Развитие социального туризма как нового подхода в интеграции общества
(Каримова Д. Ю., Каримов Б. Н.)
(«Туризм: право и экономика», 2012, N 1)
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА
КАК НОВОГО ПОДХОДА В ИНТЕГРАЦИИ ОБЩЕСТВА
Д. Ю. КАРИМОВА, Б. Н. КАРИМОВ
Каримова Д. Ю., профессор НОУ ВПО «Институт туризма», зав. кафедрой общественного здоровья и здравоохранения Государственной классической академии им. Маймонида, доктор медицинских наук.
Каримов Б. Н., доцент НОУ ВПО «Институт экономики», кандидат экономических наук.
Как следует из Хартии туризма и Кодекса туриста, одобренных резолюцией VI сессии Генеральной ассамблеи Всемирной туристской организации 22 сентября 1985 г. в Болгарии (София), «…право каждого человека на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый отпуск, а также право свободно передвигаться без ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом, признается во всем мире. Использование этого права составляет фактор социального равновесия и повышения национального и всеобщего сознания».
Как следствие этого права, государства должны разрабатывать и проводить политику, направленную на обеспечение гармоничного развития внутреннего и международного туризма, а также заниматься организацией отдыха на благо всех тех, кто им пользуется.
В документе говорится, что с этой целью государствам следует:
— содействовать упорядоченному и гармоничному росту как внутреннего, так и международного туризма;
— приводить туристскую политику в соответствии с политикой общего развития, проводимой на различных уровнях — местном, региональном, национальном и международном, расширять сотрудничество в области туризма как на двусторонней, так и многосторонней основе, включая для этой цели также возможности Всемирной туристской организации;
— содействовать принятию мер, позволяющих каждому участвовать во внутреннем и международном туризме, особенно посредством регулирования рабочего времени и досуга, улучшения системы ежегодных оплачиваемых отпусков и равномерного распределения дней таких отпусков в течение года, а также уделения особого внимания молодежному туризму, туризму людей преклонного возраста и людей с физическими недостатками.
Из этой Хартии хотелось бы выделить слова статьи II: «…заниматься организацией отдыха на благо всех тех, кто им пользуется» и статьи III: «…уделения особого внимания… туризму людей с физическими недостатками».
Между тем еще в 70-е годы XX века были раскрыты социальные, культурные, политические и экономические аспекты туризма. Социальный туризм был провозглашен как высокий идеал перед лицом дискриминации и проблем интеграции.
Что означает социальный туризм сегодня? Как понимают свою роль основные участники процесса социального туризма? Каковы их убеждения и устремления? Каковы в сегодняшнем мире проблемы и перспективы, ожидающие нас в третьем тысячелетии?
На эти вопросы ответила в свое время Монреальская декларация, принятая Генеральной ассамблеей Международного бюро социального туризма 12 сентября 1996 г.:
«Обеспечение доступности туристского отдыха для всех, включая семьи, молодежь и пожилых лиц, обязательно означает участие в борьбе против неравенства и против исключения лиц с иной культурой, с ограниченными средствами или возможностями или живущих в развивающихся странах. С этой целью следует разработать и осуществить конкретные меры: определить социальную туристскую политику, создать надлежащую инфраструктуру, обеспечить систему поддержки малообеспеченных слоев населения, подготовить кадры и информационную работу и т. д. Скромные инициативы, являющиеся элементом общей стратегии, могут зачастую быть более эффективными «дизайнерами общества», чем крупномасштабные проекты».
К движению социального туризма может принадлежать любая туристская организация (ассоциация, кооператив, общество взаимопомощи, фонд, федерация, некоммерческая организация, компания и т. д.), которая в своем уставе или регламенте четко ставит задачи социального характера и цель обеспечения доступности путешествий и туризма для максимального количества людей, не ограничивая себя единственной целью максимального получения прибыли.
Слово «социальный» подразумевает повышенное чувство солидарности и братства и может являться источником надежды тем многим людям в мире, у которых до сих пор отсутствует время для отдыха или материальные возможности.
Принадлежность к социальному туризму должна подтверждаться следующими подлежащими проверке условиями:
— предлагаемые виды деятельности нацелены на совместное решение социальных, просветительских и культурных задач, способствующих уважению и развитию человека;
— четко определяется целевая клиентура, при этом отсутствует какая-либо дискриминация по расовым, культурным, религиозным, политическим, философским или социальным признакам;
— неотъемлемым элементом предлагаемого турпродукта является добавленная стоимость неэкономического характера;
— четко указывается стремление обеспечить гармоничную интеграцию в местную среду;
— вид деятельности и цена четко указываются в контрактных документах. Цены соответствуют заявленным целям. Прибыли полностью или частично реинвестируются в улучшение услуг, предлагаемых общественности;
— управление кадрами отвечает требованиям социального законодательства и нацелено на обеспечение удовлетворенности работой и надлежащее постоянное повышение квалификации кадров.
Эти положения стали уже хрестоматийными, и сотни миллионов людей путешествуют и принимаются в мире благодаря социальному туризму, который охватывает все социальные слои и возрастные группы.
Социальный туризм процветает в экономической среде, для которой характерны солидарность и продуманная социальная политика. В свою очередь социальный туризм во все большей степени предлагает благоприятные экономические возможности.
Социальный туризм фактически консолидирует общество, обеспечивает концепцию его устойчивого развития, работая на гармоничное объединение развития туризма с охраной окружающей среды и уважением характера местных сообществ; передачу новых ресурсов в отсталые регионы; содействие развитию, при котором ресурсы не исчерпываются; обеспечение местных выгод экономического, социального и культурного характера.
Несмотря на признанные достижения и успехи, значимый и устойчивый социальный туризм может существовать только при наличии долгосрочной продуманной социальной политики в области туризма на региональном, национальном и международном уровнях.
В России вопросы развития социального туризма звучали и на заседании Комиссии Общественной палаты Центрального федерального округа Российской Федерации по вопросам здравоохранения и формирования здорового образа жизни, развития благотворительности и милосердия, социальной защищенности инвалидов. Само название Комиссии, членом которой является одна из авторов статьи, уже говорит о том, на решение каких проблем направлена ее работа.
Для распространения и внедрения современных концепций и критериев социального туризма должны быть задействованы прежде всего сами правительства стран, дабы в соответствии с социальной, политической, экономической и административной структурой своих государств содействовать на различных уровнях жизни государства осуществлению действий, основанных на планах национального, регионального и местного значения.
Именно этим вопросам и был посвящен состоявшийся в г. Уфе 15 — 16 декабря 2011 г. Первый Всероссийский форум по вопросам социального туризма. Форум был организован Федеральным агентством по туризму совместно с правительством Республики Башкортостан в рамках реализации Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 — 2018 гг.)».
Из всех групп населения, подпадающих под критерии социального туризма, на Форуме прежде всего звучали вопросы обеспечения социальным туризмом пенсионеров и инвалидов. Были представлены интересные турпродукты. Очень трогательно была воспринята аудиторией программа турпоходов для инвалидов, познавательно-экскурсионные туры и др. формы работы.
Между тем именно данный контингент нуждается прежде всего в лечебно-оздоровительных мероприятиях. Состоялась презентация буквально нескольких санаториев, в т. ч. уже широко известного курорта Янган-Тау. В стране огромный потенциал рекреационно-познавательных и природно-рекреационных ресурсов, в т. ч. санаторно-курортных учреждений.
Реалии сегодняшнего дня таковы, что должна быть пересмотрена сама концепция оказания санаторно-курортной помощи населению. Необходима разработка санаторно-курортных услуг в качестве турпродукта. Необходимо в корне менять программу пребывания в санаторно-курортных учреждениях: от мини-больниц по атмосфере и содержанию переходить к реорганизации в культурно-развлекательно-оздоровительные центры. Тем самым способствовать повышению их привлекательности как туристского объекта и способствовать созданию положительного эмоционального фона для оздоравливающихся. Ибо современное видение сохранения здоровья и предупреждения хронизации уже возникших заболеваний — здоровый и счастливый образ жизни (сделаем акцент на слове «счастливый»).
Таким образом, программа организации данного вида туризма должна иметь многофункциональный характер и включать в себя: отдых, досугово-развлекательные мероприятия, оздоровительную программу, способные поднять жизненный тонус отдыхающих, удовлетворить их духовные и эмоциональные потребности.
На курсах по повышению квалификации руководителей санаторно-курортных учреждений мы впервые стали включать лекции по технологии создания турпродукта, проектированию туристских услуг, о государственных и международных стандартах в социально-культурном сервисе и туризме.
С другой стороны, на форуме прозвучали сетования менеджеров туриндустрии на то, что, развивая социальный туризм, работая с таким контингентом, как пенсионеры и инвалиды, они столкнулись с необходимостью определенных медицинских знаний, как-то: показания и противопоказания для участия в турпоходах, экскурсионных программах для данного круга лиц; знаний по оказанию первой медицинской помощи туристам вообще и, что наиболее актуально, в социальном туризме.
Совместно с ведущими учеными медицинских вузов г. Москвы и Санкт-Петербурга ООО «НОМЕКО» впервые разработало программу повышения квалификации менеджеров туриндустрии по медико-социальным проблемам туризма.
Итак, в практическом плане прямо или косвенно претворение в жизнь принципов социального туризма должно осуществляться в министерствах, администрациях, в политических кругах, различных общественных организациях, в законодательных органах власти, профсоюзных организациях, организациях и предприятиях предпринимателей, непосредственно на туристских предприятиях, в молодежных организациях, в сфере обучения, в средствах массовой информации. Таким образом, социальный туризм в стране ждет своего дальнейшего развития, толчком к которому и послужил Первый Всероссийский форум по вопросам социального туризма.
——————————————————————