Нетарифное регулирование внешней торговли в Российской Федерации

(Трошкина Т. Н.) ("Реформы и право", 2010, N 4) Текст документа

НЕТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ <1>

Т. Н. ТРОШКИНА

--------------------------------- <1> Статья подготовлена при поддержке НФ ГУ-ВШЭ (грант "Учитель - ученик", N 10-04-0027, руководитель - к. ю.н. Т. Н. Трошкина).

Трошкина Татьяна Николаевна, кандидат юридических наук, кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник Центра публично-правовых исследований, доцент кафедры финансового права Государственного университета - Высшей школы экономики.

В статье анализируется понятие нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности, раскрываются особенности метода нетарифного регулирования, дается характеристика основным его инструментам, используемым в современной российской внешнеторговой практике.

Ключевые слова: торговая политика, государственное регулирование внешнеторговой деятельности, метод нетарифного регулирования, нетарифные меры.

Non-tariff regulation of foreign trade in the Russian Federation T. N. Troshkina

The article examines the concept of non-tariff regulation of foreign trade, discloses features of the method of tariff regulation, gives the characteristic of the main tools used in contemporary Russian foreign trade practice.

Key words: trade policy, government regulation of foreign trade activity, the method of tariff regulation, non-tariff measures.

В начале 1990-х годов Российская Федерация взяла курс на вступление во Всемирную торговую организацию - ВТО (Постановление Правительства РФ от 18 мая 1992 года N 328 "О развитии отношений между Российской Федерацией и Генеральным соглашением по тарифам и торговле" <1>). В перечне задач по приведению российского механизма внешнеторгового регулирования в соответствие с нормами и требованиями ВТО одно из центральных мест занимают вопросы совершенствования практики нетарифного регулирования. -------------------------------- <1> Российские вести. 1992. N 14.

Общая модель нетарифного регулирования, сформировавшаяся на сегодняшний день в Российской Федерации, закреплена в Федеральном законе от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" <1>. Однако из сферы ее действия выведены вопросы, связанные с вывозом и ввозом продукции военного назначения, с разработкой и производством такой продукции, а также особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4850.

В законодательстве Российской Федерации устанавливается, что целями установления запретов и ограничений экономического характера, которые ранее (в Таможенном кодексе РФ 1993 года) именовались мерами экономической политики, является защита исключительно экономических интересов государства, а именно: защита отраслей российской экономики и отдельных хозяйствующих субъектов Российской Федерации от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции; обеспечение условий для эффективной интеграции Российской Федерации в мировую экономику; поддержание равновесия платежного баланса Российской Федерации посредством регулирования импорта товаров; обеспечение потребностей внутреннего рынка Российской Федерации в случае критического недостатка сельскохозяйственных или иных товаров на нем посредством регулирования экспорта таких товаров; продвижение товаров, происходящих из Российской Федерации, на мировой рынок. К таким мерам следует отнести, например, запреты на ввоз отдельных товаров в целях защиты интересов национальных производителей <1>, лицензирование, квотирование, а также применение антидемпинговых, компенсационных и специальных пошлин. -------------------------------- <1> Так, в целях защиты национальных интересов Российской Федерации был установлен временный запрет импорта этилового спирта из всех видов сырья с 6 мая 1999 года до 1 января 2002 года (Федеральный закон от 31 марта 1999 г. N 61-ФЗ "О временном запрете импорта этилового спирта" // СЗ РФ. 1999. N 14. Ст. 1659).

К ограничениям неэкономического характера относятся ограничения на ввоз отдельных видов товаров, связанные с обязательным подтверждением установленным стандартам и требованиям ("технические барьеры" по терминологии ВТО): техническим (Федеральный закон от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании"); фармакологическим (Федеральный закон от 22 июня 1998 года N 86-ФЗ "О лекарственных средствах"); санитарным (Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"); ветеринарным (Закон РФ от 14 мая 1993 года N 4979-1 "О ветеринарии"); фитосанитарным (Федеральный закон от 15 июля 2000 года N 99-ФЗ "О карантине растений"); экологическим (Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды") требованиям по опробованию и клеймению (Постановление Правительства РФ от 18 июня 1999 года N 643 "О порядке опробования и клеймения изделий из драгоценных металлов") и др. В применении таких ограничений в российской практике нетарифного регулирования исходят из общих подходов, сформировавшихся в рамках ГАТТ-ВТО. Организационно-правовые основы специальных моделей нетарифного регулирования в данной области устанавливаются международными договорами, а также федеральными законами: Федеральным законом от 19 июля 1998 года N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" <1> и Федеральным законом от 18 июля 1999 года N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" <2>. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 1998. N 30. Ст. 3610. <2> СЗ РФ. 1999. N 30. Ст. 3774.

Формирование самостоятельной модели нетарифного регулирования в отношении военной продукции и товаров и услуг, подпадающих под действие экспортного контроля, объясняется существованием в России государственной монополии на деятельность в области военно-технического сотрудничества и преобладанием в связи с этим специфических административных мер регулирования. На первом этапе произошло разделение "гражданской" и "военной" составляющих механизма нетарифного регулирования. В начале 2000-х годов были созданы две фактически автономные подсистемы нетарифного регулирования, имеющие собственные организационно-правовые основы. Из общего внешнеторгового оборота, регулировавшегося Минэкономразвития России в соответствии с Федеральным законом "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", в 2003 году были выделены поставки в рамках военно-технического сотрудничества, а также товары и предметы двойного назначения, которые регулировались в соответствии с иной нормативно-правовой базой (Федеральными законами "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами", "Об экспортном контроле" и принятыми в соответствии с ними подзаконными актами). Регулирующими институтами во втором случае наряду с Президентом РФ и Правительством РФ стали выступать специально созданные федеральные органы исполнительной власти, подведомственные Минобороны России, - Федеральная служба военно-технического сотрудничества (ФСВТС) и Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК). Дальнейшее реформирование системы федеральных органов исполнительной власти, произошедшее в рамках проводимой в Российской Федерации административной реформы, привело к перераспределению регулятивных полномочий Минэкономразвития России в сфере внешнеторгового регулирования и передачи части таких полномочий, в том числе в части установления и применения нетарифных мер, Министерству промышленности и торговли РФ и Министерству сельского хозяйства РФ (в отношении сельскохозяйственной продукции). Переключение нетарифного регулирования с Минэкономразвития России на Минпромторг России (с передачей части полномочий Минсельхозу России) на некоторое время внесло административно-бюрократическую неразбериху в процесс регулирования внешнеторговой деятельности в связи с необходимостью адаптации кадрового состава нового управленческого аппарата к ранее неизвестной сфере государственного управления, отсутствием необходимых управленческих процедур и регламентов. За последние годы создано несколько новых институтов. Была учреждена Комиссия Правительства РФ по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике - координационный орган, осуществляющий среди прочего подготовку для Правительства РФ предложений по вопросам введения на территории Российской Федерации мер по защите внутреннего рынка. В ее состав входят члены Правительства РФ и сотрудники его аппарата, представители ряда федеральных министерств и ведомств (Минэкономразвития, Минпромторга, Минфина, МИДа, Минэнергетики, Минсельхоза, Минюста, Федеральной антимонопольной службы, Федеральной таможенной службы и др.) <1>. Комиссия разрабатывает предложения о целесообразности введения защитных мер и ответных мер на дискриминационные действия со стороны других государств в области внешнеторговой деятельности, оценивает влияние применяемых защитных мер на состояние соответствующих товарных рынков. -------------------------------- <1> Состав Комиссии Правительства РФ по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политики утвержден распоряжением Правительства РФ от 11 сентября 2008 г. N 1310-р (СЗ РФ. 2008. N 38. Ст. 4335), а Положение о Комиссии - Постановлением Правительства РФ от 11 сентября 2008 г. N 660 (СЗ РФ. 2008. N 38. Ст. 4303).

Начавшаяся в 2004 году в России административная реформа также оказала воздействие на дальнейшее развитие механизма нетарифного регулирования внешней торговли, затронув прежде всего его институциональную составляющую. Полномочия государственных органов Российской Федерации, субъектов Федерации и органов местного самоуправления в области регулирования внешнеторговой деятельности могут быть условно разделены на три группы: 1) общеполитические полномочия: формирование концепции и стратегии развития внешнеторговых связей и основных принципов торговой политики Российской Федерации; защита экономического суверенитета и экономических интересов Российской Федерации и российских лиц; 2) полномочия, связанные с участием Российской Федерации в международном сотрудничестве: заключение международных договоров в области внешней торговли; участие в деятельности международных экономических организаций и реализации решений, принятых этими организациями, и др.; 3) полномочия по непосредственному государственному регулированию внешнеторговой деятельности: таможенно-тарифное и нетарифное регулирование; государственное регулирование деятельности в области подтверждения соответствия товаров обязательным требованиям в связи с их ввозом в Российскую Федерацию и вывозом из Российской Федерации; установление обязательных на всей территории Российской Федерации требований и критериев безопасности для жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений при ввозе в Российскую Федерацию товаров и правил контроля за ними; определение порядка вывоза из Российской Федерации и ввоза в Российскую Федерацию ряда товаров и др. Практически все органы государственной власти Российской Федерации участвуют в отношениях по нетарифному регулированию внешнеторговой деятельности. Так, Президент РФ определяет порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней; устанавливает запреты и ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в целях участия Российской Федерации в международных санкциях. Правительство РФ применяет специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры при осуществлении внешней торговли товарами; вводит количественные ограничения экспорта и импорта товаров; устанавливает разрешительный порядок экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров; определяет порядок лицензирования в сфере внешней торговли товарами, порядок наблюдения за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров; принимает решения о введении в качестве ответных мер в отношении иностранных государств ограничений внешней торговли товарами и т. д. Спецификой внешнеторгового регулирования является вовлечение в него значительного числа федеральных органов исполнительной власти - министерств и ведомств (Министерство иностранных дел РФ, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития и др.). Практически все они участвуют также в процессах нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности. Административная реформа внесла существенные коррективы в наделение федеральных органов исполнительной власти полномочиями по внешнеторговому, в том числе нетарифному, регулированию. Во-первых, нормативные полномочия, то есть полномочия устанавливать общеобязательные правила, которым должны следовать все участники внешнеторговой деятельности, остались только у министерств. Соответственно, ведомства (федеральные службы, агентства) этого права лишались. В порядке исключения нормативными полномочиями во внешнеэкономической сфере была наделена Федеральная таможенная служба, которая, не имея министерского статуса, получила право издать нормативные приказы (п. 2 Указа Президента РФ от 11 мая 2006 года N 473 "Вопросы Федеральной таможенной службы"). Во-вторых, изменения в системе федеральных органов исполнительной власти (Указ Президента РФ от 12 мая 2008 года N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти") привели к тому, что функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, наделенного Правительством РФ правом государственного регулирования внешнеторговой деятельности (до мая 2008 года им было Министерство экономического развития и торговли РФ), были перераспределены между Министерством экономического развития РФ и Министерством промышленности и торговли РФ (Минпромторг России). Полномочия по нетарифному регулированию, ранее осуществлявшиеся Министерством экономического развития и торговли РФ, были переданы Министерству промышленности и торговли РФ (п. 6 Постановления Правительства РФ от 5 июня 2008 года N 437 "О Министерстве экономического развития Российской Федерации"). За Министерством экономического развития РФ остались вопросы таможенно-тарифного регулирования и вопросы, связанные с присоединением Российской Федерации к Всемирной торговой организации. При этом Минпромторг России стал федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внешней торговли, поддержке экспорта промышленной продукции, обеспечению доступа на рынки товаров и услуг, проведению расследований, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер при импорте товаров, по применению мер нетарифного регулирования (Постановление Правительства РФ от 5 июня 2008 года N 438 "О Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации"). В формировании торговой политики и ее реализации в рамках установленных компетенций могут принимать участие государственные органы субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Так, в 2009 году Россия, как и многие другие страны, ввела временный запрет на импорт свинины, опасаясь распространения вируса A/H1N1 (вируса "свиного" гриппа). Другим примером запрета, не носящего экономического характера, может служить запрет на ввоз печатной продукции, кино-, фото-, аудио - и видеоматериалов, направленных на пропаганду фашизма, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни <1>. -------------------------------- <1> Запрет был установлен Указом Президента РФ от 23 марта 1995 года N 310 "О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма" (СЗ РФ. 1995. N 13. Ст. 1127).

Соблюдение запретов и ограничений неэкономического характера обеспечивает разрешительная система, которая осуществляется посредством контроля со стороны как таможенных органов (таможенный контроль), так и иных уполномоченных государственных органов (Минздрав России, Минобороны России, Минкультуры России и т. д.), выдающих соответствующие разрешения и лицензии. Разрешительная система предполагает введение решениями Правительства РФ дополнительного контроля за ввозом и вывозом отдельных товаров со стороны государственных контролирующих органов. Таможенное оформление таких товаров производится только при условии предоставления специального разрешения на ввоз или вывоз, выданного соответствующей контролирующей инстанцией. При этом следует отметить, что сама разрешительная система выстраивается в соответствии не только с федеральными законами и иными актами российского законодательства, но и международными договорами (Конвенцией СИТЕС об охране дикой флоры и фауны и др.). С принятием Федерального закона от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" <1> был сделал существенный шаг, с одной стороны, в направлении адаптации российской модели внешнеторгового регулирования к правилам и требованиям Всемирной торговой организации, а, с другой стороны, к взаимной увязке механизмов таможенного и внешнеторгового регулирования в Российской Федерации. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4850.

Была внесена определенность, что понимается российским законодательством и органами, его применяющими, под нетарифными мерами. Было, в частности, установлено, что в Российской Федерации нетарифное регулирование внешней торговли товарами может осуществляться только в случаях установления: а) количественных ограничений и лицензирования внешней торговли; б) исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров; в) специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.

1. Количественные ограничения импорта и экспорта

Отношение к количественным ограничениям в российской практике государственного регулирования внешней торговли формировалось под влиянием двух разнонаправленных факторов. С одной стороны, количественные ограничения воспринимались как прямая административная форма государственного регулирования внешнеторгового оборота. В какой бы форме они ни применялись, количественные ограничения представляют собой способ непосредственного регламентирования условий выхода предприятия на внешний рынок. Кроме того, Россия, взяв курс на вступление в ВТО, не могла не принимать во внимание то обстоятельство, что международная практика регулирования внешнеторговой деятельности, нашедшая свое отражение в нормах ВТО, предполагает общую отмену количественных ограничений. С другой стороны, прямое административное регулирование внешнеторговой деятельности вполне оправданно и даже необходимо в период чрезвычайных ситуаций (война, глубокие экономические кризисы и т. д.), когда необходимо централизовать расходование и поступление валютных ресурсов, обеспечить сырьем и дефицитными материалами наиболее важные отрасли экономики <1>. -------------------------------- <1> Подробнее см.: Дюмулен И. И. Барьеры на торговых путях. М., 1977. С. 93 - 97.

Количественные ограничения могут устанавливаться в Российской Федерации в исключительных случаях, которые четко предусмотрены в действующем законодательстве. Соответствующими полномочиями наделено Правительство РФ, которое "вводит количественные ограничения экспорта и импорта товаров в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами" (пп. 4 п. 2 ст. 13 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности"). Правительство РФ может установить, во-первых, временные ограничения или запреты экспорта товаров для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке Российской Федерации продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для российского внутреннего рынка. При этом во избежание различных толкований понятия "товары, существенно важные для внутреннего рынка Российской Федерации" Правительство РФ само определяет перечень таких товаров: молоко, пшеница, рожь, ячмень, кукуруза, мука пшеничная и ржаная, соевые бобы, семена подсолнечника, масло подсолнечное и др. (Постановление Правительства РФ от 15 декабря 2007 года N 877 "Об утверждении Перечня товаров, являющихся существенно важными для внутреннего рынка Российской Федерации, в отношении которых в исключительных случаях могут быть установлены временные ограничения или запреты экспорта"). Во-вторых, Правительство РФ может установить ограничения импорта сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов, ввозимых в Российскую Федерацию в любом виде, если необходимо: сократить производство или продажу аналогичного товара российского происхождения; сократить производство или продажу товара российского происхождения, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, если в России не имеется значительного производства аналогичного товара; снять с рынка временный излишек аналогичного товара российского происхождения путем предоставления имеющегося излишка такого товара некоторым группам российских потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных; снять с рынка временный излишек товара российского происхождения, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, если в России не имеется значительного производства аналогичного товара, путем предоставления имеющегося излишка такого товара некоторым группам российских потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных; ограничить производство продуктов животного происхождения, производство которых зависит от импортируемого в Россию товара, если производство в России аналогичного товара является относительно незначительным. К другим исключительным ситуациям, когда Правительство РФ может прибегнуть к установлению количественных ограничений, относятся случаи установления запретов и ограничений в связи с участием Российской Федерации в международных санкциях, принятием Правительством РФ ответных мер, а также принятием срочных мер по поддержанию равновесия платежного баланса Российской Федерации. Правительство РФ не только вводит своими актами количественные ограничения экспорта и импорта товаров, но и определяет порядок их применения. Так, Положение о порядке проведения конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот при введении Правительством РФ количественных ограничений было утверждено Постановлением Правительства РФ от 31 октября 1996 года N 1299 (в редакции Постановления Правительства РФ от 14 февраля 2009 года, отразившей изменения в организации нетарифного регулирования, обусловленные происходящей в России административной реформой). В рамках общей квоты, установленной Правительством РФ, выделяются составные части - экспортные и импортные квоты, определяемые Министерством промышленности и торговли РФ по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и распределяемые между заинтересованными участниками внешнеторговой деятельности на конкурсной или аукционной основе. Другим инструментом, обеспечивающим введение количественных ограничений в Российской Федерации, является лицензирование внешней торговли. Лицензирование как мера нетарифного регулирования во внешнеторговой деятельности представляет собой комплекс мероприятий, связанных с предоставлением специальных разрешений - лицензий на осуществление импорта или экспорта определенных товаров в определенных количествах, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем соответствующих органов исполнительной власти за соблюдением лицензиатами - лицами, имеющими лицензию на импорт или экспорт определенных товаров в определенных количествах, соответствующих лицензионных требований и условий. Механизм лицензирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации был определен Постановлением Правительства РФ от 6 ноября 1992 года N 854 "О лицензировании и квотировании экспорта и импорта товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации", в соответствии с которым с 1 января 1993 г. на территории России был установлен единый порядок лицензирования экспорта и импорта товаров. Наличие у участника внешнеторговой деятельности лицензии на ввоз на российскую таможенную территорию или вывоз с российской таможенной территории в случаях, установленных законодательством, признавалось необходимым условием для проведения таможенного оформления и осуществления таможенного контроля. Действующий порядок лицензирования определен Положением о порядке лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31 октября 1996 года N 1299, а также Приказом Минэкономразвития России от 11 августа 2000 года N 17 "О порядке оформления экспортных и импортных разрешительных документов".

2. Исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров

Установление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров - это законодательно разрешенный способ ограничения права на осуществление внешнеторговой деятельности. При этом четко определены основные принципы применения этого нетарифного инструмента государственного регулирования внешнеторговой деятельности: 1) определение субъектов и объектов исключительного права на экспорт и (или) импорт через принятие соответствующего федерального закона; 2) осуществление данного права на основе лицензии; 3) запрет на использование данного права в дискриминационных целях. Так, принцип единого экспортного канала применительно к вывозу газа с таможенной территории Российской Федерации закреплен Федеральным законом от 18 июля 2006 г. N 117-ФЗ "Об экспорте газа". Этим Законом исключительное право на экспорт газа предоставляется организации - собственнику единой системы газоснабжения или ее дочернему обществу, в уставном капитале которого доля участия организации - собственника единой системы газоснабжения составляет 100%. На данный момент этим требованиям отвечают ОАО "Газпром" и его дочерняя компания "Газпромэкспорт". Исключение по соображениям безопасности из правила об общем запрете количественных ограничений допускается ст. XXI ГАТТ. Применительно к монополии на экспорт газа можно говорить об обеспечении энергетической безопасности. Газ занимает особое место в товарной структуре внешнеторгового оборота Российской Федерации, обеспечивая поступление значительной части таможенных платежей. По данным Федеральной таможенной службы, в 2007 году Россия экспортировала 171,3 млрд. куб. м природного газа, а доходы от экспорта газа составили 42 млрд. 755,1 млн. долл. США <1>. Важной целью государственного регулирования экспорта газа является поддержание топливно-энергетического баланса <2> - задача, напрямую связанная с поддержанием национальной безопасности, в том числе в экономической сфере. Принципиальный подход к регулированию рынков природного газа заключается в признании за природным газом качества стратегически важного сырья, экспорт которого должен осуществляться через единый экспортный канал в целях обеспечения выполнения международных обязательств Российской Федерации, предотвращения исчерпания ее невосполнимых природных ресурсов, оптимальной защиты фискальных интересов государства и соблюдения интересов энергетической безопасности страны <3>. -------------------------------- <1> Доходы Российской Федерации от экспорта газа в январе 2008 г. выросли на 40% // URL: http:// top. rbc. ru/ economics/ 06/ 03/ 2008/ 148393.shtml. <2> Под топливно-энергетическим балансом понимается соотношение объемов топливно-энергетических ресурсов, поступающих вследствие добычи или ввоза и убывающих вследствие потребления на месте или вывоза применительно к конкретному экономическому объекту или отдельной территории. На основании топливно-энергетического баланса принимается заключение: о достаточности или недостаточности топливно-энергетических ресурсов; о возможности создания новых производств на той же топливно-энергетической базе; о возможности вывоза топливно-энергетических ресурсов или необходимости их ввоза. <3> Козырин А. Н. Постатейный комментарий к Федеральному закону "Об экспорте газа" // Административное и финансовое право. Ежегодник Центра публично-правовых исследований. М.: ЦППИ, 2007. Том 2.

В исследованиях российских экономистов не раз высказывалось мнение о целесообразности введения государственной монополии на ввоз особо чувствительных к иностранной конкуренции товаров (зерно, фармацевтика, алкоголь, табачные изделия) и на вывоз некоторых стратегически важных товаров (нефть и нефтепродукты, цветные и редкие металлы) с тем, чтобы "упорядочить внешнюю торговлю ими, увеличить бюджетные доходы и обеспечить по таким товарам, как зерно и нефтепродукты, гарантированное снабжение внутреннего рынка" <1>. -------------------------------- <1> Пресняков В. Ю. Государственное регулирование внешней торговли России в условиях перехода к рыночной экономике: проблемы и перспективы: Автореф. дис. ... докт. экон. наук. М., 1997. С. 40.

3. Специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры

Эффективность применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в российской торговой политике во многом зависит от участия России в ВТО. На одной из конференций, посвященной вопросам защитных мер в торговых отношениях, директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития заявил, что после вступления России в ВТО механизм антидемпинговых мер будет использоваться более активно, при этом сами антидемпинговые меры будут прежде всего направлены на выравнивание условий конкуренции <1>. -------------------------------- <1> После вступления в ВТО Россия будет активно использовать механизм антидемпинговых мер // URL: http:// www. vedomosti. ru/ newsline/ index. shtml?2005/ 06/ 06/ 150877.

Для введения таких торговых ограничений требуется проведение предварительных специальных расследований, иногда именуемых квазисудебными процедурами <1>, которые включают в себя подачу жалобы от представителя отрасли национальной экономики, пострадавшей от ввоза демпинговой, субсидируемой продукции или резко возросшего импорта, расследование условий и последствий ввоза такой про дукции. Результаты расследования и становятся основанием для принятия решения о применении соответствующих защитных мер <2>. -------------------------------- <1> Данильцев А. В. Глобализация в сфере международных торговых отношений // Модернизация экономики и глобализации. М., 2009. Кн. 3. С. 320. <2> Без проведения предварительного расследования допускается применение специальной пошлины на сельскохозяйственные товары, но только до окончания календарного года, в котором введена указанная пошлина, и в размере, не более чем на одну треть превышающем ставку таможенной пошлины на такой товар (см. ст. 6 Федерального закона от 14 апреля 1998 года N 63-ФЗ "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами").

Два органа межведомственной координации созданы и действуют в сфере, относящейся к военно-техническому сотрудничеству и покрываемой системой экспортного контроля. В соответствии с Федеральным законом "Об экспортном контроле" образован межведомственный координационный орган по экспортному контролю - Комиссия по экспортному контролю Российской Федерации, в состав которой входят представители Правительства РФ, Совета безопасности РФ, ряда федеральных министерств и ведомств (Минпромторга России, Минобороны России, МИД России, Минюста России, ФСБ России, Службы внешней разведки, Федеральной службы военно-технического сотрудничества Роснауки, Ростехнадзора, Росатома, Роскосмоса, Федеральной таможенной службы, Росфинмониторинга), органов военного управления (Генштаба Вооруженных Сил РФ), Российской академии наук, Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ и др. <1>. -------------------------------- <1> Состав Комиссии по экспортному контролю определен Указом Президента РФ от 17 сентября 2009 года N 1380 "Об утверждении состава Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации" (СЗ РФ. 2008. N 38. Ст. 4280).

Аналогичный орган межведомственной координации в сфере военно-технического сотрудничества был создан Указом Президента РФ от 7 декабря 1998 года N 1488 <1>. Речь идет о Комиссии при Президенте РФ по вопросам военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами. Председателем Комиссии является Президент РФ, а его заместителем - глава Правительства РФ. В состав Комиссии входят также представители Администрации Президента РФ, Совета безопасности РФ, Правительства РФ, ряда федеральных министерств и ведомств (Минобороны, МИДа, Минпромторга, Минфина, Минюста, ФСБ, ФСВТС, Службы внешней разведки, "Ростехнологии" и др.) <2>. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 1998. N 50. Ст. 6127. <2> Состав Комиссии при Президенте РФ по вопросам военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами утвержден Указом Президента РФ от 10 июня 2008 года N 934 (СЗ РФ. 2008. N 24. Ст. 2856), а Положение о Комиссии - Указом Президента РФ от 10 сентября 2005 года N 1062 (СЗ РФ. 2005. N 38. Ст. 3800).

Одновременно с развитием организационных основ механизма нетарифного регулирования совершенствуется и его нормативно-правовая база, оказывающая существенное влияние на эффективность нетарифных ограничений. Поскольку нетарифное регулирование внешней торговли прямо или опосредованно связано с ограничением конституционных прав и свобод (права собственности, свободы предпринимательской деятельности и др.), основные вопросы установления и применения нетарифных ограничений должны быть установлены федеральными законами. Сложившаяся на данный момент система законодательного регулирования отличается крайней несистематизированностью. Помимо уже упоминавшихся базовых Законов - "Об основах государственного регулирования", "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами", "Об экспортном контроле" отдельные аспекты нетарифного регулирования регламентируются десятками федеральных законов, относящихся к разным отраслям законодательства - таможенному, валютному, административному и др. <1>. -------------------------------- <1> Количество федеральных законов в нормативно-правовом массиве, регулирующем внешнеторговую деятельность, значительно возрастает за счет законов, содержащих специальные разделы (главы, статьи), устанавливающие порядок совершения экспортно-импортных операций с отдельными товарами (группами товаров). Такие статьи можно найти, например, в Федеральных законах: "О качестве и безопасности пищевых продуктов", "Об оружии", "О семеноводстве", "О ветеринарии", "О карантине растений", "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации", "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами", "О наркотических средствах и психотропных веществах", "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", "О лекарственных средствах", "Об отходах производства и потребления", "О государственном контроле за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "Об охране окружающей среды" и др.

Совершенствуя систему правового регулирования нетарифных ограничений в Российской Федерации, необходимо продолжить систематизацию нормативных правовых актов, привести их в соответствие с базовыми законами ("Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" и др.), устранить имеющиеся противоречия между правовыми источниками, заполнить образовавшиеся пробелы в нормативном регулировании (в этих целях обычно используется судебно-арбитражная практика), а также привести российское законодательство в соответствие с международными договорами Российской Федерации. Административная реформа внесла существенные коррективы в организационную структуру механизма принятия защитных мер в Российской Федерации. Если ранее функции по проведению расследований, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер при импорте товаров в Российскую Федерацию, осуществлялись Министерством экономического развития и торговли, то с 2008 года они возложены на Министерство промышленности и торговли <1>. Теперь Минпромторг России проводит такие расследования в отношении всех товаров, за исключением сельскохозяйственной и рыбной продукции (в отношении этой продукции проведение расследований возлагается на Министерство сельского хозяйства РФ), а также готовит и представляет в установленном порядке предложения о целесообразности введения, применения, пересмотра или отмены специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер. -------------------------------- <1> См.: пункт 8 Указа Президента РФ от 12 мая 2008 года N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" (СЗ РФ. 2008. N. 20. Ст. 2290), а также Постановление Правительства РФ от 5 июня 2008 года N 438 "О Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации" (СЗ РФ. 2008. N 24. Ст. 2868).

В 2008 - 2009 годах Минпромторг России рассматривал дела по применению специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в отношении ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации: зерноуборочных комбайнов; нержавеющих труб; столовых приборов; полиамидных технических нитей, происходящих из Украины; металлопроката с полимерным покрытием, происходящего из Китайской Народной Республики, Республики Корея, Королевства Бельгия, Финляндской Республики и Республики Казахстан; никельсодержащего нержавеющего плоского проката, происходящего из Федеративной Республики Бразилия, Китайской Народной Республики (включая Тайвань), Республики Корея и Южно-Африканской Республики, и др. <1>. -------------------------------- <1> Специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры // Официальный сайт Министерства промышленности и торговли Российской Федерации. URL: http:// www. minprom. gov. ru/ data/ 3.

Сама процедура предварительного расследования, предшествующая принятию защитных мер, весьма трудоемкая и сложная. Она включает этапы установления заинтересованные лиц и их экономических интересов; сравнения товара, являющегося объектом расследования, и российского непосредственно конкурирующего товара; фиксации возросшего импорта иностранного товара, ставшего предметом расследования, на таможенную территорию Российской Федерации; констатации серьезного ущерба отрасли российской экономики; установления причинно-следственной связи между возросшим импортом иностранного товара на таможенную территорию Российской Федерации и серьезным ущербом отрасли российской экономики. Департаментом государственного регулирования внешнеторговой деятельности Минпромторга России в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров" организуются публичные слушания, являющиеся важной гарантией гласности и публичности всего антидемпингового процесса. Результаты предварительного расследования оформляются в виде специального Доклада Минпромторга России, неконфиденциальная версия которого подлежит обнародованию, в том числе через размещение на сайте Министерства <1>. -------------------------------- <1> В качестве примера можно рассмотреть Доклад Минпромторга России "О результатах антидемпингового расследования в отношении полиамидных технических нитей, происходящих из Украины и ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации" (2008) // URL: http:// www. minprom. gov. rU/ data/ 3/ Doklad_ o_ zavershenii_ niti_ nekonfedentc_ 26.02.2009.pdf.

На основании проведенного предварительного расследования Правительство РФ принимает решение о введении защитных мер. При Правительстве РФ создана Комиссия по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике, которая является координационным органом, осуществляющим подготовку для Правительства предложений по вопросам таможенно-тарифных мер регулирования ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации и вывоза товаров с этой территории, а также по вопросам введения мер по защите внутреннего рынка и ответных мер на дискриминационные действия со стороны других государств в области внешнеторговой деятельности (Постановление Правительства РФ от 11 сентября 2008 года N 660 "Об утверждении Положения о Комиссии Правительства Российской Федерации по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике") <1>. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 2008. N 38. Ст. 4303.

Время покажет результативность организационных изменений, произошедших в механизме антидемпингового регулирования в 2008 году, сейчас же можно предположить, что передача столь значительного объема полномочий по проведению предварительных расследований от Минэкономразвития к Минпромторгу потребует продолжительного адаптационного периода и вряд ли положительным образом скажется на эффективности торговой политики в части применения защитных мер <1>. -------------------------------- <1> Передача полномочий от Минэкономразвития Минпромторгу не означает, что Минэкономразвития будет полностью выведено из антидемпингового процесса, а следовательно, возникает необходимость в процедуре согласования действий Минэкономразвития и Минпромторга.

Итак, можно заключить, что в настоящее время в Российской Федерации сформировалось четко определенное понятие мер нетарифного регулирования, существующее наряду с понятием запретов и ограничений экономического и неэкономического характера. В условиях мирового финансово-экономического кризиса особо возрастает роль "точно наводящихся" нетарифных мер торговой политики, позволяющих бороться не просто с проникновением иностранных товаров на российскую территорию, а с конкретными случаями нарушений правил честной конкуренции иностранных и отечественных товаров на внутренних российских рынках. Защитные меры (антидемпинговые, компенсационные и специальные) позволяют в условиях мирового кризиса, не впадая в эйфорию государственного протекционизма и не повторяя ошибок Великой депрессии 1930-х гг., четко и надежно отстаивать национальные экономические интересы. Применение нетарифных ограничений экономического характера в кризисной ситуации представляется более эффективным и оправданным, чем использование административных мер государственного регулирования внешней торговли. В целом, сравнивая российскую модель нетарифного регулирования, например, с американской либо европейской, можно отметить, что, несмотря на относительно короткий срок ее существования и функционирования, она отвечает основным стандартам, которые существуют в современных развитых государствах. Это позволяет российскому Правительству эффективно применять систему нетарифных мер, которые направлены на поддержку национальной экономики, с одной стороны, и выполнение международных обязательств - с другой.

------------------------------------------------------------------

Название документа