Механизм правового регулирования как процессуальная система

(Баранов А. П.) («История государства и права», 2011, N 8) Текст документа

МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КАК ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ СИСТЕМА <*>

А. П. БАРАНОВ

——————————— <*> Baranov A. P. Mechanism of legal regulation as a procedural system.

Баранов Андрей Павлович, юрист Центра правовых исследований.

В данной статье автор исследует существующие в теории российского права аспекты «механизма правового регулирования» и предлагает авторское понимание механизма правового регулирования как процессуальной системы.

Ключевые слова: механизм правового регулирования, нормы права, общественные отношения.

The author of the present article studies the existing in the theory of the russian law aspects influencing «the mechanism of legal regulation» and proposes the author’s understanding of the mechanism of legal regulation as a procedural system.

Key words: mechanism of legal regulation, norms of law, social relations.

В настоящее время в теории права существует множество определений понятия «механизм правового регулирования», но при анализе этих определений можно выделить два подхода к пониманию механизма правового регулирования. Первый подход основан на трудах С. С. Алексеева, который представил схему механизма правового регулирования и охарактеризовал его как совокупность правовых средств, т. е. юридических норм, субъективных прав, связанных с ними обязанностей и реализация этих прав и обязанностей <1>. ——————————— <1> Алексеев С. С. Государство и право: Учебник-конспект, начальный курс / Под ред. Л. А. Плеханова. М.: Юрид. лит., 1993. С. 71.

С. С. Алексеев раскрыл содержание механизма правового регулирования как процесса, а именно: 1) вступление в действие определенной юридической нормы; 2) обращение лица с ходатайством (заявлением) в соответствующие органы с целью реализации своего права, возникшего на основе этой юридической (правовой) нормы; 3) вынесение решения соответствующим органом власти по ходатайству (заявлению) лица; 4) возникновение субъективного права и обязанностей у лица, вследствие предоставления этому лицу статуса в соответствии с его ходатайством (заявлением); 5) реализация лицом возникших или имеющихся у него прав и обязанностей, непосредственные действия лица <2>. ——————————— <2> Там же.

Этот подход к пониманию механизма правового регулирования можно назвать классическим. Многие ученые в области теории права в своих работах используют труды С. С. Алексеева. Тем не менее ученые-теоретики предлагают свои определения понятия «механизм правового регулирования». В. Н. Хропанюк представил свою схему <3> механизма правового регулирования. ——————————— <3> Хропанюк В. Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. проф. В. Г. Стрекозова. М.: Отечество, 1993. С. 322.

Взгляды ученых на механизм правового регулирования имеют по своей сути несущественные отличия, им свойственны дополнения, но тем не менее они не могут привести к единому определению понятия «механизм правового регулирования» и, соответственно, способствуют дискуссиям. Это естественный процесс, так как теория права продолжает развиваться. Отметим, что в классическом представлении о механизме правового регулирования не ясно, нужно ли учитывать и выделять непосредственный процесс создания норм права, регулирующих деятельность субъектов правоотношений. По нашему мнению, это важный вопрос, так как в теории права имеются отдельные аспекты (взгляды) на механизм правового регулирования, выраженные в том, что в механизм правового регулирования включается правотворчество. Об этом свидетельствует следующее. М. Н. Марченко в своей работе <4> объединил правотворчество и реализацию норм права в отдельную главу и выделил в ней виды, принципы правотворчества, законодательную процедуру и ее основные стадии, формы реализации норм права, применение права, толкование правовых норм. ——————————— <4> Марченко М. Н. Теория государства и права: Учебник. М.: Юрид. лит., 1996. С. 378 — 414, 431.

А. С. Пиголкин, А. Н. Головистикова, Ю. А. Дмитриев <5>, а также Л. А. Морозова <6> выделяют стадии механизма правового регулирования, среди которых формирование нормативной основы, включая процесс создания и общее действие юридических норм. ——————————— <5> Пиголкин А. С., Головистикова А. Н., Дмитриев Ю. А. Теория государства и права: Учебник. 2008. С. 458 — 459. <6> Морозова Л. А. Теория государства и права: Учебник. М., 2010. С. 374 — 375.

Н. И. Матузов, А. В. Малько указывают формулирование правила поведения как первую стадию механизма правового регулирования. Элементом на этой стадии является норма права <7>. ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Учебник Н. И. Матузова, А. В. Малько «Теория государства и права» включен в информационный банк согласно публикации — Юристъ, 2004. —————————————————————— <7> Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: Учебник / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. 3-е изд. М.: Дело, 2009. С. 503 — 505.

Анализируя работы указанных выше авторов и абстрагируясь от конкретики, можно выделить общие стадии механизма правового регулирования, это создание норм права (правотворчество), применение этих норм в определенной сфере общественных отношений (применение права) и реализация созданных норм права (реализация права). По нашему мнению, с учетом имеющихся в теории права определений понятий «применение права» и «реализация права» классическое представление о механизме правового регулирования утрачивает свою актуальность, и поэтому механизм правового регулирования надо рассматривать шире. Необходимо учесть, что в настоящее время у личности возникает потребность в необходимости знать, почему создается норма права, которую личность должна исполнять <8>. ——————————— <8> Мы провели социологический опрос в одном из столичных вузов и выяснили, что из 100 респондентов (студентов и слушателей, прошедших курс теории права) считают, что причину, вызвавшую создание нормы права, которую личность должна будет исполнять: знать необходимо — 92%; нужно знать в крайних случаях — 6%; знать не нужно — 2%.

Поэтому в механизме правового регулирования целесообразно рассматривать создание норм права, порядок их применения и реализации как взаимозависящие стадии, следующие одна за другой. При этом каждая стадия механизма правового регулирования является активным процессом, так как предполагает деятельность определенных субъектов правоотношений, наделенных соответствующими полномочиями для достижения конкретного результата. Представленные учеными-теоретиками определения понятия «механизм правового регулирования», в которых в механизм правового регулирования включаются юридические факты, правоприменительные акты, нормы права, поведение субъектов правоотношений, объединенных в систему, не позволяют четко представить суть, например, механизма правового регулирования деятельности правоохранительных органов и сформировать ясное и четкое представление об этом механизме <9>. ——————————— <9> При ответе на вопрос о понимании механизма правового регулирования деятельности правоохранительных органов респонденты указали, что имеют представление о структуре указанного механизма: четкое — 33%; впервые узнали о возможности существования такого механизма — 4%; общее — 63%. Примечание! Указавшие, что имеют четкое представление, затруднились назвать элементы указанного механизма. При этом понимание указанного механизма сводилось к совокупности нормативных правовых актов, регулирующих деятельность субъектов правоотношений.

Это указывает на тенденцию к уточнению определения понятия «механизм правового регулирования». По нашему мнению, механизм правового регулирования должен включать процесс создания норм права, их применение и реализацию, а также контроль их эффективности, что позволяет считать механизм правового регулирования процессуальной системой. Такое представление о механизме правового регулирования позволит четко отделить его от имеющихся в теории права представлений <10> о правовом регулировании. Мы считаем, что «механизм правового регулирования» и «правовое регулирование» — понятия теоретические, содержащие разную суть. ——————————— <10> См., напр.: Алексеев С. С. Государство и право. М., 1993. С. 70; Лазарев В. В. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В. В. Лазарева. М.: Юрист, 1994. С. 103 — 111; Перевалов В. Д. Теория государства и права: Учебник. М., 2008. С. 459; Морозова Л. А. Теория государства и права: Учебник. М., 2010. С. 371.

При формировании определения понятия «механизм правового регулирования» важным является определение того, что считать «правовым регулированием общественных отношений». В настоящее время актуальны два аспекта на правовое регулирование общественных отношений. Первый: правовое регулирование рассматривается как процесс воздействия государства на общественные отношения с помощью юридических норм (норм права). Оно основывается на предмете и методе правового регулирования. Предметом правового регулирования считают определенную форму общественных отношений, которая закрепляется соответствующей группой юридических норм. Под методом правового регулирования понимается способ воздействия юридических норм на общественные отношения <11>. Между тем в теории права выделяется «правовое воздействие». Правовое воздействие — результативное, нормативно-организационное влияние на общественные отношения как на системы собственно правовых средств, так и правовых явлений, например правосознания, правовой культуры, правовых принципов, правотворческого процесса. Правовое воздействие считают шире, чем правовое регулирование <12>. ——————————— <11> См.: Энциклопедический юридический словарь / Под общ. ред. В. Е. Крутских. 2-е изд. М.: ИНФРА-М, 1998. С. 247. <12> См.: Морозова Л. А. Теория государства и права: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Эксмо, 2010. С. 371.

В данном случае, по нашему мнению, не ясна разница между правовым регулированием и правовым воздействием. Вообще, регулирование — это упорядочивание, налаживание, направление чего-нибудь с целью приведения в порядок системы <13>. Воздействие — система действий, имеющих целью повлиять на кого или что-либо <14>. Это свидетельствует о целесообразности исключения из определения понятия «правовое регулирование» слова «воздействие». ——————————— <13> См.: Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / Под ред. чл.-корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. 19-е изд., испр. М.: Рус. яз., 1987. 750 с. <14> См.: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. 4-е изд., доп. М.: А ТЕМП, 2007. 944 с.

Второй аспект: правовое регулирование рассматривается как совокупность норм права, регулирующих те или иные общественные отношения. Такое понимание правового регулирования нам представляется наиболее понятным. По нашему мнению, правовым регулированием следует считать совокупность правовых норм, определяющих порядок общественных отношений в определенной области права независимо от того, насколько активно эти нормы влияют на эти общественные отношения. Правовым регулированием будет считаться вся совокупность правовых норм, возможных к применению в конкретной области общественных отношений, включая нормы права, устанавливающие правила поведения, запреты, ответственность, статус лиц и органов, а также содержащие определение явлений, событий, процессов и др. Тогда «правовым воздействием» можно определить именно активное влияние норм права на общественные отношения для достижения конкретной цели, где участвуют два и более субъекта права. Например, правовое воздействие на правонарушителя или преступника. Правовое воздействие может быть связано с восстановлением законности или нарушенного права одного лица (потерпевшего) и применением мер принуждения в отношении другого лица (нарушителя установленных правил поведения), а также связано с ответственностью за совершенные деяния. Средством правового воздействия можно считать как требование к лицу (речь), так и оружие, боевую технику, применяемую на основании соответствующих норм права. Правовое воздействие осуществляется должностным лицом правоохранительного органа в процессе реализации этим лицом норм права. Это характеризует понятие «правовое воздействие», т. е. воздействие правом, как теоретическое, в то время как «реализация норм права» должностными лицами правоохранительных органов подразумевает непосредственные физические действиях этих лиц. Поэтому мы считаем, что «правовое регулирование» и «правовое воздействие» — понятия не тождественные и содержат разный смысл. На наш взгляд, именно такое представление о правовом регулировании и правовом воздействии целесообразно использовать в теории права, так как это исключит возможность назвать одно и то же разными словами («регулирование» и «воздействие»). Исходя из понятия «механизм» действительно можно сделать вывод о том, что механизм правового регулирования — это система. Но само понятие «система» не предполагает прогресса, оно призвано обеспечить качественную, стабильную работу входящих в нее элементов. Право должно развиваться, прогрессировать, продвигаться вперед. Устаревшие, неэффективные или малоэффективные нормы права должны своевременно заменяться. Так, на основе анализа юридического факта или социального явления компетентные государственные органы, выявив проблему, связанную, например, с военной угрозой или угрозой национальной безопасности Российской Федерации, проводят научную работу по решению возникшей проблемы, при этом привлекаются научно-исследовательские центры, а затем принимают решение и на основе принятого решения выступают с законодательной инициативой. Далее следует создание закона, иных нормативных правовых актов, обнародование и разъяснение их. Таким образом, формируется или уточняется правовое регулирование тех или иных общественных отношений. Затем следует применение и реализация правовых норм лицами или органами исполнительной власти — непосредственными исполнителями. Но и это еще не все, последующий контроль помогает выявить новые проблемные вопросы, связанные с реализацией созданных правовых норм, что может повлечь повторение всего процесса. Все указанное в совокупности, по нашему мнению, и есть механизм правового регулирования. Таким образом, механизм правового регулирования целесообразно рассматривать как процессуальную систему создания норм права с последующим их применением, реализацией и контролем эффективности. При проведении исследования механизма правового регулирования деятельности какого-либо правоохранительного органа нам представляется важным обратить внимание на вопросы, связанные: — с правотворческой деятельностью органов государственной власти, при этом анализируя и синтезируя отдельные нормы права, нормативные правовые акты и их проекты, выявить причины создания этих норм права и нормативных правовых актов, регулирующих деятельность какого-либо правоохранительного органа; — с применением и реализацией правовых норм должностными лицами органов власти, осуществляющих непосредственное исполнение нормативных правовых актов в соответствии с возложенными на них задачами; — с организацией контроля со стороны руководящего органа над реализацией норм права органами — непосредственными исполнителями, анализ результата их деятельности; — с применением и реализацией норм законов, федеральных законов, подзаконных актов, иных нормативных актов (договоров и соглашений, ведомственных приказов) юридическими и физическими лицами; — с прокурорским надзором за реализацией права лицами и органами власти. Представленный нами аспект механизма правового регулирования позволит объективно и всесторонне оценить состояние правового регулирования как совокупности норм права, регулирующих определенную сферу общественных отношений, выявить причины малой эффективности той или иной нормы права. А также понять причины и условия совершения правонарушений и преступлений лицами.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *