Комплекс дисциплин информационного права в Российской академии правосудия
(Ловцов Д. А.) («Информационное право», 2013, N 3)
КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИН ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА В РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ПРАВОСУДИЯ
Д. А. ЛОВЦОВ
Ловцов Дмитрий Анатольевич, заведующий кафедрой информационного права, информатики и математики Российской академии правосудия, профессор, доктор технических наук, заслуженный деятель науки Российской Федерации, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации.
В статье рассматриваются концептуальные аспекты непрерывной информационно-правовой подготовки юристов различного уровня квалификации в процессе их последовательного многоступенчатого обучения в современных условиях глобального информационного общества и Болонского процесса на основе логически последовательного изучения научно обоснованного комплекса учебных дисциплин информационно-правового цикла, ядром которого является юридическая дисциплина «Информационное право».
Ключевые слова: информационно-правовая подготовка, концепция, авторские курсы, компетентностный подход, нетрадиционные формы обучения, базовые и формируемые учебные дисциплины, комплекс учебных дисциплин информационно-правового цикла, информационное право, структурно-логическая схема.
Complex of disciplines of information right in the Russian academy of justice D. A. Lovtsov
In the article conceptual aspects of continuous information and legal training of lawyers of different level of qualification in process of their sequential multistage training under present-day conditions for the advancing global information society and Bologna process on the basis of the logically sequential study of scientifically substantiated complex of academic subjects of information-legal cycle, the core of which is «Information law» legal subject, are considered.
Key words: information and legal training, conception, author courses, competency building approach, non-conventional study mode, basic and formed academic subjects, complex of academic subjects of information-legal cycle, information law, structural and logical diagram.
С 2000 г., практически с начала основания Российской академии правосудия, на кафедре информационного права, информатики и математики осуществляется непрерывная информационная подготовка юристов — специалистов для судебной системы. Комплекс соответствующих учебных дисциплин информационного цикла включает как информационно-кибернетические, так и информационно-правовые дисциплины согласно развиваемой и реализуемой на кафедре концепции <1>, базирующейся на принципе централизованной интеграции обобщенных информационных, технических, естественнонаучных и юридических знаний в рамках базовой учебной дисциплины «Информационное право» <2>, что в итоге позволило обеспечить в образовательном процессе современный уровень требований к квалификации юриста наступающего глобального информационного общества — юриста XXI века. ——————————— <1> Ловцов Д. А. Современная концепция непрерывной информационной подготовки юриста // Российское правосудие. 2013. N 5. С. 57 — 66; Ершов В. В., Ловцов Д. А. Концепция непрерывной информационной подготовки юриста // Информационное право. 2007. N 3. С. 29 — 33. <2> Ловцов Д. А., Чубукова С. Г. Учебная дисциплина «Информационное право»: концептуальные и дидактические аспекты // Информационное право. 2005. N 3. С. 30 — 33; Ершов В. В., Ловцов Д. А. Информационное право — базовая дисциплина специальности «Прикладная информатика в юриспруденции» // Информационное право. 2006. N 3. С. 34 — 38.
Комплекс принципиально новых, логически взаимосвязанных информационно-правовых дисциплин, представляющих собой авторские курсы, включает в настоящее время дисциплины (см. табл.), предметное содержание которых обусловлено главным образом требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) среднего (СПО) и высшего профессионального образования (ВПО) третьего поколения <3>, а также результатами фактического построения в России элементов базовых электронных структур информационного общества, таких как «электронное государство», «электронное правительство», «электронное правосудие» и др., внедрения автоматизированной информационной системы (АИС) Верховного Суда Российской Федерации и крупномасштабных (государственных) судебных АИС (типа ГАС РФ «Правосудие» общих судов, ЕАИКС — Единая автоматизированная информационно-коммуникационная система арбитражных судов Российской Федерации и др.). ——————————— <3> ФГОС третьего поколения предусматривают главным образом двухуровневое («бакалавриат — магистратура») обучение согласно Болонской декларации 29 стран Европы от 19 июня 1999 г. (на сегодня — 47 стран-участниц; Россия присоединилась в 2003 г.), инициировавшей добровольный процесс сближения и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Для нас участие в Болонском процессе — это возможность признания российских дипломов во всем мире.
Среди них основными (экзаменационными) учебными дисциплинами наряду с базовой дисциплиной «Информационное право» являются дисциплины: «Теория информационного права» <4>, «Актуальные проблемы информационного права» <5>, «Международно-правовые основы глобального информационного обмена» <6>, «Организационно-правовое обеспечение информационной безопасности», «Информационно-правовое обеспечение судопроизводства», «Юридическая статистика». ——————————— <4> Ловцов Д. А. Теория информационного права: базисные аспекты // Государство и право. 2011. N 11. С. 43 — 51. <5> Ловцов Д. А. Системология правового регулирования информационных отношений в инфосфере: архитектура и состояние // Государство и право. 2012. N 8. С. 16 — 25. <6> Ловцов Д. А. Проблема эффективности международно-правового обеспечения глобального информационного обмена // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2011. N 11(17). С. 24 — 31.
Ряд дисциплин представляют собой более глубокое содержательное представление подотраслей (дисциплины «Телематическое право», «Право информационной безопасности») и институтов («Преступления в инфосфере», «Административные правонарушения в инфосфере», «Особенности и правовые последствия применения электронной подписи», «Право телематических сетей», «Защита интеллектуальной собственности в инфосфере» и др.) информационного права. В соответствующих проблемно-ориентированных дисциплинах («Системология правового регулирования информационных отношений», «Юридическая (правовая, судебная) статистика», «Теория судебной экспертизы») рассматриваются пертинентные методы общенаучного характера (системологические, статистические, экспертные). При этом для реализации рекомендуемого ФГОС компетентностного подхода, предполагающего формирование у обучаемых определенных общекультурных и профессиональных компетенций, предусмотрено проведение ряда учебных занятий в нетрадиционных (активных и интерактивных) формах при изучении всех учебных дисциплин кафедры, в частности: — в игровой форме (типа интернет-игра on-line, деловая игра-совещание по разбору конкретных ситуаций, студенческая деловая игра, игровой судебный процесс); — в форме психологических (на основе публичного выполнения творческого учебного задания) и компьютерных (на основе индивидуального овладения компьютерными клавиатурными тренажерами Majestro, Соло на клавиатуре и др.) тренингов; — в форме индивидуальных и групповых компьютерных симуляций и моделирования (с помощью системы компьютерной математики Mathcad, базовых офисных систем Word, Excel, Access, PowerPoint и средств доступа к глобальной телематической сети Интернет и др.); — в форме творческих УНП-семинаров («учебно-научно-практических») и конференций (типа «разбор результатов работы студенческих исследовательских групп», «публичная защита компьютерных презентаций и учебных работ», «подготовка и публичная защита экспертных заключений», «итоговая учебно-исследовательская конференция») и др. В часы самостоятельной работы под контролем преподавателя организуются встречи студентов с представителями государственных (Росстат, Ростехрегулирование, районные суды г. Москвы) и общественных (журналы «Хакер», «Информационное право») организаций, российских компаний (ООО «Криптоком», ЗАО «КонсультантПлюс»), а также мастер-классы экспертов (профессорско-преподавательский состав МГУ им. М. В. Ломоносова, НИУ «МАИ», ГУУ, МГУЭСИ «МЭСИ», МГЮУ имени О. Е. Кутафина). Причем уровень информационно-правовой подготовки юристов в условиях наступающего информационного общества определяется не только глубиной и качеством самой информационной подготовки (обучения), но и ее непрерывностью, которую можно и нужно обеспечить, начиная от школьной скамьи (юридического класса), в юридических колледжах и вузах, аспирантурах и докторантурах, на факультетах (в учреждениях) повышения квалификации. Определить рациональный состав данного комплекса учебных дисциплин информационно-правового цикла и логическую последовательность их изучения в Российской академии правосудия позволили имеющаяся на сегодня практика преподавания всех учебных информационных дисциплин в юридических вузах и колледжах в нашей стране и за рубежом, а также международные технологические достижения и требования к качеству правового регулирования информационных отношений в инфосфере. При установлении логической последовательности изучения учебных дисциплин учитывалось также то, что одни дисциплины и их отдельные разделы являются базовыми, а другие — формируемыми. Например, дисциплина «Информационные технологии в юридической деятельности» базируется на знаниях студентов, полученных ими в средней школе при изучении учебных дисциплин «Информатика» и «Математика» и, в свою очередь, является базовой для формируемых на ее основе: — юридических дисциплин «Информационное право» (тема «Информационно-криптографические технологии» — для оценки соответствия электронной цифровой подписи электронному документу), «Страховое право» (раздел «Моделирование стохастических информационных процессов» — для количественной оценки различных рисков и случайности событий), «Право социального обеспечения» (тема «Технология представления и логической обработки числовой информации» — для расчета величины пенсии), а также «Криминалистика», «Экологическое право», «Земельное право», «Финансовое право», «Налоговое право» (отдельные учебные вопросы); — статистических правовых дисциплин: «Юридическая статистика», «Правовая статистика», «Судебная статистика» (в частности, раздел «Моделирование стохастических информационных процессов» — для статистического анализа судебной информации, содержащейся в учетных карточках на подсудимых); — информационно-кибернетических дисциплин: «Правовая информатика», «ИКТ в судопроизводстве», «Информационные технологии в профессиональной деятельности» (тема «Технология представления и логической обработки информации произвольной формы» — для анализа правовой информации, содержащейся в комплектах юридических документов) и др. Дисциплины «Правовая информология» и «Правовая информатика» являются базовыми для правовых дисциплин, широко использующих информационные отношения в качестве средства достижения профильных целей <7> и др. ——————————— <7> См., напр.: Запольский С. В. Информационно-правовая составляющая финансово-кредитного механизма рыночной экономики // Информационные отношения и право: Сборник научных трудов / Под ред. В. В. Ершова, Д. А. Ловцова. М.: РАП, 2007. Вып. 2. С. 31 — 39; Сырых Е. В. Информационные аспекты земельного права // Там же. С. 21 — 30.
В целом выявление и рационализация соответствующей структурно-логической схемы изучения дисциплин учебного плана, сопровождаемых определением перечня новых актуальных дисциплин и коррекцией содержания старых, позволяет обеспечить определенный рост педагогической эффективности обучения. В частности, предлагаются следующие обновленные состав и структура комплекса, логическая последовательность и предметное содержание учебных дисциплин информационно-правового цикла, в целом обеспечивающие (как показывает практика) выполнение современных требований <8> по глубине, качеству и непрерывности информационно-правовой подготовки юристов различного уровня квалификации (см. таблицу). ——————————— <8> Ершов В. В. Профессиональное образование судей: проблемы и перспективы // Труды Международной конференции «Опыт в области подготовки судей: практика и перспективы». М.: РАП, 2001. С. 90 — 98.
Структурно-логическая схема комплекса учебных дисциплин информационно-правового цикла
Подразделение Курс Информационно-правовые дисциплины РАП
Факультеты «Информационно-правовое обеспечение судопроизводства», повышения «Судебная статистика» квалификации
Аспирантура 3 «Современные теории информационного права» (12.00.13 — «Информацион — 2 «Телематическое право», ное право») «Право информационной безопасности»
1 «Информационное право»
«Особенности и правовые последствия применения электронной подписи», «Системология правового регулирования информационных отношений», «Преступления в инфосфере», «Право телематических сетей», М 2 «Административные правонарушения в инфосфере», а «Актуальные проблемы информационного права», г «Юридическая статистика», и «Международно-правовые основы глобального с информационного обмена», т «Организационно-правовое обеспечение р информационной безопасности» а т «Теория судебной экспертизы», у «Защита интеллектуальной собственности в инфосфере», р «Правовое регулирование реализации государственных а 1 программ», «Обеспечение и защита права доступа лиц к информации», «Информационно-психологическая безопасность», «Информационно-правовое обеспечение судопроизводства», «Теория информационного права»
Юридические Б 4 Информационно-правовые вопросы в билетах факультеты а государственного экзамена (ВПО) к а «Организационно-правовое обеспечение л 3 информационной безопасности» а в «Информационное право», р 2 «Судебная статистика» или «Правовая информатика» и а «Правовая информология» (факультативно) т 1
Юридический 3 «Юридическая статистика» или «Судебная статистика» колледж (СПО) 2 «Основы информационного права»
раздел «Нормативное информационно-правовое 1 обеспечение» дисциплины «Информационные технологии в юридической деятельности»
Юридический «Право информационных технологий и безопасности», класс «Правовая статистика» (средняя школа)
1. В образовательном учреждении среднего общего образования (школа) в специально созданном «юридическом классе»: — «Право информационных технологий и безопасности» (изучает информационные правоотношения в области применения современных информационно-компьютерных технологий и информационного «оружия»); — «Правовая статистика» (изучает элементы правовой деятельности, раскрывая ее динамику и структуру). 2. В образовательном учреждении среднего профессионального образования (юридический колледж): — «Юридическая статистика» (изучает элементы как правовой, включая правонарушаемость, преступность и судимость, так и иной юридически значимой деятельности, раскрывая их уровень, динамику и структуру). 3. В образовательном учреждении высшего профессионального образования (юридический вуз). 3.1. Бакалавриат: — «Информационное право» (изучает способы правового регулирования целевых <9> информационных отношений <10>, т. е. информационные правоотношения в инфосфере, из которых в зависимости от информационной насыщенности их фактического содержания и чистоты информационной природы объектов основными (предметными, отраслевыми) являются чисто информационные правоотношения (четыре группы): в области средств информационной безопасности, средств массовой информации, средств автоматизации, средств телематики; дополнительными (смешанными, двухотраслевыми) — смешанные информационные (информационно-имущественные, информационно-производственные, информационно-хозяйственные и др.) правоотношения: в области интеллектуальной собственности и собственности на информационные ресурсы, компьютерной информации, правовой информатизации и др.; факультативными (практически других отраслей права) — частично информационные правоотношения: в области употребления (использования) информационных средств и ресурсов (в области библиотечного дела, архивов и др.); ——————————— <9> Целевые — это информационные отношения в инфосфере общественно-производственной деятельности, исключая обеспечивающие информационные отношения, являющиеся средством достижения конкретных профильных целей (налоговое декларирование и отчетность, процессуальные действия со свидетелями, мониторинг земель и информирование и др.), регулируемые в рамках других отраслей права. <10> Информационные отношения — это общественные отношения, возникающие по поводу информации либо юридически значимых результатов действий (бездействия) в отношении ее (производство, передача, получение, преобразование, интерпретация, аккумуляция, хранение, предоставление, неразглашение и др.).
— «Судебная статистика» (изучает преступность и судимость, а также меры социально-правового регулирования, совершенствования правовой системы государства, развития законодательства и др.). 3.2. Магистратура (юридический вуз судебной системы): — «Теория информационного права» (изучает основные аксиомы и утверждения, модели, источники, принципы, способы и средства, методы, систему: архитектуру, основные содержательные компоненты — подотрасли и базисные элементы — институты, а также место информационного права в России, продуктивные классификации информационных правоотношений и информационно-правовых режимов, элементы системологии информационного права, включая круг основных теоретических и прикладных проблем в данной предметной области); — «Актуальные проблемы информационного права» (изучает практически значимые теоретические и прикладные проблемы, включая проблемы правовых режимов информации, проблемы информационно-правового статуса граждан и организаций, правовые проблемы информационной безопасности и др.); — «Право телематических сетей» (принципы построения и международные подходы к регулированию отношений в области глобальных и региональных телематических сетей); — «Правовая информология» (изучает природу, виды, свойства и качественные формы проявления информации в правовой сфере, рациональные формы ее представления, а также концептуальные и методологические основы различных информационно-правовых теорий — управления, идентификации, оценивания и др.); — «Информационно-компьютерные технологии (ИКТ) в судопроизводстве» (изучает информационно-программное обеспечение современных ИКТ, включая прикладные ИКТ глобальных телематических сетей, применяемых в ГАС РФ «Правосудие»). 4. В аспирантуре при юридическом вузе: — «Информационное право» (спецкурс для аспирантов, обучающихся по научной специальности 12.00.13 «Информационное право»); — «Современные теории информационного права» (спецкурс по выбору аспирантов, изучает базисные аспекты современных отечественных и зарубежных теорий информационного права: объекты, предметы, источники, принципы, системы, аксиомы и утверждения, модели, методы и др.); — «Право информационной безопасности» (спецкурс по выбору аспирантов, изучает правовое и организационное обеспечение информационной безопасности личности, общества и государства в России и мире, особенности национальных систем информационной безопасности, а также международный опыт ее обеспечения); — «Телематическое право» (спецкурс по выбору аспирантов, изучает правовые аспекты виртуальных сред, особенности информационных правоотношений в глобальных телематических сетях, технические стандарты международных неправительственных организаций IANA, ICANN, IETF и др., регулирующие функционирование сетей). 5. В образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (учреждение или факультет повышения квалификации судебной системы): — «Информационно-правовое обеспечение судопроизводства» (изучает практические аспекты правоприменения и судебной статистики правонарушений в информационной сфере, виды ответственности за информационные правонарушения и преступления, трудности их квалификации); — «Судебная статистика» (изучает организационно-правовое и программно-методическое обеспечение учетно-отчетного документирования количественных показателей работы судов и судимости). В настоящее время в различных юридических вузах, как правило, учебные дисциплины «Информационное право» и «Правовая информатика» читаются как дисциплины по выбору студентов, учебная дисциплина «Судебная статистика» включается в учебную дисциплину «Юридическая статистика» как базовый раздел, дисциплина «Телематическое право» не читается, а дисциплины «Информология», «Правовая информология», «Юридическая логика» и «Информационно-правовое обеспечение судопроизводства» читаются факультативно. Вместе с тем потребности практики, связанные со стремительным развитием информационного сектора экономики всех стран мира, а также внедрение крупномасштабных правовых автоматизированных информационных систем (типа Integrated Court Management Systems — США, ГАС «Правосудие», ЕАИКС — РФ и др.) обусловливают необходимость образовательной стандартизации данных учебных дисциплин и включения их в ФГОС ВПО по направлениям бакалавриата и магистратуры в перечень базовых или обязательных вариативных дисциплин, устанавливаемых вузом, а также в ФГОС СПО по юридической специальности. Таким образом, для обеспечения непрерывности фундаментальной информационно-правовой подготовки современного юриста представляется целесообразным дополнительно ввести в ФГОС такие обязательные учебные дисциплины, как: 1) во ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» (квалификация «бакалавр»): — «Информационное право» <11> (в базовую — обязательную часть блока дисциплин Б.3 — «Профессиональный цикл»); ——————————— <11> Ловцов Д. А. Информационное право: Учебное пособие. М.: РАП, 2011. 228 с.
— «Правовая информология» <12> (в базовую — обязательную часть блока дисциплин Б.1 — «Гуманитарный, социальный и экономический цикл»); ——————————— <12> Ловцов Д. А. Правовая информология: Учебно-методический комплекс. М.: РАП, 2011. С. 43.
— «Правовая информатика» <13> (в базовую — обязательную часть блока дисциплин Б.2 — «Информационно-правовой цикл», причем с включением следующих учебных вопросов: основы защиты информации и сведений, составляющих государственную и служебную тайны; методы защиты информации, поскольку изучение дисциплин данного блока предполагает формирование у обучаемых важной общекультурной компетенции — способности соблюдать основные требования информационной безопасности, в т. ч. защиты государственной тайны); ——————————— <13> Ловцов Д. А. Правовая информатика: Учебно-методический комплекс. М.: РАП, 2011. 48 с.
— «Юридическая логика» <14>, «Информология» <15> (в вариативную часть блока дисциплин Б.1, устанавливаемую вузом); ——————————— <14> Королев В. Т., Ловцов Д. А., Радионов В. В. Формальная и псевдоформальная логика: Учебно-методический комплекс. М.: РАП, 2012. 77 с. <15> Ловцов Д. А. Информология: Учебно-методический комплекс. М.: РАП, 2011. 26 с.
— «Право телематических сетей» <16> (в вариативную часть блока дисциплин Б.2, устанавливаемую вузом); ——————————— <16> Ловцов Д. А., Терентьева Д. А. Право телематических сетей: Учебно-методический комплекс. М.: РАП, 2011. 35 с.
2) во ФГОС СПО по специальности 030912 «Право и организация социального обеспечения» (квалификация «юрист»): — «Право информационных технологий и безопасности» (в вариативную часть циклов основной профессиональной образовательной программы, устанавливаемую вузом); — «Юридическая (судебная) статистика» <17> (в состав общепрофессиональной дисциплины ОП.10 «Статистика» <18> в качестве базового прикладного раздела). ——————————— <17> Ловцов Д. А., Богданова М. В. Юридическая статистика: Учебное пособие. М.: РАП, 2007. 76 с. <18> Ловцов Д. А., Богданова М. В., Михайлов М. А. Статистика: Учебное пособие. М.: РАП, 2010. 120 с.
Учебные дисциплины «Актуальные проблемы информационного права» и «Информационно-правовое обеспечение судопроизводства» можно рассматривать в качестве дисциплин по выбору студента вариативной части блоков Б.2 и Б.3 соответственно ФГОС ВПО 030900.62 «Юриспруденция». Таким образом, рассмотрены концептуальные аспекты непрерывной информационно-правовой подготовки юристов различного уровня квалификации в процессе их последовательного многоступенчатого обучения в современных условиях наступающего информационного общества. Предложены педагогически рациональные (как показывает практика) состав и структура комплекса, логическая последовательность и предметное содержание учебных дисциплин информационно-правового цикла, ориентированных на применение инновационных технологий обучения, соответствующие современному мировому научно-образовательному уровню. Причем учебная дисциплина «Информационное право» занимает центральное место, объединяя обобщенные информационные, технические, естественнонаучные и юридические знания в единое целое, что в итоге позволяет обеспечить современный уровень требований к квалификации юриста информационного общества.
——————————————————————