О некоторых подходах к исследованию механизма правового регулирования в спорте

(Евтеев А. В.) ("Спорт: экономика, право, управление", 2012, N 1) Текст документа

О НЕКОТОРЫХ ПОДХОДАХ К ИССЛЕДОВАНИЮ МЕХАНИЗМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СПОРТЕ <*>, <1>

А. В. ЕВТЕЕВ

-------------------------------- <*> Evteev A. V. About some approaches to the study of the mechanism of legal regulation in sport. <1> Данная статья выполнена на кафедре теории права и сравнительного правоведения Научно-исследовательского университета - Высшей школы экономики под научным руководством доктора юридических наук, профессора Ю. Г. Арзамасова.

Евтеев Алексей Вячеславович, аспирант кафедры теории права и сравнительного правоведения Научно-исследовательского университета - Высшей школы экономики, член Национального объединения спортивных юристов.

В свете подготовки Российской Федерации к проведению крупнейших спортивных соревнований приобретает актуальность не только рассмотрение практических вопросов, но и теоретико-правовой анализ проблем правового регулирования спортивных отношений. В статье рассматриваются основные методологические подходы к исследованию категории "механизм правового регулирования" применительно к отношениям, возникающим в сфере спорта.

Ключевые слова: механизм правового регулирования, физическая культура, спорт, инструментальный подход, социологический подход.

Consideration of not only practical issues but theoretical and practical analysis of problems of legal regulation gets topicality in the light of preparation for the Russian largest sporting events. The article discusses the main methodological approaches to the study of the category "mechanism of legal regulation" with regard to relations in the sphere of sports.

Key words: mechanism of legal regulation, physical culture, sports, instrumental approach, sociological approach.

Регулирование спортивных отношений имеет довольно длительную историю, однако лишь с середины XX в. государство начинает принимать активное участие в данном процессе. Традиционно принято считать, что доминирующими катализаторами этого послужили необходимость обеспечения безопасности при проведении спортивных мероприятий, с чем спортивное сообщество уже не могло справляться своими силами, и поступление в спорт большого объема денежных инвестиций, оборот которых нуждался в контроле со стороны государства. Существуют и другие точки зрения на этот счет. Так, согласно исследованиям американских социологов основными причинами вовлечения государства в управление спортом явились низкая физическая подготовленность молодежи, а также необходимость укрепления национального престижа путем достижения лучших результатов спортсменами на международной арене <2>. Нельзя не отметить и политический фактор, ведь спорт на протяжении всей второй половины прошлого столетия служил мощным инструментом международного политического влияния, использовался как "средство демонстрации возможностей государства" <3>. -------------------------------- <2> Братановский С. Н., Кухаренок А. Н. Государственное управление физической культурой и спортом в зарубежных странах. М., 1999. С. 6. <3> Там же. С. 6.

Данные процессы вызвали интерес к проблемам спорта со стороны различных отраслей науки, в т. ч. и юридической. Проблемы правового регулирования физической культуры и спорта в нашей стране стали объектом пристального внимания исследователей сравнительно недавно. Изменения, произошедшие в начале 90-х гг. прошлого столетия во многих сферах жизни российского общества, побудили представителей отечественной юридической науки искать ответы на возникшие в новых условиях вопросы. Изменения, тесно связанные с переходом России к экономике нового типа, коснулись и отрасли физической культуры и спорта. Необходимость создания новой системы регулирования спорта обусловила принятие в 1993 г. Основ законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте <4>, установивших общие принципы правового регулирования отношений в данной области. -------------------------------- <4> Ведомости СНД и ВС Рос. Федерации. 1993. N 22. Ст. 784.

Дальнейшее развитие спорта, усложнение системы отношений, связанных с ним, а также нарастание негативных социальных явлений стали причиной принятия Федерального закона от 29.04.1999 N 80-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" <5> (далее - Закон о спорте 1999 г.), основной задачей которого было создание законодательной базы для реализации мер по оздоровлению населения страны, решению ряда социальных проблем средствами физической культуры и спорта. За почти десятилетний период действия данного Закона был накоплен определенный опыт практики применения установленных им норм, а также иных нормативных правовых актов, регулирующих данные отношения, определились достоинства и недостатки спортивного законодательства, в частности декларативность, неэффективность и внутренняя противоречивость отдельных правовых норм. Так, например, не было проведено четкое разграничение полномочий между государственными и общественными органами, что не позволяло осуществлять их эффективное взаимодействие. Также отсутствовали нормы о статусе общероссийских, региональных и местных спортивных федераций, являющихся основными субъектами развития и популяризации отдельных видов спорта в стране. -------------------------------- <5> Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. N 18. Ст. 2206.

В целях совершенствования спортивного законодательства и устранения этих недостатков 4 декабря 2007 г. был принят новый базовый нормативный правовой акт в сфере физической культуры и спорта, вступивший в силу с 30 марта 2008 г. Новый Закон положил начало следующему этапу в развитии спортивного законодательства в России. К настоящему времени за два с половиной года его действия накоплен определенный опыт практики применения его норм, доктринально проанализированы некоторые аспекты функционирования отдельных институтов спорта, увеличилось количество научных работ как отраслевого, так и теоретико-правового характера, развивающих новое направление в отечественной юриспруденции, обозначаемое термином "спортивное право". Вместе с тем нельзя не отметить, что большинство исследований в данной сфере по-прежнему носит практико-ориентированный характер. Анализу зачастую подвергаются частноспециализированные, процедурные и иные аспекты спортивной деятельности, даются определенные рекомендации нормотворческим органам по совершенствованию действующего спортивного законодательства, исследуются особенности правового статуса субъектов спортивного права, в частности особенности правового регулирования труда спортсменов, гражданско-правового регулирования отношений с их участием <6>. Однако для дальнейшего развития спортивного права, формирования его теоретических основ нельзя обойтись без исследований общеправовой направленности. Рассмотрение фундаментальных категорий общей теории права в аспекте спортивных правоотношений имеет существенную теоретическую и практическую значимость, поскольку позволяет глубже познать правовую сущность спорта и его институтов, выработать оптимальные модели упорядочивания общественных отношений в рассматриваемой сфере. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Статья М. А. Прокопца "Лимит на легионеров в РФ. Проблемы и перспективы" включена в информационный банк согласно публикации - "Спорт: экономика, право, управление", 2009, N 3. ------------------------------------------------------------------ <6> См., н-р: Гужов А. А. Агентская деятельность в футболе: особенности нормативного регулирования и перспективы его развития // Новое спортивное законодательство и материалы конференции "Спортивное право: перспективы развития". М., 2009; Прокопец М. А. Лимит на легионеров в Российской Федерации. Проблемы и перспективы // Третья международная научно-практическая конференция "Спортивное право: перспективы развития": Материалы конференции. М., 2010; Рогачев Д. И. Спортивное судейство в России: правовой аспект // Третья международная научно-практическая конференция "Спортивное право: перспективы развития": Материалы конференции. М., 2010; Шевченко О. А. Аттестация как одна из форм определения профессионального мастерства спортсменов // Новое спортивное законодательство и материалы конференции "Спортивное право: перспективы развития". М., 2009.

Особую актуальность сегодня приобретает исследование теоретико-правовых основ механизма правового регулирования общественных отношений, возникающих в спорте. Нашей стране доверено право проведения крупнейших международных спортивных мероприятий - 27-летней Универсиады 2013 г. в г. Казани; XXII зимних Олимпийских игр в г. Сочи; Чемпионата мира по футболу 2018 г., - что порождает необходимость правового регулирования широкого комплекса отношений. Разработка на теоретико-правовом уровне оптимальной модели правового регулирования данных отношений позволит унифицировать способы, средства, правовые режимы регулирования, позволит создать основу для включения правовых норм, регламентирующих порядок организации проведения спортивных мероприятий, в единый кодифицированный акт. Кроме того, категория "механизм правового регулирования" имеет самостоятельную ценность для теории права, носит фундаментальный и методологический характер для отраслей права и закономерно признается классической для теоретико-правовой науки. В этой связи нельзя не согласиться с мнением Ю. Г. Арзамасова и Я. Е. Наконечного о том, что "базовое понятие "механизм правового регулирования" стало теоретической основой, определенной "стартовой площадкой" для осуществления исследований механизмов правового регулирования различных отраслей и институтов права и отраслей законодательства" <7>. По мнению К. В. Шундикова, изучение механизма правового регулирования представляет собой "особый аспект исследования права и правовой системы общества в целом, рассмотрение их в определенной относительно автономной плоскости - под углом зрения их практической работы, функционирования" <8>. В соответствии с таким подходом автором делается вывод о возможности формирования понимания роли права как активного регулятора жизни социума, раскрытия значения данной категории как средства решения социальных проблем. -------------------------------- <7> Арзамасов Ю. Г., Наконечный Я. Е. Мониторинг в правотворчестве: теория и методология. М.: Изд-во МГТУ, 2009. С. 163. <8> Шундиков К. В. Механизм правового регулирования: Учеб. пособие / Под ред. А. В. Малько. Саратов, 2001. С. 6.

Между тем, несмотря на традиционный характер для теории права категории "механизм правового регулирования", в научной литературе указывается на ее недостаточную исследованность <9>. -------------------------------- <9> Гальчук Р. Л. Механизм правового регулирования пограничной деятельности в Российской Федерации: сущность, структура и критерии эффективности: Дис. ... канд. юрид. наук. Белгород, 2008. С. 60.

Концепция механизма правового регулирования формировалась не одномоментно, а прошла длительный путь своего становления. Идеи воздействия права на общественные отношения, выдвинутые в 50-х гг. прошлого столетия Н. Г. Александровым <10>, Л. С. Явичем <11>, впоследствии были развиты в работах С. С. Алексеева, А. М. Витченко, В. М. Горшенева, В. П. Казимирчука, А. В. Малько, В. А. Шабалина, К. В. Шундикова и других ученых, что позволило сегодня в теоретико-правовой науке говорить о периодизации развития концепции механизма правового регулирования. Так, Ю. Г. Арзамасов выделяет следующие этапы ее развития: 1) разработка теории норм права, теории юридических фактов, теории правовых отношений; 2) опубликование монографии С. С. Алексеева "Механизм правового регулирования в социалистическом государстве" и ее обсуждение; 3) появление исследований отраслевых механизмов правового регулирования; 4) разработка самостоятельной теории правовых средств <12>. -------------------------------- <10> Александров Н. Г. Законность и правоотношения в советском обществе // Вопросы философии. 1957. N 1. <11> Явич Л. С. Проблемы правового регулирования советских общественных отношений. М., 1961. <12> Арзамасов Ю. Г. Концепция механизма правового регулирования и ведомственное нормотворчество // Право и государство: теория и практика. 2006. N 12. С. 6.

Как нам представляется, эволюционные процессы концепции в настоящее время не приостановились, поскольку наблюдается тенденция к поиску оптимальных моделей упорядочения общественных отношений, возникающих на стыке права и иных областей жизни социума, в комплексных правовых образованиях. К таким сферам можно отнести образование, здравоохранение, спорт и иные. Появление доктринальных учений, обосновывающих особое место в системе права данных правовых образований <13>, может служить свидетельством существования следующего этапа развития концепции механизма правового регулирования - разработки межотраслевых механизмов правового регулирования. -------------------------------- <13> См., н-р: Бачило И. Л. Информационное право. Роль и место в системе права Российской Федерации // Государство и право. 2001. N 2; Литовка А. Б., Литовка П. И. Медицинское право - комплексная отрасль национального права России: становление, перспективы развития // Правоведение. 2000. N 1; Сырых В. М. Введение в теорию образовательного права. М., 2002.

Прежде чем говорить о подходах к исследованию данной категории, следует ответить на вопрос о том, почему стало возможно выделить несколько отличных друг от друга методологических посылок. Речь здесь, прежде всего, идет о том, что понятие "механизм правового регулирования" является составным, включающим в себя несколько категорий, не обладающих терминологической однозначностью. И понятие "механизм", и определение "регулирование" имеют несколько значений, однако центральной причиной возникающих сложностей является многоаспектность понятия "право" и производного от него понятия "правовое". Так, учеными в конструкции исследуемого понятия отмечается некоторая смысловая неопределенность относительно того, должно ли регулирование осуществляться правовыми средствами либо соответствовать требованиям справедливости, законности и целесообразности. В данном случае справедливо мнение А. А. Абрамовой о том, что "прилагательное "правовое", выступая определением по отношению к существительному "регулирование", прежде всего указывает на свойства и признаки последнего". При этом для понимания "правового" как способа регулирования, по мнению автора, следовало бы использовать термин "механизм регулирования правом" <14>. -------------------------------- <14> Абрамова А. А. Эффективность механизма правового регулирования: Монография. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2005. С. 14.

Сложившиеся с позиции разных концепций представления о праве как о сложном социальном явлении позволили в современной юридической науке говорить о двух аспектах правопонимания: юридическом и социальном. Как отмечает О. В. Мартышин, суть юридического аспекта заключается "в раскрытии взаимосвязи прав и обязанностей в общественной жизни, определении сути правового порядка, форм и средств его обеспечения". Социальный же аспект представляет собой исследование места и роли права в общественной жизни, его обусловленность социально-экономическими факторами, потребностями отдельных социальных групп и населения в целом <15>. С точки зрения двух данных подходов рассматриваются отдельные теоретико-правовые категории, в числе которых и понятие "механизм правового регулирования". Например, В. М. Сырых говорит о существовании юридического механизма правового регулирования, под которым понимается совокупность правовых средств, применяемых в рамках отдельных стадий процесса правового регулирования (правотворчества, правореализации и государственного принуждения), а также социального механизма правового регулирования, в содержание которого автор включает правовые нормы, иные правовые явления, а также социальные факторы, оказывающие на них позитивное либо негативное воздействие, связанные причинно-следственной связью <16>. -------------------------------- <15> Теория государства и права: Учебник / Под общ. ред. О. В. Мартышина. М.: НОРМА, 2009. С. 212. <16> Социология права: Учебник / Под ред. В. М. Сырых. Ин-т законодательства и сравнительного правоведения. М., 2004. С. 84 - 85, 93.

Исторически первой методологической концепцией в рамках юридического подхода к механизму правового регулирования стал инструментализм, основоположником которого по праву признают С. С. Алексеева. Согласно определению исследуемой теоретико-правовой категории, данному им в монографии "Механизм правового регулирования в социалистическом государстве", под ней понимается взятая в единстве система всех правовых средств, организованных последовательным образом, посредством которой обеспечивается правовое воздействие на общественные отношения <17>. Данное определение было воспринято многими представителями юридической науки. -------------------------------- <17> Алексеев С. С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М., 1966. С. 30.

Так, например, по мнению С. А. Комарова, сущность механизма правового регулирования выражается в результативном, нормативно-организационном воздействии на общественные отношения как всей системы специальных правовых средств, так и иных правовых явлений <18>. В. К. Бабаев определяет механизм правового регулирования как совокупность юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование <19>. Схожее определение приводит В. К. Русинов, подчеркивая при этом системный характер совокупности юридических средств <20>. -------------------------------- <18> Комаров С. А. Общая теория государства и права: Курс лекций. Саранск, 1994. С. 282. <19> Общая теория права: Курс лекций / Под ред. В. К. Бабаева. Н. Новгород, 1993. С. 137. <20> Русинов Р. К. Теория государства и права / Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова. М., 1998. С. 269.

Особенность инструментального подхода как особой методологии исследования состоит в том, что механизм правового регулирования здесь предстает как совокупность всех специально-юридических средств воздействия на общественные отношения с целью их упорядочивания. Таким образом, ключевым понятием данного подхода к определению механизма правового регулирования является категория "правовые средства". В юридической литературе было дано несколько его определений, суть которых сводится к тому, что под правовыми средствами понимается некоторая совокупность правовых установлений (инструментов), "воплощающих регулятивную силу права" <21>, удовлетворяющих интересы субъектов права и обеспечивающих достижение социально полезных целей <22>, "реальное функционирование которых приводит к практическому осуществлению объективного и субъективного права, его претворению в жизнь, достижению конечного социально-экономического результата" <23>. -------------------------------- <21> Алексеев С. С. Правовые средства: постановка проблемы, понятие, классификация // Советское государство и право. 1987. N 6. С. 14. <22> Малько А. В., Шундиков К. В. Цели и средства в праве и правовой политике. Саратов, 2003. С. 67. <23> Сапун В. А. Механизм реализации советского права // Правоведение. 1988. N 1. С. 5.

Среди таких средств в теоретико-правовой науке выделяют дозволения, обязывания, запреты, поощрения (стимулы) и правовые ограничения, наказания. Помимо этого, исходя из элементно-структурных особенностей механизма правового регулирования, А. В. Малько и К. В. Шундиков предложили различать юридические средства нормативного характера, юридические факты, правоотношения и средства правореализационного характера <24>. Их применение характерно для каждой отдельной стадии механизма правового регулирования и должно следовать определенным правилам для избегания ошибок в правовом регулировании общественных отношений. Весьма показателен в этом плане пример, приведенный в своей работе М. Ю. Осиповым: Закон о спорте 1999 г., установив право спортсмена-любителя на бесплатное пользование снаряжением и спортивной одеждой во время тренировочных занятий (сборов), не определил обязанную сторону в правоотношении. Возникал вопрос о том, следовало ли рассматривать данное право как абсолютное, иными словами, мог ли спортсмен во время тренировочного процесса зайти в любой магазин спортивной одежды и потребовать ее бесплатного предоставления <25>. -------------------------------- <24> Малько А. В., Шундиков К. В. Указ. соч. С. 102 - 114. <25> Осипов М. Ю. Правовые процессы и их эффективность: Монография. М.: Nota Bene, 2010. С. 128.

При детальном анализе данной концепции обнаруживаются ее преимущества. Так, еще И. А. Ильин в своей первой научной работе "Понятия права и силы", опубликованной в журнале "Вопросы философии и психологии" в 1910 г., отмечал, что юридический подход к пониманию права в целом "впервые открывает возможность получить узкое, но строго логическое и методологически чистое определение понятия права" <26>. С этой позиции механизм правового регулирования предстает в собственно юридическом аспекте, как совокупность всех юридических средств, объединенных в систему, связанных единой целью упорядочивания общественных отношений. -------------------------------- <26> Ильин И. А. Теория права и государства. Изд. 2-е, доп. (под редакцией и с биографическим очерком В. А. Томсинова). М., 2008.

Инструментальный подход ориентирован на практическую деятельность, реализацию правовых установлений в различных видах юридической практики. Прежде всего, сюда следует отнести нормотворчество, направленное на оптимизацию законодательства в области спорта, совершенствование механизмов функционирования институтов спорта. От качества осуществления данной деятельности зависит эффективность действия норм спортивного законодательства и механизма правового регулирования в целом. Кроме того, рассматриваемый подход применяется в деятельности не только органов государственной власти, но и спортивных организаций, которым предоставлено право регламентировать спортивные отношения (правила и порядок проведения соревнований, статус участвующих в нем лиц и т. д.), используя указанные выше юридические инструменты. Следует также отметить, что инструментальный подход является основным для отраслевых юридических исследований, где он также рассматривается с позиции системы правовых средств воздействия на общественные отношения с целью их упорядочения <27>. -------------------------------- <27> См., н-р: Актуальные проблемы теории и практики финансового права Российской Федерации / Под ред. проф. д. ю.н. А. Н. Козырина. Доступ из справ.-правовой системы "ГАРАНТ", 2009; Пищита А. Н. Правовое регулирование медицинской деятельности в современной России. Теоретико-правовые аспекты. М.: ЦКБ РАН, 2008.

Вместе с тем, несмотря на то что основы данного подхода были заложены в советскую эпоху, в современной научной литературе констатируется недостаточная разработанность инструментальной теории применительно к сегодняшним условиям, необходимость детального анализа категории "правовые средства" в рамках самостоятельных научных исследований проблем механизма правового регулирования, реализации права и иных общетеоретических категорий. На наш взгляд, заинтересована в развитии и применении данного подхода и теория спортивного права, поскольку разработка положений инструментализма прежде всего позволит: - определить цель правового регулирования отношений в области спорта; - определить перечень юридических средств и характер их использования для регулирования отдельных институтов спорта; - обозначить пределы использования того или иного юридического инструментария в деятельности государственных органов и общественных спортивных организаций; - создать оптимальную модель соотношения использования правовых и неправовых средств регламентации отношений в области спорта. Несколько иным образом механизм правового регулирования предстает в социологическом аспекте. Основы данного подхода были заложены в 70-х гг. прошлого столетия В. П. Казимирчуком, который, основываясь на представлении о праве как о мощном рычаге преобразования общественных отношений, отмечал направленность нормативных предписаний законов на оформление социального поведения на всех уровнях его действия - от общества в целом до конкретной личности <28>. Данные социальные уровни права мы можем считать ключевыми звеньями социального механизма его действия, поскольку именно здесь происходит перевод правовых установлений в социальную практику, т. е. в реально складывающиеся на их основе правоотношения. При этом исполнителем правовых предписаний является конкретный человек, множество которых образует круг субъектов права, потенциальных участников тех или иных правоотношений, а от того, насколько точно и неукоснительно эти предписания будут соблюдаться, в конечном итоге зависит состояние режима законности в обществе. Это обстоятельство обусловливает объективную потребность в знании субъектом права адресуемых ему предписаний. Это необходимо как для него самого, так и для иных членов общества, а также государства, заинтересованных в высоком уровне обеспечения законности и правопорядка, что обеспечит стабильное функционирование элементов политической системы, стабильность экономической деятельности, надлежащий уровень безопасности каждого члена общества. В этом аспекте важным элементом (этапом) механизма социального действия права становится доведение правовых норм и предписаний до всеобщего сведения или до сведения узкой социальной группы, на которую распространяется исключительное действие правовой нормы <29>. -------------------------------- <28> Казимирчук В. П. Социальный механизм действия права // Советское государство и право. 1971. С. 37. <29> Там же. С. 37 - 38.

В спортивном сообществе основными адресатами нормативных установлений являются спортсмены, и данная проблема, безусловно, здесь особо актуальна. О степени осведомленности данной социальной группы о специальных правовых нормах, уровне правового просвещения косвенно свидетельствует следующее исследование. По методике оценки знаний студентов Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма правовых основ физической культуры и спорта, разработанной в 2006 г. в форме тестовых методик, были опрошены студенты 2 и 5 курсов данного вуза (всего - 370 человек). Студентам предлагалось оценить уровень своих знаний российского законодательства в области физической культуры и спорта перед изучением курса "Правовые основы физической культуры и спорта", значимость изучения спортивного законодательства (спортивного права). Результаты исследования показали, что большинство опрошенных готовы изучать курс и понимают значимость его изучения, однако уровень их знаний недостаточно велик <30>. Проблема недостаточности правовых знаний спортсменов существенно затрудняет работу социального механизма действия права, и ее решение позволит повысить его эффективность. -------------------------------- <30> Подробнее см.: Феоктистова О. А. Роль спортивного права в жизни спортсменов и специалистов физической культуры и спорта // Спорт: экономика, право, управление. 2008. N 3. С. 31 - 33.

Не менее важным элементом социального механизма действия права является постановка в нормативном правовом акте социально полезной цели. Значение данного элемента заключается в придании поведению субъекта права определенной направленности, т. е. формировании у него поведенческой установки. Данные цели применительно к отношениям в спорте могут быть классифицированы в зависимости от сферы спортивной деятельности на общесоциальные и узкогрупповые. К первой группе целей, на наш взгляд, можно отнести формирование у населения потребности в здоровом образе жизни, придание занятиям физической культурой и спортом систематический характер, получение доступа к развитой спортивной инфраструктуре, повышение конкурентоспособности российского спорта. Достижение данных целей должны ставить во главу угла абсолютно все субъекты спорта независимо от сферы их спортивной деятельности и особенностей правового статуса. Узкогрупповыми целями будут являться обеспечение принципа "честной игры" (fair play), недопущение любых форм дискриминации в спорте, обеспечение принципа контрактной стабильности. Кроме того, можно также предложить классифицировать цели на стратегические и локальные, индивидуальные и коллективные. На наш взгляд, они должны органично включаться в содержание нормативных правовых актов на федеральном и локальном уровнях. Наконец, нельзя не сказать и о таком существенном элементе социального механизма действия права, как социально-правовой контроль. Уяснив предписания правовых норм, субъект права согласовывает свое поведение с обозначенной социально-полезной целью. Если на каком-то этапе реализации правовых установлений обнаруживается отклонение от нее, то в таком случае срабатывает некий "защитный механизм", приводящий к восстановлению социально полезного правомерного поведения. Элементами такого механизма, в частности, выступают санкции, применяемые к спортсменам и иным участникам спортивных мероприятий. Взяв за основу метод, предложенный В. В. Лапаевой, можно проанализировать механизм социального действия права в спорте по трем основным направлениям: 1) анализ влияния общественных отношений, складывающихся в спорте, на механизм его нормативно-правового регулирования (социальные предпосылки механизма правового регулирования); 2) анализ обратного влияния права на общественно-спортивные отношения (социальные последствия действия права); 3) анализ механизма взаимодействия правовых и неправовых факторов (элементов) механизма правового регулирования в спорте (механизм социального действия) <31>. -------------------------------- <31> Лапаева В. В. Социология права. 2-е изд., перераб. и доп. М.: НОРМА, 2011. С. 29.

Первое направление характеризует социальные предпосылки действия спортивного права. Это факторы неправового характера, оказывающие влияние и задающие направления развития правовых процессов. Примером того, как те или иные отношения, возникающие в спорте, включаются в сферу правового регулирования, может служить всемирная антидопинговая политика и противодействие применению допинга в современном спорте. Признание важной роли спорта в охране здоровья, в нравственном, культурном и физическом воспитании, в содействии укреплению международного взаимопонимания и мира, а также влияние, которое ведущие спортсмены оказывают на молодежь по всему миру, явилось предпосылкой координации межгосударственного сотрудничества, направленного на искоренение допинга в спорте. Итогом стало принятие Генеральной конференцией ООН по вопросам образования, науки и культуры 19 октября 2005 г. Международной конвенции о б орьбе с допингом в спорте, ратифицированной Российской Федерацией 27 декабря 2006 г. <32>. Это послужило началом законотворческой деятельности в данной сфере: были разработаны и обсуждены проекты федеральных законов о внесении изменений в Уголовный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, направленные на установление ответственности тренеров, врачей и иных лиц, ответственных за подготовку спортсменов к спортивным соревнованиям, за склонение спортсменов к использованию допинговых средств и (или) методов, запрещенных к использованию в спорте. Помимо этого, в отечественном законодательстве о спорте появилась дефиниция термина "допинг", был закреплен правовой статус национальной антидопинговой организации. Таким образом, признание высшей ценностью жизни и здоровья спортсмена, необходимость их охраны, а также требование о соблюдении норм спортивной этики, выразившихся в принципе "честной игры" (fair play), явились социальными предпосылками к включению данных отношений в сферу правового регулирования. -------------------------------- <32> Федеральный закон от 27.12.2006 N 240-ФЗ "О ратификации Международной конвенции о борьбе с допингом в спорте" // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. N 1. Ч. 1. Ст. 3.

Как свидетельствуют зарубежные исследования, социальные предпосылки распространения действия права на спортивные отношения включают в себя две группы факторов. Первая группа связана с необходимостью обеспечения безопасности спортсменов и иных участников спортивных мероприятий. Во вторую группу входят факторы, связанные с коммерциализацией спорта. Так, венгерский правовед Т. Саркози относит к числу экономических причин "государственно-правовой интервенции" в сферу спорта необходимость обеспечения занимающихся массовым спортом спортивным инвентарем; становление профессионального спорта как "бизнес-предприятия"; увеличение объема спонсорских инвестиций в спорт <33>. Вместе с тем спорт продолжает оставаться важным социальным институтом, способствующим духовно-нравственному воспитанию молодежи, повышению и поддержанию на должном уровне состояния здоровья населения. Данный фактор, по нашему мнению, следует признать доминирующим в развитии механизма правового регулирования в социологическом аспекте, определяющим правовую природу спортивного законодательства. -------------------------------- <33> Sarkozy T. Regulation in Sport as a Borderline Case between State and Law Regulation and Self-Regulation // Acta juridica Hungarica. 2001. 42, No. 3 - 4. P. 170 - 171.

Любое воздействие права на поведение людей имеет определенный результат, т. е. социальные последствия его действия. Предметным содержанием данного направления является исследование эффективности действия права, включающее в себя определение степени и характера воздействия спортивного законодательства и правоприменительной практики (правового фактора) на развитие общественных отношений в сфере спорта. Исходя из этого, соглашаясь с В. В. Лапаевой, мы можем представить предмет исследования социального механизма действия права как процесс взаимодействия правовых и неправовых факторов. Так, государство посредством установления диспозитивных норм или императивно-властных предписаний субъектам спорта определяет их желаемое или должное поведение (например, устанавливает порядок аккредитации общероссийских спортивных федераций). С другой стороны, урегулированные спортивными организациями в их нормативных актах отношения с участием субъектов спорта не включаются в предмет правового регулирования, что позволяет избежать коллизий между правовыми и иными социальными нормами в сфере спорта. Обосновывая необходимость применения социологического подхода к исследованию механизма правового регулирования в спорте, отметим позицию А. А. Исаева о том, что "социология помогает специалистам спорта разобраться в сложных социальных институтах, которые уже созданы и создаются людьми для обеспечения жизнедеятельности, дает представление о спортивных интересах людей, их мотивациях и ценностных ориентациях в спортивной деятельности, без которых трудно понять и объяснить отношение людей к спорту" <34>. -------------------------------- <34> Исаев А. А. Спортивная политика России. М.: Советский спорт, 2002. С. 43.

Следует отметить, что для современных исследований механизма правового регулирования в рамках социологического подхода в отраслевых юридических науках используется широкая методологическая база. Так, признание права явлением, не существующим вне социального взаимодействия субъектов, свойственно коммуникативной теории права <35>. Другим подходом к исследованию правовых явлений служит функциональный подход, сущность которого в социологии понимается как "выделение элементов социального взаимодействия, подлежащих исследованию, и определение их места и значения в некоторой связи, качественная определенность которой делает необходимым ее системное рассмотрение" <36>. Помимо этого, учет социальных факторов позволит более четко определить цели правового регулирования, его пределы, точнее - очертить его предметную область. -------------------------------- <35> Поляков А. В. Общая теория права: проблемы интерпретации в контексте феноменолого-коммуникативного подхода. СПб., 2004. С. 114. <36> Современная западная социология: Словарь. М.: Политиздат, 1990. С. 380.

В этом плане социологический подход выполняет субсидиарную функцию по отношению к инструментальной теории, придавая ей социальную обусловленность. В этой связи, несмотря на самостоятельное методологическое значение, исследование механизма правового регулирования такого сложного явления, как спорт, исключительно с позиции социологического подхода не является достаточным, поскольку не отражает собственно правовую (специально-юридическую) сторону данной теоретико-правовой категории. Инструментальный и социологический подходы к анализу механизма правового регулирования следует, по нашему мнению, считать основными для рассмотрения данной теоретико-правовой категории применительно к спортивным отношениям, но следует также сказать о возможности применения положений иных подходов. Речь, прежде всего, идет о психологическом аспекте механизма правового регулирования, который согласно С. С. Алексееву представляет собой "проекцию способов правового регулирования на психологическую сферу личности" <37>. Спорт представляет собой такую сферу человеческой деятельности, в которой психологические качества ее субъектов играют довольно значительную роль. В связи с этим применение данного аспекта связано с необходимостью формирования побудительных мотивов правомерного поведения спортсменов, тренеров, судей, болельщиков во время проведения спортивного соревнования, включающего неприятие методов ведения нечестной борьбы, обеспечение объективного судейства, надлежащего уровня правопорядка на спортивном объекте. Ценность психологического аспекта механизма правового регулирования может быть проанализирована через призму использования таких правовых средств, как обязывание, дозволение и запрет. -------------------------------- <37> Алексеев С. С. Общая теория права: Учебник. 2-е изд. М., 2009. С. 272.

Несмотря на ориентированность к достижению максимального социального эффекта, обязывание как средство правового регулирования таит в себе потенциальную опасность излишнего психологического навязывания той или иной модели поведения, что впоследствии может негативно отразиться на правовой установке к социально активным действиям, формировании негативных мотивов исполнения нормативных предписаний: страха, боязни наказания и иных. Напротив, дозволение и запрет служат побудительными факторами правовой активности субъектов. Например, запрет на применение запрещенных средств и методов в спорте способствует поиску иных способов достижения спортивного результата: совершенствование форм спортивной подготовки, изменение регулирования отношений, связанных с подготовкой спортсменов к соревнованиям, в т. ч. технических норм и требований к экипировке и спортивному инвентарю. Таким образом, подводя итог рассмотрению различных подходов к исследованию механизма правового регулирования отношений, возникающих в спорте, следует отметить, что каждый из них имеет под собой существенную научно-теоретическую основу, заложенную в работах видных отечественных и зарубежных ученых-правоведов. Инструментальный подход позволяет проанализировать механизм правового регулирования в спорте с собственно юридической стороны, рассмотреть его с позиции целей и средств. Социологический подход ориентирован на исследование спорта как социального института, являющегося объектом системы социального регулирования. Психологический аспект позволяет сформировать методологию регулирования спортивных отношений, учитывая психологические особенности их участников. В конечном счете, вопрос о выборе той или иной методологической концепции, которой следует руководствоваться при анализе механизма правового регулирования, должен решаться исходя из специфики самого предмета регулирования, т. е. особенностей регламентированной группы общественных отношений, а также тех целей, которые ставит перед собой исследователь. Поэтому сегодня особое внимание, на наш взгляд, следует уделить интегративному подходу к изучению механизма правового регулирования в спорте, необходимость применения которого обусловлена самой природой спорта как явления правового, социального, психологического, политического и иного характера. С этих же позиций к исследованию проблем регулирования данной сферы общественных отношений подходит активно разрабатываемая наряду с теорией спортивного права общая теория спорта. Так, Л. П. Матвеев отмечает особую роль интегративных научно-познавательных подходов, приобретающих свое значение по мере взаимопроникновения различных отраслей научного знания и выявления общих закономерностей познания <38>. Очевидно, что современная теория спортивного права не может обходиться без накопленных знаний в рамках общей теории спорта и общей теории права, без использования их методологического потенциала. -------------------------------- <38> Матвеев Л. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: Учебник. Изд. 5-е, испр. и доп. М.: Советский спорт, 2010. С. 71.

Сочетание рассмотренных выше подходов позволит: 1) соотнести цели регулирования спортивных отношений правовыми и неправовыми средствами, объем государственно-правового и неправового регулирования; 2) сформировать юридический инструментарий правового регулирования в спорте и определить порядок его применения с учетом характера его воздействия на сознание субъектов права; 3) определить наиболее оптимальные способы доведения правовых предписаний до сведения участников спортивных отношений с целью их полного и адекватного восприятия и реализации; 4) разработать оптимальное сочетание в использовании таких юридических инструментов, как обязывание, дозволение и запрет. Вместе с тем, соглашаясь с мнением С. С. Алексеева, отметим, что инструментальный аспект должен быть взят за основу при исследовании именно юридического аспекта спортивных отношений, с точки зрения правового подхода к пониманию спорта как особой сферы правового регулирования, аккумулирующей разнообразные по своему содержанию правоотношения.

------------------------------------------------------------------

Название документа