Технология поддержки принятия управленческих решений на основе комплексной оценки индустрии туризма в экономической системе

(Пшеничных Ю. А.)

(«Туризм: право и экономика», 2013, N 3)

ТЕХНОЛОГИЯ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

НА ОСНОВЕ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА

В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

Ю. А. ПШЕНИЧНЫХ

Пшеничных Юлия Алексеевна, доцент кафедры государственного и муниципального управления Южного федерального университета (г. Таганрог), кандидат экономических наук, доцент.

Представлена технология принятия управленческих решений на основе комплексной оценки состояния индустрии туризма в экономической системе, позволяющая на основе содержательной характеристики типов территорий с использованием профилей состояния индустрии туризма выявлять основные проблемы и определять приоритетные направления развития территории.

Ключевые слова: типология туристских регионов, комплексное развитие, управление индустрией туризма.

Technology of support of acceptance of administrative decisions on the basis of a comprehensive assessment of the tourism industry in the economic system

Ju. A. Pshenichnyh

Pshenichnyh Julia Alekseevna, docent of chair of Public and municipal administration Southern Federal University (Taganrog), Candidate of Economic Sciences, associate professor.

Presents the technology of acceptance of administrative decisions on the basis of a comprehensive assessment of the state of the tourism industry in the economic system allowing on the basis of the substantive characteristics of types of territories using profiles status of the tourism industry to identify the main problems and define priority directions of development of the territory.

Key words: typology of tourist regions, comprehensive development, management of tourism industry.

В практике управления российскими территориями регулирование туризма традиционно осуществляется на основе узкоотраслевого подхода к рассмотрению возможных приоритетов развития, только с позиции развития туристского потенциала, без комплексной оценки планируемого развития для других важнейших отраслей и сфер жизнедеятельности экономики территории. Это приводит к недооценке роли туризма в социально-экономической жизни территории и дискриминации отрасли при ранжировании приоритетов развития [3].

Масштабность и важность индустрии туризма свидетельствуют о ее принадлежности к стратегическим отраслям экономики, что требует непосредственного управления с целью обеспечения пропорциональности развития территориальных и отраслевых народнохозяйственных комплексов, обоснования политики занятости, обеспечения роста бюджетных доходов и повышения уровня здоровья населения. Поэтому обоснование необходимости управления индустрией туризма на основе комплексного развития в социально-экономической среде строится на основе изучения современного состояния, анализа роли и места индустрии туризма в экономике и социальной политике территории, особенностей и специфики туристской системы, ее влияния, в частности, на социально-экономическое развитие территории.

На рисунке 1 представлен алгоритм технологии поддержки принятия управленческих решений на основе комплексной оценки состояния индустрии туризма в экономической системе.

1. Формирование системы социально-экономических показателей на основе

статистических сборников «Регионы России» — «Туризм и туристские

ресурсы в России»

\/

2. Группировка статистических показателей и нахождение комплексных

факторов, характеризующих социально-экономическое развитие региона и

состояние в нем индустрии туризма с помощью факторного анализа

\/

3.1. Типология регионов по уровню 3.2. Типология регионов по

социально-экономического развития результатам функционирования и

и состоянию индустрии туризма развития туристского рынка

\/ \/

4. Комплексная оценка состояния индустрии

туризма в экономической системе

\/ \/

4.1. Характеристика типа региона 4.2. Сравнительная характеристика

(17 типов, 4 базовых: лидеры, социально-экономического развития

развитые, среднеразвитые и региона и состояния в нем индустрии

слаборазвитые) туризма в двухуровневой системе

показателей: комплексные факторы —

относительные показатели

Рис. 1. Алгоритм технологии поддержки принятия

управленческих решений на основе комплексной оценки

состояния индустрии туризма

Алгоритм отражает последовательность основных процедур, выполняемых при осуществлении технологии: на базе основных социально-экономических показателей (шаг 1 — подготовительный), группировка статистических показателей и нахождение комплексных факторов, характеризующих социально-экономическое развитие региона и состояние в нем индустрии туризма, на основе факторного анализа (шаг 2). На основе полученных факторов кластеризация регионов (шаги 3.1 и 3.2). Формирование комплексной оценки состояния индустрии туризма (шаги 4.1 и 4.2).

До последнего времени исследование региональных проблем производилось на всей совокупности регионов РФ в целом, как правило, без учета специфики отдельных регионов или их групп. Это было вызвано в основном тем, что ряды статистической информации за период посткоммунистического развития России были явно недостаточны для проведения эконометрического анализа отдельных регионов [6].

Ввиду широкого разнообразия территорий и необходимости комплексной оценки состояния в них индустрии туризма с целью совершенствования процесса принятия управленческих решений возникает необходимость построения типологии территорий по различным наборам изучаемых показателей и сравнение полученных группировок между собой с целью выявления однородных в том или ином смысле групп территорий [12].

В качестве основы разрабатываемой системы показателей технологии поддержки принятия управленческих решений на основе комплексной оценки развития индустрии туризма была выбрана единая для всех субъектов система показателей органов государственной статистики, обеспечивающая наилучшее сочетание наибольшего числа используемых показателей и масштабов охвата исследуемых туристских территорий. Исходная система показателей включает 16 основных блоков: уровень жизни населения, ВРП, труд, инвестиционная деятельность, финансы, транспорт, коммунальные услуги, связь, телекоммуникации и информационные технологии, торговля и услуги, правонарушения, окружающая среда, материально-технические ресурсы индустрии туризма, туристские потоки, культурно-исторические ресурсы, финансы индустрии туризма, цены на услуги в индустрии туризма и др. [9].

В рамках разработанной технологии было выяснено, что проводить кластерный анализ непосредственно на сравнительно большом объеме переменных весьма затруднительно и это усложняет дальнейшую интерпретацию полученных результатов. В связи с этим вся совокупность переменных с помощью факторного анализа была разбита на группы с помощью инструментов факторного анализа. В результате проведенного факторного анализа была получена система, состоящая из четырех комплексных факторов (эколого-экономические, геоэкономические, социально-экономические и финансово-рекреационные), позволяющая оценить общее социально-экономическое развитие и состояние индустрии туризма в региональной экономической системе [10].

Для обеспечения однородности первоначальной выборки регионов были учтены территориальные особенности, отнесенные к группе базовых характеристик туристских регионов, путем осуществления первоначальной типологии регионов по уровню экономического развития и состоянию в нем индустрии туризма. В результате применения типологии регионов при анализе состояния индустрии туризма появляется возможность сопоставлять регионы, находящиеся в достаточно однородной среде по комплексу географических, климатических, политических, природно-сырьевых, экономических и других факторов.

Кластеризация проводилась с использованием пакета статистических данных SPSS 11.0 и была осуществлена с группой всех иерархических агломеративных методов посредством перебора всех возможных сочетаний методов и мер сходства для кластеризации [2]. Для проверки полученных решений на достоверность использовался дискриминантный анализ, позволивший получить дополнительную информацию о качестве полученных кластерных решений, подтверждаемых также результатами содержательного анализа [4].

В результате на основе исходных значений четырех комплексных факторов были получены 7 типов регионов по уровню социально-экономического развития и состоянию в них индустрии туризма. Далее с целью анализа влияния экономического развития регионов и состояния в них индустрии туризма на результаты функционирования и развития рынка туристских услуг была проведена кластеризация регионов лишь по наиболее значимым с точки зрения развития туризма показателям:

1. Объем отдельных видов платных услуг (млн. руб.), в том числе:

— туристско-экскурсионные;

— санаторно-оздоровительные;

— услуги гостиниц.

2. Численность размещенных лиц (тыс. чел.):

— в предприятиях гостиничного типа;

— в специализированных средствах размещения.

Отобранные показатели позволяют оценить состояние и развитие туризма в регионах как в денежном, так и в натуральных показателях. Это дает возможность получить более полную характеристику развития туризма в регионах России [1].

В итоге в результате кластеризации регионов по результатам функционирования и развития рынка туристских услуг были получены четыре базовых типа. Для обозначения полученных типов туристских регионов были введены следующие обозначения: тип 1 — регионы с развитой туристской индустрией; тип 2 — регионы со среднеразвитой индустрией туризма; тип 3 — регионы со слаборазвитой туристской индустрией; тип 4 — лидеры. Для объяснения принадлежности регионов к полученным базовым типам объективными факторами, к которым были отнесены: экономико-географическое положение, природно-климатические условия, природно-ресурсный потенциал, тип (уровень) социально-экономического развития региона — была разработана типология туристских регионов, представленная в таблице 1.

Таблица 1

Разработанная типология регионов РФ по уровню развития

в них индустрии туризма

Тип региона по результатам функционирования и развития рынка туристских услуг

Подтип

Перечень регионов

1

1(2)

Красноярский край, Новосибирская область, Пермская область

2(3)

Нижегородская область, Республика Башкортостан, Ростовская область, Самарская область, Свердловская область, Ставропольский край, Челябинская область

3(4)

Республика Татарстан

2

1(1)

Амурская область, Иркутская область, Приморский край, Читинская область

2(2)

Алтайский край, Архангельская область, Мурманская область, Омская область, Республика Карелия, Республика Коми, Томская область, Тюменская область, Хабаровский край

3(3)

Владимирская область, Волгоградская область, Кемеровская область, Ленинградская область, Оренбургская область, Саратовская область, Тверская область, Тульская область

4(4)

Вологодская область, Воронежская область, Кировская область, Новгородская область, Орловская область, Псковская область

5(5)

Калининградская область

6(6)

Республика Саха (Якутия)

3

1(1)

Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Республика Калмыкия, Республика Тыва

2(2)

Еврейская АО, Костромская область, Курганская область, Республика Хакасия

3(3)

Астраханская область, Ивановская область, Кабардино-Балкарская Республика, Калужская область, Карачаево-Черкесская Республика, Курская область, Липецкая область, Пензенская область, Республика Адыгея, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Рязанская область, Тамбовская область

4(4)

Белгородская область, Брянская область, Смоленская область, Удмуртская Республика, Ульяновская область, Чувашская Республика, Ярославская область

5(5)

Республика Северная Осетия — Алания

6(6)

Камчатская область, Магаданская область, Сахалинская область, Чукотский АО

4

1(5)

Краснодарский край, Московская область, Санкт-Петербург

2(7)

Москва

Каждый из полученных типов можно разбить на три (1 тип), шесть (2 и 3 тип) и два (4 тип) подтипа соответственно. Полученные подтипы относятся к одному из семи типов регионов, характеризующихся разным социально-экономическим уровнем развития и состоянием индустрии туризма.

Более подробную характеристику типов можно получить, если построить по средним значениям комплексных факторов лепестковые диаграммы. На рисунке 2 представлены профили семи регионов типа 1 — 2 (3), включая Ростовскую область.

Рис. 2. Лепестковая диаграмма «профиль региона»

по комплексным факторам социально-экономического развития

и состоянию индустрии туризма (тип 1 — 2 (3))

Используя построенные диаграммы (см. рис. 2), можно сравнить социально-экономическое положение регионов одного типа между собой и оценить это состояние относительно средних «типичных» значений. Так, Ростовская область занимает третье место по значению первого фактора (0,2262), уступая Свердловской (0,3844) и Самарской областям (0,3506). Данное отставание связано с недостаточным уровнем развития связи (48,96 абонента сотовой радиосвязи на 10 000 человек населения), в Свердловской области значение данного показателя выше в 2,3 раза, в Самарской — почти в два раза; сферы торговли и услуг. По инвестиционной активности в сферу транспорта и связи Ростовская область занимает лишь пятое место, абсолютным лидером является Самарская область. Однако есть и положительные стороны в низких значениях Ростовской области по данному фактору: показатели, характеризующие состояние окружающей среды, — одни из лучших после Ставропольского края.

Значения остальных факторов для Ростовской области ниже среднего. Наиболее низкие значения показателей наблюдаются в сфере ЖКХ (порядка 65% по четырем показателям по сравнению с лидерами, у которых значения достигают 80 — 90%); финансов — самая низкая бюджетная обеспеченность населения среди регионов данного типа (7 тыс. руб. на душу населения), меньше лидера, Республики Башкортостан, где на душу населения приходится 12,28 тыс. руб.; в отрасли связи (наиболее низкая обеспеченность городского населения средствами связи); в уровне жизни населения (отношение доходов к прожиточному минимуму находится на уровне среднего, однако доля населения с доходами ниже прожиточного минимума одна из самых больших — 23,2%). Самые низкие значения наблюдаются также по ВРП (41,8 тыс. руб. на душу населения), лидером по данному показателю является Самарская область. Ростовская область отстает от лидера более чем в два раза (85,2 тыс. руб. на душу населения). Также для Ростовской области характерен самый высокий уровень безработицы (12,6), в основном растет уровень безработицы на шахтерских территориях области. Высокий уровень безработицы — это следствие несбалансированности спроса и предложения рабочей силы по квалификационной и территориальной структуре, а также заниженной цены труда (более 60% вакансий, заявленных в службу занятости, — с заработной платой ниже величины прожиточного минимума). Что касается сферы гостиничного хозяйства, то, несмотря на низкое значение числа гостиниц, емкость номерного фонда на уровне среднего, емкость санаторно-оздоровительных учреждений — одна из самых низких среди регионов данного типа. Что подтверждает гостиничную специализацию Ростовской области, а конкретно развитие делового туризма на данной территории.

Таким образом, анализируя социально-экономическое положение Ростовской области и состояние в ней индустрии туризма, в качестве приоритетных направлений развития можно выделить развитие системы жилищно-коммунального хозяйства, в частности за счет привлечения в сферу ЖКХ частного капитала, одним из популярных сегодня решений является передача объектов коммунальной инфраструктуры в управление частному инвестору; дальнейшее развитие отрасли связи и транспортной инфраструктуры, совершенствование инвестиционной политики, особенно следует уделять внимание подготовке инвестиционных проектов.

Подобный сравнительный анализ может быть выполнен для каждого региона РФ. Полученная в совокупности система показателей и содержательная характеристика каждого из полученных типов формируют комплексную оценку состояния индустрии туризма. Данная оценка позволяет определить уровень социально-экономического развития региона и состояние в нем индустрии туризма и их влияние на степень привлекательности для туристов, а также на уровень развития в них индустрии туризма.

Комплексная оценка состояния индустрии туризма на основе созданной типологии территорий выполняется на нескольких уровнях: во-первых, на уровне территории, относящейся к одному из четырех базовых типов по результатам функционирования и развития туристского рынка; во-вторых, на основе принадлежности территории к одному из семи типов территорий по уровню социально-экономического развития и состоянию в них индустрии туризма на основе значений комплексных факторов, позволяющих сравнить положение территорий одного типа между собой и оценить это состояние относительно средних «типичных» значений; в-третьих, на уровне первичных показателей, значения которых позволяют более подробно анализировать отдельные направления социально-экономического развития территории и состояние в них индустрии туризма.

Предложенная технология поддержки принятия управленческих решений на основе комплексной оценки состояния индустрии туризма в экономической системе может быть использована на всех трех уровнях управления индустрией туризма: макроэкономическом, мезоэкономическом и микроэкономическом [13].

Разработанная типология территорий выступает фактором информационно-методического обеспечения процесса управления государственных органов власти, позволяя выделять территории, которые нуждаются в первоочередной концентрации усилий и средств на их развитие; резервные территории и территории, где развитие туристской инфраструктуры нецелесообразно; определять приоритеты развития, осуществлять государственную политику, как непосредственно связанную с развитием туристских комплексов, так и в целом политику социально-экономического развития региона.

В качестве перспектив использования сформированных типов регионов на макроэкономическом уровне могут выступать: информационная поддержка в планировании и реализации федеральных целевых программ развития индустрии туризма; создание благоприятного инвестиционного климата в туристских, рекреационных и курортных центрах России; стимулирование развития депрессивных регионов с низким промышленным потенциалом; развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры и др.

Ввиду того, что в практике управления российскими территориями регулирование туризма традиционно осуществляется на основе узкоотраслевого подхода к рассмотрению возможных приоритетов развития, только с позиции развития туристского потенциала, реализация предложенной технологии принятия управленческих решений на мезоэкономическом уровне позволяет производить комплексную оценку планируемого развития для других важнейших отраслей и сфер жизнедеятельности экономики территории (транспорта, здравоохранения и др.), что позволяет повысить эффективность использования ограниченных ресурсов. Помимо этого, разработанная типология регионов позволяет переносить опыт развития туризма из одних районов в другие с аналогичными условиями, а также служит информационно-методическим инструментом при планировании и реализации местных программ развития туризма, осуществлении региональных и федеральных целевых программ в части, относящейся к данной местности.

Сфера применения разработанной типологии туристских территорий на микроэкономическом уровне, представленном различными предприятиями и организациями, работающими в индустрии туризма, касается разработки сетевых маршрутов, выявления перспективных мест расположения туристских предприятий и организаций.

Разработанная технология позволяет совершенствовать управление индустрией туризма, а следовательно, реализовать стратегические приоритеты развития данной отрасли с учетом общего социально-экономического развития территории. Как уже было отмечено выше, разработка большинства долгосрочных концепций и программ развития сферы туризма в ряде регионов страны сводит стратегическое планирование развития туризма к однобокому, узкоотраслевому рассмотрению возможных приоритетов развития территории, только с позиции развития ее туристского потенциала, не позволяя давать комплексные оценки последствиям планируемого развития для других важнейших отраслей и сфер жизнедеятельности экономики региона [7]. Однако туристский комплекс является весьма сложной системой, охватывающей различные сектора общества и экономики, и эта система будет функционировать намного эффективнее и принесет желаемые выгоды, если она будет планироваться на комплексной основе, с согласованным развитием всех ее компонентов [8]. Поэтому наиболее эффективным для территории является подход, при котором планирование развития туризма осуществляется в рамках единой системы комплексного стратегического планирования социально-экономического развития региона [11].

Литература

1. Бухтоярова И. В. Статистический анализ рынка туристских услуг в России. М., 2003. 168 с.

2. Бююль А., Цефель П. SPSS: искусство обработки информации. Анализ статистических данных и восстановление скрытых закономерностей. СПб.: ООО «ДиаСофтЮП», 2002. 608 с.

3. Громов В. В., Брайнин М. Б. Научные исследования по экономике туризма в Республике Карелия. URL: http://gov. karelia. ru/Power/Committee/Sport/expl. html.

4. Ким Дж.-О. Кластерный анализ // Факторный, дискриминационный и кластерный анализ. М.: Финансы и статистика, 1989. 215 с.

5. Кружалин В. И., Шабалина Н. В., Тульская Н. И. Научные подходы к формированию рейтингов регионов России по уровню развития индустрии туризма // Туризм: право и экономика. 2011. N 4.

6. Николаенко Д. В. Рекреационная география. М., 2001. 288 с.

7. Планирование на предприятии туризма / Под ред. проф. Е. И. Богданова. СПб.: Изд. дом «Бизнес-пресса», 2004. 288 с.

8. Пшеничных Ю. А. Системный подход к формированию устойчивого развития туристской сферы // Актуальные проблемы экономики, менеджмента и права: Материалы Известий ТРТУ. Таганрог, 2003. N 5. С. 127 — 132.

9. Пшеничных Ю. А. Информационно-методическое обеспечение принятия управленческих решений в комплексном развитии индустрии туризма: Автореф. дис. … канд. эконом. наук / Южный федеральный университет. Ростов н/Д, 2008.

10. Пшеничных Ю. А. Информационно-методическое обеспечение принятия управленческих решений в комплексном развитии индустрии туризма: Дис. … канд. эконом. наук / Южный федеральный университет. Таганрог, 2008.

11. Пшеничных Ю. А. Задача комплексного развития туристского комплекса в системе регионального управления // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2008. Т. 78. N 1. С. 171.

12. Саак А. Э., Пшеничных Ю. А. Информационно-методическое обеспечение принятия управленческих решений в комплексном развитии индустрии туризма // Туризм: право и экономика. 2008. N 4. С. 9 — 17.

13. Саак А. Э., Пшеничных Ю. А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: Учеб. пособие. СПб.: Питер, 2007. 512 с.

——————————————————————