К вопросу о применении лицензирования

(Чермянинов Д. В.) («Российский юридический журнал», 2010, N 1)

К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ

Д. В. ЧЕРМЯНИНОВ

Чермянинов Дмитрий Викторович — кандидат юридических наук, доцент кафедры административного права Уральской государственной юридической академии (Екатеринбург).

Разъясняется особенность применения лицензирования в качестве меры нетарифного регулирования внешней торговли. В случае отсутствия разрешительных документов для использования ввезенного товара на таможенной территории Российской Федерации возможно его помещение под таможенный режим, отличный от таможенного режима «выпуск для внутреннего потребления».

Ключевые слова: лицензирование, метилэтилкетон, мера нетарифного регулирования, таможенный режим.

On the problem of licensing usage D. V. Chermyaninov

The usage of licensing as a measure of non-tariff regulation in foreign trade is described. In the absence of licensing documents on imported goods it is possible to use customs treatment different from «release for home consumption».

Key words: licensing, methyl ethyl ketone, non-tariff measures, customs treatment.

Лицензирование в таможенном деле является одним из инструментов нетарифного метода регулирования товарных потоков, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации. В данном случае оно не может и не должно восприниматься в качестве особого механизма допуска в сферу внешнеэкономической деятельности. Настоящее заключение подготовлено по запросу исполняющего обязанности начальника правового управления ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» (далее — ММК) И. П. Куликова. Перед экспертом был поставлен вопрос, касающийся порядка перемещения через таможенную границу определенного товара. ММК осуществлял таможенное оформление ввезенного на таможенную территорию товара — метилэтилкетона (2-бутанона). При декларировании было установлено, что товар входит в список веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых в соответствии с законодательством определены специальные меры контроля <1>. ——————————— <1> Постановление Правительства РФ от 30 июня 1998 г. N 681 «Об утверждении Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. N 27. Ст. 3198.

Согласно Положению о порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ <2> ввоз подобных товаров осуществляется по лицензиям, выдаваемым Министерством экономического развития и торговли РФ. Руководствуясь данным правилом и п. 2 ст. 30 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» <3> (далее — ФЗ N 3-ФЗ), должностные лица таможенного органа потребовали у декларанта представления соответствующей лицензии. ——————————— <2> Постановление Правительства РФ от 16 марта 1996 г. N 278 «О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ, не являющихся прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ» // СЗ РФ. 1996. N 13. Ст. 1350. <3> СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 219.

По мнению руководства правового управления ММК, данное требование было неправомерно по следующим основаниям. В феврале 2002 г. вступил в силу Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» <4> (далее — ФЗ N 128-ФЗ), согласно которому лицензирование видов деятельности, не указанных в п. 1 ст. 17 данного Закона, прекращается со дня вступления его в силу (п. 2 ст. 18). Кроме этого федеральные законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие порядок лицензирования отдельных видов деятельности, действуют в части, не противоречащей указанному нормативному акту. Это, с точки зрения руководства правового управления ММК, означало, что правило о необходимости лицензирования деятельности по обороту некоторых веществ, утвержденное ФЗ N 3-ФЗ, утратило силу с 11 февраля 2002 г. (ФЗ N 128-ФЗ вступил в силу через 6 месяцев после опубликования). ——————————— <4> СЗ РФ. 2001. N 33. Ч. I. Ст. 3430.

Приведенное мнение юристов ММК было ошибочно, а требование должностных лиц таможенного органа, принявшего таможенную декларацию, правомерно. Дело в том, что в рассматриваемом случае речь идет не о конкуренции положений двух федеральных законов (п. 2 ст. 30 ФЗ N 3-ФЗ и п. 2 ст. 18 ФЗ N 128-ФЗ), а о порядке перемещения через таможенную границу товаров, т. е. о соблюдении правил, действующих в таможенном деле РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 14 Таможенного кодекса РФ (далее — ТК РФ) все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, предусмотренных ТК РФ. Кодекс определяет правила декларирования таможенному органу перемещаемых через таможенную границу товаров. При этом п. 2 ст. 131 ТК РФ закрепляет, что декларант кроме прочих документов должен представить в таможенный орган разрешения, лицензии, сертификаты и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Пункт 2 ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» <5> гласит, что лицензирование в сфере внешней торговли товарами устанавливается в случае реализации разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений. ——————————— <5> СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4850.

В данном случае лицензирование следует понимать не как особую установленную государством форму (или прием) допуска лиц к внешнеторговой деятельности, а как одну из утвержденных законодательством мер нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности. Значит, ссылка декларанта на положения ФЗ N 128-ФЗ неосновательна. Таким образом, для таможенного оформления товара декларанту следовало обязательно оформить лицензию в соответствии с Положением о лицензировании в сфере внешней торговли товарами, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 9 июня 2005 г. N 364 <6>, и Положением о порядке ввоза в РФ и вывоза из РФ наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ. ——————————— <6> СЗ РФ. 2005. N 25. Ст. 2501.

Как же следовало поступить ММК или иному декларанту, оказавшемуся в подобной ситуации, т. е. в случае, когда во время проведения таможенным органом проверки сведений, представленных для декларирования ввезенного товара, выяснилось, что из-за отсутствия каких-либо документов (лицензии, сертификата и т. д.) товар не может быть выпущен в свободное обращение? Очевидно, что задержка в таможенном оформлении в лучшем случае чревата для декларанта излишними расходами <7>, а в худшем — мерами административного воздействия, предусмотренными гл. 16 КоАП РФ. Поэтому для предотвращения или минимизации возможных расходов можно посоветовать декларанту поместить товар под соответствующий сложившейся ситуации таможенный режим <8>. ——————————— <7> В качестве примера можно привести расходы на оплату услуг складов временного хранения, оплату простоя транспортных средств и т. д. <8> Согласно п. 22 ч. 1 ст. 11 ТК РФ таможенный режим — таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории Российской Федерации либо за ее пределами.

Думается, что в рассматриваемом случае, когда ввезенное вещество было необходимо ММК для использования в производственных целях, оптимальным решением было бы поместить товар под таможенный режим, предусмотренный ст. 215 ТК РФ и именуемый «таможенный склад». Это один из так называемых экономических режимов, при котором ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации товары хранятся под таможенным контролем без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера, установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Это означает, что поместить товар на хранение таможенного склада можно, не имея разрешительных документов, необходимых декларанту для выпуска ввезенного товара в свободное обращение и его использования на территории Российской Федерации. При этом, поскольку по общему правилу товар может храниться на таможенном складе до 3 лет, декларант имеет достаточно времени для получения в соответствующих органах лицензии для его дальнейшего таможенного оформления.

——————————————————————