Преподавание основ, проблем и специальных вопросов информационного права в Российской академии правосудия

(Ловцов Д. А., Чубукова С. Г.) («Информационное право», 2014, N 1) Текст документа

ПРЕПОДАВАНИЕ ОСНОВ, ПРОБЛЕМ И СПЕЦИАЛЬНЫХ ВОПРОСОВ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА В РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ПРАВОСУДИЯ

Д. А. ЛОВЦОВ, С. Г. ЧУБУКОВА

Ловцов Дмитрий Анатольевич, заслуженный деятель науки РФ, почетный работник высшего профессионального образования РФ, заведующий кафедрой информационного права, информатики и математики Российской академии правосудия, профессор, доктор технических наук.

Чубукова Светлана Георгиевна, почетный работник высшего профессионального образования РФ, доцент кафедры информационного права, информатики и математики Российской академии правосудия, доцент, кандидат юридических наук.

Цель работы: обобщение опыта преподавания в высшей школе стремительно развивающихся в условиях построения информационного общества информационно-правовых знаний. В статье рассматриваются концептуальные и дидактические аспекты современного двухуровневого (бакалавриат — магистратура) последовательного преподавания основ, теоретических и прикладных проблем информационного права, а также специальных научно-методических и практических вопросов правового регулирования информационных отношений в инфосфере. Обосновано концептуальное разделение по уровням образования предметного содержания изучаемой теории информационного права, а также актуальных вопросов, рассматриваемых в аспирантуре и на факультетах повышения квалификации. На первом уровне (бакалавриат) изучаются основы (понятия, подотрасли, институты, правовые коллизии в инфосфере) теории в рамках базового учебного курса «Информационное право». Определены цели курса (формируемые компетенции), практическая направленность (профессиональные задачи), логическая декомпозиция предмета (отраслевые, смешанные и смежные информационные правоотношения в инфосфере), система информационного права (подотрасли: право информационной безопасности, медиаправо, компьютерное право, телематическое право). На втором уровне (магистратура) изучаются теоретические и прикладные проблемы отрасли информационного права в рамках комплекса учебных информационно-правовых курсов: «Теория информационного права», «Системология правового регулирования информационных отношений», «Актуальные проблемы информационного права», «Право телематических сетей» и др. Определены цели комплекса учебных курсов, круг актуальных проблем (эффективности правовых эргасистем, информационной безопасности и др.), требуемый уровень начальной информационно-правовой подготовки магистрантов и преподавателей, формируемые знания, умения, навыки и представления, зачетные дидактические единицы. Определены методологическая основа (понятия, категории, законы) всех преподаваемых в Российской академии правосудия учебных информационно-правовых дисциплин — комплексный ИКС-подход (информационно-кибернетическо-синергетический) как проблемно-ориентированный вариант системного подхода, а также основные направления совершенствования учебно-материальной базы.

Ключевые слова: информационное право, теория, основы, проблемы, компетенции, знания, умения, навыки, представление, профессиональные задачи, учебные дисциплины, курсы, темы.

Education of information law beginnings, problems and unusual questions in Russian Academy of Justice D. A. Lovtsov, S. G. Chubukova

Purpose: improving of teaching in higher education of rapidly developing in terms of building the Information Society information-legal knowledge. In article conceptual and didactic aspects of modern two-level (Bachelor Program — Master Program) consistent teaching of information law beginnings and theoretical and applied problems, special scientific and methodical and practical questions of legal management of information relations in information sphere are considered. Conceptual separation on education level of subject content of study information law theory, and analysis in postgraduate studies and qualifications increase faculties actual questions are substantiated. At the first level (Bachelor Program) theoretical basics (concepts, legal subbranches and institutes, collisions in information sphere) are studied in the base training course «Information Law». Course purpose (generated competences), practical directionalities (professional tasks), logical decomposition of subject (branch, mixed and related information legal relationship in infosphere), information law system (legal subbranches: «Information security Law», «Media-Law», «Computer Law», «Telematics Law») are identified. At the second level (Master Program) base theoretical and applied problems are studied in the training information-legal courses complex: «Theory of Information Law», «Legal management Systemology of information relations», «Actual problems of Information Law», «Telematics networks Law», etc. Courses complex purposes, range of topical issues (efficiency of legal ergasystems, information security, etc.), required level of initial training of undergraduates and teachers, formed knowledge, services, skills and ideas, offset didactic units. Methodological basis (concepts, categories, laws) of all taught training information-legal Disciplines in Russian academy of justice — author’s combined ICS-approach (information, cybernetic and synergetic) as problem-oriented version of system approach, and basic ways of improving the education-material base are identified.

Key words: information law, theory, fundamentals, problems, competencies, knowledge, skills, performance, professional tasks, educational disciplines, courses themes.

Актуальность преподавания основ и проблем информационного права как относительно новой интегрированной (содержащей самостоятельную и комплексную части) отрасли российского права обусловлена повышением роли информации во всех сферах жизни и необходимостью обеспечения информационной безопасности личности, общества и государства, а также широким распространением информационно-компьютерных технологий (ИКТ) и внедрением глобальных телематических <1> (информационно-компьютерных телекоммуникационных) сетей (ГТС), создающих принципиально новые возможности и стимулы для развития экономики и изменения общественных отношений, включая появление и совершенствование множества новых информационных отношений особого рода — информационных отношений в информационной сфере (инфосфере) общественно-производственной деятельности, что, в свою очередь, приводит к необходимости создания адекватной нормативно-правовой базы. ——————————— <1> Телематика (от англ. — telematics) — название относительно нового раздела информатики, используемое вместо термина «ИКТ телекоммуникаций».

В Российской академии правосудия преподавание основ и проблем информационного права осуществляется последовательно на двух уровнях: — в бакалавриате изучаются основы — в рамках учебной дисциплины «Информационное право»; — в магистратуре изучаются раздельно теоретические и прикладные проблемы — в рамках главным образом учебных дисциплин: «Теория информационного права», «Системология правового регулирования информационных отношений» и «Актуальные проблемы информационного права», «Право телематических сетей» соответственно. Кроме того, в аспирантуре и на факультетах повышения квалификации и переподготовки судей и госслужащих дополнительно изучаются соответственно научно-методические и практические вопросы правового регулирования информационных отношений в инфосфере. Читаемый в бакалавриате базовый учебный курс «Информационное право» ориентирован на усвоение студентами системных знаний об основах и специфике правового регулирования информационных отношений в инфосфере, а также на выработку навыков правильного толкования и применения информационно-правовых норм. Целью данного учебного курса является формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых и достаточных для: — осуществления нормотворческой, правоприменительной и правоохранительной профессиональной деятельности в инфосфере; — осуществления экспертно-консультационной деятельности по вопросам информационно-правового положения личности и организаций, государственного управления в инфосфере; толкования и применения информационного законодательства РФ. В результате обучения студент бакалавриата приобретает способности для решения следующих профессиональных задач: — обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией информационно-правовых норм; — участие в разработке и экспертизе нормативных правовых актов (формальных источников информационного права), а также соответствующих правоприменительных актов; — консультирование граждан по вопросам реализации и защиты их информационных прав и свобод; — консультирование органов и должностных лиц государственной власти и местного самоуправления в области информационного права; — участие в информационно-правовых отношениях, обеспечение законности и правопорядка в инфосфере, информационной безопасности личности, общества и государства. Для этого в учебной дисциплине логически последовательно рассматриваются вопросы о правовой природе информации, о понятии и системе информационного законодательства, об основах правового регулирования информационных отношений и особенностях правового режима отдельных видов информации. Особое внимание уделяется вопросам обеспечения информационной безопасности личности, государства и субъектов предпринимательской деятельности, особенностям правового регулирования отношений в области средств массовой информации и правового воздействия на отношения в инфосфере. Содержание читаемого курса «Информационное право» основывается на содержании таких формирующих дисциплин, как «Теория государства и права», «Конституционное право», «Гражданское право», «Административное право», «Уголовное право», а также «Информационные технологии в юридической деятельности» и «Правовая информатика». Дисциплина изучается на лекциях, групповых и семинарских занятиях, проводимых в традиционной и нетрадиционной (активной и интерактивной) форме <2>, а также в процессе самостоятельной работы. ——————————— <2> С 2010 г. на кафедре применяются инновационные технологии обучения, включая чтение интерактивных лекций, проведение групповых дискуссий и проектов (в форме «игр-совещаний», творческих семинаров, интернет-игр on-line), компьютерные тренинги и симуляции, публичную защиту компьютерных презентаций и учебных работ, учебно-исследовательские конференции, двухсеместровые семинары с привлечением ведущих исследователей и специалистов-практиков, встречи с представителями российских компаний, мастер-классы экспертов и специалистов, управляемый тренинг и др., а также преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научной школы «Системная информатизация правового регулирования информационных отношений в инфосфере» кафедры с учетом профессиональной специфики обучаемых.

Традиционно весь курс разбит на общую и особенную части. В общей части рассматриваются основные общетеоретические вопросы: объект, предмет, метод и система информационного права, история становления и развития информационного права, основные информационные права и свободы, понятие и структура информационного правоотношения, субъекты и объекты информационных правоотношений, общая классификация информационных правоотношений (целевые — в инфосфере, обеспечивающие — в иных сферах: экономической, политической, социальной, экологической и др.). В качестве основного критерия, позволяющего выделять целевые правоотношения, предлагается рассматривать информационную природу их объекта. Основываясь на результатах исследований, в первую очередь в области информологии и информатики, в рамках курса проводится теоретический анализ таких базовых понятий, как «информационная сфера» (инфосфера) и «информация». Целями данного анализа являются: определение архитектуры (концептуальной организации) инфосферы как сферы правового регулирования целевых информационных отношений, разграничение понятий «информационная сфера», «информационная инфраструктура», «информационная среда» и «информационное пространство»; выявление общих и специальных правовых свойств информации, а также определение свойств информации, имеющих принципиальное значение для правового регулирования информационных отношений в инфосфере. На основе проведенного теоретического анализа рассматриваются логическая декомпозиция предмета информационного права и самой отрасли (включая характеристику четырех существующих подотраслей: «право информационной безопасности», «медиаправо», «компьютерное право», «телематическое право») и продуктивная классификация информационных правоотношений в инфосфере. Наряду с понятием информационного правоотношения в инфосфере, предметом и методом их регулирования, одним из системообразующих понятий информационного права является, с нашей точки зрения, правовой режим информации. В рамках курса проводится анализ существующих в юридической науке подходов к определению данного понятия, рассматриваются основные существующие информационно-правовые режимы: режим общедоступной информации, режим информации ограниченного доступа, режимы информации по степени распространения (обязательного предоставления, запрещенного ограничения доступа и др.). Одной из актуальных тем при изучении документированной информации является правовое регулирование отношений в области электронного документооборота. Электронный обмен данными — это реальность, с которой сегодня сталкивается практически каждый. С юридической точки зрения, понятие электронного документооборота отличается от понятия электронного обмена данными. В основе первого лежит легитимность (процессуальная допустимость и доказательственная сила) электронных документов. Поэтому наряду с совершенствованием ИКТ важную роль в процессе создания инфраструктуры электронного документооборота играет его законодательная поддержка, суть которой состоит в придании данным, создаваемым и передаваемым электронным способом, юридического статуса документа. В курсе рассматриваются основные понятия электронного документа, электронной подписи, виды электронной подписи (простая, усиленная, квалифицированная и др.), условия, при соблюдении которых электронная подпись в электронном документе становится равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе; понятие и требования, предъявляемые к удостоверяющим центрам. Особенностью изучения данной темы является практическое знакомство студентов в компьютерном классе с конкретными программными средствами формирования и проверки электронной подписи, реально используемыми в практической деятельности (в ГАС РФ «Правосудие», в АСБР — «Москва» Банка России). Традиционно одной важных тем общей части курса является изучение правовых задач обеспечения информационной безопасности. Изучается государственная политика в данной области. Рассматриваются организационно-правовые и информационные средства обеспечения информационной безопасности личности, общества и государства. В особенной части курса идет детальное рассмотрение правового регулирования в области обеспечения государственной, личной (включая персональные данные), коммерческой и профессиональной тайны. Интересной и наиболее актуальной частью курса является тема «Правовые коллизии в инфосфере сети Интернет». Феномен ГТС Интернет многоаспектен и многообразен. В сети представлен сегодня весь спектр отношений по поиску, получению, передаче и распространению информации, что требует от информационного законодательства адекватного правового регулирования. В курсе анализируются особенности поведения субъектов и осуществления информационных правоотношений в инфосфере ГТС. Рассматриваются основные правовые коллизии регулирования информационных отношений в инфосфере ГТС: решение доменных споров, правовое положение интернет-сайта, регулирование содержания сайта, соблюдение авторских и смежных прав в инфосфере сети, унификация электронного документооборота, применение электронных подписей, обеспечение информационной безопасности и др. На следующем уровне обучения — в магистратуре — осуществляется изучение теоретических и прикладных проблем отрасли информационного права в соответствии со специализированной магистерской программой «Правоприменение в информационной сфере органов исполнительной и судебной власти» (всего 26 учебных дисциплин). Основными профессиональными учебными дисциплинами при этом являются: «Теория информационного права», «Системология правового регулирования информационных отношений», «Актуальные проблемы информационного права» и «Право телематических сетей». Комплекс предлагаемых дисциплин включает обязательное изучение следующих зачетных (дидактических) единиц: — информационное право — интегрированная отрасль российского права (совокупность базовых теоретических положений правового регулирования информационных отношений в инфосфере как особого рода общественных отношений); — анализ информации и правовых режимов информации как особых компонентов объекта информационных правоотношений в инфосфере; — общие принципы построения и международные подходы к регулированию отношений в области ГТС (Интернет, Релком, Ситек, Sedab, Remart и др.); — международно-правовая стандартизация в сфере телематики; — правовое регулирование в области информационной безопасности и средств массовой информации; — правовое регулирование в области средств автоматизации, электронно-вычислительной техники и ГТС; — особенности информационно-правового статуса граждан и организаций. Целью изучения комплекса основных информационно-правовых дисциплин является формирование теоретических знаний, умений и практических навыков магистранта в области правового регулирования информационных отношений в инфосфере, а также в области выявления, правового анализа и обоснования предложений по разрешению актуальных правовых проблем в инфосфере. Рассматриваемыми в данных дисциплинах актуальными прикладными проблемами являются, в частности, проблема разрешения конфликта между публичными и частными интересами (доступ и ограничение доступа граждан к информации), проблема правового обеспечения деятельности средств массовой информации, проблемы информационной безопасности и защиты (обеспечения качества) информации, включая персональные данные; проблема правового обеспечения информационной безопасности личности, общества и государства и др. Особый круг проблем представляет регулирование правоотношений в сфере «компьютерной» информации и электронного документооборота (проблема легитимизации электронного документооборота, доменные споры, правовой режим интернет-сайтов и др.). Круг основных теоретических проблем, включая обеспечение (повышение) и количественную оценку эффективности систем <3> правового регулирования информационных отношений в инфосфере, разрешение противоречий информационного права, установление пределов правового регулирования и др., определяется отсутствием адекватной системологии информационного права как раздела системологии права <4> в целом, объектами которой являются самоорганизующиеся правовые эргасистемы (международные, национальные, федеральные, территориальные и др.) как базовые компоненты правовой надстройки общества. ——————————— <3> Правовых эргатических систем, эргасистем (от греч. ergates — действующее лицо, человек-оператор). <4> Системология права включает в настоящее время совокупность правовых наук общего характера: теорию государства и права, теорию организации правоохранительной и оперативно-розыскной деятельности, историю правовых учений, криминологию, теоретико-прикладные основы криминалистики и судебной экспертизы и др.

Интегрированный характер соответствующей правовой отрасли — информационного права — обусловливает необходимость при изучении данных учебных дисциплин определенной предварительной информационной подготовки (культуры) как магистрантов, так и самих преподавателей, а также знания основ различных смежных отраслей права: конституционного, гражданского, уголовного, административного, финансового, международного и др. Поэтому изучение дисциплины базируется на знаниях, полученных при изучении профильных естественнонаучных дисциплин «Правовая информатика» и «ИКТ в профессиональной деятельности», двухпрофильной «социально-естественной» дисциплины «Правовая информология», а также общепрофессиональных дисциплин: «Теория государства и права», «Конституционное право РФ», «Гражданское право», «Уголовное право», «Административное право», «Финансовое право» и «Международное право». В результате изучения комплекса основных информационно-правовых дисциплин каждый магистрант должен: — знать: понятие, принципы, источники, способы и средства, методы и систему информационного права, а также его роль и место среди других отраслей права; содержание основных понятий, составляющих тезаурус отрасли; основные теоретические проблемы информационного права, включая проблемы реализации информационных прав и свобод; состав и основное содержание российского и зарубежного информационного законодательства как правовой базы информационного общества; содержание базовых нормативных актов информационного законодательства, нормы ответственности за информационные правонарушения (преступления); особенности правовых режимов информации как объектов правового регулирования; основные понятия и принципы функционирования ГТС; принципы взаимодействия открытых систем, функционирования и адресации в сети Интернет; основные службы и ресурсы сети Интернет; основы международно-правового регулирования сети Интернет; неправовые регуляторы отношений в сети Интернет на примере ICAN (UDRP); основы и средства (протоколы DNS, BGP) криптографическо-правовой защиты информации в ГТС; — уметь: находить и применять необходимые нормативные правовые акты в системе действующего законодательства, регулирующие конкретные информационные правоотношения в инфосфере, в т. ч. с использованием автоматизированных глоссариев правовой информации; применять правовые нормы и нормы мягкого права при разрешении правовых проблем в области ГТС; проводить анализ норм информационного законодательства на полноту и непротиворечивость; обосновывать предложения по разрешению правовых коллизий в инфосфере; готовить документы о передаче прав на информационные ресурсы, отражающие правовой режим и порядок доступа к информации; применять правовые ресурсы ГТС в образовательной деятельности; — иметь навыки работы в ГТС (WWW-среда гипермедиа, FTP-передача файлов, электронная почта, IP-телефония, Usenet — телеконференции и др.); — иметь представление: об основных теоретических и прикладных проблемах, истории и перспективах развития отрасли; об организационно-правовом обеспечении охраны государственной, служебной, личной, семейной, коммерческой, профессиональной тайн и персональных данных; о путях решения проблем в инфосфере в законодательстве зарубежных стран; о научных теориях и подходах к решению проблем в инфосфере иностранными учеными-правоведами. Общенаучной методологической основой (понятия, категории, законы) всех преподаваемых в бакалавриате и магистратуре учебных информационно-правовых дисциплин является комплексный ИКС-подход (информационно-кибернетическо-синергетический) как проблемно-ориентированный вариант системного подхода. Содержание дисциплин определяется и корректируется результатами научных исследований, проводимых в рамках Межвузовского постоянно действующего научного семинара <5> (МПДНС) «Информатизация правосудия» кафедры информационного права, информатики и математики Российской академии правосудия. ——————————— <5> В работе МПДНС, кроме профессорско-преподавательского состава и соискателей кафедры, принимают активное участие профессора, преподаватели, докторанты, аспиранты, соискатели других кафедр академии и вузов страны, представители заказывающих организаций, научных учреждений, предприятий, слушатели, магистранты и студенты и др. Можно сказать, что данный семинар стал основной формой подготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров кафедры и что подобные МПДНС являются эффективным средством учебно-методической и научной работы в академии.

В процессе изучения информационно-правовых дисциплин в Российской академии правосудия особое значение уделяется прикладным проблемам информационного права в сфере исполнительной и судебной деятельности, в частности, проблемам: доступа к информации о деятельности органов государственной власти и судов, правового обеспечения использования ИКТ в деятельности судов и в процессе судопроизводства, развития (расширения состава функций) системы ГАС РФ «Правосудие», использования электронных документов в судопроизводстве, охраны прав субъектов персональных данных, обеспечения информационной безопасности и др. Это позволяет обеспечить формирование дополнительных учебных информационно-правовых дисциплин, читаемых на факультетах повышения квалификации и переподготовки судей и госслужащих: «Информационно-правовое обеспечение судопроизводства» (изучает практические аспекты правоприменения и судебной статистики правонарушений в инфосфере, виды ответственности за информационные правонарушения и преступления, трудности их квалификации) и «Судебная статистика» (изучает организационно-правовое и информационно-программное обеспечение учетно-отчетного документирования количественных показателей работы судов и судимости), а также — в аспирантуре (научная специальность 12.00.13 — «Информационное право»): «Информационное право» (базовая); «Современные теории информационного права», «Право информационной безопасности» и «Телематическое право» (по выбору аспирантов). В Постановлении VII Всероссийского съезда судей от 4 декабря 2008 г. отмечается, что «эффективность и качество отправления правосудия во многом зависят от профессионального уровня судьи, его квалификации и специализации. Этим обусловлена особая значимость системы обучения кандидатов в судьи и повышения квалификации судей». Поэтому с целью модернизации системы обучения и повышения квалификации судей и работников аппаратов судов в Российской академии правосудия разрабатываются в настоящее время проекты таких ее важных компонентов, как: — единая нормативно-правовая база обеспечения информационного взаимодействия органов судебной и исполнительной власти; — единая межвузовская база <6> учебных материалов по организации судопроизводства в условиях формирования информационного общества и информационного взаимодействия органов власти; ——————————— <6> Пилотный проект межвузовской базы учебных материалов предлагается реализовать на примере пяти субъектов Федерации, одобренных Советом судей РФ, с участием Российской академии правосудия и ее межрегиональных филиалов, Российской правовой академии Минюста России, Уральской государственной юридической академии и других вузов страны, осуществляющих подготовку кадров для судебных и правоохранительных органов.

— аппаратно-программный комплекс дистанционного обучения с использованием защищенного интернет-портала судебной системы. Представляется обоснованным, что результаты реализации данных проектов на межведомственном и межвузовском уровне будут способствовать созданию единого информационного пространства органов исполнительной и судебной власти в сфере обучения и повышения квалификации судей, работников аппаратов судов и государственных служащих заинтересованных структур. Интернет-портал судебной системы позволит любому субъекту в сфере судопроизводства получать доступ к нормативно-правовой базе обеспечения информационного взаимодействия органов исполнительной и судебной власти, а также к единой межвузовской базе учебных материалов. В результате базового двухуровневого (бакалавриат — магистратура) обучения у выпускника академии формируются следующие профессиональные компетенции-способности: — разрабатывать нормативные правовые акты информационного законодательства; — квалифицированно применять нормативные правовые акты в инфосфере, реализовывать нормы информационного права в профессиональной деятельности; — выявлять, раскрывать правонарушения в инфосфере, выявлять и устранять причины их совершения; — толковать нормативные правовые акты информационного законодательства; — принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации по вопросам правового регулирования информационных отношений в инфосфере. В целом последовательное двухуровневое изучение основ (понятия, система, принципы, методы) и проблем (прикладных, теоретических) информационного права, как показал 14-летний опыт кафедры информационного права, информатики и математики Российской академии правосудия, позволяет подготовить грамотных и высококвалифицированных юристов XXI в., способных решать возникающие сложные задачи и проблемы правового регулирования информационных отношений в инфосфере и эффективной правовой информатизации.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *