Роль событийного туризма в продвижении регионального турпродукта и популяризации отдыха в регионах (на примере Ростовской области)
(Абдулазизова С. Л.)
(«Туризм: право и экономика», 2012, N 2)
РОЛЬ СОБЫТИЙНОГО ТУРИЗМА В ПРОДВИЖЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОГО
ТУРПРОДУКТА И ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ОТДЫХА В РЕГИОНАХ
(НА ПРИМЕРЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
С. Л. АБДУЛАЗИЗОВА
Абдулазизова С. Л., директор департамента инвестиций и предпринимательства Ростовской области.
С целью создания донской туриндустрии департаментом инвестиций и предпринимательства Ростовской области определены две главные задачи. Это формирование благоприятных экономических условий для привлечения инвесторов в туротрасль и повышение конкурентоспособности регионального турпродукта.
Для достижения поставленной цели с 2008 г. применяется программно-целевой подход. За 4,5 года он доказал свою эффективность и возможность комплексного решения поставленных задач. Всего за прошедший период в рамках Программы было реализовано 103 мероприятия. Общий объем их финансирования составил около 2 млрд. руб., из них более 99 млн. руб. были направлены из средств областного и местных бюджетов.
На сегодняшний день турбизнес региона представляют 286 турфирм и 386 коллективных средств размещения, обеспечивая 6,5 тыс. рабочих мест. Согласно результатам мониторинга, в настоящее время деятельность в сфере внутреннего туризма осуществляют 95 туроператоров, что в 2 раза превышает их численность по сравнению с 2008 г.
Переориентация туроператоров с международного на внутренний рынок существенным образом отразилась и на турпотоке области. По итогам 2011 г. он оценивается на уровне более 910 тыс. человек.
Его основу — 42% — составляют туристы, приехавшие в регион с деловыми и профессиональными целями (при общероссийском показателе делового туризма 20%). В то же время выросла доля туристов, посещающих область с целью отдыха и рекреации, — 31,9%, т. е. на 4,7% больше, чем в предыдущий период.
Суммарные доходы от обслуживания туристов в Ростовской области за 4 года реализации программных мероприятий составили 23 млрд. руб. Из них в 2011 г. — 9,8 млрд. руб., что в 5 раз больше, чем в 2007 г.
В 2010 г. была получена оценка экономического вклада туриндустрии в валовой региональный продукт Ростовской области. Доля туристской добавленной стоимости составила 1,07%.
Туристский потенциал Ростовской области основывается главным образом на культурно-исторических и природных ресурсах, климатических условиях, а также имеющейся и растущей инфраструктуре.
Для эффективности продвижения наших возможностей за основу условно взят региональный турмаршрут «Серебряная подкова Дона», проходящий через популярные туристские центры и территории, которые имеют предпосылки для приобретения такого статуса в ближайшем будущем.
Для большинства муниципальных образований области это послужило стимулом и определило вектор их дальнейшего стратегического развития. Сегодня свои полномочия по развитию туризма реализуют органы местного самоуправления 22 городов и районов области. В муниципальных программах учитывается как специфика региона в целом, так и особенности, характерные для той или иной местности.
Ростовская область — это транзитный коридор. В то же время это еще и регион, с которого начинается юг России, где на границе между Европой и Азией расположен его областной центр и южнороссийский форпост — город Ростов-на-Дону, за которым со времен Великой Отечественной войны закрепился статус «Ворот Кавказа».
Каждый туристский центр области представляет собой огромный потенциал для развития практически всех туристских направлений. К основным из них относятся:
— познавательный и рекреационный туризм;
— экологический и этнографический туризм;
— активный туризм, а также рыбалка, охота и другие виды путешествий и отдыха.
Основополагающую роль играет культурно-познавательный туризм.
Начало его развитию было положено еще в советские времена, когда на территории области сформировался музейный комплекс, ядром которого являются 6 музеев-заповедников. Их тематическая направленность стала основой для многих экскурсионных и туристских программ.
В дальнейшем именно музеи первыми использовали свои площадки для ряда событийных мероприятий областного и федерального значения.
Так, визиткой событийного туризма области является «Шолоховская весна». С 80-х годов прошлого века ежегодно в мае Государственный музей-заповедник М. А. Шолохова становится событийной Меккой для более чем 100 тыс. туристов и экскурсантов.
На крепостных валах — месте Азовского осадного сидения донских казаков 1641 г. — Азовский музей-заповедник ежегодно проводит реконструкцию героических событий XVII века, в т. ч. сражения казаков с турками-османами, которое, собственно, и положило начало истории Всевеликого войска донского.
В духе «машины времени» археологический музей-заповедник «Танаис» ежегодно устраивает театрализованные праздники, позволяющие всем участникам почувствовать себя обитателями древнегреческого города-полиса.
Знаменитый роман «Цыган» до сих пор привлекает почитателей таланта донского писателя Анатолия Вениаминовича Калинина, собирая гостей в Усть-Донецком районе на фестиваль «Калининское лето», проводимый Раздорским этнографическим музеем-заповедником.
Здесь же, в хуторе Пухляковском, праздником донского виноградарства и виноделия «Донская лоза» завершается летний туристский сезон Ростовской области.
В планировании событийных мероприятий и выборе мест их проведения также учитываются и факторы узнаваемости территории, ее великие имена и исторические даты.
К примеру, если станица Вешенская ассоциируется прежде всего с именем Михаила Шолохова, автора «Тихого Дона», то сам Тихий Дон является символом всего региона. В этой связи неслучайно город Ростов-на-Дону, в названии которого отражена его принадлежность к главной водной артерии области, проводит туристский фестиваль, посвященный реке Дон.
Как показывает практика, наибольшей популярностью пользуются проекты, основанные на интерактивных программах, тематиках, раскрывающих культурно-историческую значимость региона и повышающих национальное самосознание.
Принимая это во внимание, мы стараемся поддержать любую инициативу органов местного самоуправления, используя разные формы господдержки. Ежегодно за счет средств областного бюджета осуществляется более 200 мероприятий в сфере культуры, молодежной политики, конгрессной индустрии.
А с учетом спортивных чемпионатов, спартакиад, турниров, регат международной, федеральной и региональной значимости событийный календарь области насчитывает более 700 мероприятий.
Проведение туристских событийных мероприятий стало возможным с начала действия первой областной программы развития туризма.
Так, была поддержана инициатива администрации Азовского района по организации в хуторе Курган гастрономического фестиваля «Донская уха».
В дельте Дона, на живописном берегу реки, жители района в канун Дня рыбака ежегодно варят более 0,5 тонны ухи. Все это сопровождается яркими выступлениями артистов, увлекательной работой аниматоров, парусной регатой и джигитовкой. Несмотря на июльский зной, количество гостей праздника за 5 лет увеличилось втрое и продолжает расти ежегодно, что заставляет нас уже сейчас задуматься о расширении площадки мероприятия.
Для создания комфортных условий пребывания туристов на празднике средства бюджета направляются на установку тентовых конструкций, организацию санитарно-гигиенических зон, оплату работы аниматоров, закупку кухонного инвентаря и прочее.
Чтобы добиться наибольшего экономического эффекта, с этого года по примеру зарубежных коллег предполагается включать в турпакет на гастрономический фестиваль стоимость услуг местных жителей по приготовлению ухи. А за лучшую уху награждать турпутевками.
За годы активной деятельности по организации туристских событийных мероприятий на региональном рынке постепенно сформировалась профессиональная ниша организаторов праздников и событийных мероприятий. Появились новые темы, вырос интерес к турам выходного дня. С каждым годом в этот процесс все больше включаются туристские организации и местные органы власти.
К примеру, в этом году на Межведомственном координационном совете по туризму Ростовской области была поддержана новая инициатива. Администрация Аксайского района выступила с предложением проводить праздник в память о первом российском салюте, данном в станице Старочеркасской в честь первой победы российского флота, одержанной во время похода Петра I на Азов (1696 г.).
Замечу, что Аксайский район известен не только тем, что здесь, в станице Старочеркасской, постоянно проводятся фольклорные фестивали. В последнее время популярность приобрели праздники семейного отдыха в туристском центре «Казачий Дон», ежегодное аэрошоу в станице Ольгинской, ярмарки сувенирной продукции и местных художников.
Проводимые исследования дают нам основание полагать, что рост численности неорганизованных туристов основан, как они сами отмечают, прежде всего на интересе к местному колориту и традициям казачества, а также на ярких впечатлениях от увиденного и прочувствованного.
Это еще раз подтверждает выводы экспертов о том, что прошлое вдохновляет значительно больше настоящего, что туристу интересна история и что настоящее звучит интереснее, будучи «обыгранным в контексте истории».
Элементы интерактива также используются в ходе проведения социальных туров, которые мы организуем для инвалидов, детей-сирот и других социально незащищенных граждан. Для этого используются не только традиционные площадки.
Например, на территории области в Усть-Донецком районе на базе действующего детского лагеря создан этноархеологический комплекс «Затерянный мир», где туристам предлагается пройти по маршруту «Тропа истории», погрузившись в среду первобытного общества.
Ученые-археологи своими силами создали здесь под открытым небом единственный на юге России музей археологической реконструкции. Здесь же представлены этнографические материалы и находки. Причем есть и такие, которые относятся к категории особо ценных в силу своей высокой научной значимости.
В качестве дополнительных мер по привлечению в область туристов осуществляется комплексное продвижение донского турпродукта. На эти цели в рамках действующей Программы предусмотрено более 60% средств бюджета, что составляет (с 2008 по 2016 гг.) 190 млн. рублей.
Главным информационным ресурсом служит интерактивный портал «Донской туризм». На страницах портала можно познакомиться с путеводителями по области, достопримечательностями, календарем событийных мероприятий. Посетитель всегда имеет доступ к актуальным новостям и постоянно обновляющемуся реестру турфирм, в т. ч. туроператоров по внутреннему туризму.
Структура портала включает практически весь информационный блок о деятельности отдела развития туризма в этом направлении. В частности, здесь содержится информация о социальных турах, конгрессных мероприятиях, инфотурах, обучающих семинарах, рейтинговых конкурсах. Здесь также отражены партнерские новости, в т. ч. информация о туристских информационных центрах.
Кроме этого, Ростовская область ежегодно представляет себя на федеральных телеканалах — ВГТРК «Россия 1», РБК, «5 канал», ТВЦ.
К примеру, на спутниковом телеканале «Рашен трэвел гайд» проходил показ документальных фильмов о туристском потенциале области, снятых в прошлом году по нашему заказу.
В мае — июне состоялась трансляция рекламных видеороликов на телеканалах восьми субъектов РФ, где присутствует наибольшая часть нашей целевой аудитории.
В местных СМИ в рамках проекта Правительства области «Информационная волна» стартует тематический блок о значимых туристских мероприятиях летнего сезона. Особое место в нем будет отведено Всероссийскому фестивалю военно-патриотических клубов, посвященному одному из значимых для Ростовской области событий — Азовскому осадному сидению донских казаков 1641 года.
В завершение хочу подчеркнуть, что событийный туризм как один из механизмов привлечения туристов при его грамотном применении работает как на экономическом, так и на социальном уровне.
Социально-экономический эффект от реализации программно-целевых мероприятий в сфере туризма Ростовской области, в т. ч. и масштабных туристских фестивалей и праздников, измеряется сегодня:
— приростом численности туристов более чем на 10%;
— ростом объема платных услуг сферы туризма более чем на 17% по сравнению с предыдущим периодом.
С расширением спектра услуг, предлагаемых гостям на туристских праздниках, увеличиваются и суммарные доходы смежных с туризмом отраслей — транспорта, торговли, культуры и искусства, физической культуры и спорта, общественного питания, бытовых услуг, связи и пр.
Но для того чтобы получить максимальную выгоду от событийного туризма, необходимо прежде всего выработать туристскую политику, основанную на создании инфраструктуры гостеприимства. При устойчивых темпах развития и при наличии стратегии продвижения событийного туризма российский турпродукт может с успехом базироваться на значимых мероприятиях.
Важной составляющей в этом аспекте является внедрение форм господдержки организаторов событийных мероприятий, туроператоров, осуществляющих деятельность по формированию и реализации событийных туров и инвесторов.
Необходимо, чтобы на региональном уровне отраслевые структуры власти по вопросам согласования действий при организации событийных мероприятий взаимодействовали не только с органами местного самоуправления, но и с турбизнесом.
На уровне федеральном необходимо рассмотреть возможность сокращения сроков оформления виз для иностранных граждан, желающих посетить Россию в качестве участников событийных мероприятий, что послужит дополнительным стимулом для туроператоров, формирующих событийные туры.
Создание на портале Ростуризма единого расширенного календаря основных событий, проводимых в субъектах РФ, не только значительно облегчит потенциальным туристам выбор маршрута, но и усилит продвижение российских регионов.
——————————————————————