Научные подходы к формированию рейтингов регионов России по уровню развития индустрии туризма
(Кружалин В. И., Шабалина Н. В., Тульская Н. И.)
(«Туризм: право и экономика», 2011, N 4)
НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ РЕЙТИНГОВ РЕГИОНОВ РОССИИ
ПО УРОВНЮ РАЗВИТИЯ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА
В. И. КРУЖАЛИН, Н. В. ШАБАЛИНА, Н. И. ТУЛЬСКАЯ
Кружалин В. И., доктор географических наук, профессор, кафедра рекреационной географии и туризма Географического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.
Шабалина Н. В., кандидат географических наук, доцент, кафедра рекреационной географии и туризма Географического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.
Тульская Н. И., кандидат географических наук, старший научный сотрудник, кафедра рекреационной географии и туризма Географического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.
В последние десятилетия в мире (и в Российской Федерации в том числе) наблюдается феномен рейтингов практически во всех сферах жизнедеятельности человека. Обусловлено это возрастающим количеством информации, которое требует систематизации и оценки подлинности, качества, возможности использования информации для частных и стратегических задач развития отдельных предприятий и хозяйствующих субъектов. Важным инструментом в проведении рейтинга являются социологические исследования. Этим подчеркивается, что рейтинг — оценочный показатель, составленный при учете мнений профессионалов. Таким образом, рейтинг — это комплексный интегральный показатель, включающий несколько самых важных для пользователя параметров оценки исследуемого объекта [4].
Мировая туристская индустрия сталкивается с постоянно растущим уровнем конкуренции как между регионами мира, так и между странами внутри регионов. Такие же тенденции начинают проявляться, хоть и с меньшей интенсивностью, и между субъектами РФ. В регионах нашей страны сильно проявляется «диспропорция» общего уровня социально-экономического развития, что непосредственно влияет и на развитие рекреации и туризма.
Туристские рейтинги можно подразделить на региональные, национальные и международные. Одной из важнейших функций рейтинга является не только определение позиции региона в табели о рангах, но и стимулирующее воздействие рейтинга на его продвижение на рынке посредством прогрессивного роста комплекса показателей, характеризующих туристско-рекреационную деятельность. Таким образом, через создание системы туристских рейтингов можно управлять развитием туризма на международном уровне, а внутри страны — на национальном, региональном и муниципальном уровнях [2].
Сегодня предприятиям туристской индустрии и туристским дестинациям все чаще приходится задумываться о собственной конкурентной позиции и конкурентных преимуществах. В этой связи возникает множество вопросов: по каким критериям оценивать и сопоставлять с конкурентами свои туристские продукты и услуги, деятельность организаций, какие методы при этом использовать? Кроме того, зная положение предприятия как по показателям финансово-хозяйственной деятельности, так и по показателю инвестиционной привлекательности, можно подробно анализировать деятельность лидера туристской отрасли, проводить сравнительный анализ и экстраполировать методы организации производства и реализации туристских продуктов лидеров на остальные предприятия. Применение рейтинговых оценок заставляет по-новому взглянуть на проблему конкурентоспособности как отдельных предприятий туриндустрии, так и туристских дестинаций разного иерархического уровня: муниципального, регионального, федерального.
Можно выделить четыре основные функции рейтингов в туризме:
Информационная. Рейтинг является источником информации об объекте оценки, включая в себя комплекс параметров, интересующих получателя информации.
Стимулирующая. Рейтинг стимулирует оцениваемый объект совершать действия по улучшению своего положения.
Посредническая. Рейтинг позволяет уменьшить влияние субъективных факторов, обычно оказывающих влияние на формирование мнений об объекте оценки.
Контрольная. Рейтинг может использоваться самим объектом оценки для продвижения и формирования собственного положительного имиджа, для привлечения новых клиентов (покупателей) и партнеров, для формирования цен и т. д. [3].
В последние годы экспертами Всемирного экономического форума в Давосе совместно с Международной ассоциацией авиаперевозок (IATA), Всемирным советом по путешествиям и туризму (WTTC) и Всемирной туристической организацией ООН (UNWTO) публикуется Индекс конкурентоспособности туризма (The Travel & Tourism Competitiveness Index), определяемый для более чем 100 туристских дестинаций [1].
Активное участие в разработке Индекса конкурентоспособности туризма приняли крупные транснациональные компании, непосредственно связанные с туризмом. Индекс основан на трех широких системах переменных, способствующих продвижению стран в сфере туризма:
— рамочные условия;
— бизнес-среда и инфраструктура;
— человеческие, природные и культурные ресурсы.
Первая система содержит элементы, часто относящиеся к государственному управлению и регулированию. Во вторую систему входят элементы бизнес-среды, наземный и воздушный транспорт, специализированная туристская инфраструктура. Третья система, соответственно, отражает обеспеченность человеческими, природными и культурными ресурсами каждой страны. Каждая из трех систем состоит в свою очередь из определенного количества показателей, слагающих Индекс конкурентоспособности стран. Таких показателей выделено 14:
1. Нормативно-правовое регулирование.
2. Экология и состояние окружающей среды.
3. Безопасность и жизнеобеспечение.
4. Здоровье и гигиена.
5. Приоритетность туристского сектора.
6. Инфраструктура воздушного транспорта.
7. Инфраструктура наземного транспорта.
8. Туристская инфраструктура.
9. Информационные и коммуникационные технологии.
10. Ценовая конкурентоспособность.
11. Человеческие ресурсы.
12. Уровень гостеприимства.
13. Природные ресурсы.
14. Культурно-исторические ресурсы.
Каждый из показателей представлен значительным числом переменных. Необходимую информацию представляют государственные и международные организации (ВЭФ, ИАТА, МСОП, ЮНКТАД, ЮНЕСКО, ЮНВТО и др.). Обзор составляется также на основе экспертного мнения директоров и других высших должностных лиц организаций, связанных с туризмом и экономическим развитием. На указанных данных основывается методология создания Индекса конкурентоспособности туризма.
Опубликованный в 2011 году рейтинг конкурентоспособности стран в сфере туризма, составленный экспертами в рамках Всемирного экономического форума в Давосе, охватил 139 стран. Самой конкурентоспособной страной в сфере туризма признана Швейцария, в пятерку лучших государств также вошли Австрия, Германия, Австралия и Испания. Россия заняла лишь 64 место. Эксперты отмечают, что у России неплохо обстоит дело с природными ресурсами, культурными ценностями и даже с авиационным сообщением — по этим критериям Россия попадает в шорт-лист из 35 стран. Однако эксперты крайне невысоко оценивают уровень развития наземного транспорта (83-е место) и туристской инфраструктуры, в том числе наличие достаточного числа мест в гостиницах (66-е место). По уровню безопасности эксперты и вовсе ставят нашу страну на 127-е место, поясняя это большим количеством ДТП, разгулом преступности и таким показателем, как «отсутствие веры в полицию как защиту от преступников». Можно констатировать, что в России неблагоприятная обстановка для развития туризма в целом. Основные причины видятся в визовых ограничениях, ограничениях по приобретению иностранцами собственности и в отсутствии гарантий со стороны государства. Экспертами отмечается, что туристский сектор экономики явно не является приоритетным для правительства, поэтому по данному показателю Россия занимает 125-е место [1].
В связи с принятием Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011 — 2018 гг.)» и провозглашением туризма приоритетным направлением развития регионов остро встает вопрос о разработке комплексного оценочного показателя развития туризма в субъектах РФ. Таким показателем может стать Всероссийский рейтинг субъектов РФ по уровню развития индустрии туризма, который будет одним из наиболее эффективных методов государственной политики регионального социально-экономического развития.
Система туристских рейтингов может включать в себя национальные рейтинги (рейтинги регионов РФ, рейтинги туристских компаний — туроператорских и турагентских, рейтинги гостиничных, транспортных предприятий и т. д.), региональные рейтинги (рейтинги региональных предприятий туриндустрии, рейтинги наиболее популярных туристских объектов, рейтинги региональных туристских продуктов и т. д.). Отдельно может быть создан рейтинг муниципальных образований, развивающих у себя туризм.
Цель создания системы туристских рейтингов — решение ключевых социально-экономических и политических задач регионов в контексте приоритетов концепции Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011 — 2018 гг.)». Таким образом, в задачи рейтингов входит:
1. Выделение ключевых единых индикаторов устойчивого развития индустрии туризма.
2. Создание электронной базы данных (реестра) о состоянии туризма на территории Российской Федерации и ее субъектов.
3. Выявление лидирующих субъектов и направлений развития индустрии туризма.
4. Проведение сравнительных количественных и качественных оценок состояния индустрии туризма.
5. Управление развитием индустрии туризма на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
Методической основой составления региональных туристских рейтингов должны стать: основные положения, содержащиеся в концепциях, стратегиях, программах и планах по развитию туризма в субъектах РФ; ключевые единые модули оценки туристско-рекреационного потенциала и индикаторы устойчивого развития индустрии туризма; электронная база данных (реестр) о состоянии туризма в субъектах РФ.
Важным этапом научного сопровождения туристско-рекреационной деятельности на региональном уровне является разработка комплексных региональных программ развития туризма в субъектах РФ. В соответствии с Приказом Ростуризма от 2007 г. основные положения этих программ должны базироваться на оценке туристско-рекреационного потенциала территории, его современного использования, а также определении индикаторов устойчивого развития туризма.
Индикаторы устойчивого развития туристской дестинации связаны с анализом влияния внешних и внутренних факторов, определяющих развитие туристской отрасли. Индикаторы могут быть различными, но главная цель их разработки и использования — проанализировать риски развития туристской индустрии как для самого туристского бизнеса, так и для исследуемой территории в целом.
Выделяется несколько основных типов индикаторов устойчивого развития туризма: индикаторы «предупреждения», индикаторы «напряжения», индикаторы «меры». Они могут иметь качественное и количественное выражение.
Разработка и учет индикаторов устойчивого развития туризма позволяют:
1. Принять оптимальное решение о пути развития туристской индустрии, снижающее риски и затраты на ее развитие.
2. Предотвратить конфликтные ситуации, связанные с развитием туризма и других видов хозяйственной деятельности на определенной территории.
3. Определить основные направления влияния развития туристской сферы на хозяйственный комплекс территории.
4. Максимально снизить риски развития туристской сферы при первоначальном планировании.
5. Повысить ответственность за развитие туристской сферы, т. к. речь идет об общественном процессе, в который вовлечено местное население.
6. Постоянно совершенствовать механизмы развития туристской сферы за счет введения регулярного мониторинга состояния территории.
Таким образом, индикаторы устойчивого развития туризма на территории следует рассматривать как основу для развития туристской индустрии и одновременно как инструмент принятия решений о приоритетных направлениях развития данного сектора экономики [5].
Разработка индикаторов устойчивого развития туризма напрямую связана с использованием туристско-рекреационного потенциала территории, с выделением точек роста и определением стадийности формирования туристских центров в субъектах РФ. Туристско-рекреационный потенциал характеризуется разной степенью его реализации в регионах России. Уровень развития туристско-рекреационной деятельности, так же как и потенциал, разнообразен и может быть дифференцирован в границах регионов. Таким образом, сравнение туристско-рекреационного потенциала и уровня развития индустрии туризма позволяет оценить степень реализации туристско-рекреационных возможностей регионов.
В этой связи видится целесообразным разработка и внедрение унифицированной электронной базы данных для создания региональных туристских рейтингов как инструмента стратегического планирования развития туризма. Структура электронной базы данных может включать следующие блоки: природный, экологический, культурно-исторический. В отдельном блоке следует рассматривать риски, сопровождающие развитие туристской деятельности, природного, техногенного и социально-экономического генезиса. Особое внимание предлагается уделять современному уровню развития индустрии туризма, который может быть представлен в виде двух блоков:
1. Блок социально-экономического развития — отражает социально-экономические условия реализации туристско-рекреационного потенциала регионов и характеризует современный уровень развития туристской инфраструктуры.
2. Блок активности регионов в реализации туристско-рекреационной деятельности — показывает активность регионов в развитии индустрии туризма, что выражается в доступности туристско-рекреационных услуг, обеспеченности региональной нормативно-правовой базой, инициативности региональных администраций и др.
Каждый из указанных блоков состоит из набора параметров, активизирующих или лимитирующих развитие туристско-рекреационной деятельности. По мере туристского развития территории количество и роль индикаторов могут меняться. Поэтому процесс разработки индикаторов устойчивого развития туристско-рекреационных систем различного ранга постоянен и требует постоянного обновления информационных баз данных. В ходе развития могут меняться и первоначальные цели, заложенные на стадии планирования. В связи с этим меняются критерии устойчивости туристско-рекреационных систем и обосновывается необходимость постоянного мониторинга как индикаторов, так и меняющейся ситуации. Необходимо также учитывать сезонность развития отдельных видов туризма.
Формирование электронной базы данных целесообразно проводить на уровне как субъектов РФ, так и муниципальных образований. При создании базы данных следует использовать единый алгоритм сбора и обработки информации. Электронная база данных должна включать качественные и количественные характеристики объектов, а также их месторасположение относительно ключевых туристско-рекреационных ресурсов, предприятий туриндустрии, транспортных осей, системы расселения, центров формирования потребностей.
Классификация регионов РФ по уровням состояния индустрии туризма на основе унифицированной электронной базы данных осуществляется в несколько этапов. На первом определяются операционно-территориальные единицы, которые характеризуются разнообразными показателями. На втором этапе классификации для объективного сравнения регионов все показатели переводятся в относительные количественные единицы. Третий этап заключается в нормировке полученных выше показателей, которая производится для последующего сравнения разноразмерных и разномасштабных показателей.
Поскольку интегральные оценки по разным блокам получаются в удельных единицах, это дает возможность проводить с ними дальнейшие операции и получать более сложные показатели. Так, на основе суммирования оценок блоков природного, культурно-исторического потенциалов и социально-экономических условий можно сформировать комплексный показатель туристско-рекреационного потенциала регионов. Совместное рассмотрение блоков социально-экономических условий и реализации туристско-рекреационной деятельности (активности регионов) позволяет дать комплексную оценку состояния индустрии туризма регионов РФ, которая характеризует и состояние туристской инфраструктуры, и позиционирование регионов в сфере туризма. Наконец, итоговый рейтинг целесообразно составлять на основе индекса туристско-рекреационного развития регионов, включающего как предпосылки развития рекреации и туризма, так и текущую ситуацию с развитием индустрии туризма в регионах.
На основе анализа комплексного показателя можно ранжировать регионы по порядку. Однако рейтинговое место не всегда дает возможность выделить группы регионов, наиболее близкие по показателям. Чаще всего при составлении рейтингов выделяют топ-лист путем «отсечения» от всего множества регионов первых 10-ти, 20-ти и т. п. Мы считаем необходимым использовать иерархические агломеративные алгоритмы классификации, которые позволяют выделить однородные в оценочном отношении группы территорий.
Предложенный алгоритм составления рейтингов регионов РФ по уровням состояния индустрии туризма апробировался нами для Центрального федерального округа. Оценка субъектов ЦФО показала неоднородность уровня туристско-рекреационного развития регионов (табл. 1, рис. 1). Для проведения оценок использовались данные Федеральной службы статистики РФ, официальные материалы, размещенные на сайтах и в публикациях региональных структур различных ведомств. В связи с чем особо хотелось бы отметить неоднородность в качестве представляемой информации.
Таблица 1
Рейтинг регионов ЦФО по индексу
туристско-рекреационного развития
Место в Название Индекс туристско — Уровень туристско —
рейтинге субъекта рекреационного развития (в рекреационного развития
удельных единицах)
1. г. Москва 1,000 высокий
2. Московская 0,638 относительно высокий
обл.
3. Ярославская 0,584 относительно высокий
обл.
4. Владимирская 0,538 относительно высокий
обл.
5. Калужская 0,365 средний
обл.
6. Тверская 0,352 средний
обл.
7. Белгородская 0,325 средний
обл.
8. Смоленская 0,275 средний
обл.
9. Рязанская 0,248 средний
обл.
10. Липецкая 0,164 относительно низкий
обл.
11. Орловская 0,136 относительно низкий
обл.
12. Воронежская 0,107 низкий
обл.
13. Костромская 0,103 низкий
обл.
14. Ивановская 0,100 низкий
обл.
15. Курская обл. 0,088 низкий
16. Брянская 0,053 низкий
обл.
17. Тульская 0,051 низкий
обл.
18. Тамбовская 0,000 низкий
обл.
Рис. 1. Типология регионов ЦФО по индексу
туристско-рекреационного развития
Рисунок не приводится.
В заключение отметим, что система туристских рейтингов дает возможность решить целый комплекс задач: от систематизации и получения комплексной информации о предмете оценки до стимулирования развития туризма, отдельных туристских предприятий и дестинации, создания благоприятной внешней и внутренней среды развития туризма, а значит, управления туристской индустрией на региональном и федеральном уровнях. В идеале система региональных рейтингов развития туризма должна корреспондировать с системой национальных и международных рейтингов.
Литература
1. Всемирный экономический форум. [Официальный сайт]. URL: www. weforum. org/issues/travel-and-tourism-competitiveness.
2. Кружалин В. И., Шабалина Н. В., Валькова В. В. О создании системы федеральных и региональных рейтингов развития туризма // Вестник национальной академии туризма. 2011. N 18. С. 9 — 12.
3. Рыцарева Е. Рейтинг и «рейтинги» // Эксперт. 2006. N 37. С. 174 — 177.
4. Савина А. В. Роль рейтингов при оценке конкурентоспособности предприятий // Практический маркетинг. 2006. N 8. С. 7 — 11.
5. Шабалина Н. В. Индикаторы устойчивого развития туристской дестинации // Труды международной научно-практической конференции «Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования». М.: ДАРК, 2006. С. 186 — 190.
——————————————————————