Правозащитные функции военной прокуратуры в современных условиях

(Гущин В. З.) («Журнал российского права», N 4, 2000)

ПРАВОЗАЩИТНЫЕ ФУНКЦИИ ВОЕННОЙ ПРОКУРАТУРЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В. З. ГУЩИН

Гущин Владимир Захарович — заведующий отделом НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ, доктор юридических наук.

Органы военной прокуратуры включены в единую систему прокуратуры России, которая от имени Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением Конституции нашей страны и исполнением действующих на ее территории законов, выполняет иные функции, установленные Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации». В статье 1 данного Закона указывается, что в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов. Кроме того, прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно — розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, за исполнением законов судебными приставами и администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Помимо надзора, прокуроры в названных выше целях осуществляют также уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно — процессуальным законодательством России; координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; участвуют в рассмотрении дел судами, опротестовывают приговоры, определения и постановления судов; принимают участие в правотворческой деятельности. Военная прокуратура, осуществляя задачи, возложенные на прокуратуру Российской Федерации, в отличие от других органов прокуратуры, осуществляет свои полномочия в Вооруженных Силах России, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Главный военный прокурор и подчиненные ему прокуроры обладают в пределах своей компетенции полномочиями, определенными Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», и осуществляют их независимо от командования и органов военного управления в соответствии с законодательством Российской Федерации <*>. ——————————— <*> См.: Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 10 февраля 1999 года).

Говоря о правозащитной функции прокуратуры, следует отметить, что данное понятие обладает достаточно широким смысловым значением. Термин «защита» во многих случаях является синонимом термина «охрана», поскольку российским законодательством оба этих термина используются для обозначения деятельности, которая состоит в обеспечении и соблюдении установленных прав и свобод граждан и законных интересов общества и государства. Так, в ст. 2, 45, 46, 71 Конституции России говорится о государственной защите прав и свобод человека и гражданина, а в ст. 21, 35, 82 — об охране этих прав и свобод. В то же время филологами понятие «защита» трактуется в более узком смысловом значении, в частности в смысле охраны и защиты обиженного. В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова сказано: «Защитить… охраняя, оградить от посягательств, от враждебных действий, от опасности. Защитить обиженного…» <*>. ——————————— <*> Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1989.

Правозащитные функции были присущи российской прокуратуре, в том числе и органам военной прокуратуры, всегда. Однако защита, охрана от посягательств прав и свобод человека и гражданина, а применительно к военным прокурорам — защита прав и свобод военнослужащих, членов их семей, в законодательных актах о прокуратуре в специальное направление работы не выделялась и «растворялась» среди других направлений ее деятельности. На первом плане стояла задача защиты и охраны от всяких посягательств общественного строя, политической и экономической систем государства, а в армии — безопасности страны, боеспособности и боевой готовности ее Вооруженных Сил, установленного порядка несения воинской службы. В действующем Законе «О прокуратуре Российской Федерации» надзор за соблюдением прав и свобод человека выделен в отдельное направление. Ему посвящена специальная глава, в которой определены предмет надзора, полномочия в этой области, средства и формы прокурорского реагирования на нарушения прав и свобод человека и гражданина. Лицо, впервые назначенное на должность прокурора или следователя, принимает присягу и торжественно клянется, наряду с другими требованиями, непримиримо бороться с любыми нарушениями закона, активно защищать интересы личности, общества и государства, чутко и внимательно относиться к предложениям, заявлениям и жалобам граждан, соблюдать объективность и справедливость при решении судеб людей (ст. 26, 27, 28, 40). Эти нормы — требования непосредственно вытекают из содержания ст. 2 Конституции Российской Федерации: человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Таким образом, защита прав и свобод гражданина в настоящее время представляет непременную специально выделенную в законодательстве функцию прокурорского надзора в Российской Федерации. Возложение на прокуратуру защиты как прав и свобод человека и гражданина, так и охраняемых законом интересов общества и государства не содержит в себе какого-либо противоречия, поскольку интересы государства и его граждан выступают в органическом единстве. Как обоснованно указывается в Комментарии к Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации», «охраняя права и свободы граждан, мы одновременно защищаем общественные и государственные интересы. И, наоборот, без обеспечения государственных и общественных интересов невозможно обеспечить права и свободы граждан» <*>. В этом единстве возложенных на прокуратуру обязанностей, на наш взгляд, и раскрывается содержание правозащитной функции прокуратуры. Военные прокуроры, выполняя возложенную на них правозащитную функцию, активно используют свои полномочия в данной области. ——————————— <*> См.: Комментарий к Федеральному закону РФ «О прокуратуре Российской Федерации». М., 1996. С. 18.

Так, в 1998 г. в процессе надзора за исполнением законов и соблюдением органами военного управления и их должностными лицами прав и свобод военнослужащих, членов их семей, рабочих и служащих Вооруженных Сил выявлено 34405 нарушений законов, в том числе 5613 случаев принятия незаконных правовых актов, в большинстве своем грубо нарушающих права и свободы военнослужащих, законные интересы воинских частей, учреждений и организаций Вооруженных Сил. В целях восстановления нарушенных прав и свобод военными прокурорами принесено 3807 протестов, вынесено 8414 представлений с требованием об устранении выявленных правонарушений. В интересах военнослужащих и воинских частей в суды направлено более 1000 заявлений (исков), из которых 90 процентов судами удовлетворено. По инициативе военных прокуроров виновные привлечены к ответственности: дисциплинарной — 11623 человека, материальной — 3660 лиц. Сотни нарушителей наказаны в уголовном порядке. Аналогичная работа проводилась военными прокурорами и в 1999 г. Согласно статистическим данным о работе военных прокуроров ими выявлено в войсках и силах флота 40,9 тыс. нарушений законов, 6,7 тыс. незаконных правовых актов. По материалам надзорных проверок возбуждено 2025 уголовных дел, внесено 9531 представление, привлечено к дисциплинарной и материальной ответственности свыше 17 тыс. виновных лиц, возмещен материальный ущерб на сумму 1342 млн. рублей. Восстановлены нарушенные права более 245 тыс. военнослужащих и членов их семей. В подтверждение данных о деятельности военных прокуроров по защите прав граждан в истекшем году можно привести следующие примеры. В ходе проведенной в 1999 г. Главной военной прокуратурой совместно с работниками центрального аппарата Генеральной прокуратуры РФ проверки в Минобороне, Минфине, Минтруде и Минэкономике выявлены многие нарушения законодательства о социальной защите военнослужащих и членов их семей в части ненадлежащего исполнения нормативно — правовых актов, предусматривающих права и льготы военнослужащих на жилье (выдача государственных жилищных сертификатов), а также соблюдения их прав при отселении из высвобождаемых закрытых и обособленных военных городков. По результатам проверки Правительством РФ принят ряд постановлений, определяющих порядок передачи высвобожденных военных городков в собственность субъектов Федерации и муниципальную собственность, а также порядок реализации движимого военного имущества. Прокурорской проверкой, проведенной прокуратурой Ракетных войск стратегического назначения, было установлено, что начальником ФЭУ РВСН генерал — майором Гусевым С. Ю. командирам подчиненных воинских частей даны противоречащие закону указания об ограничении 40-процентным размером выплат единовременного пособия увольняемым с воинской службы. Его же указанием был безосновательно сужен круг лиц, имеющих право на компенсационные выплаты за поднаем жилья. По протесту военного прокурора оба решения отменены. Военными прокурорами Сибирского военного округа осуществлен в 1999 г. комплекс надзорных мероприятий под условным наименованием «Операция «Здоровье», которым было охвачено около 100 воинских частей и учреждений. Восстановлены нарушенные права около 1,5 тыс. военнослужащих по призыву. Этими же прокурорами проведен ряд проверок исполнения законодательства об охране ядерных и высокорисковых производств; о предупреждении террористических актов с использованием оружия массового поражения, о соблюдении законности при ввозе, захоронении, утилизации радиоактивных и иных вредных для здоровья человека и окружающей природной среды отходов военной деятельности. На основании документов прокурорского реагирования принимаются конкретные меры к устранению выявленных нарушений. В работе Главной военной прокуратуры стала правилом практика ежегодного рассмотрения вопросов исполнения законодательства о социальной защите военнослужащих и других лиц на заседании коллегии ВП. В Федеральное Собрание и Правительство России направляется информация о нарушениях прав военнослужащих и ветеранов, готовятся предложения по совершенствованию законодательства об их социальной защите. Свою правозащитную функцию военные прокуроры осуществляют не только путем надзора за исполнением законов и соблюдением прав и свобод военнослужащих органами военного управления, учреждениями, командирами (начальниками) и другими должностными лицами и за соответствием законам издаваемых ими правовых актов. Большое внимание они уделяют защите прав военнослужащих в процессе осуществления надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, исполнением законов органами ФСБ об оперативно — розыскной деятельности, а также в ходе проверок законности содержания военнослужащих на гауптвахтах. Только в 1999 г. военными прокурорами прекращено 99 уголовных дел, возбужденных органами дознания и военными следователями без законных поводов и оснований. В тот же период ими отменено 612 необоснованных постановлений о прекращении уголовных дел. В ходе прокурорских проверок законности содержания арестованных на гауптвахтах выявлено 1510 нарушений, восстановлены нарушенные права 1371 военнослужащего. В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», кроме перечисленных выше функций, военная прокуратура осуществляет уголовное преследование (в рамках полномочий, установленных уголовно — процессуальным законодательством России). При реализации этой функции военному прокурору не обязательно самому возбуждать уголовные дела, проводить следственные действия, привлекать виновных к уголовной ответственности. Главная его задача — следить за тем, чтобы при этом не нарушались законы, чтобы виновные привлекались к ответственности только в соответствии с установленным порядком и чтобы не были привлечены к ответственности невиновные. Прокурор выступает здесь в двух ипостасях: как представитель государства, принимающий меры к справедливому, правомерному наказанию лиц, совершивших преступления, и как представитель государства, защищающий интересы государства, права и свободы граждан, в отношении которых было совершено преступление. Таким образом, уголовное преследование со стороны военного прокурора также является одним из элементов его правозащитной функции и применяется только в тех случаях, когда нарушен уголовный закон. Важная роль в правозащитной деятельности военного прокурора принадлежит его участию в рассмотрении дел судами. В соответствии с действующим законодательством прокурор, поддерживая государственное обвинение, убедившись, что в ходе судебного разбирательства предъявленное подсудимому обвинение не подтверждается, обязан отказаться от него и изложить суду мотивы отказа. Участвуя в рассмотрении уголовного дела, прокурор обращает внимание суда на незаконные действия любого из участников процесса, мешающие или могущие мешать установлению истины по делу. Кроме того, прокурор обязан опротестовать любое противоречащее закону решение, приговор, определение и постановление суда вне зависимости от того, во вред или в пользу обвинения или защиты они могут быть использованы. Что касается участия военного прокурора в гражданском или арбитражном судах, то он выступает здесь, как правило, выразителем интересов органов военного управления и публичных интересов (при предъявлении исков в интересах больших групп военнослужащих, членов их семей и т. д.). В 1999 г. военными прокурорами в порядке гражданского судопроизводства предъявлено исков: в интересах военнослужащих и иных граждан — 466, в интересах государства и общества — 3326. С участием прокуроров только в судебных заседаниях по первой инстанции за этот год рассмотрено 3438 гражданских дел. При этом 90 процентов судебных решений вынесено в соответствии с заключением прокурора. В порядке арбитражного судопроизводства военные прокуроры участвовали в рассмотрении 253 дел. В аспекте борьбы с экономическими правонарушениями задача полного и своевременного возмещения причиненного государству ущерба занимает одно из центральных мест в деятельности военных прокуроров. В 1999 г. реально возмещен материальный ущерб в сумме более 500 млн. рублей. В суды в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства заявлено 1,5 тыс. исков почти на 1 млрд. рублей. Анализ статистических данных свидетельствует, что сфера предъявления военными прокурорами гражданских исков в защиту государства и военнослужащих постоянно расширяется. Следует отметить, что прокуроры в исковой работе стремятся не подменять государственные органы, военнослужащих, членов их семей и иных граждан, работающих в органах военного управления. Как правило, прокурор выступает в поддержку и защиту прав и законных интересов тех государственных органов и физических лиц, которые оказались в трудной жизненной ситуации и сами не в состоянии активно защищать свои права. Военные прокуроры при этом, кроме Конституции и законов, руководствуются Приказом Генерального прокурора России от 22 мая 1996 года N 30 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», в котором подчеркивается их обязанность в случаях обнаружения нарушений прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, по возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы, либо когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо если в силу других обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, предъявлять и поддерживать в суде (арбитражном суде) иски в интересах пострадавших. Помимо этого прокуроры опротестовывают противоречащие закону решения, определения и постановления судов. В 1999 г. в порядке гражданского судопроизводства военными прокурорами принесено 80 протестов (в 1998 г. — 70), из которых абсолютное большинство судами удовлетворено. В порядке арбитражного судопроизводства прокурорами в прошлом году принесено 40 жалоб. Значительный объем работы по защите прав и свобод личности, охраняемых законом интересов государства выполняется военной прокуратурой в процессе участия в правотворческой деятельности, координации работы правоохранительных органов по борьбе с преступностью, масштабы и характер которой в Вооруженных Силах в данное время вызывают озабоченность. Подытоживая сказанное, подчеркнем, что даже краткое изложение правозащитных функций военной прокуратуры (некоторые из них нами только названы) свидетельствует о том, что потенциал военной прокуратуры в переживаемом ныне Россией переходном периоде широк и многообразен, что военная прокуратура, действуя в пределах своей компетенции, только ей присущими методами и средствами (не подменяя другие органы), занимает важное место в государственном механизме по укреплению законности в Вооруженных Силах России, защите прав военнослужащих и интересов государства. Острота современной ситуации с законностью и правопорядком в Вооруженных Силах и других воинских формированиях страны, специфика проводимой военной реформы диктуют необходимость максимального использования правозащитного потенциала всех государственных органов, в том числе, естественно, и военной прокуратуры. Усиление влияния военной прокуратуры на состояние законности, правопорядка, защиты прав военнослужащих и интересов государства в поддержании боеспособности и боевой готовности наших Вооруженных Сил, безусловно, должно находиться в рамках обеспечения происходящих процессов военного строительства. Это, на наш взгляд, задача не только тактическая, но и стратегическая, требующая длительного времени. Успешная ее реализация может быть достигнута не путем ослабления одних правозащитных звеньев и механизмов государства и усиления других, а путем их синхронного совершенствования, поскольку все они призваны в конечном счете защищать интересы государства и его граждан. К сожалению, вместо активизации правозащитной роли прокурора, в том числе и военного, повышения эффективности его деятельности некоторыми учеными и практиками порой провозглашаются положения о необходимости сужения сферы «общего надзора», об ограничении функции прокуратуры поддержанием обвинения по уголовным делам <*>, то есть о превращении прокурора лишь в «сторону обвинения», о сокращении его вмешательства в рассмотрение гражданских дел и т. д. ——————————— <*> См.: Концепция судебной реформы в Российской Федерации. М., 1992. С. 57 — 62; Ларин А. Каково назначение прокуратуры // Российская Федерация. 1994. N 4. С. 49 — 51; Савицкий В. Стержневая функция прокуратуры — осуществление уголовного преследования // Российская юстиция. 1994. N 10. С. 24 — 28; Савицкий В. Организация судебной власти в Российской Федерации. М., 1996. С. 54 — 70; Вицин С. Прокуратура в правовом государстве // Материалы многосторонней встречи, организованной Советом Европы совместно с Генеральной прокуратурой Российской Федерации. М., 1997. С. 110 — 112.

Вызывает тревогу то, что в последнее время подобная точка зрения обнаруживается не только в теоретических спорах, но и в государственно — правовых документах, а также в документах, представляемых высшим государственным органам. Так, согласно Арбитражно — процессуальному кодексу РФ, принятому Государственной Думой 5 апреля 1995 года, прокурор вправе обратиться в арбитражный суд в защиту государственных и общественных интересов (ст. 4, 41). Предъявление прокурором в арбитражный суд иска в защиту отдельного гражданина Кодексом не предусмотрено. И только лишь как лицо, участвующее в деле, он вправе подать апелляционную жалобу на решение арбитражного суда, не вступившее в законную силу (ст. 145), и кассационную жалобу на решение арбитражного суда, вступившее в законную силу, и на постановление апелляционной инстанции (ст. 161). Причем речь идет не о протесте, а о жалобе, как будто прокурор не является представителем органа, осуществляющего от имени РФ надзор за исполнением действующих на ее территории законов. И ни один прокурор, кроме Генерального прокурора и его заместителя, не имеет права принесения протеста в порядке надзора (ст. 181). В подготовленном группой ученых и практических работников судов и органов юстиции России проекте нового Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации роль и полномочия прокурора в гражданском судопроизводстве, в сравнении с действующим ГПК РСФСР, на наш взгляд, необоснованно сужаются <*>. ——————————— <*> См.: Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (проект). М., 1997. Ст. 47.

В случае принятия такого кодекса правозащитные функции прокуратуры будут ограничены. Так, к примеру, в соответствии со ст. 41 ГПК РСФСР прокурор имеет право без всяких ограничений обращаться в суд с заявлением в защиту прав и охраняемых законом интересов гражданина или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует охрана его прав. Согласно ст. 47 проекта нового ГПК иск в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов гражданина может быть предъявлен прокурором лишь по просьбе заинтересованного лица, если оно само по уважительным причинам не может обратиться в суд. Возникает вопрос: а как должен поступить прокурор, если при осуществлении надзорных полномочий он обнаружил нарушения прав дееспособного гражданина, который в силу объективных причин не может осознать этих нарушений и не может обратиться не только с иском в суд, но и к прокурору с жалобой? Статья 282 действующего ГПК РСФСР предусматривает, что прокурор или заместитель прокурора приносит кассационный протест на незаконное или необоснованное решение суда независимо от того, участвовал ли он в данном деле. Помощники прокуроров, прокуроры управлений и отделов могут приносить протесты только по делам, в рассмотрении которых они участвовали. Аналогичная норма имеется и в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» (в редакции от 10 февраля 1999 года). В проекте нового ГПК о праве прокурора, его заместителей, помощников прокурора и других работников прокуратуры приносить протест в кассационном порядке на незаконное или необоснованное решение суда вообще не говорится, а только указывается, что решения судов, вынесенные по первой инстанции, могут быть обжалованы в кассационном порядке сторонами или другими лицами, участвующими в деле (ст. 311). Из сказанного следует, что прокурор лишается права опротестовывать незаконное или необоснованное решение суда. Ему предоставляется право лишь на кассационную жалобу, если он участвовал в деле. По действующему ГПК РСФСР прокурор, участвующий в деле, наряду с другими правами, дает заключение по вопросам, возникающим во время разбирательства дела, и по существу дела в целом (ст. 41). В проекте нового ГПК РФ прокурор такими полномочиями не наделяется. Авторы, ратующие за ограничение правоохранительной функции прокуратуры, в том числе и военной, обосновывают свои предложения следующими обстоятельствами. А. Защитой прав и свобод человека и гражданина должны заниматься суды, роль которых в жизни нашего общества в связи с происходящей реформой возрастает. Безусловно, суды играют и должны играть важную роль в решении этой проблемы. Они принимают и разрешают жалобы по поводу защиты прав граждан. Суды во многих случаях являются также и последней инстанцией в разрешении этих жалоб, как и в защите законных интересов государства. Однако суд — не единственное средство такой защиты. Эту задачу решают различные органы и должностные лица. Характерно, что только военными прокурорами ежегодно разрешаются более 30 тыс. жалоб военнослужащих и иных граждан. Б. Ряд авторов свою попытку ограничить правозащитную деятельность прокуратуры объясняют тем, что, по их мнению, защита прав граждан, в том числе и военнослужащих, возлагается на Уполномоченного по правам человека в РФ, который и должен заниматься этой проблемой. Однако Уполномоченный по правам человека просто физически не в состоянии решить эту задачу в полной мере, поскольку не имеет соответствующего аппарата. В воинских частях и учреждениях представителей Уполномоченного по правам человека нет, поэтому военнослужащие, как и многие граждане, реализуя свое право на защиту, могут только направлять свои жалобы и заявления в Москву или уполномоченным по правам человека субъектов Федерации (где они созданы). И не случайно в Федеральном конституционном законе об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации, принятом Государственной Думой 25 декабря 1996 года, подчеркивается, что деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод (ст. 3) <*>. ——————————— <*> См.: СЗ РФ. 1997. N 9.

Необходимо также подчеркнуть следующее. В Вооруженных Силах и других воинских формированиях РФ, в отличие от Вооруженных Сил ряда других стран, нет ни военной полиции (милиции), ни адвокатов, поэтому российские военнослужащие лишены возможности обращаться в эти органы непосредственно по месту расположения своих частей и подразделений. Гражданские юридические консультации в большинстве случаев размещаются вдали от воинских частей, поэтому военнослужащим, особенно солдатам и сержантам, проходящим военную службу по призыву, свободное время которых ограничено, обращаться к гражданским адвокатам затруднительно. Кроме того, обращение военнослужащих за юридической помощью к адвокатам за восстановлением нарушенных прав в суде требует соответствующих материальных затрат. Военными прокурорами эта работа осуществляется бесплатно, более оперативно, поэтому военнослужащие, в тех случаях, когда судебное решение конфликта (восстановление нарушенных прав) не является единственно возможным, обычно обращаются непосредственно в военную прокуратуру. Таким образом, исходя из реалий сегодняшнего дня речь должна идти, на наш взгляд, не об ослаблении правозащитного потенциала военной прокуратуры, а о наиболее эффективном его использовании в целях защиты как прав военнослужащих, так и интересов государства. Эта задача должна решаться путем: более активного использования в правозащитных целях судов — направления в суд заявлений о признании нормативных актов органов военного управления недействительными и исковых заявлений в защиту прав военнослужащих и воинских частей и учреждений, учитывая, что судебный механизм хотя и громоздок, но надежен; наиболее полной реализации правовых норм Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», определяющих компетенцию (полномочия) не только территориальных, но и военных прокуроров; повышения эффективности прокурорских проверок соблюдения прав военнослужащих, повышения качества вносимых протестов, представлений, предостережений и усиления контроля за их реализацией; улучшения взаимодействия органов военной прокуратуры с органами военного управления, а также высшими органами государственной представительной и исполнительной власти; повышения гласности правозащитной деятельности военной прокуратуры, активизации ее взаимодействия в данной области со средствами массовой информации и общественными объединениями, особенно с теми из них, которые специально созданы для защиты прав и свобод военнослужащего; более четкого разграничения полномочий военного прокурора и Уполномоченного по правам человека и улучшения форм и методов их взаимодействия в армейских условиях; совершенствования методики и тактики прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод военнослужащих. Нуждается в совершенствовании нормативно — правовая база социальной защиты военнослужащих и действующее законодательство о прокуратуре, в котором правозащитные функции прокуратуры должны быть, на наш взгляд, уточнены и расширены. Прежде всего Генеральный прокурор и его заместитель — Главный военный прокурор должны быть наделены правом законодательной инициативы (в настоящее время такое право предоставлено многим прокурорам республик, краев и областей законодательством субъектов Федерации). Среди 40 млн. наших соотечественников, проживающих в странах СНГ, треть — это бывшие военнослужащие и члены их семей, не по своей воле оказавшиеся за пределами своей Родины, поэтому создание общей системы нормативно — правовых актов по социальной защите военнослужащих, в том числе и средствами прокурорского надзора, — одна из основ реинтеграции народов бывшего СССР. Эффективному решению этой проблемы должно способствовать сближение законодательства по социальной защите военнослужащих стран СНГ, принятие модельных законов о социальной защите военнослужащих, ветеранов Вооруженных Сил и членов их семей, в том числе и модельных законов о деятельности военных прокуроров.

——————————————————————