших издержек для пользователя как в плане его приобретения, так и в плане обслуживания. Поэтому на практике технический и экономический аспекты качества рассматриваются совместно, что позволяет объективно оценить уровень качества. Правовой аспект качества какого-либо объекта предполагает разработку соответствующей нормативной документации, ее утверждение, внедрение и практическое использование. С правовой точки зрения качество выступает как совокупность свойств объекта, отвечающих требованиям, содержащимся в нормативных документах. В управленческом плане под качеством понимается способность субъекта управления поддерживать состояние управляемой системы адекватно складывающейся конкретной ситуации, а в случае возникновения практических обстоятельств — ее выживаемость. При определении понятия качества конкретного объекта следует учитывать различные аспекты его трактовки. А теперь перейдем к предмету нашего исследования — качеству управленческих решений. Из всех рассмотренных выше аспектов для нас наиболее важными являются управленческий, экономический и правовой. В управленческом и экономическом аспектах качество управленческих решений можно охарактеризовать в обобщенном виде как их способность обеспечить, с одной стороны, достижение целей, стоящих перед организацией, а с другой — минимального использования при этом необходимых ресурсов. Таким образом, качество принимаемых управленческих решений в конкретной организации отражает степень совершенства управления ею, достижение необходимых результатов с приемлемыми затратами. Существует, однако, необходимость рассматривать качество решений не только с позиций достижения необходимого организации результата, но и процесса нахождения этого результата. Для нас является важным, насколько отлажен механизм поиска этого результата, его быстродействие. Поэтому, когда мы перейдем к правовому аспекту рассмотрения качества решения, необходимо обосновать соответствующие нормативы как с позиций получения нужного управленческого результата, так и процесса его нахождения. Как отмечалось выше, правовой аспект качества связан с разработкой соответствующих нормативов. При этом очень удобно, когда эти нормативы имеют количественный характер. При определении качества жизни используются такие количественные показатели, как величина ВВП, приходящаяся на душу населения, ожидаемая продолжительность жизни, дневное потребление калорий, среднее число лет обучения на одного работающего, грамотность среди взрослых и др. <4> [8. С. 185 — 186]. К сожалению, применительно к качеству решений сегодня таких количественных нормативов нет. Возможно, в будущем такие нормативы появятся, а также инструменты, с помощью которых можно будет измерять как отдельные показатели, так и обобщенную величину качества решений, принимаемых конкретным руководителем или конкретной системой управления. ——————————— <4> См.: Энциклопедический социологический словарь. М., 1995. С. 265.
Выходом из положения может стать обобщающая характеристика качества решения, полученная путем обоснования требований, соблюдение которых позволит быстро, с минимальными издержками определять цели исходя из ситуации и их достигать. В соответствии с этой методологической установкой можно дать следующее определение качественного управленческого решения. Управленческое решение обладает всеми признаками высокого качества, если оно принято без нарушений существующих законов, в рамках имеющихся компетенций у субъекта управления, с учетом интересов исполнителей, с минимальными издержками и в пределах допустимого риска, а будучи реализованным, позволяет достичь поставленных целей, не вызывая при этом различных негативных последствий, требующих его существенной корректировки или отмены. Конечно, это определение качества решения позволяет лишь в общем, весьма грубо его оценить. Другими словами, производится оценка по двухточечной шкале: [да, нет], т. е. выносится суждение — данное решение высокого качества или нет? В действительности же на практике приходится сталкиваться с решениями, в отношении которых нельзя однозначно сказать: качественно оно или нет. Например, цель полностью не достигнута, но положительный результат есть. Эта проблема измерения может быть решена, если будет использоваться более точная шкала, по которой можно было бы определить уровень качества: высокий, приемлемый, средний, низкий. Но для этого нужны соответствующие индикаторы и методы их выявления и количественной оценки. В свою очередь, это требует более глубокого исследования этой проблемы. На данном же этапе изложен методологический подход к оценке качества решения, что позволяет, по крайней мере, при оценке эффективности деятельности системы управления объективно оценить одну из ее составляющих — качество принимаемых управленческих решений. Предложенное определение качества управленческих решений базируется на достаточно большом количестве признаков (на семи), которые все значимы, но не в одинаковой степени. Можно упростить задачу определения качества решения, если сократить число признаков, выбрать из них наиболее важные. Такими признаками, как представляется, являются следующие: соблюдение законности, достижение цели и отсутствие серьезных негативных последствий. С учетом сказанного качество решений может быть определено следующим образом: управленческое решение обладает важнейшими признаками высокого качества, если оно не нарушает законность, а будучи реализованным, позволяет достичь поставленных целей, не вызывая при этом существенных негативных последствий. Качество выработки и принятия управленческого решения определяется, как нам представляется, быстротой получения необходимой информации, использованием коллективного разума, разработкой альтернативных вариантов и нахождением среди них оптимального. Если при возникновении какой-то проблемы быстро собирается необходимая информация, используется коллективный разум (знания, умения и опыт сотрудников, консультантов и т. д.), решение представляется в нескольких вариантах и с помощью соответствующих формализованных или неформализованных процедур находится среди них по соответствующим критериям оптимальный вариант, то можно говорить о достаточно высоком качестве выработки и принятия решений в конкретной системе управления.
Библиографический список
1. Адян А. О., Яськов Е. Ф. Стимулирование труда в органах внутренних дел. М.: Спутник+, 2004. 2. Бирман Л. А. Управленческие решения. М.: Дело, 2004. 3. Веснин В. Р. Менеджмент: Учебник. М.: Велби; Проспект, 2006. 4. Вешнякова С. М. Профессиональное образование. М., 1999. 5. Гобозов Т. Я. Организационные и правовые основы исполнения управленческих решений органов внутренних дел в современных условиях: Дис. … канд. юрид. наук. М., 1999. 6. Словарь-справочник менеджера / Под ред. М. Г. Лапусты. М.: ИНФРА-М, 1996. 7. Управление организацией: Энциклопедический словарь. М: ИНФРА-М, 2009. 8. Энциклопедический социологический словарь. М.: РАН, 1995. 9. Яськов Е. Ф. Теория и практика социального управления: Словарь-справочник. М.: Академия управления МВД России, 1997. 10. Яськов Е. Ф. Управленческие решения: Курс лекций. М.: Спутник+, 2006.
References (transliteration)
1. Adyan A. O., Yas’kov E. F. stimulirovanie truda v organakh vnutrennikh del. M.: Kompaniya Sputnik +, 2004. 2. Birman L. A., Upravlencheskie resheniya: M.: Delo, 2004. 3. Vesnin V. R. Menedzhment: Uchebnik. M. TK Velbi, Izdatel’stvo Prospekt, 2006. 4. Veshnyakova S. M., Professional’noe obrazovanie. M., 1999. 5. Gobozov T. Ya. Organizatsionnye i pravovye osnovy ispolneniya upravlencheskikh resheniy organov vnutrennikh del v sovremennykh usloviyakh: Dis. … kand. yur. nauk. M., 1999. 6. Slovar’-spravochnik menedzhera / Pod red. M. G. Lapusty. M.: INFRA-M, 1996. 7. Upravlenie organizatsiey: Entsiklopedicheskiy slovar’. M.: INFRA-M, 2009. 8. Entsiklopedicheskiy sotsiologicheskiy slovar’. M.: RAN, 1995. 9. Yas’kov E. F. Teoriya i praktika sotsial’nogo upravleniya. Slovar’-spravochnik. M.: Akademiya upravleniya MVD Rossii, 1997. 10. Yas’kov E. F. Upravlencheskie resheniya: Kurs lektsiy. M.: Kompaniya Sputnik+», 2006.
——————————————————————